Дети с нарушением аутистического спектра
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Среди типов отклоняющегося психического развития выделяют асинхронное развитие, одним из видов которого является искажённое психическое развитие. Для подобного состояния в настоящее время всё чаще используют достаточно щадящее наименование – расстройства аутистического спектра.

 

Особое состояние аффективной сферы и мышления, характеризующееся погружённостью индивида в мир собственных переживаний, принято называть аутизмом (от греч. autos – сам). При этом человек находится практически в полной эмоциональной самоизоляции от окружающих.

 

Для расстройств аутистического спектра характерен целый комплекс психических и поведенческих расстройств. Особенно ярко аутизм проявляется в следующих областях:

 

речь и коммуникация;

социальное взаимодействие;

воображение, эмоциональная сфера.

Аутизм отмечается в 4 – 6 случаях на 10 тысяч детей. У мальчиков он встречается в 4 – 5 раз чаще, чем у девочек. Количество людей с расстройствами аутистического спектра стремительно растёт: если в 1999 году один случай аутизма приходился на 1600 человек, то сейчас — один на 68 человек.

Термин «аутизм» в 1912 году ввёл швейцарский психиатр Эйген Блейлер.

В психологическом словаре А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского дано следующее определение: «Аутизм – крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний».

Расстройства аутистического спектра – это большой набор разнообразных нарушений от совсем лёгких, незначительных, иногда визуально даже незаметных, до самых тяжёлых, сопровождающихся, например, органическими поражениями центральной нервной системы или генетическими заболеваниями. Несколько лет назад учёные попытались подсчитать все варианты аутизма: выявили около сотни.

Научное и медицинское сообщество сегодня использует две классификации болезней:

«Диагностическое и статистическое руководство по психиатрическим расстройствам» (DSM-V), разработанное Американской психиатрической ассоциацией;

«Международную классификацию» (МКБ-10).

Обе классификации включают в спектр расстройств аутистического спектра такие заболевания, как:

синдром Каннера (собственно, классический аутизм);

синдром Аспергера;

синдром Ретта;

детское дезинтегративное расстройство;

неспецифическое первазивное расстройство развития (атипичный аутизм).

При синдроме Канера ребёнок испытывает трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром: в выражении собственных эмоциональных состояний, в понимании других людей. Отмечается задержка и нарушение речевого развития, а именно коммуникативных функций. Речь носит характер «штампованности». Часты явления эхолалии. При синдроме Каннера характерна стереотипичность в поведении. Отмечается раннее (до 2,5 лет) проявление данных расстройств. У лиц с синдромом Каннера интеллект, как правило, снижен.

У лиц с синдромом Аспергера отмечаются также трудности в социальном взаимодействии, ограниченный, стереотипный, повторяющийся репертуар интересов и занятий. От синдрома Каннер данное заболевание отличается относительно сохранными речевыми и когнитивными способностями. У людей с синдромом Аспергера наблюдается выраженная неуклюжесть.

Синдром Ретта встречается почти исключительно у девочек, является причиной тяжёлой умственной отсталости. До 1 – 1,5 лет развитие ребёнка протекает нормально. Потом приобретённые двигательные, речевые, предметно-ролевые навыки начинают распадаться. Для данного состояния характерны стереотипные, однообразные движения рук, их заламывание, потирание. Речь затрудняется, временами совсем пропадает. Отмечается низкий психологический тонус. Лицо постепенно приобретает грустное выражение. Взгляд устремлён в одну точку перед собой или расфокусирован. Возможны приступы насильственного смеха вместе с приступами импульсивного поведения. Появляются судорожные припадки.

Детское дезинтегративное расстройство – расстройство, наблюдаемое у детей, утрачивающих значительную часть ранее приобретенных навыков к возрасту до 10-ти лет. При этом в первые два года жизни отмечается период нормального развития навыков вербальной и невербальной коммуникации, адаптационного поведения, социального взаимодействия, игровых навыков.

Неспецифическое первазивное расстройство развития (атипичный аутизм) является глубоким нарушением социального взаимодействия или вербальной и невербальной коммуникации. Атипичный аутизм проявляется иначе, позже, или менее выражено, чем другие аутистические расстройства. Социальные навыки и интеллект у людей с неспецифическим первазивным расстройством ближе к норме, чем у людей с другими первазивными расстройствами развития.

Среди вариантов искажённого психического развития условно можно выделить следующие типы:

искажение преимущественно аффективно-эмоциональной сферы;

искажение преимущественно когнитивной сферы;

мозаичные варианты искажённого развития.

Следует отметить, что в реальности каждый из этих типологических вариантов имеет множество различных особенностей.

В поведении появляются стереотипные движения разной степени выраженности. Для речи характерна её развёрнутость, резонёрство, пустое философствование. Много вычурных, штамповых оборотов. Голос становится специфично модулированным. Отмечается «зацикленность» человека на своих интересах.

Но даже вне сферы особых интересов человека обучаемость достаточно высокая. Следует отметить нарушение динамики мыслительной деятельности, опору на латентные признаки. Наблюдаются эхолалии. Отмечается специфика графической деятельности: предпочтении отдаётся рисованию схем, карт, топографических планов. Интеллектуальное развитие оценивается как высокое и креативное. А в ряде случаев отмечается парциальная одарённость.

Дальнейшее развитие и социальная адаптация человека зависят от формы и тяжести заболевания.

Мозаичным (смешанным) типам искажённого развития свойственны как черты преимущественного искажения эмоционально-аффективного развития, так и черты преимущественного искажения когнитивного развития. Поэтому вплоть до младшего подросткового возраста мозаичные варианты искажённого развития крайне трудно оценить.

Следует отметить, что в периоды обострения заболевания возможен значительный «откат» и в способах взаимодействия с миром, и в общей динамике развития, и в целом в приобретённых социальных навыках. Как правило, эти периоды обострения бывают весной и осенью.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 321.