ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение……………………………………………………………………….ст. 3

1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования...ст. 6                                                                                             1.1. Туристское многоборье как вид спорта…………………………………ст. 6

1.2.Понятие специальной выносливости и факторы, влияющие на ее развитие………………………………………………………………………...ст. 9

1.3.Методика развития специальной выносливости……………………….ст. 15

1.4. Диагностика уровня развития выносливости………………………….ст. 23

1.5.Анатомо-физиологические особенности развития юношей 16-17 лет…...ст. 25

Заключение……………………………………………………………………...ст. 31

2. Организация и методика исследования………………………………….ст. 32

2.1. Методы исследования…………………………………………………...ст. 32

2.2. Организация экспериментальной работы……………………………..ст. 36

2.3. Экспериментальная методика развития специальной выносливости..ст. 37

3. Результаты исследования и их обсуждение……………………………..ст. 42

3.1. Диагностика уровня развития специальной выносливости

туристов 16 – 17 лет………………………………………………………….ст. 42

3.2. Влияние экспериментальной методики на развитие специальной                     выносливости у туристов многоборцев 16-17 лет, и обсуждение результатов…………………………………………………………………...ст. 43

Выводы………………………………………………………………………..ст.48

Практические рекомендации………………………………………………..ст. 49

Список литературы…………………………………………………………..ст. 50

Приложения…………………………………………………………………..ст. 54

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Государственной задачей первостепенной важности является обеспечение безопасности жизнедеятельности населения страны, а также снижение количества чрезвычайных происшествий и понижение уровня смертности людей, попавших в различные чрезвычайные ситуации. Решение данных задач является частью обеспечения национальной безопасности целой страны, ведь количество чрезвычайных ситуаций и катастроф различного характера остается достаточно высоким – порядка одной тысячи чрезвычайных ситуаций в год[1].

Для решения задачи по снижению последствий аварий и катастроф и по повышению количественного уровня спасенных из чрезвычайных ситуаций, необходима высокопрофессиональная подготовка спасателей.

Чтобы стать спасателем, необходимо обладать определенными знаниями и навыками еще до зачисления на работу. Получить профессиональные знания можно в специализированных учебных заведениях, но также существуют и другие способы.

Широкую известность среди учащихся средних образовательных школ имеет такой вид спорта, как спортивный туризм. Одним из видов данного спорта являются поисково-спасательные работы, которые основываются на технике спасательных работ, которые позволяют повысить профессиональный уровень знаний и умений будущих спасателей, выявить недостатки системы обучения технике спасательных работ, что в дальнейшем позволит модернизировать и усовершенствовать систему обучения спасательным работам.

В связи с этим, актуальность исследования определяется возникшим в педагогической теории и практике противоречием между необходимостью развития специальной выносливости туристов-многоборцев и существующими в настоящее время недостаточно используемыми педагогическими возможностями его разрешения. В чем мы видим основную проблему нашего исследования.

Объект исследования – процесс технико-тактической подготовки юношей 15-16 лет на занятиях по туристскому многоборью.

Предмет исследования – методика использования специального спасательного оборудования в спортивном туризме.

Цель исследования – совершенствование технико-тактических действий по применению навыков спасательных работ в спортивном туризме.

Задачи исследования:

1.) Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2.) Разработать экспериментальную методику по использованию современных технических средств в спортивном туризме по технике спасательных работ у юношей 15-16 .

3.) Оценить эффективность экспериментальной методики использования современных технических средств в спортивном туризме по технике спасательных работ у юношей 15-16 .

4.) Гипотеза исследования состоит в том, что применение современных технических средств, применяемых в спасательных работах оборудования при занятиях спортивным туризмом повысит уровень прохождения специальных технических этапов, применяемых в спортивном туризме. В своем исследовании мы применяли следующие методы:

1. изучение научно-методической литературы по проблеме исследования.

2. педагогическое наблюдение.

3. опытная работа.

4. тестирование.

5. математическая статистика.

Новизна исследования:

1) Разработка технико-тактических действий при работе на этапах используемых в спортивном туризме и поисково-спасательных работах в природной среде.

2) Подбирались  такие технические этапы на которых, особенно актуальна проблема новизны используемого туристского спасательного снаряжения .

Практическая значимость данной работы заключается в том, что предлагаемая нами методика  позволит повысить  эффективность обучения спортсменов спасательным работам при занятиях спортивным туризмом, что обусловлено важностью при дальнейшей специализации и успешном участии в соревнованиях данной направленности.

 

 

ТЕХНИКА СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

 

Спасательные работы представляют собой систему мероприятий, которые проводятся специально сформированными подразделениями. Такие мероприятия направлены на спасение материальных и культурных ценностей, людей, защиту природной среды в зоне чрезвычайной ситуации, локализацию чрезвычайной ситуации, подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, которые угрожают жизни и здоровью людей[12].

Система спасательных работ включают в себя следующие мероприятия:

- разведка зоны чрезвычайной ситуации;

- поиск и деблокирование пострадавших;

- оказание пострадавшим первой медицинской помощи;

- эвакуация пострадавших из зоны поражения;

- жизнеобеспечение пострадавших.

В проведении спасательных работ обычно принимают участие подразделения поисково-спасательной службы, войска и формирования гражданской обороны, служба медицины катастроф, службы пожарной охраны, а также формирования ведомственных спасательных служб.

Спасательные работы подразумевают наличие факторов, которые угрожают жизни и здоровью проводящих эти работы людей, т.е. спасателям, и требуют специальной профессиональной подготовки, экипировки и оснащения.

Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ[13].

Подразделения спасателей, которые оснащены специальным инструментами, снаряжением, оборудованием и материалами, составляют аварийно-спасательные формирования, предназначенные для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Система аварийно-спасательных работ состоит из следующих элементов:

1. Разведка маршрутов движения и участков (объектов) аварийно-спасательных работ.

2. Розыск пострадавших и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных и задымленных помещений, завалов.

3. Локализация и тушение пожаров на маршрутах движения и участках (объектах) работ.

4. Оказание первой помощи и первой врачебной помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения.

5. Вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей.

6. Вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы.

7. Подача воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной вентиляционной системой.

8. Санитарная обработка людей и обезвреживание (дезинфекция, дезинсекция) одежды, дегазация и дезактивация техники, транспорта и средств защиты, обеззараживание территорий и сооружений, продовольствия, пищевого сырья, воды и фуража.

Независимо от того в рамках какого происшествия или какой чрезвычайной ситуации проводятся спасательные работы, спасатели применяют определенные отработанные техники спасательных работ.

Техника спасательных работ в природной среде имеет свои особенности. Аварийно-спасательные работы в таких условиях осуществляются с целью поиска и спасения туристов, которые принимают участие в пешеходных, горных, водных и других походах, альпинистов, спелеологов, рыбаков (зачастую именно тех рыбаков, которые занимаются подводной ловлей или зимней рыбалкой), охотников, грибников, людей, пострадавших в авариях транспортных средств, например, при падении самолетов, вертолетов, при железнодорожных авариях и другое.

     Техника спасательных работ в природных условиях обычно подразумевает прохождение следующих этапов[14]:

1) поиск и уточнение места чрезвычайной ситуации, организация устойчивой связи;

2) доставка аварийно-спасательных формирований, а также необходимого оборудования к месту чрезвычайной ситуации;

3) осуществление спасательных работ в условиях данной местности, учитывая ее особенности;

4) оказание первой медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайной ситуации;

5) транспортировка пострадавших в чрезвычайной ситуации в медицинское учреждение для оказания полноценной профессиональной медицинской помощи.

     Одним из важнейших этапов спасательных работ является первый этап, то есть поиск и уточнение места чрезвычайной ситуации и аварийного объекта (отдельного человека или группы людей). Степень точности и оперативности осуществления поискового этапа спасательных работ определяет успех всей спасательной операции. На данном этапе должна быть налажена, насколько это возможно, система связи и сигнализации, должно быть предусмотрено как можно более полное оснащение спасателей специальным оборудованием, а работа различных служб и формирований должна основываться на полном взаимодействии друг с другом.

     Действия по поиску аварийного объекта направлены на выполнение таких задач, как его обнаружение, опознание, обследование и обозначение. Обследование аварийного объекта представляет собой комплекс действий, которые нацелены на получение информации о его конкретном положении и состоянии, также на оперативный сбор и анализ данных об аварийном объекте и о признаках чрезвычайного происшествия.

     Вторым важным этапом спасательных работ является доставка спасательных служб и формирований к месту чрезвычайной ситуации с помощью различных технических средств: автомобили, мотоциклы, самолеты либо вертолеты, снегоходы, вездеходы, катера и т. д. Наиболее скоростным и эффективным техническим средством доставки спасательных служб и формирований к месту чрезвычайной ситуации считаются авиационные технические средства.

     Спасательные работы с использованием авиационных технических средств выполняются[15]:

1) подведомственными МЧС России авиационными подразделениями;

2) авиационными средствами и подразделениями других министерств, ведомств и организаций, которые привлекаются в соответствии с установленным порядком для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, основываясь на плане взаимодействия, на договорной основе или по распоряжению Правительства Российской Федерации.

     На технике аварийно-спасательных работ в природной среде основывается техника спасательных работ в спортивном туризме.

     Техника спасательных работ в спортивном туризме - это совокупность технических приемов и средств, которые используются для поисковых и транспортировочных работ в аварийных ситуациях спортивных туристских походов[16].

     Спасательные работы в спортивном туризме могут проводиться как с помощью специальных средств поиска и транспортировки пострадавших, так и с использованием подручных средств. Обычно спасательные работы в спортивном туризме осуществляются с применением подручных средств. Техника спасательных работ с использованием подручных средств имеет свои особенности, которые определяются разнообразным рельефом местности. Так, например, в условиях простого рельефа в качестве способа транспортировки пострадавших спасатели могут использовать самих себя, то есть нести людей на своих руках и плечах, вместе с этим на простом рельефе доступна возможность переносить пострадавших на носилках, на волокушах и других приспособлениях, которые можно сделать из подручных средств. Транспортировка пострадавших на сложном рельефе отличается  необходимостью обязательной страховки с помощью веревки как человека, оказавшегося в чрезвычайной ситуации, так, возможно, и самого спасателя. При таких условиях пострадавших спасатели зачастую вынуждены комбинировать различные виды техники транспортировки пострадавшего: спуск, подъем, навесная переправа, траверс. Определенные особенности имеет техника транспортировки пострадавшего по скальной стене, а также из ледовой трещины.

     При вызволении пострадавшего из того или иного места чрезвычайного происшествия могут использоваться различные техники транспортировки людей, так как обычно рельеф местности характеризуется своим разнообразием, переходом от простого к сложному и наоборот. Общими принципами для всех видов транспортировки пострадавшего являются наличие страховки пострадавшего и самостраховки спасателя, обеспечение соответствующего положения пострадавшего в зависимости от характера травмы, оперативное проведение спасательных работ с соблюдением обязательного условия — максимальной осторожности для предотвращения появления новых травм у пострадавшего, правильное и своевременное использование приемов первой медицинской помощи пострадавшему.

     Зачастую спасатели вынуждены выполнять задания по спасению пострадавших вдали от населенных пунктов, проводя при этом несколько дней в «полевых условиях», также в процессе спасения пострадавших, особенно в природных условиях со сложным рельефом местности, могут возникнуть разнообразные экстремальные ситуации. Всё это обеспечивает необходимость высокого уровня не только физической подготовки спасателей, но и их знаний. Так спасатели должны знать систему знаков сигнализации, уметь использовать на практике специальные сигналы.

     Наряду со специальными средствами сигнализации, такими как сигнальное зеркало, свисток, сигнальные ракетницы и патроны к ним, спасатели с целью обозначения собственного местонахождения могут использовать днём дым костра, а ночью яркий свет. Если в костер бросить резину, масляные тряпки, куски изоляции, то будет выделяться черный дым, хорошо заметный в пасмурную погоду. Для получения белого дыма, который хорошо виден в ясную погоду, в костёр можно бросать зелёные листья деревьев, сырой мох или свежую траву. Для подачи сигнала с земли авиационному транспортному средству можно применять специальное сигнальное зеркало, которое необходимо держать на расстоянии 25–30 см от лица и смотреть через визирное отверстие на самолет (вертолёт), при этом поворачивая зеркало, совместить световое пятно с визирным отверстием. В случае отсутствия сигнального зеркала можно использовать предметы с блестящими поверхностями, лишь проделав в центре такого предмета отверстие для визирования. Световой луч необходимо посылать вдоль всей линии горизонта даже в тех случаях, когда не слышно шума самолета или вертолёта[17].

     В ночное время суток для сигнализации могут быть использованы костры, зажженный факел, свет ручного электрического фонарика. Также в качестве средств сигнализации можно использовать предметы яркого цвета или специальные красящие порошки (флюоресцин, уранин), которые можно разбросать на снегу, льду, воде, земле при приближении вертолёта или самолёта. При необходимости в отдельных случаях могут быть применены, такие звуковые сигналы, как стук, крик, выстрел, также можно применить сигнальные ракеты либо дымовые шашки.

     Вместе с этим при проведении поисково-спасательных работ в качестве средств для подачи сигнала и с целью облегчения поиска целесообразно использование Международной кодовой таблицы воздушных сигналов «Земля-Воздух», знаки которой могут быть выложены с помощью подручных средств, например, из одежды, снаряжения, деревьев, камней, а если в чрезвычайной ситуации оказалась группа людей, то знаки могут быть составлены непосредственно людьми, которые могут вытоптать их на снегу или даже лечь на снег, лед, землю.

     Следует отметить, что в независимости от сложности чрезвычайной ситуации, из которой приходится спасать людей, наибольшая степень эффективности и оперативности проводимых действий достигается при наличии у спасателей профессионального оборудования, снаряжения и средств транспортировки пострадавших.

 

Методы исследования

В нашей работе мы выявляли наиболее эффективные в современных условиях средства и методы обучения спортсменов техническим и тактическим приемам по спортивному туризму.

Чтобы решить поставленные задачи мы использовали следующие методы работы:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Педагогический эксперимент.

4. Педагогическое тестирование.

5. Методы математической статистики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….ст. 3

1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования...ст. 6                                                                                             1.1. Туристское многоборье как вид спорта…………………………………ст. 6

1.2.Понятие специальной выносливости и факторы, влияющие на ее развитие………………………………………………………………………...ст. 9

1.3.Методика развития специальной выносливости……………………….ст. 15

1.4. Диагностика уровня развития выносливости………………………….ст. 23

1.5.Анатомо-физиологические особенности развития юношей 16-17 лет…...ст. 25

Заключение……………………………………………………………………...ст. 31

2. Организация и методика исследования………………………………….ст. 32

2.1. Методы исследования…………………………………………………...ст. 32

2.2. Организация экспериментальной работы……………………………..ст. 36

2.3. Экспериментальная методика развития специальной выносливости..ст. 37

3. Результаты исследования и их обсуждение……………………………..ст. 42

3.1. Диагностика уровня развития специальной выносливости

туристов 16 – 17 лет………………………………………………………….ст. 42

3.2. Влияние экспериментальной методики на развитие специальной                     выносливости у туристов многоборцев 16-17 лет, и обсуждение результатов…………………………………………………………………...ст. 43

Выводы………………………………………………………………………..ст.48

Практические рекомендации………………………………………………..ст. 49

Список литературы…………………………………………………………..ст. 50

Приложения…………………………………………………………………..ст. 54

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Государственной задачей первостепенной важности является обеспечение безопасности жизнедеятельности населения страны, а также снижение количества чрезвычайных происшествий и понижение уровня смертности людей, попавших в различные чрезвычайные ситуации. Решение данных задач является частью обеспечения национальной безопасности целой страны, ведь количество чрезвычайных ситуаций и катастроф различного характера остается достаточно высоким – порядка одной тысячи чрезвычайных ситуаций в год[1].

Для решения задачи по снижению последствий аварий и катастроф и по повышению количественного уровня спасенных из чрезвычайных ситуаций, необходима высокопрофессиональная подготовка спасателей.

Чтобы стать спасателем, необходимо обладать определенными знаниями и навыками еще до зачисления на работу. Получить профессиональные знания можно в специализированных учебных заведениях, но также существуют и другие способы.

Широкую известность среди учащихся средних образовательных школ имеет такой вид спорта, как спортивный туризм. Одним из видов данного спорта являются поисково-спасательные работы, которые основываются на технике спасательных работ, которые позволяют повысить профессиональный уровень знаний и умений будущих спасателей, выявить недостатки системы обучения технике спасательных работ, что в дальнейшем позволит модернизировать и усовершенствовать систему обучения спасательным работам.

В связи с этим, актуальность исследования определяется возникшим в педагогической теории и практике противоречием между необходимостью развития специальной выносливости туристов-многоборцев и существующими в настоящее время недостаточно используемыми педагогическими возможностями его разрешения. В чем мы видим основную проблему нашего исследования.

Объект исследования – процесс технико-тактической подготовки юношей 15-16 лет на занятиях по туристскому многоборью.

Предмет исследования – методика использования специального спасательного оборудования в спортивном туризме.

Цель исследования – совершенствование технико-тактических действий по применению навыков спасательных работ в спортивном туризме.

Задачи исследования:

1.) Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2.) Разработать экспериментальную методику по использованию современных технических средств в спортивном туризме по технике спасательных работ у юношей 15-16 .

3.) Оценить эффективность экспериментальной методики использования современных технических средств в спортивном туризме по технике спасательных работ у юношей 15-16 .

4.) Гипотеза исследования состоит в том, что применение современных технических средств, применяемых в спасательных работах оборудования при занятиях спортивным туризмом повысит уровень прохождения специальных технических этапов, применяемых в спортивном туризме. В своем исследовании мы применяли следующие методы:

1. изучение научно-методической литературы по проблеме исследования.

2. педагогическое наблюдение.

3. опытная работа.

4. тестирование.

5. математическая статистика.

Новизна исследования:

1) Разработка технико-тактических действий при работе на этапах используемых в спортивном туризме и поисково-спасательных работах в природной среде.

2) Подбирались  такие технические этапы на которых, особенно актуальна проблема новизны используемого туристского спасательного снаряжения .

Практическая значимость данной работы заключается в том, что предлагаемая нами методика  позволит повысить  эффективность обучения спортсменов спасательным работам при занятиях спортивным туризмом, что обусловлено важностью при дальнейшей специализации и успешном участии в соревнованиях данной направленности.

 

 

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Дата: 2019-02-02, просмотров: 455.