Феномен Интернет-зависимости можно определить как «нехимическую зависимость от пользования Интернетом» [41]. Однако, Интернет-зависимость, в некоторых психологических словарях определяется как, психическое расстройство, характеризующееся навязчивым желанием подключиться к интернету, а также болезненная неспособность отказаться от него [6, C.4].
Таким образом, на сегодняшний день еще не устоялось единого определения к данному явлению. В научной литературе так же используются такие определения, как «зависимость от Интернета», или «Интернет-аддикция», а также «патологическое/ избыточное применение Интернета». При разнообразном обилии всевозможных наименований многие специалисты и ученые солидарны в определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть причислены к данному синдрому (явлению).
Young К. полагает, что симптомами, характерными для Интернет-зависимости будут: увеличивающаяся тревога при нахождении в реальном мире; длительное время, проводимое в Сети; ложь или скрывание количества времени, проведенного в киберпространстве или же вялая активность в реальном мире; повторные попытки уменьшить использование Интернета, часто оканчивающиеся неуспехом; изменение эмоционального состояния посредством использования сети. Данные проявления зачастую ведут к депрессии, социальной изоляции, распаду семейных взаимоотношений, неудачам в учебе, материальному неблагополучию и к потере работы (Young К., 1998) [40].
Наиболее исчерпывающее и полное описание характеристик поведенческой деятельности, свойственных явлению Интернет-зависимости, можно обнаружить в работах Войскунского А.Е. Так, отмечается:
• активное нежелание и неспособность отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете, а уж тем более прекратить работу;
• раздражение и досада, возникающие при вынужденных отвлечениях, и навязчивые мысли об Интернете в такие периоды;
• желание проводить в Интернете большое количество времени и неспособность его контролировать;
• желание тратить на Интернет большое количество денежных средств, не останавливаясь перед расходованием припасенных для других целей накоплений и сбережений;
• готовность обманывать друзей и членов семьи, преуменьшая частоту и длительность работы в Интернет-пространстве;
• склонность и способность забывать при работе в Интернете об учебных и домашних делах, или служебных обязанностях, важных деловых и личных встречах, пренебрегая карьерой или занятиями;
• стремление и способность освободиться на время работы в Интернет-пространстве от ранее возникнувших чувств беспомощности или вины, от депрессии или состояний беспокойства и тревоги, обретение ощущения психоэмоционального подъема и своеобразной эйфории;
• неспособность адекватно принимать критику подобного образа жизни от близких, друзей или начальства;
• готовность мириться с потерей друзей, разрушением семьи и круга общения из-за поглощенности работой в Интернет-пространстве;
• игнорирование собственного здоровья и, зачастую, резкое сокращение длительности сна в связи с систематической работой в Интернете в ночное время;
• сокращение физической активности, пренебрежение личной гигиеной из-за паталогического желания проводить огромное количество времени в Интернет-пространстве;
• частое «забывание» о еде, нарушение пищевого поведения;
• злоупотребление тонизирующими напитками;
• просматривание, подбор и изучение специальной литературы о новинках Интернета, обсуждение их с окружающими [15].
Среди общих черт компьютерной зависимости М. Орзак выделила следующие психологические и физические симптомы.
Психологические симптомы:
1. эйфория или хорошее самочувствие за компьютером;
2. невозможность контролировать время работы за компьютером;
3. резкое увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
4. игнорирование семьи и друзей;
5. депрессия, ощущение пустоты, раздражения не за компьютером;
6. ложь членам семьи или работодателям о своей зависимости;
7. проблемы с учебой или работой.
Физические симптомы:
1. синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с продолжительным перенапряжением мышц);
2. ощущение сухости в глазах;
3. частые головные боли;
4. ощущение боли в спине;
5. нарушение пищевого поведения;
6. пренебрежение личной гигиеной;
7. расстройства сна, изменение режима сна [45].
Признанный авторитет в данной области К. Янг из Питсбургского университета определила пять основных категорий этой зависимости:
1. Киберсексуальная. Зависимость от киберпорнографии или от интерактивных комнат общения для «взрослых».
2. Киберотношения. Зависимость от дружеских взаимоотношений, завязанных в комнатах общения, интерактивных конференциях и играх, которая заменяет семью и реальных друзей.
3. Безмерная сетевая вовлеченность. Она включает в себя тягу к азартным сетевым играм, зависимость от интерактивных аукционов и навязчивое состояние торговли через сетевую площадку.
4. Информационная перегрузка. Безмерная вовлеченность в посещение вебсайтов и поиск по базам данных.
5. Компьютерная зависимость. Навязчивые состояния в программировании или в компьютерных играх, в основном среди детей подросткового возраста [40].
Интернет-пространство ежегодно завлекает в сети миллионы новых пользователей. Среднестатистический современный человек уже не может представить свою жизнь без Интернета. Однако для каждого из пользователей Интернет играет свою субъективную роль.
Подвергая анализу мотивы, которые заставляют людей посвящать значимую часть своего времени Интернет-пространству, можно сделать вывод, что для большинства пользователей Интернет выступает в качестве:
- общения. Кто-то проводит огромное количество времени в социальных сетях, часами просиживая в поисках одноклассников, единомышленников, или просто интересных людей. Кому-то больше по душе общение на форумах, при помощи Skype или ICQ. Кто-то ищет свою половинку на сайтах знакомств. И самое главное – это то, что благодаря Интернету мы можем без проблем общаться с людьми, в каком бы месте земного шара они не находились;
- развлечения. Смотреть фильмы, слушать музыку, читать книги, играть в игры, проходить тесты можно теперь не выходя из режима онлайн.
- самообразования. Интернет, бесспорно, является лучшим и оптимальным источником информации. Многие люди используют его для пополнения своих знаний в тех или иных сферах: записываются на дистанционные онлайн тренинги и курсы, читают книги, полезные статьи, просматривают видеоуроки, изучают языки;
- способности к творчеству, саморазвитию, личностному росту. Интернет является своеобразной площадкой для развития творческих способностей. Достаточно пройтись по кулинарным сайтам или рукодельным блогам, как тут же хочется все это повторить самостоятельно. Многие люди нашли свое любимое увлечение именно благодаря Интернету;
- места для совершения сделок или покупок. Теперь человек, не выходя из дома, может купить или продать любой товар или вещь. Через Интернет можно совершать различные денежные операции;
- средства заработка. Благодаря интернету можно заработать! Так, многие люди открывают Интернет-магазины, заводят сайты или блоги, многие создают YouTube-каналы. Новички могут начать с фриланса: наполнять сайты контентом, заниматься веб-дизайном и программированием, придумывать слоганы, продавать фотографии.
Если сравнивать Интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то можно выявить достаточное число схожих черт. Так, многие терапевты сошлись в одном, не Интернет делает человека зависимым, а человек, склонный к зависимости, находит деятельность, которая и становится объектом зависимости. Ряд авторов полагает, что существует так называемый зависимый тип личности и люди, имеющие такие черты, попадают в группу риска.
К таким чертам относятся: несамостоятельность, неспособность отказать, из-за страха быть отвергнутым, чрезмерная ранимость, безответственность; все это определяет пассивную жизненную позицию, когда индивид отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решения. И к такому типу личности относится подросток.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 494.