ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Программа исследования

Цель исследования: выявить психологические особенности Интернет-зависимых подростков.

Объект исследования: психологические особенности подростков.

Предмет исследования: психологические особенности Интернет-зависимых подростков.

Гипотеза исследования: Интернет-зависимые подростки отличаются от подростков, не имеющих Интернет-зависимость по своим психологическим особенностям. Так Интернет-независимые подростки характеризуются адекватной самооценкой, нормальным уровнем тревожности и агрессивности в отличии от Интернет-зависимых подростков.

Задачи исследования:

· изучить индивидуально-психологические особенности подростков с интернет-зависимым поведением;

· подобрать методики для проведения эмпирического исследования;

· организовать и провести исследование;

· провести обработку результатов эмпирического исследования;

· сформулировать выводы по результатам проведенного исследования.

Исследование проходило в 3 этапа:

На первом этапе нами были подобраны методы и методики, направленные на решение поставленных целей и составлены бланки для проведения исследования.

На втором этапе нами было проведено исследование, направленное на выявление психологических особенностей подростков, с разной степенью Интернет-зависимости.

Исследование проводилось на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа муниципального образования Славный». Всего в исследовании приняло участие 37 подростков - учащиеся 7- 8 классов МКОУ СОШ МО Славный. Из них 20 - девушки (54,1%), 17 юноши (45,9%). Средний возраст испытуемых составил - 13,9 лет. Критерием для включения испытуемых в исследование являлся факт наличия доступа к Интернет ресурсам.

Следует, иметь в виду, что данное исследование проводилось среди подростков сельской местности, которым является п.Славный Арсеньевского района Тульской области, где уровень жизни основной части населения отличается от городских показателей. Это связанно, прежде всего, с историей образованием поселка. С 1961 года на территории посёлка располагалась в/ч 25851 12 ГУ МО СССР (РФ). В феврале 1998 года войсковая часть была расформирована. Семьи офицеров, проживавшие ранее на территории были распределены в другие воинские части. Освободившиеся квартиры выдавались под социальный найм нуждающимся семьямприбывшим из ближайших деревень., как правило социально-неблагополучным. Таким образом в настоящее время в поселке проживает большой процент семей с детьми, находящиеся в группе риска.

Однако, несмотря на то, что критерием исключения участников из исследования являлся факт отсутствия дома доступа к Интернету, ни один из школьников в классах, где проводилось исследование, исключён не был. Это говорит о том, что у подавляющего большинства школьников дома имеется персональный компьютер с выходом в Интернет.

Каждый ученик участвовал во всех видах исследования. Полученные в ходе исследования параметры нашли свое отражение в таблицах, рисунках, диаграммах. Список детей принявших участие в исследовании психологических особенностей интернет-зависимых подростков отображен в Приложении 1

В исследовании мы использовали следующие методики:

1. Шкала Интернет-зависимого поведения (Chen Internet addiction Scale, CIAS)

Данный тест разработан китайским исследователем С.Ченом и коллегами (Chen S.-H., et al., 2003), адаптирован на кафедре психологического консультирования психокоррекции и психотерапии МГМСУ (Феклисов К.А., Малыгин B.JI. 2011). Тест включает в себя пять оценочных шкал: шкала компульсивных симптомов (Com); шкала симптомов отмены (Wit); шкала толерантности (Tol); шкала внутриличностных проблем и проблем, связанных со здоровьем(IH); шкала управления временем (ТМ).

Помимо пошкальной оценки существуют 2 типа надшкальных критериев - интегральные (ключевые) симптомы непосредственно самой Интернет-зависимости включающий в себя первые 3 шкалы (IA-Sym) и критерий негативных последствий использования Интернета включающий в себя последние 2 шкалы (IA-RP). Сумма всех шкал или общий CIAS балл =(Com + Wit + Tol + IH + ТМ) является интегральным показателем — общим показателем наличия Интернет-зависимого поведения.

Для оценки Интернет-зависимого поведения был использован интегральный показатель шкалы Интернет-зависимости (общий балл CIAS).

2. Методика «Самоотношение» В. Столина

Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

1) глобальное самоотношение;

2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

Опросник включает следующие шкалы:

Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого.

Шкала I – самоуважение.

Шкала II –аутосимпатия.

Шкала III – ожидаемое отношение от других.

Шкала IV – самоинтерес.

Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого.

Шкала 1 – самоуверенность.

Шкала 2 – отношение других.

Шкала 3 – самопринятие.

Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность.

Шкала 5 – самообвинение.

Шкала 6 – самоинтерес.

Шкала 7 – самопонимание.

3. Опросник Кеттелла P., включающий 142 позиции и нацеленный на аудиторию лиц 12-16 лет.

Подростковая 14 факторная методика содержит 142 вопроса с тремя вариантами ответов для выбора наиболее подходящего. Данная методика включает в себя 14 факторов: А (шизотимия-аффектотимия), B (ложь), С (степень эмоциональной устойчивости), D (флегматичность-возбудимость), Е (подчиненность-доминирование), F (осторожность-легкомыслие), G (степень принятия моральных норм), H (застенчивость-авантюризм), I (реализм-сензитивность), J (неврастения, фактор Гамлета). О (самоуверенность-склонность к чувству вины), Q2 (степень групповой зависимости), Q3 (степень самоконтроля), Q4 (степень внутреннего напряжения)

4. Методика самооценки психических состояний Айзенка.

Для определения психических состояний мы использовали методику самооценки психических состояний Айзенка, которая позволяет выявить четыре базисных состояния человека (тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность), являющиеся доминирующими в определенном континууме времени. Методика состоит из 40 вопросов, ответы на которые варьируются от 0 до 2 баллов в зависимости от степени выраженности того или иного предлагаемого качества или ситуации. Доминирующим является состояние, которое в сумме определяется набором более 10 баллов).

На третьем этапе нами был проведен анализ и интерпретация результатов, полученных в ходе исследования.

Методы обработки данных предполагали использование математико - статистического анализа. Математико-статистическая обработка данных про-водилась с использованием статистического пакета программы IBM SPSS Statistics(23).

Для проверки нормальности распределений использовался критерий Колмогорова - Смирнова, который позволяет найти точку, в которой сумма накопленных расхождений между двумя распределениями является наибольшей, и оценить достоверность этого расхождения.

Для сравнительного анализа мы использовался U-критерий Манна-Уитни (т.к. распределение данных по большей части переменных значимо отличается от нормального).

В ходе обработки результатов исследования мы делали выводы по первичным баллам, а не по стенам, т.к. баллы дают более конкретное видение результатов, чем стены.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 426.