Психологические особенности детей подросткового возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Подростковый возраст – период жизни человека от 10-11 до 14-15 лет. По своему психологическому содержанию подростковый возраст весьма неоднороден: дети младшего подросткового возраста по психическому развитию значительно отличаются от старших подростков.

Основной задачей подросткового возраста является личностное и профессиональное самоопредедение.

Основные психологические новообразования периода подросткового возраста:

1) Реакция эмансипации и потребность в самоутверждении

2) Формирование «Я» концепции и самосознания, способность к рефлексии

На смену учебной деятельности, которая была ведущим видом деятельности в период среднего детства (с 6 до 11 лет), выходит такой вид деятельности как общение со сверстниками. Бурное половое созревание откладывает отпечаток на процесс психического, психологического и личностного развития подростка, что, в свою очередь определяет его потребности и мотивы, а задачи, которые ставит перед подростком окружающее его общество, формируют процесс его социализации и социальной адаптации.

Подростковый возраст является критическим периодом развития и относится к числу кризисных возрастов, что обусловлено неоднозначным протеканием процесса психологического взросления и полового созревания ребёнка. До сегодня ведется дискуссия о вопросах протяженности критического периода и неизбежности возрастного кризиса. В традиционных культурах, благодаря систематической подготовке к статусу взрослого человека и его публичное, торжественное признание (обряд инициации), кризиса взросления обнаружено не было.

Можно выделить общую характеристику возрастного кризиса подросткового периода, не зависимо от культуры и этноса во всех исторических эпохах. Такой характеристикой выступает биологическое созревание, отличительной чертой которого является бурное физическое развитие и половое созревание.

Наиболее сложным в любой периодизации считается возраст от 13 до 15 лет. Это период бурного и неравномерного роста и развития организма, что приводит к повышенной возбудимости, лабильности настроения и быстрой утомляемости[24].

Наиболее характерные черты подросткового возраста определяются по следующим признакам:

– резкое ухудшение поведения, проявляющееся в драчливости, негативизме, противопоставлении себя взрослым, упрямстве;

– выраженная противоречивость стремлений;

– реакция эмансипации – стремление подростка освободиться от контроля родителей.

Параллельно с реакцией эмансипации протекает реакция группирования со сверстниками. Другой подросток становится значимым партнёром по общению, подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками.

Подростковый возраст является периодом перехода от детства к взрослости, поэтому центральным образованием подросткового возраста является внутреннее ощущение себя взрослым, требование, чтобы к нему относились, как ко взрослому.

В подростковом возрасте начинает устанавливаться определённый круг интересов, становящейся психологической базой ценностных ориентаций подростков.

Одной из ярких особенностей подросткового возраста является личностная нестабильность, проявляющаяся в аффективной "взрывчатости", частых сменах настроения, противоречивостью, неустойчивостью поведения, впаданием в крайности. Подросток чрезвычайно подвержен внешним влияниям, и эта зависимость от внешних влияний порождает серьёзные социальные проблемы (делинквентное поведение, ранняя алкоголизация, наркомания, суициды).

Самосознание, как одно из важнейших новообразований личности, имеет значительное влияние на психическое развитие подростка. Именно в период подросткового взросления наблюдается бурное развитие самосознания, происходит ориентировка личности ребенка на оценку самого себя. Сравнительно с младшим школьником, который в оценке своей деятельности и своих качеств ориентируется на мнение учителя, подросток стремится иметь свое мнение и самостоятельно оценивать свою деятельность и личные качества.

Самосознание выражается в таких формах как самонаблюдение, самооценка, стремление к самоутверждению и самосовершенствованию в чувстве собственного достоинства. Интерес к самим себе возникает не из пустого любопытства, а из стремления понять, что в поступках и целях является правильным, чего следует добиваться в жизни [24].

Перечисленные особенности подросткового возраста становятся факторами риска психологической безопасности. Поэтому школа должна обеспечить психологическую безопасность подростков.

В безопасности подросток может себя чувствовать, если:

– имеет представление об угрозе, представление, как справиться с ней, обеспечить свою безопасность;

– владеет приёмами критического мышления;

– обладает определённым уровнем развития познавательных процессов.

Рассмотрим более подробно, как изменяется познавательная, эмоциональная, мотивационная, личностная и поведенческая сферы в период среднего подросткового возраста.

Итак, подростковый возраст характеризуется дальнейшим развитием психических познавательных процессов. Особенно заметные изменения происходят в интеллектуальном плане. Активно развивается логическое, а затем и абстрактное мышление, активизируются творческие способности подростка, а в дальнейшем формируется индивидуальный стиль мыслительной деятельности.

Очень бурно происходит развитие и в эмоциональной сфере. В этот период онтогенеза эмоциональной сфере свойственна амбивалентность. У подростков отмечается частая и резкая смена настроения без особых причин, дети в этот период очень раздражительны, импульсивны, возбудимы.

Общее личностное развитие, расширение круга интересов и потребностей, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками способствует активному формированию социально значимых побуждений и переживаний, таких, например, как сочувствие чужому горю, сопереживание и т.д.

У подростков 12 – 14 лет происходят коренные преобразования мотивационной сферы. Мотивационная сфера становится все более иерархичной, мотивы поведения все более осознанными, а многие интересы приобретают характер стойкого увлечения.

Как уже отмечалось, на первый план в подростковом возрасте выходит потребность общения со сверстниками, а также ярко выраженная потребность аффилиации, то есть принадлежности к референтной для подростка группе. В этом возрасте общение становится все более интимным, то есть появляются очень близкие друзья, которым подросток может доверить все свои секреты.

Также этому возрасту характерно повышение интереса к сексуальной сфере и к вопросам полового развития. Наблюдаются выраженные гендерные особенности мотивов сексуальной активности подростков.

В период среднего подросткового возраста отмечается активное становление самооценки личности, которая является основой Я – концепции личности. Особенности самооценки влияют на поведение подростка, его поступки, самовосприятие, обуславливают его социальную адаптацию и социализацию.

В период подросткового возраста продолжает активно формироваться самосознание, вырабатывается собственная система эталонов для самооценивания и самоотношения. Подросток может критично оценить свои поступки, рефлексировать, предвидеть результаты своих поступков и т.д. Как результат – переход от внешней оценки (со стороны значимых окружающих людей, например, родителей и учителей) к внутренней (собственная оценка своих поступков, способностей и т.д.). Однако значимой остается внешняя оценка со стороны референтной группы сверстников.

Поведение подростка 12–14 лет определяется, во-первых, его половым созреванием, во-вторых, сформировавшимися у него к этому времени индивидуально – личностными особенностями, а в третьих, его маргинальным социальным положением.

Стремление подростка к общению со сверстниками получило название подростковой реакции группирования или аффилиация. Подростковые группы по гендерному признаку смешанные.

Стремление к аффилиации, важность оценки референтной группы, развивающаяся способность к рефлексии, формирование самосознания, неустойчивая эмоциональная сфера приводят к тому, что у подростка ярко выраженной становится потребность освободиться от опеки взрослых, то есть возникает реакция эмансипации. Обостренное чувство взрослости является причиной постоянных конфликтов с родителями и учителями. Подростки всячески демонстрируют свою взрослость и независимость, однако это проявляется на уровне поступков и привычек, а не на уровне самосознания и ответственности за свои поступки.

Потребность ощущать себя независимым может подтолкнуть подростка к неодобряемым со стороны социума поступкам и привычкам (например, употребление алкоголя, курение, агрессия и противоправные действия и т.д.). Подростки ощущают себя непонятыми со стороны еще вчера значимых для них взрослых, что усугубляется эмоциональной неуравновешенностью. Чаще всего подростки неуверенны в себе, что толкает их искать каналы общения, в которых можно изменить свои качества, добавить себе привлекательности и при этом ощущать себя в достаточной безопасности.

Такой средой может выступать всемирная сеть Интернет. В Интернете подросток может реализовать себя, найти единомышленников, ощущать себя причастным к референоной группе и т.д. Удовлетворение всех актуальных для подростка потребностей приводит к тому, что он снова и снова погружается в Интернет-пространство, все больше отдаляясь от окружающей его социальной реальности. В результате формируется Интернет-зависимость, что нарушает дальнейшие процессы психического, личностного и социального развития личности молодого человека, его социализацию и самореализацию.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 855.