Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития (Кодекс Республики Беларусь об образовании).
Интегрированное обучение и воспитание в Республике Беларусь может быть организовано в дошкольных учреждениях образования и в средних школах.
В средних школах могут быть открыты классы интегрированного обучения и воспитания, в дошкольных учреждениях могут быть открыты группы интегрированного обучения и воспитания.
Цель интегрированного обучения:
• способствовать успешной социализации учащихся с особенностями психофизического развития.
Задачи интегрированного обучения:
• освоение содержания образовательной программы специального образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с образовательными стандартами специального образования;
• исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;
• обеспечение социально-психологической поддержки обучающимся и оказание им психологической помощи;
• создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития;
• формирование и развитие способности к профессиональному самоопределению;
• формирование позитивно ориентированной личности;
• профилактика девиантного поведения у учащихся с особенностями психофизического развития.
НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
При осуществлении интегрированного обучения и воспитания необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:
Кодекс Республики Беларусь об образовании;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.06.2010 №60«Об утверждении образовательного стандарта специального образования»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 №136 «Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 «Аб зацвярджэнні Палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыi»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 132 «Аб зацвярджэннi Палажэння аб спецыяльнай агульнаадукацыйнай школе (спецыяльнай агульнаадукацыйнай школе-iнтэрнаце) i прызнаннi страцiўшымi сiлу некаторых пастаноў Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 94 «Аб зацвярджэннi Палажэння аб дапаможнай школе (дапаможнай школе-iнтэрнаце) i прызнаннi страцiўшымi сiлу некаторых пастаноў Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 90 «Об утверждении Положения о специальном дошкольном учреждении»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 05.08.2016 №77«Аб вучэбных планах спецыяльнай адукацыі на 2016/2017 навучальны год»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.04.2016 №24 «Аб тыпавым вучэбным плане агульнай сярэдняй адукацыі на 2016/2017 навучальны год»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 154«Об утверждении типового учебного плана дошкольного образования»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 №38 «Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»; с учетом особенностей, установленных в ст. 276 Кодекса об образовании;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 №93 «Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.06.2014 № 75 «Об установлении перечней мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, учреждениями образования, реализующими образовательные программы специального образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, реализующими образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14.07.2014 № 105 «Об установлении перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием, необходимыми для организации физического воспитания обучающихся учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2013 №130«Об утверждении Инструкции о порядке перевода, восстановления и отчисления обучающихся, получающих специальное образование»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2011 № 247 «Об утверждении Инструкции о порядке организации подвоза обучающихся»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 13.06.2011 № 33 «Аб устанаўленнi формы даведкi аб засваеннi зместу адукацыйнай праграмы спецыяльнай адукацыi на ўзроўнi агульнай сярэдняй адукацыi»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 92 «Об утверждении Положения о патронате лиц с особенностями психофизического развития и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»;
постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.12.2011 № 128 «Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования»;
постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от12.12.2012№197«Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для отдельных учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью» и о признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 декабря 2010 г. № 176»;
инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2016/2017 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования» (утверждено заместителем Министра образования Республики Беларусь 30.06.2016).
ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ
В учреждениях дошкольного и общего среднего образования, создавших специальные группы, группы интегрированного обучения и воспитания, специальные классы, классы интегрированного обучения и воспитания, необходимо наличие следующей документации:
• приказ руководителя учреждения образования о создании специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них. В приказе указывается также учебный план специального образования, в соответствии с которым организуется образовательный процесс для ребенка с ОПФР;
• заявления законных представителей обучающихся о зачислении в специальные группы, группы интегрированного обучения и воспитания, специальные классы, классы интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса по образовательным программам специального образования. Целесообразно написание заявлений законными представителями всех обучающихся группы интегрированного обучения и воспитания, класса интегрированного обучения и воспитания. При смене учащимися с ОПФР коллектива класса интегрированного обучения и воспитания рекомендуется наличие заявлений законных представителей всех учащихся нового класса, в состав которого будет зачислен ребенок;
• заключение государственного ЦКРОиР с рекомендациями об обучении и воспитании лица с ОПФР по образовательным программам специального образования и учебным планам специального образования с согласием законных представителей с рекомендациями;
• копия свидетельства о рождении ребенка;
• медицинская справка о состоянии здоровья ребенка установленной формы;
• учебный план специальной группы, группы интегрированного обучения и воспитания, специального класса, класса интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год, утвержденный руководителем учреждения образования и согласованный с директором государственного ЦКРОиР;
расписания учебных занятий по учебным предметам (образовательным областям)и коррекционных занятий, утвержденные руководителем учреждения образования. В расписаниях указываются названия учебных занятий по учебным предметам (образовательным областям) и коррекционных занятий, день и время проведения;
• классный журнал(в учреждениях общего среднего образования);
• журнал учета проведенных занятий и посещения их детьми (в учреждениях дошкольного образования);
• диагностические карты психолого-педагогического сопровождения. Заполняются в начале учебного года на каждого обучающегося с ОПФР и сохраняются в учреждении образования на протяжении всего времени обучения ребенка;
• тетрадь преемственности в работе учителя-дефектолога и воспитателя (в учреждении дошкольного образования);
• индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения (при необходимости).
Педагогическими работниками специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания осуществляется ведение следующих документов:
• диагностические карты, которые заполняются учителем-дефектологом;
• календарно-тематическое планирование учебного материала по учебным предметам(образовательным областям) и коррекционным занятиям;
• поурочное (текущее) планирование учебного материала, коррекционных занятий, форму ведения которого, его объем и т.д. педагогический работник определяет самостоятельно.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 397.