Основателями психологического исследования Интернет-зависимости считают клинического психолога К. Янг и психиатра А. Голдберга. В 1995 г. Голдберг предложил набор диагностических показателей для определения Интернет-зависимости. В 1997-1999 гг. были учреждены консультативно-психотерапевтические и исследовательские веб-службы по данной проблематике. В 1998-1999 гг. Д. Гринфилд, К. Сурратт и К. Янг издали первые монографии. К концу 1998 года Интернет-аддикция оказалась фактически легализована, но не как клиническое направление в узком смысле слова, а как отрасль исследований и сфера оказания людям практической психологической поддержки и помощи [12, С.83].
На сегодняшний день активно анализируются современные вопросы психологии зависимости, связанные с попытками выделения так называемых форм поведенческих зависимостей (аддикций). Анализ осуществляется на материале активно обсуждаемой в настоящее время и в то же время проблематичной зависимости от Интернета. Практически ставится вопрос о различных способах «ухода» из реальной жизни посредством изменения состояния сознания [25, С.70].
Среди отечественных ученных Ц.П. Короленко последовательно и систематически отстаивает самодостаточность форм психологических зависимостей (аддикций). «Элементы аддиктивного поведения, - пишет он вместе с Н.В. Дмитриевой, - присущи любому индивиду, уходящему от реальности посредством изменения личного психического состояния. Проблема аддикций начинается ровно тогда, когда желание уйти от реальности начинает превалировать в сознании, становясь главной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к разрыву с реальностью» [12 С.87].
Таким образом, в психологической науке доминирует убеждение, согласно которому традиционно относимым к Интернет-аддикции явлениям могут быть даны альтернативные объяснения. Интересам ряда ученых отвечает борьба за признание соответствующих явлений вариативностью психологической зависимости. Для начала главной задачей ставится вопрос включения данной аддикции в пятое пересмотренное издание Международной классификации болезней DSM [15, С.101].
Особое место в исследовательской практической деятельности ряда специалистов, разрабатывающих проблематику Интернет-зависимости, занимают качественные методы. В настоящее время значимая часть исследований методически построена как интервью, групповые обсуждения и массовые сетевые опросы с участием испытуемых, которые ощутили психологический дискомфорт. Контрольные группы, зачастую, не формируются, а клиническое интервьюирование не практикуется. Неоднократно критиковались методические погрешности проведенных в данной области исследований. Лишь за последнее время появились немногочисленные пока что клинические и лабораторные исследования, которым, безусловно, недостает свойственной сетевым опросам массовости [12, 15]. Практикуется также публикация материалов, содержащих анализ случаев [36] или включенного наблюдения за деятельностью аддиктов – к примеру, в процессе сетевой игры. Так же важно отметить рост числа количественных (в первую очередь факторных и корреляционных) исследований.
Могут быть выделены ряд следующих направлений в исследовании Интернет-зависимости: анализ деятельности опосредствованной Интернетом, модели и стадии развития Интернет-аддикции; выявление потенциальных каузальных связей и/или корреляций данного явления с иными психологическими симптомами или параметрами заболеваний [9, C.95].
Состояние проблемы можно определить в контексте Научного симпозиума «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития», проведенного 10 июня 2009 года. Его провели в рамках совместного и одноименного проекта факультета психологии МГУ, Общероссийской общественной организации и Фонда Развития Интернет «Лига здоровья нации». А.Е. Войскунский (факультет психологии МГУ) являлся научным руководителем данного проекта. Главная цель симпозиума заключалась в обсуждении таких вопросов, как формирование и стадиальное развитие феноменологии Интернет-зависимости у подростков, взрослых и детей; правомерность отнесения надлежащих явлений к ряду психологических зависимостей; выявление надлежащей феноменологии и терапевтические рекомендации.
В рамках данного симпозиума свои убеждения и воззрения по обозначенной проблеме высказали отечественные и зарубежные специалисты. Ю.П. Зинченко (декан факультета психологии МГУ) открыл данный симпозиум. Он обозначил важность психологических исследований применения Интернета для общества, вкратце рассказал о характеристиках раннего этапа изучения Интернет-зависимости и определил перспективы данных исследований.
Далее, по данной проблематике озвучили свои позиции следующие зарубежные специалисты: К. Янг (США) проведшая первые в мире исследования в данной области, автор переведенной на шесть языков книги «Пойманные в сеть»; Дж. Сулер (США), пионер киберпсихологических исследований; Дж. Грохол (США), также пионер консультативной работы и исследований в данной области, который отказывается квалифицировать Интернет-зависимость в качестве автономного вида зависимости; С. Стерн (США), который полагал, что Интернет обогащает людей; М. Гриффитс (Великобритания), он полагал, что лишь немногие аддикты демонстрируют зависимость от Интернета, для большинства индивидов Интернет является не более чем орудием; Дж. Морэйхан-Мартин (США) определил, что необходимо различать определение таких понятий как Интернет-аддикция, Интернет-зависимость, чрезмерное использование Интернета, а также патологическое, компульсивное, разрушительное, проблематичное использование Интернета; данную точку зрения поддержал М. Фенишел (США), который, помимо этого, детально проанализировал возможные различия и сходства между Интернет-зависимостью и традиционными зависимостями.
Многие зарубежные специалисты считают, что Интернет-зависимость характерна для небольшого числа пользователей Интернет-пространства; тем самым они не подтверждают взгляды, сообразно с которыми подобный вид зависимости свойственен для многих миллионов пользователей.
О.В. Чутов директор Департамента Министерства массовых коммуникаций и связи РФ сообщил о ведомственной политике поддержки инициатив общественных федераций по обеспечению защиты Интернет-пространства от негативного, противоправного и нелегального контента.
Г.В. Солдатова (факультет психологии МГУ) доложила о предварительных итогах массового исследования среди российских школьников, в соответствии с которым Интернет признан основным информационным источником для детей.
Далее выступали: В.Д. Менделевич (Казань) с докладом о психопатологии отклоняющегося поведения в Интернет-пространстве, в котором он проанализировал Интернет-зависимость наряду с другими зависимостями; А.Е. Войскунский (МГУ); К.С. Лисецкий (Самара) с докладом о различии «растворенности» в Интернет-пространстве (недооценка проведенного времени в Интернете, переоценка объема и значимости произведенного с его помощью продукта, в Я-концепции сформирована подструктура «Я превосходящий») и «нерастворенности» (переоценка проведенного времени в Интернет-пространстве, объективная оценка объема и значимости произведенного посредством Интернета продукта); С.Н. Ениколопов (Москва) на примере своего выступления раскрыл взаимосвязь между Интернетом и проявлениями враждебных и агрессивных действий; Н.В. Чудова и Ю.М. Кузнецова (Москва) проанализировали Интернет-зависимость с продолжительностью использования Интернета и с психологическими особенностями пользователей, включая индивидуальное развитие, идентичность, психоэмоциональную сферу, различие между образами Я и Другого, самосознание и др.; Т.С. Спиркина и М.С. Радионова (Москва) определили, что расположенные к Интернет-зависимости индивиды эмоционально и социально дезадаптированы, фрустрированы, используют непродуктивные копинг-стратегии.
Доклады В.Л. Малыгиной, Р.Ф. Теперик (Москва) и Н.С. Хомерики были посвящены факторам, содействующим развитию Интернет-зависимости у лиц подросткового возраста.[8].
Участниками данного симпозиума было высказано предложение о разработке Общенационального Комитета по вопросам нехимических аддикций (включая Интернет-зависимость) со следующими целями и задачами: принятие активного участия в создании законодательных актов, препятствующих популяризации описанных ранее форм поведения, разработка психопрофилактических программ и т.д. [7].
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что на сегодняшний день ряд специалистов и ученных по психическому здоровью пока не готовы признать новый вид зависимости, который еще не закреплён в официальных справочниках, другие – «киберпсихологи» - выделяют характерные признаки Интернет-зависимости, оказывают поддержку клиентам-аддиктам, осуществляют профилактическую и консультативную работу.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 528.