ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В 9-М КЛАССЕ В 2017-2018 УЧЕБНОМ ГОДУ (№№ 11-20)

Билет № 11

1. Понятие «лирический герой» (на примере изученных произведений А.С. Пушкина).

В лирике (др. - гр. Lуra - музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи) на первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления. Если в лирическом произведении и обозначается какой-либо событийный ряд (что бывает далеко не всегда), то весьма скупо, без сколько-нибудь тщательной детализации (вспомним пушкинское "Я помню чудное мгновенье…"). "Лирика, - писал Г.Л. Абрамович, - всегда изображает лишь само по себе определенное состояние, например, порыв удивления, вспышку гнева, боли, радости и т.д., - некое целое, собственно не являющееся целым. Здесь необходимо единство чувства"

Лирика же - это поэзия субъективности. "Содержание ее, - пишет Поспелов, - все субъективное, внутренний мир, размышляющая и чувствующая душа, которая не переходит к действиям, а задерживается у себя в качестве внутренней жизни и потому в качестве единственной формы… может брать для себя словесное самовыражение субъекта". Таким образом, эпический способ изображения художественно основан на воспроизведении внешнего по отношению к писателю мира,  лирический - на непосредственном выражении поэтом мыслей и чувств, вызванных теми или иными явлениями жизни.

Носителя переживания, выраженного в лирике, принято называть лирическим героем. Этот термин, введенный Ю.Н. Тыняновым в статье 1921 года "Блок", укоренен в литературоведении и критике (наряду с синонимичными ему словосочетаниями "лирическое я", "лирический субъект"). О лирическом герое говорят, имея в виду не только отдельные стихотворения, но и их циклы, а также творчество поэта в целом. Это - весьма специфичный образ человека, принципиально отличный от образов повествователей-рассказчиков, о внутреннем мире которых мы, как правило, ничего не знаем, и персонажей эпических и драматических произведений, которые неизменно дистанцированы от писателя. Чувства поэта становятся одновременно и нашими чувствами. Автор и его читатель образуют некое единое, нераздельное "мы". И в этом состоит особое обаяние лирики.

Лирика - это сопереживание читателя автору стихотворения. Лирика требует не отстранения, а наоборот, погружения читателя (слушателя) в чувства и настроение - и авторские, и в свои собственные, потому что если мы не угадаем за авторскими словами что-то уже знакомое нам по внутреннему опыту, стихи останутся для нас как бы письмом на непонятном языке. Когда мы не понимаем стихи, мы просто не замечаем, не слышим в них того главного, о чем идет речь. Лирика требует от читателя умения входить в эмоциональный мир другого человека, а именно автора. Само название лирики показывает, что она глубинной своей сутью родственна музыке - искусству, которое умеет выражать человеческие чувства, не называя их.

Если подойти к более конкретному изучению поэзии А.С. Пушкина, то в первую очередь я обращаю внимание на изучение произведений А.С. Пушкина и на специфику автора и лирического героя в его поэзии.

Роман "Евгений Онегин" невозможно охарактеризовать одним понятием, одним словом. "Пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница", - так сказал сам автор о своем произведении в письме к П.А. Вяземскому. То, что этот роман свободный, дало возможность существованию разных точек зрения в нем. А.С. Пушкин предоставляет выбор, свободу в восприятии героя, не навязывает своей точки зрения. Писатель в своем романе впервые отделил автора от героя. Автор в романе присутствует наравне с другими героями. И линия автора, его точка зрения существует сама по себе, отдельно от точки зрения главного героя Онегина.

Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом, образом автора и лирическим героем. Применительно к Пушкину это тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское "я" предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопланово. Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним.

Жизнелюбие - вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому "распределять" стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре "На холмах Грузии…" не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобою, одной тобой…

Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует его светлый разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: "Да здравствуют музы! Да здравствует разум!" Вспомним знаменитые послания лицейским друзьям, восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина - отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу-декабристу И. Пущину:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил…

Без сомнения, пушкинское стихотворное "я" - это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой - как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис. Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя, как, например, в стихотворении «Осень»:

Дни поздней осени бранят обыкновенно.

Но мне она мила, читатель дорогой, -

Красою тихою, блистающей смиренно…

Перед нами стихи середины 30-х годов. Как же изменился лирический голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная. Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же "сердце" остается пушкинским, солнечным, оптимистическим.

Лирический герой - это тот герой, который сопоставляется с другими персонажами, а также c обычным человеком. Если более конкретно изучать "образ лирического героя", то можно подходить к двумя путями к пониманию этого термина - узким и широким. Согласно узкому пониманию, лирический герой - это своего рода двойник автора, обладающий определенными биографическими чертами. Лирический герой в узком смысле есть не у каждого поэта. В лирическом стихотворении всегда присутствует авторское сознание, но говорить о лирическом герое имеет смысл лишь тогда, когда образ автора обладает личностными свойствами.

«Я вас любил…». Стихотворение часто называют маленькой повестью о неразделённой любви, хотя в нём всего лишь восемь строк. Одни литературоведы полагают, что стихотворение адресовано блестящей светской красавице Каролине Собаньской, другие сходятся во мнении, что оно посвящено Анне Олениной, в которую Пушкин был влюблён. Не всегда важно анализировать стихотворение, опираясь на биографию автора, потому что в любовной лирике создается условный поэтический образ лирического героя. Не всегда его можно отождествлять с автором, но лирический герой является носителем его взглядов, отношения к людям, к жизни.

Жанр стихотворения — обращение. Это разговор лирического героя с любимой.

Тема стихотворения — любовь. Любовь неразделённая и безответная, поражающая нас своим благородством.

Для передачи глубины своего чувства Пушкин использует самые разнообразные средства выразительности языка. Трижды в начале строк повторяется фраза: «Я вас любил». Такой композиционный приём называется анафорой. Важно заметить, что все глаголы в стихотворении даны в форме прошедшего времени — поэт понимает невозможность вернуть прежние чувства. Глаголы прошедшего времени ещё более усиливают ощущение безвозвратно ушедшего счастья. Любить по-настоящему — значит желать счастья любимому человеку. Пусть даже с другим. Это и есть основная мысль стихотворения.

Незадолго до смерти Пушкин написал произведение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...". В нем он подводит итог своей поэтической деятельности, опираясь на традиции не только русской, но и мировой литературы. Непосредственным образцом, от которого отталкивается Пушкин, стало стихотворение Державина «Памятник», получившее большую известность. При этом Пушкин не только сопоставляет себя и свою поэзию с великим предшественником, но и выделяет характерные именно для своего творчества особенности.

Лирическим героем данного стихотворения является сам автор. Уверенный в себе, в своем таланте, в личном вкладе в мировую поэзию. Сюжет стихотворения составляет его судьба, осмысленная на фоне исторического движения. Каждый поэт задумывается о своем месте в этом мире, об отношениях с обществом, с его читателями. Он хочет быть уверен в том, что его творчество не было напрасным, что память о нем сохранится: "Нет, весь я не умру..." Пушкин как бы подводит итог своему творческому пути.

Основную смысловую нагрузку несет четвертая строфа. Именно- в ней поэт определяет то главное, что составляет сущность его творчества и за что он может надеяться на поэтическое бессмертие:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

В этих строках Пушкин обращает внимание читателя на человечность, гуманизм своих произведений, возвращаясь к важнейшей проблеме позднего творчества. С точки зрения поэта, «чувства добрые», которые пробуждает в читателях искусство, важнее его эстетических качеств. Эта проблема станет для литературы второй половины XIX века предметом ожесточенных дискуссий между представителями демократической критики и так называемого чистого искусства. Но для Пушкина очевидна возможность гармонического решения: две последние строки этой строфы возвращают нас к теме свободы, но понятой через призму идеи милосердия. Показательно, что в начальном варианте Пушкин вместо слов «в мой жестокий век» написал «вслед Радищеву». Не только из-за цензурных соображений поэт отказался от такого прямого указания на политический смысл свободолюбия. Важнее для автора «Капитанской дочки», где очень остро была поставлена проблема милости и милосердия, стало утверждение идеи добра и справедливости в их высшем, христианском понимании.
Последняя строфа — традиционное для стихотворений-«памятников» обращение к музе:
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

У Пушкина эти строки наполнены особым смыслом: они возвращают нас к идеям, высказанным еще в программном стихотворении «Пророк». Основная мысль их в том, что поэт творит по высшей воле, а потому он несет ответственность за свое искусство не перед людьми, которые зачастую не способны его понять, а перед Богом. Такие идеи были характерны для позднего творчества Пушкина и прозвучали в стихотворениях «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа». В них с особой остротой встает проблема поэт и общество, утверждается принципиальная независимость художника от мнений публики. В пушкинском «Памятнике» эта мысль приобретает наиболее емкую формулировку, которая создает гармоничное завершение размышлениям о поэтической славе и преодолении смерти через боговдохновенное искусство.

Итак, лирический герой - это единство личности, не только стоящей за текстом, но и наделенной сюжетной характеристикой, которую все же не следует отождествлять с характером. Лирический герой как особая форма выявления авторского сознания, существовал впоследствии в разных литературных системах, но вышла эта форма из романтизма. Лирический герой у Пушкина - двупланен. Возникал он тогда, когда читатель, воспринимая лирическую личность, одновременно постулировал в самой жизни бытие ее двойника. Речь здесь идет не о читательском произволе, но о двойном восприятии, заложенном в художественной системе данного поэта. Притом это лирический двойник, это живая личность поэта.









Билет № 12

1. Романсы и песни как синтетический жанр ХІХ-ХХ веков на примерах следующих произведений по выбору обучающегося: А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь»; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь»; Н.А. Заболоцкий «Признание»; М.Л. Матусовский «Подмосковные вечера»; Б.Ш. Окуджава «Пожелание друзьям»; В.С. Высоцкий «Песня о друге»; К.Я. Ваншенкин «Я люблю тебя, жизнь».

Романсом в старину называли песню на родном языке, в отличие от книжной литературы, писавшейся на латыни. Как жанр он возник в средневековой Испании, его расцвет пришелся на XVI—XVII века. Там романс был лиро-эпическим стихотворением, написанным восьмистопным хореем. В ту пору произошло деление романсов по тематике на любовные, сатирические, шуточные. Из Испании романс перекочевал в Англию и во Францию. Англичане называли романсами и большие рыцарские поэмы, а французы — лирические любовные песни.

В качестве небольшого лирического стихотворения напевного характера на любовную тему романс проник в начале XIX века в Россию и получил здесь широкое распространение. В отличие от французского русский романс не включал в себя фольклорную песню. Различие между ней и жанром романса всегда сохраняется. И песня, и романс — небольшие лирические произведения смешанного литературно-музыкального жанра. Но песня может быть написана на фольклорный текст без автора, а романс пишется только на литературный текст, созданный поэтом.

Романс может существовать отдельно и как музыкальное произведение без слов, и как литературный текст, не положенный на музыку. Есть и другие различия: песня часто имеет припев, романс обычно лишен рефрена (повтора). Однако при всех различиях песня и романс содержат в себе много общего: строфическое строение, как правило, рифмованный стих. Но главное, им присущ напевный стих, наиболее приспособленный для пения.

Русский стих разделяется по интонации на три типа: декламационный, ораторский («Погиб Поэт! — невольник чести...»), говорной, разговорный («Мой дядя самых честных правил...») и напевный, мелодический («На заре ты ее не буди...»). Романс использует напевный, мелодический стих, способный создать одно, непрерывно развивающееся, длящееся во времени мелодическое движение, подобное тому, которое выдерживает Пушкин в стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье...»).

Содержание романса составляет счастливая или несчастная любовь. Глубокий подтекст человеческих отношений, переживаний романс доверяет угадывать читателю, в душе которого «дописывается» или «допевается» то, что хотел, но не сказал автор-поэт и что подразумевал, но не выразил композитор, если слова романса положены на музыку. Отсюда понятно, что текст часто состоит из привычных и встречающихся в поэзии выражений. Намеренной простоте содержания соответствует простота, ясность композиции.

В России романс первоначально возникает в дворянской столичной, а затем и в провинциальной среде. Он специально приспособлен для узкого круга лиц, которые посещают салоны и собираются на вечера. Там создается теплая домашняя атмосфера, и это способствует изъявлениям сердечных чувств.

Первые романсы носили преимущественно салонный характер, им была свойственна искусственность и самих переживаний, и их выражения. Но с течением времени романсы стали проще, любовные чувства стали передавать открыто и более ясно. Этому стремлению к естественности способствовали Дельвиг, Пушкин, Лермонтов, на слова которых крупнейшими композиторами были написаны романсы. Этот союз гениального слова и гениальной музыки принес свои плоды. Романс не только широко распространился в образованных слоях общества, но и стал достоянием простого люда, который ценил в нем глубину чувства, искренность и сердечность. Романс был обращен к каждому человеку, который испытывал горячую и сильную любовь или разочаровался в любви.

Широкое распространение романса в разных слоях общества в России вызвало и появление его разновидностей: «усадебный» (лучшие образцы такого романса создали А. Фет, А. Майков, Н. Огарев, А. К. Толстой), «городской» романс, который проник в город в разночинную среду (Я. Полонский). Герои таких романсов — небогатые люди, их чувства часто сдержанны. Особая разновидность — мещанский, или «жестокий», романс. Он отличался крайне напряженными страстями, надрывом, преувеличенными и доведенными до крайности интонациями. К «жестокому» близок и «цыганский» романс, с культом вольной, не знающей границ любовной страсти. Такие произведения создавались не столько самими цыганами, сколько замечательными русскими поэтами (Ап. Григорьев, Я. Полонский, А. Блок).

В конце XIX века классический романс претерпевает существенные изменения: усложняются средства выражения, музыкально-поэтическая связь. В творчестве П. Чайковского романс нередко приближается к оперной арии с широким, симфонизированным развитием («День ли царит»). Этот тип романса характерен и для С. Рахманинова («Весенние воды»).

Романс постепенно выходит за рамки камерного жанра, приближается к вокально-симфоническому направлению, изредка романс представлен только музыкальной пьесой («Вокализ» С.Рахманинова). Но эта форма сложнее как для исполнения, так и для восприятия, романсы эти находят отклик у элиты, а не массовой публики. Так, постепенно классический романс становится интеллектуальным, элитным, теряя при этом свою лёгкость и простодушие.

Романс - это изначально диалогическое в своем содержании вокально-поэтическое произведение с сопровождением, выражающее любовное переживание, рассчитанное на камерное исполнение и представляющее собой трехгранную структуру, в которой в относительном равновесии находятся слово, музыка и речь.

Главной особенностью романса является диалогичность. Это диалог музыки и слова на уровне метра, ритма, интонации, уравновешивающий интеллектуальную и эмоциональную сферы в романсе. Чтобы создать объемный образ, стих и мелодия, следуя собственной логике, должны быть взаимосвязаны, взаимодополняемы. Музыка в романсе подразделяется на две составляющие - мелодию и аккомпонемент, которые также вступают в диалог, причем не только между собой, но и каждая - со словом. Что касается поэтического содержания романса, то оно всегда лирично и основано на любовном переживании - таков специфический предмет познания в данном жанре. Нужно помнить, что у романса всегда есть адресат, а значит, диалогичность заложена в романсе изначально.

К речевым особенностям романса относится и специфика исполнения. Исполнение романса направлено к слушателю. Для певца слушатель - его непосредственный партнер, помощник и друг. Для слушателей артист исполняет музыкальное произведение, с ними хочет поделиться своими мыслями, чувствами, в них возбуждает ответную реакцию - скорби, гнева, радости, торжества, любви и ненависти. Донести до слушателя художественную ценность музыкального произведения является главным для артиста. И это достигается выразительностью исполнения.

Романс является синтетическим жанром, где выразительность поэтического жанра соединяется с выразительностью образа музыкального. Однако, если стих, занимающий «пограничное» положение между литературой и музыкой, может и не произноситься, то есть быть письменным текстом, то в вокальных жанрах, а значит и в романсе, это невозможно. По этой причине для характеристики романса как жанра оказывается необходимой еще одна категория, являющаяся «связующим звеном» между поэзией и музыкой - «речь». Под речью в данном случае понимается артикуляция, озвучивание текста - и стихотворного, и музыкального одновременно.

Выявляются основные жанровые признаками русского романса второй половины XIX века:

1. Содержание романса не выходит за пределы лирики, то есть объектом познания в данном случае является любовное переживание.

2. Романс характеризуется только одним лирическим настроением, что характеризует его с точки зрения объема предмете познания (однако, спектр эмоциональных состояний настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность «выбрать» наиболее близкое ему, поэтому романс был и остается одним из самых демократических жанров художественного творчества).

3. В связи с тем, что романс выражает любовное переживание, он всегда либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своем содержании.

4. Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса - его интимность, камерность. При этом нельзя говорить об эмоциональной замкнутости в романсе, поскольку он предполагает диалог с любым слушателем.

5. Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трехгранную структуру, в которой в относительном равновесии находятся слово, музыка и речь.

6. Основной характеристикой романса как музыкального жанра является то, что это вокальное произведение с сопровождением.

Алексей Александрович Сурков 1899—1983 Муз. К. Листова Софье Кревс

Бьется в тесной печурке огонь.
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

О тебе мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

Стихотворение Алексея Суркова«Бьется в тесной печурке огонь…» было написано в начале Великой Отечественной Войны – 27 ноября 1941 года в советской деревушке Кашино. Стихотворение легло на музыку и стало безумно популярной песней военных лет под названием «В землянке». По словам автора, песня родилась после одного из тяжелых дней у реки Истра. Под впечатлением от всего пережитого, Алексей Александрович написал письмо своей семье, находившейся в эвакуации в городе Чистополе, расположенном на территории современного Татарстана.

Под пером ручки рождались трогательные шестнадцать строчек стихотворения, очень личные и нежные. Поэт не собирался их публиковать и, тем более, не видел их в качестве будущей песни. Но судьба распорядилась иначе: три месяца спустя, уже в московской редакции, повстречались композитор Константин Листов и поэт Алексей Сурков. Листов настоятельно просил выдать ему какой-нибудь материал для песни. Сурков, будучи уверенным, что фронтовой песни из этих строк не получится, отдал ему листок с написанным стихотворением. Через неделю Константин вернулся и, взяв гитару, исполнил песню под названием «Землянка». Внезапно наступившая тишина в комнате дала понять, что песня получилась.

С тех пор песня стремительно пошла по фронтам: Севастополь, Полярный, Ленинград… Советским «блюстителям нравственности» она не нравилась – критики считали ее непатриотичной, упадочнической. Но народ полюбил эти простые, понятные всем строчки.

Главная тема произведений любого лирического автора – любовь. Суриков не стал исключением. Война, с ее немыслимой жестокостью, несправедливостью и бессмысленностью казалось, не оставляет места такому хрупкому чувству, как любовь. Но именно она оживила эти строчки, наполнила их смыслом, теплом близких душ и стала родной для миллионов советских солдат.

Строки, написанные в разгар жестокой войны, отдают тихой грустью от разлуки с любимой семьей. Как бы ни были патриотично настроены бойцы перед боем, но после него, когда наступает тишина и каждый остается один на один со своей личной болью, единственное, что спасает – это семья. Вернее, воспоминания о ней. О родителях, сестрах, братьях, женах и детях. В каких бы суровых условиях ни находился русский солдат, он всегда надеялся, что его семья жива, пусть она далеко, но зато в безопасности. И каждый из них понимал, что завтрашний бой может стать последним.

В начале стихотворения возникает аскетичный образ фронтовой землянки. Здесь, в окружении своих товарищей по оружию, автор думает о том, что является самым главным для него – о своей любимой. Огонь выступает символом тепла, дома, жизни. Но даже он весьма слабо греет солдата. Редкий отдых припорошен грустью: «На поленьях смола, как слеза».

Где бы не находился герой стихотворения, его мысли всегда о любимой, его сердце – в прошлой, мирной жизни, где нет места холоду, голоду и смерти.

На образ жены переносится олицетворение всей жизни, радости, весны и тепла, всего того, в чем так жадно нуждается простой советский солдат. Как противопоставление ярко рисуется другая сторона жизни – зло, война и горе.

Метафорический прием «А до смерти четыре шага» стал опознавательным знаком этого произведения. Фраза понеслась по местам боев, и каждому бойцу она была до боли знакома и близка… В этих нескольких словах автор смог заложить весь огромный страх перед смертью, когда уже больше никогда не будет ни мирного неба над головой, ни цветущих яблонь, ни детского смеха.

Последнее четверостишье выражает уверенность в победе и настрой сражаться до конца. Вьюга олицетворяет заблудившееся счастье, надежду на спокойную жизнь. Но, когда есть самое главное – любовь близких, не страшны любые беды, все они временны. Только любовь способна «вывести» солдата из боя невредимым, спасти его от холода и голода, дать силы противостоять страхам.

 

2. Тема гармонии человека с природой в творчестве Н.А. Заболоцкого (по выбору обучающегося из программы 9-го класса).

Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаешь.
Н. А. Заболоцкий

В творчестве известного русского поэта Н. А. Заболоцкого центральное место отведено теме природы. Писатель вырос в живописной сельской местности. Впечатления от этих мест, от красоты окружающего мира он сохранил на всю жизнь и отразил их в своих стихотворениях. В его произведениях жизнь природы всегда как бы переплетается с жизнью самого человека. Часто именно в природе автор видит великую мудрость и красоту, чего, по его мнению, часто не хватает миру людей. Мир природы для него наполнен высшей гармонией. И вместе с тем писатель считал, что главная задача человека – венца природы – в том, чтобы стараться сохранить и усовершенствовать этот прекрасный мир.

Стихи Заболоцкого наполнены безмерным поэтическим чувством, они передают влюбленность поэта в природу, великолепие и чистоту ее красок, грандиозность происходящих в ней процессов:

Кленовый лист напоминает нам янтарь.
Дух Осени, дай силу мне владеть пером!
В строенье воздуха – присутствие алмаза.

Природа раскрывается Заболоцкому во всей своей одухотворенной красоте. С огромной нежностью говорит он о “пуховом шарике” одуванчика, о жуке-менестреле, о бабочке, “ставшей на пуанты”. Автор восхищается и “завитушками листьев”, и “особым светом”, которым наполнен мир осенней природы. Жука, трудящегося между листьев, он сравнивает с “маленьким божком”. И поэт дает нам понять, что мы – часть этого мира:

Летит внизу большая птица.
В ее движенье чувствуется человек.
По крайней мере, он таится
В своем зародыше меж двух широких крыл…

Картины природы, написанные поэтом, пробуждают все лучшее, что есть в человеке. Однако часто в его стихотворениях можно услышать тревогу и напряженность. Передавая отношение человека к окружающему миру, его мысли и чувства, автор говорит о том, что природа лишена понимания добра и зла, она равнодушна к человеческому страданию. Человек не в силах изменить жестокую действительность, и природа не может ему в этом помочь. Гибель вожака птичьей стаи в стихотворении “Журавли” передает ощущение неизбежности смерти, но в то же время и закономерность, неизбежность возрождения жизни.

Произведения Заболоцкого, посвященные природе, различаются по своим настроениям, чувствам. Постоянным остается лишь одно – сознание величия природы, ее необходимости для человека, который является ее сыном и в то же время ее творцом. Стихотворения поэта заставляют и нас задуматься, иначе взглянуть на окружающий мир.

Анализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе». В 1947 году поэт создает один из самых популярных своих стихов под названием «Я не ищу гармонии в природе…», в котором пытается изложить свою концепцию жизненных ценностей. Автор отмечает, что пейзажная лирика, к которое тяготеют многие поэты, лично для него лишена всякой ценности, так как «ни в недрах скал, ни в ясном небосводе» ему так и не довелось увидеть «разумной соразмерности». Мир природы представляется ему своенравным и дремучим. Поэтому искать в нем гармонию так же глупо, как и пытаться превозносить человека, являющегося, по всем канонам, венцом творения. Однако у каждого из нас масса недостатков, потому вести речь о совершенстве в этом случае бессмысленно.

Герой Заболоцкого признается, что по отдельности может восторгаться ветром, солнцем, пением птиц. Но при этом не стоит забывать, что все явления в природе взаимосвязаны между собой. И за внешней красотой нередко скрываются жестокость и боль, которые являются обратной стороной медали любых взаимоотношений. Найти «золотую середину» в этом случае крайне сложно, и лично для поэта это – «тихий час осеннего заката», когда окружающий мир наполняется удивительным умиротворением, а «огромный мир противоречий» наконец-то находит примирение с самим собой. Это состояние природы автор сравнивает со взаимоотношениями матери и ребенка – чистыми, бескорыстными и совершенными в своей непогрешимости только потому, что в их основе лежит неподдельная любовь. Именно это чувство заставляет мать жертвовать собой, а малыша с благодарностью принимать эту жертву ради того, чтобы продлить мгновения истинного счастья, которые им дарованы, и «солнце увидать». Т.е. преодолеть все земные страсти, предрассудки и предубеждения во имя единства души, которое возможно лишь при бескорыстных взаимоотношениях, которые свойственны матери и ребенку.

Лирический герой стихотворения говорит: «Я не ищу гармонии в природе», так как он никогда не видел в ней «разумной соразмерности начал». Он считает, что мир природы груб, опасен и своенравен. Пение ветров (что-то, кажется, мягкое и мелодичное) –«ожесточённое», ночь – «слепая», движение – «буйное», сам мир – «дремучий», мир, в котором сердце не слышит «правильных созвучий, душа не чует стройных голосов». Лирический герой смотрит на природу свысока, считает, что труд её «бесполезно тяжкий», бесполезный он именно со стороны человека, которому этот труд ничего не приносит. Но постепенно мир природы в стихотворении становится спокойнее, тише, даже слабее, лирический герой становится жалостливее, проявляет свои чувства к ней. Потемневшая вода от усталости затихает «в тревожном полусне изнеможения», природа «печальная» лежит, «вздыхая тяжело». Всё сотворённое человеком природа видит во сне чем-то высоким и прекрасным: вал турбины «блестящий», «пенье» труб, «мерный звук разумного труда», «зарево плотины», и ей уже не мила «дикая свобода, где от добра неотделимо зло». В последней строфе стихотворения лирический герой сравнивает её с матерью, которая «таит в себе высокий мир дитяти, чтоб вместе с сыном солнце увидать». Автор считает, что природа является той основой, жизнью, которая включает в себя и мир людей, их достижения и открытия.






















Билет № 13

Билет № 14

1. Понятия «художественный тип» и «типичный характер» (на примерах изученных произведений по программе 9-го класса).

ТИП ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (греч. typos — отпечаток, образец) — созданный в процессе творческого воображения писателя, художника образ искусства, в котором отражены характерные черты определенной группы людей, определенного общества. В основе художественного типа может быть конкретно-историческая личность, но чаще это результат обобщения определенных свойств социальной группы людей, их классовых, национальных, психологических черт и т. д. Многие русские писатели создали яркие типичные образы, используя как собирательный характер поколения, так и реальный прототип

Однако и живой прототип и собирательный образ должны представлять собой художественное обобщение. Существуют различия в способах и приемах создания художественных типов в пределах единого реалистического метода.

Так, гоголевский способ концентрации внимания проявляется в одной, существенной черте характера, заострении определенных социально-психологических особенностей устоявшихся в жизни типов помещиков «Мертвых душ», выведении их «на всенародные очи».

Социальная значимость художественного типа зависит от объекта типизации, связана с распознанием ведущих типов эпохи, коренных социальных конфликтов. Глубоко воссозданные художником, подобные социальные типы достигают колоссального общественного звучания, выступают характеристикой целых эпох в жизни общества. Таковыми были типы «лишних» людей в русской литературе начала и середины XIX в. («Горе от ума», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени» и др.).

Общеизвестно высказывание Энгельса: "На мой взгляд, реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах".

Характер (греч. charakter, букв. 'черта') - это совокупность психических свойств, из которых складывается личность человека и которые проявляются в его действии, поведении. Характер состоит из ряда (не из одной) черт, каждая из которых есть нечто абстрактное, "всеобщее". Из этих черт складывается личность человека, проявляющаяся в действии, поведении, в тех или иных обстоятельствах, в определенной ситуации, в конкретном, "особенном".

На связь между характером и обстоятельствами обратил внимание Пушкин. В упоминавшейся заметке о Шекспире он говорит: "Обстоятельcтва развивают перед зрителем их ("лиц, созданных Шекспиром") разнообразные и многосторонние характеры". Черты характера героя "Венецианского купца" даны Пушкиным в перечислении. На первый взгляд кажется, что перед нами только перечисление. Но это не так. Характер не смесь тех или иных черт, а их единство. Они не равны между собою, а находятся в известном соотношении. Что-то доминирует, преобладает, подавляет другие, заметно выступает, определяя характер в целом и придавая ему единство.

Первым во всем объеме вопрос о типизации поставил Белинский. Он, как никто другой, обладал удивительною способностью видеть главное в образе и выделять то, что придает ему типичность: "Не говорите: вот человек с огромною душою, с пылкими страстями, с обширным умом, но ограниченным рассудком, который до такого бешенства любит свою жену, что готов удавить ее руками при малейшем подозрении в неверности - скажите проще и короче: вот Отелло! Не говорите: вот человек, который глубоко понимает назначение человека и цель жизни, который стремится делать добро, но, лишенный энергии души, не может сделать ни одного доброго дела и страдает от сознания своего бессилия - скажите: вот Гамлет! Не говорите: вот чиновник, который подл по убеждению, зловреден благонамеренно, преступен добросовестно - скажите: вот Фамусов! Не говорите: вот человек, который подличает из выгод, подличает бескорыстно, по одному влечению души - скажите: вот Молчалин!".
В статье "Герой нашего времени", устанавливая типичность Максима Максимыча, Белинский пишет; "Не правда ли, вы так свыклись с ним, так полюбили его, что никогда уже не забудете его, и если встретите - под грубою наружностию, под корою зачерствелости от трудной и скудной жизни - горячее сердце, под простою, мещанскою речью - теплоту души, то, верно, скажете: „это Максим Максимыч"? <...> Поэт хотел изобразить характер и превосходно успел в этом: его Максим Максимыч может употребляться не как собственное, но как нарицательное имя, наравне с Онегиными, Ленскими, Зарецкими, Иванами Ивановичами, Иванами Никифоровичами, Афанасиями Ивановичами, Чацкими, Фамусовыми и пр.".

Чем сложнее образ, тем труднее выделить ведущую черту характера, определяющую его типичность.
Гамлет, например, может пониматься по-разному. Сильная воля этого человека подчинена мощному интеллекту. Гамлет - экспериментатор ("Мышеловка", д. III, сц. 2), исследователь, мыслитель. Его отличает высокая принципиальность. Гамлет хочет предпринять решающее действие на основе абсолютно достоверного знания и только тогда, когда обеспечена полная эффективность с точки зрения выполнения поставленных им перед собой задач. Трагедия Гамлета не столько в сознании своего бессилия (здесь его субъективная ошибка), сколько в понимании разрыва-пропасти между миром идеальным и миром реальным, между тем, что он хотел видеть в действительности, и тем, чем она была на самом деле. Чувство бессилия, охватившее Гамлета, оправдано в те мгновения, когда он пытается выйти за пределы задачи, поставленной Призраком, - "отомстить за гнусное убийство". Убийством Клавдия не уничтожить мировое зло (ведь Дания - частица нашей планеты). Гамлет это понимает и мучается. Но не иссякает его стремление дать бой лицемерию, пошлости, мерзости окружающей действительности, дать бой всему, что находится в резком, кричащем противоречии с его идеалом.

Так что же такое типичность? Выделить в сложном характере персонажа ведущую, доминирующую, преобладающую черту-только половина дела. Это необходимая предпосылка для того, чтобы сделать второй шаг. Вторым шагом (и здесь опять мы видим величайшую заслугу Белинского) является установление "всеобщего". "Всеобщее" есть качество типичного характера. Признать характер типичным - это, значит, видеть его "всеобщее". Вот в чем секрет превращения собственного имени в имя нарицательное.

Еще раз обратимся к Белинскскому: "Типическое лицо есть представитель целого рода лиц, нарицательное имя многих предметов, выражаемое однако же собственным именем. Так, например, Отелло есть собственное имя, принадлежащее только одному лицу, изображенному Шекспиром; но, видя человека в припадке ревности, мы говорим: „Какой Отелло!", хотя бы этот человек назывался Иваном или Петром и был русский или немец, а не мавр. В этом же смысле все герои поэм, драм и повестей Пушкина, „Горя от ума" Грибоедова, повестей Гоголя - типы. Боже мой, если посмотреть, на скольких людей приходится так ловко, как по них шито, достославное имя одного Ивана Александровича Хлестакова!.."

А. В. Луначарский как бы вторит Белинскому: "...Молчалины, Загорецкие, Репетиловы, конечно, живы и сейчас. Это те, о ком говорят: он подловат, неразборчив в принципах, но его все же можно пустить в ход, потому что он покорен, послушен, делает все, что прикажут, исполнительный человек. Такие речи приходится слышать. А в это время тень Грибоедова шепчет: вспомни Молчалина. И рядом с Молчалиным идут люди, ловкие на все руки, мастера находить всевозможные выходы. Опять тень Грибоедова подсказывает: вспомни Загорецкого".

Гамлет, Хлестаков, Обломов как личности, индивидуальности (каждый из этих персонажей представляет собой совершенное воплощение единства "единичного", "особенного", "всеобщего") неповторимы. Но гамлетовщина, хлестаковщина, обломовщина - понятия, охватывающие массы. Это определенные личности, индивидуальности, художественно очерченные, "единичные". Не только собственные имена, но и определенные понятия, и мы произносим эти имена, как имена нарицательные, когда встречаем в жизни, в окружающих нас людях то, что составляет сущность этих персонажей. Если мы видим невежественного ленивого подростка, подхалима, кулака, лицемера, человека бездейственного или "футлярного", мы называем каждого именем соответствующего персонажа.

Выделив главное в образе, Белинский, признавая его типичным, тем самым видел его "всеобщее". В современной Белинскому действительности были люди, которых он мог назвать именами Фамусова, Чацкого, Онегина...
Чем образ проще, тем легче установить его типичность. Но образ, сведенный к какой-либо одной черте, выигрывая в типичности, проигрывает в художественности, ибо художественным мы можем признать только то, что соответствует правде жизни. А в жизни мы не встречаем людей, характер которых состоит из одной черты. Человек сложен и глубок, причем не всегда можно заметить преобладание какой-либо одной черты.

Выделить ведущую черту характера персонажа, придав ему типичность, но в то же время не обеднить психики героя, - великое искусство. Этим даром владел Гоголь. Уже давно было отмечено, что Чичиков, например, не лишен некоторых положительных качеств: он умен, опрятен, работоспособен, настойчив в достижении намеченной цели, не падает духом при неудачах, имеет большой жизненный опыт, прекрасно знает людей, умеет разбираться в обстановке. Но чему подчинены эти драгоценные свойства? Гоголь отвечает на этот вопрос: "Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых". То же мы можем сказать и об остальных персонажах первого тома "Мертвых душ". Качеству отрицательному - предельной наивности (чтобы не сказать глупости) Манилова контрастируют положительные; черты - мягкость, обходительность, приветливость, доброжелательность; крайней ограниченности Коробочки - ее несомненные хозяйственные способности; прожектерству Ноздрева, его неодолимой склонности к различным курбетам - удаль, размах, своеобразная ширь его неуемной натуры. Собакевич - кулак; но это человек, далеко не глупый, при случае весьма оперативный; можно позавидовать его проницательности, его пониманию подлинных мотивов поведения тех людей, с которыми он приходит в непосредственное соприкосновение. Душа Плюшкина очерствела от всепоглощающей скупости, но при воспоминании об "однокорытнике" председателе, о совместных детских шалостях - пусть на мгновение! - он проявляет чувство, похожее на нежность, теплоту, сердечность. И сколько жизни в его бегающих глазках!
Перед нами не абстракция, а живые люди. Их реальное бытие подкрепляется (в восприятии читателя) и обстановкой, окружающей каждого персонажа, и его внешним видом, и характером его речи - всем поведением, вплоть до меню, предложенного гостю.

У Грибоедова и Гоголя почти все образы-типы. Им удалось придать персонажам типичность, т. е. выделить в характере ведущую черту, встречающуюся - в более или менее замаскированном виде - у других людей; в то же время они жизненны, в достаточной мере сложны; у нас нет ощущения примитива, чего-то элементарного, упрощенного, схематичного.
Между понятиями "типичный характер" и "тип" есть некоторая разница. Критерий - практика, социальная функция художественного образа. Когда собственное имя персонажа в устах народа надолго становится именем нарицательным, типичный характер превращается в тип, т. е. первое предопределяет второе. Образы-типы "всеобщи" в широком смысле слова. Каждый тип - типичный характер, но не наоборот. Называя образ типом, мы подчеркиваем "всеобщее" типичного характера, указываем на то, что его типичность выходит далеко за пределы своей эпохи и сохраняет свое значение для нашего времени, а, может быть, и для ближайшего (или отдаленного) будущего.

Интересно отметить, что А. М. Горький различал понятия "характер" и "тип": "У нас образцово поучительной пьесой является изумительная по своему совершенству комедия Грибоедова, который крайне экономно, небольшим количеством фраз создал такие фигуры, как Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Репетилов, - фигуры, в которых исторически точно отражена эпоха, в каждой ярко даны ее классовые и „профессиональные" признаки, и которые вышли далеко за пределы эпохи, дожив до наших дней, т. е. являются уже не характерами, а типами, как, например, Фальстаф Шекспира, как Мизантроп и Тартюф Мольера, и прочие типы этого ряда".

Разумеется, Горький не отрицает в типе наличия характера. Он только указывает на особое качество типа - выход его "всеобщего" за пределы изображаемой эпохи. Таковы Молчалин (подхалимство), Фамусов (бюрократизм, протекционизм), Глумов (карьеризм), Хлестаков (фанфаронство), Чичиков (приобретательство), Манилов (беспочвенная мечтательность), Плюшкин (скряжничество), Иудушка (лицемерие), Пришибеев (самоуправство), Беликов ("как бы чего не вышло") и т. д.
Персонажи романов Тургенева и Льва Толстого представляют собою типичные характеры. Каждый из них приближается к понятию "индивидуальная смесь", в которой, как это часто бывает в жизни, трудно уловить преобладание какой-либо одной черты.

В свете нашего понимания образа как единства "единичного", "особенного" и "всеобщего" мы можем сказать, что каждый образ (типичный характер) типичен в связи с "особенным" (т. е. в связи с эпохой, средой, моментом), а некоторые (образы-типы, их иногда называют "вековыми") в своей типичности ("всеобщем") выходят далеко за пределы эпохи, их породившей.
Пойдем вслед за Белинским и признаем, что Печорин "весь" в этих стихах Лермонтова:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

"Это противоречие, - пишет Белинский в статье "Герой нашего времени", - превосходно выражено автором разбираемого нами романа в его чудно-поэтической „Думе", исполненной благородного негодования, могучей жизни и поразительной верности идей. <...> Печорин есть один из тех, к кому особенно должно относиться это энергическое воззвание благородного поэта, которого это самое и заставило назвать героя романа героем нашего времени".

Спрашивается: является ли противоречие, отмеченное Лермонтовым, а затем подчеркнутое Белинским, типичным для героев того времени? Приведенные свидетельства для нас достаточно авторитетны. Но "всеобщее" Печорина отходит на второй план по сравнению с "особенным": Печорин - не герой нашего времени, и если у некоторых указанное противоречие встречается, то настолько редко, что "типичность" приходится исключить. Вот почему Печорин скорее не тип, а "типичный характер". Историческую определенность этого характера отметил Короленко, говоря об общественном настроении 60-х годов XIX в.: "Но в сущности и романтизм, и печоринство уже выдохлись в тогдашней молодежи".
Иначе обстоит дело с Молчалиным. Вспомним его откровения:

Мне завещал отец:
Во-первых угождать всем людям без изъятья -
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Карьеризм, бюрократизм, подхалимство - ярко выраженное лицо московского чиновничества 20-х годов XIX в. ("всеобщее" в "особенном"). Но сколь велико может быть иногда "всеобщее" "типичного характера", если эти пороки бытуют за пределами описанной эпохи, если и в наше время мы частенько встречаем таких "героев". В подтверждение наших наблюдений сошлемся на А. В. Луначарского: "Да, к сожалению, но, естественно, вы можете еще и сейчас встретить сановитого Фамусова, проезжающим в казенном автомобиле для подписи бумаг. Можете встретить бегущего к нему по тротуару с толстым портфелем подмышкой подхалима Молчалина". Фамусов и Молчалин - типы; иными словами, "типичный характер", приобретая новое качество - "всеобщее", становится типом.


















Билет № 15

1. Темы и мотивы лирики А.С. Пушкина (на примерах изученных произведений по программе 9-го класса).

Гоголь утверждал, что лирика Пушкина «явление чрезвычайное». Определяя многогранность творчества поэта, он с восхищением писал: «Что ж было предметом его поэзии? Все стало ее предметом, и ничто в особенности. Немеет мысль перед бесчисленностью его предметов...». Многогранность и многомерность пушкинского творчества можно почувствовать и осознать, выделив основные темы и мотивы его лирических произведений.

Ведущей темой лирики Пушкина является тема свободы. Поскольку для поэта «свобода» - понятие основополагающее, то эта тема видится своеобразным стержнем, проходящим через все творчество поэта. Свобода рассматривается как социальный, политический и нравственный идеал пушкинской поэзии. Данная тема включает в себя ряд мотивов, которые и раскрывают ее широту. Мотив политической свободы выражен в стихотворениях «Лицинию» (1818), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819). В этих произведениях высказаны идеи, близкие взглядам декабристов: служение общественным идеалам, осуждение тирании, угнетения. Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Узник» (1822), «Птичка» (1823). Здесь романтический призыв бегства из мира-«темницы» и желание дать освобождение «хоть одному творенью» усиливается образами птиц, олицетворяющими природное стремление к воле. Противоречивость мотива личной свободы отражена в произведениях «Свободы сеятель пустынный...» (1823), «К морю» (1824). В стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может...» (1829) мы встречаемся еще с одним проявлением мотива личной свободы - уважение личности другого человека. Философское осмысление рабства как противопоставления свободе ярко видно в стихотворении-притче «Анчар» (1828). Свобода творческой личности - важнейший мотив темы проявляется в стихотворениях «Поэту» (1830), (Из Пиндемонти) (1836). Свобода как всеобъемлющее понятие, как основа жизни человека - этот мотив звучит в стихотворении «Пора, мой друг, пора...» (1836).

Следующей темой, которую можно выделить в поэзии Пушкина - гражданственность и патриотизм. Мотивы этой темы широки и разнообразны. Мотив любви к родной природе как выражение любви к Родине отражен в произведениях «Редеет облаков летучая гряда...» (1820), «Кавказ» (1829), «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю...» (1829), «Румяный критик мой...» (1830), «Осень» (1833), «...Вновь я посетил...» (1835). Мотив служения общественным идеалам как проявление гражданской позиции выражен в стихотворениях «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Во глубине сибирских руд...» (1827), «Арион» (1827). В стихотворениях «Стансы» (1826), «Клеветникам России» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836) Пушкин выражает свои политические идеалы, проявляет сыновью любовь к отечеству и стремление служить его интересам на поэтическом поприще.

Тема дружбы опирается на лирические произведения, обращенные к лицеистам. «Священный союз» лицейских друзей для Пушкина свят и непоколебим. Стихотворения в честь лицейских годовщин (19 октября), послания к товарищам-лицеистам - основа лирических стихотворений о дружбе: «19 октября» (1825), «И. И. Пущину» (1826), «Чем чаще празднует лицей...» (1830).

Относятся к этой теме стихотворения, обращенные к декабристам, с многими из которых Пушкин был в дружеских отношениях, - «Во глубине сибирских руд...» (1827), «Арион» (1827) и послание «К Чаадаеву» (1818) - другу и учителю, оказавшему серьезное влияние на формирование взглядов молодого Пушкина.

Особняком стоят лирические произведения, обращенные к няне, доброту и теплые отношения к которой поэт пронес через всю жизнь. К ним относится стихотворение «Зимний вечер» (1825).

Любовная лирика Пушкина полна светлых и нежных чувств к женщинам. Тема любви, раскрывающая широкую палитру человеческих чувств, отражена в стихотворениях «Погасло дневное светило...» (1820), «Я пережил свои желанья...» (1821), «Сожженное письмо» (1825), «Желание славы» (1825), «Храни меня, мой талисман...» (1825), «К-» (1825), «Под небом голубым страны своей родной...» (1826), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» (1829), «Явас любил: любовь еще, быть может...» (1829), «Что в имени тебе моем?..» (1830), «Мадонна» (1830), «Для берегов отчизны дальней...» (1830).

Тема назначения поэта и его поэзии главенствует в творчестве Пушкина. Мотив высокого предназначения поэзии, ее особой роли в обществе слышен в стихотворениях «К Н. Я. Плюсковой» (1818), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Осень» (1833), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836). Место поэта в современном мире определено Пушкиным в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824). Поэт как высший судья своих произведений - важный мотив темы предназначения поэта и его поэзии. Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта с властью, с народом, с чернью. Эти мысли отражены в стихотворениях «Свободы сеятель пустынный...» (1823), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), (Из Пиндемонти) (1836), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).

Философская лирика Пушкина отражает осмысление поэтом вечных тем человеческого существования: размышления о жизни и смерти, о взаимоотношении добра и зла. Эти мысли звучат в таких произведениях, как «Я пережил свои желанья...» (1821), «Бывало в сладком ослепленье...» (1823), «Дар напрасный, дар случайный...» (1828), «Анчар» (1828), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), «Бесы» (1830), «Элегия» (1830), «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» (1830), «Не дай мне Бог сойти с ума...» (1833), «...Вновь я посетил...» (1835).

Билет № 16

Билет № 17

Билет № 18

Билет № 19

1. Отличительные черты реализма в русской литературе (на примере одного из изученных произведений по программе 9-го класса).

Реализм - направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой Романтизма и предшествовало Символизму.

Особенности:

· В центре произведения реалистов объективная действительность. Любой образ соткан из типичных черт, проявленных в типических обстоятельствах. Образ не может быть соотнесен с живым человеком, он богаче конкретного человека - отсюда объективность реализма.

· Принцип типического: типический герой, конкретное время, типические обстоятельства.

· Идеал - это сама действительность. Прекрасное-сама жизнь.

· Принцип историзма. Реалисты обращается к проблемам настоящего. Настоящее-схождение прошлого и будущего.

· Преобладает общественно-политическая, философская проблематика.

· Психологизм, связь внутреннего состояния героев и внешних обстоятельств.

· «Художник должен быть не судьею своих персонажей и того, о чем говорят они, а только беспристрастным свидетелем.

· Роман-ведущий жанр.

Писатели-реалисты

Поздний А. С. Пушкин — основоположник реализма в русской литературе (историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман в стихах «Евгений Онегин» ещё в 1820 – 1830-х)

М. Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»)

Н. В. Гоголь («Мертвые души», «Ревизор»)

А. С. Грибоедов («Горе от ума»)

“Онегин” есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху.
В.Г. Белинский.

Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, созданный в двадцатые годы девятнадцатого века, в эпоху зарождения и последующего поражения декабризма, стал первым реалистическим романом в русской литературе. Уникальность данного произведения заключается не только в том, что роман был написан в стихах, но и в широте охвата действительности того времени, в многосюжетности романа, в описании особенностей эпохи, в которой жил А.С. Пушкин.

“Евгений Онегин” — это произведение, в котором “отразился век и современный человек”. А.С. Пушкин в своем романе пытается изобразить своих героев в реальной жизни, без особых преувеличений. Он верно и глубоко показал человека в разносторонних связях с обществом, которое его окружало. Недаром его роман по праву был назван В.Г. Белинским “энциклопедией русской жизни”. В самом деле, прочитав этот роман, как и в энциклопедии, можно было узнать почти все о той эпохе, в которой жили и творили многие известные поэты и писатели, как одевались люди, как проводили свое время, как общались в светском обществе и многое другое.

Читая это уникальное произведение и перелистывая страницу за страницей, можно познакомиться и со всеми слоями русского общества того времени: и с высшим светом Петербурга, и с дворянской Москвой, и с жизнью крестьян, то есть со всем русским народом. Это еще раз свидетельствует о том, что Пушкин смог отразить в своем романе окружающее его в повседневной жизни общество со всех сторон. С особым впечатлением автор повествует о жизни и судьбе декабристов, многие из которых были его близкими друзьями. Ему нравятся черты своего Онегина, в которых, по его мнению, дана правдивая характеристика декабристского общества, что позволило нам, читателям, более глубоко познакомиться с русским народом начала девятнадцатого века.

Красиво и поэтично поэту удалось изобразить прелести Петербурга и Москвы. Он любил Москву, сердце России, поэтому в некоторых строках его лирических отступлений об этом чудеснейшем городе можно было услышать следующие восклицания души поэта: “Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось!”.

Более близка поэту деревенская Россия. Вероятно, поэтому особое внимание в романе было уделено деревенской жизни, ее жителям и описаниям русской природы. Пушкин показывает картины весны, рисует прекрасные осенние и зимние пейзажи. При этом он, как и в показе людей и их характеров, не стремится к описанию идеального, необыкновенного. У поэта в романе все просто и обыденно, но в то же время и прекрасно. Так писал В.Г. Белинский в своих статьях о романе: “Он (Пушкин) взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от нее только одних поэтических ее мгновений, взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостью”. Это, на мой взгляд, и делает роман А.С. Пушкина популярным и по сегодняшний день.

Казалось бы, сюжетная линия романа проста. Сперва Татьяна полюбила Онегина и откровенно призналась ему о своей глубокой и нежной любви, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но, несмотря на то что они любили друг друга, они не смогли соединить свою судьбу. И виноваты в этом их собственные ошибки. Но особую выразительность роману придает то, что на эту простую сюжетную линию реальной жизни как будто нанизано множество картин, описаний, лирических отступлений, показано множество реальных людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами.

 

2. «Мотив» в лирическом произведении (на примере творчества С.А. Есенина).

Для начала отметим, что мотив [от латинского moveo – «двигаю»] – термин, перенесенный в литературоведение из музыки, где он обозначает группу из нескольких нот, ритмически оформленную. По аналогии с этим в литературоведении термин «мотив» начинает применяться для обозначения минимального компонента художественного произведения. В настоящее время теоретическое изучение мотива представляет собой развернутую сеть концепций и подходов.

Подводя итог обзору теоретических суждений литературоведов и фольклористов о мотиве как о значительной структурной единице произведения, следует выделить следующие положения:

– повторяемость мотива (при этом повтор понимается как повтор не лексический, но функционально-семантический);

– традиционность, т. е. устойчивость мотива в фольклорной и литературной традиции (мотив – это «традиционный, повторяющийся элемент фольклорного и литературного повествования» ;

– наличие семантического инварианта мотива и его вариантов.

При этом представляется продуктивным разграничение двух значений термина. Во-первых, мотив как мельчайшая структурная единица текста, ориентированная главным образом на сюжет и повествовательность. Данная трактовка мотива хорошо исследована, в особенности на материале исторически ранней словесности. Здесь достигнуты значительные научные результаты. Во-вторых, мотив как семантически наиболее значимая словесная единица текста, ориентированная в первую очередь на индивидуально-авторскую концепцию, находит широкое применение при анализе литературы периода индивидуального творчества.

Разграничение двух значений термина обусловлено спецификой литературных родов. Повествовательный мотив в основном представлен в эпических и отчасти в драматических произведениях, что связано с ведущим началом сюжетности и повествовательности (в широком смысле) в этих родах литературы. Здесь мотив выполняет функцию «строительной» единицы сюжета. В лирике ведущим представляется второе значение мотива (лирический мотив), так как сюжетные связи здесь ослаблены и на первый план выступает семантическая значимость словесных единиц и их связей. Однако нельзя отрицать наличие обоих типов мотива во всех родах литературы периода индивидуально-авторского творчества, где выбор мотивных единиц обусловлен в первую очередь авторской концепцией.

Специфика мотива в лирике обусловлена особенностями лирического текста и лирического события, которое изображается автором не как внешнее объективированное «событие происшествия», а как внутреннее субъективированное «событие переживания». Поэтому в лирическом произведении мотив – прежде всего повторяющийся комплекс чувств и идей. Но отдельные мотивы в лирике гораздо более самостоятельны, чем в эпосе и драме, где они подчинены развитию действия. «Задача лирического произведения – сопоставление отдельных мотивов и словесных образов, производящее впечатление художественного построения мысли» .

Несомненно, в лирике первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к внешнему миру. Удивительным свойством лирики является стремление и способность через частное подойти к общему, через бытовое и обыденное – к вечному и вселенскому. Другим парадоксальным свойством лирики является сочетание стремления к предельной краткости и лаконичности со стремлением к «известной описательности, коммуникативной оформленности, художественной выявленности и выраженности для всех». Кроме того, в центре лирического стихотворения находится лирический субъект, «аккумулирующий в своем внутреннем мире протекание лирического сюжета». Семантическая организация мира лирических текстов отражается и на единицах этого мира – мотивах. Постановка в центр семантической структуры лирического «я» переориентирует все в лирическом тексте (в том числе и мотивы) на отношение к этому лирическому субъекту. Мотивы так или иначе группируются вокруг этого центра и, не теряя в целом своей автономной значимости, неразрывно связаны с лирическим «я» текста.

Подчеркнем, что лирический мотив может быть выделен исключительно в рамках контекста – цикла стихотворений или совокупности всего творчества автора. Невозможно выделение мотива в том или ином стихотворении без учета проявленности вариантов того же мотива в других текстах. Это также обусловлено свойствами лирики как рода литературы – небольшим объемом лирического текста, отсутствием динамического сюжета. С этим связана необходимость изучения лирических мотивов в системе.

Таким образом, мотивустойчивая, повторяющаяся структурно-смысловая единица; семантически насыщенный компонент произведения, родственный теме, идее, но не тождественный им; сущностный для понимания авторской концепции смысловой (содержательный) элемент.

Творчество С. Есенина. Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Однако в историю искусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либо определенной школе, самобытные и яркие поэты, и в первую очередь — Сергей Есенин, чье творчество стоит особняком в пестром и многообразном мире поэзии начала века.

Сложная и интересная судьба поэта, множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Детство и юность его прошли в селе Константиново, на берегу Оки, в крестьянской семье; основной темой ранней лирики Есенина "закономерно становится описание природы, родных картин, пейзажей, проникнутых теплотой, близких с детства, знакомых, любимых. При этом многие явления природы поэт олицетворяет, видит в них живое, разумное начало, приписывает растениям качества животных:

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

Такая образность, яркость метафор и сравнений будет характерна и для последующего творчества Есенина, но в ранней лирике она носит свежий, радостный, новаторский характер, что придает стихам особую трогательность и выразительность. Родная природа для поэта — вечный источник восхищения и вдохновения, описание самых простых и будничных сцен в его восприятии становится волшебным, сказочным, манящим (“Береза”, “Пороша”). Так же трогательно, как к пейзажам вообще, Есенин относится к каждому конкретному элементу родного быта, будь то ветка дерева, заглядывающая в окно, домашняя утварь или даже животное: множество стихов Есенина посвящено именно животным (“Коровка”,- “Лисица”, “Сукин сын”). Юношеское восприятие жизни у поэта — светлое, радостное; в ранних стихах появляется и тема любви (“Выткался на озере алый цвет зари...”), воспринимаемая с той же жизнерадостностью и свежестью. Любовь для Есенина в этот период — какое-то романтическое, хрупкое состояние души, его возлюбленная — не девушка, а видение, символ: лирический герой описывает в основном не ее, а свои чувства и переживания, причем по-юношески романтично и трогательно:

Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

Характерно, что любовь и природа в ранней лирике Есенина взаимосвязаны, неразделимы. Все многообразие мотивов описания природы (пейзажные зарисовки, стихи о животных, бытовые сцены) перерастает в одну, глобальную, важную для понимания всей лирики Есенина тему — тему Родины; одним из первых в ее осмыслении поэтом стало стихотворение “Гой ты, Русь, моя родная”. Поэт признается в любви Родине и фактически ставит ее выше рая, выше небесной жизни:

Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.

В стихотворении появляются религиозные, христианские мотивы, в основном связанные с церковной атрибутикой. (“Хаты — в ризах образа”, “Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас”.) Поэт представляет себе Русь только христианской, этот мотив получает развитие и в стихотворении “Запели тесаные дроги” (1916 г.):

И на известку колоколен
Невольно крестится рука.

В этом же стихотворении поэт применяет характерную цветопись:

О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку...

Описывая родную деревню, Есенин обычно использует синий, голубой, зеленый цвета (сам поэт говорил: “...Россия! Роса и сила и синее что-то...”).

Тема поэта и поэзии тесно связана с темой Родины: Есенин воспринимает свое творчество как возможное средство духовной связи с народом. Изменения в деревне преобразили и ее и народ, сделали ее непохожей на родной, близкий поэту край, но воспоминание о юности и о России тех лет остается в памяти Есенина светлым, чистым. В “Персидских мотивах”, в стихотворении “Шаганэ ты моя, Шаганэ!..” Есенин пишет:

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.

Тема Родины опять связана с темой любви, развивается практически параллельно. Лирика московского периода и последних лет жизни поэта описывает в основном любовь несчастливую, обреченную на разлуку. (“Я помню, любимая, помню...”, “Письмо к женщине”.) Разгульная, скандальная жизнь не может совмещаться с искренней любовью; в ряде стихотворений Есенин пишет об отречении от шального образа жизни во имя любви:

В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
(“Заметался пожар голубой...”)

Но все же хулиганская бравада оказывается сильнее чувств, появляется мотив разлуки (“Сукин сын”, “Письмо к женщине”). И лирический герой, и его возлюбленная страдают от разлуки, но жизни их оказываются разъединенными жизненной бурей, “роком событий”. И все же в некоторых стихотворениях сквозит щемящая нежность, трогательная; в стихотворении “Собаке Качалова” поэт пишет (обращаясь к собаке):

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

Однако со временем поэт приходит к более глубокому, философскому пониманию сути счастья и смысла человеческой жизни. В лирике появляются философские мотивы. Стихотворения последних лет отражают мысли Есенина о прожитой жизни (вероятно, поэт предчувствовал свой конец): он не сожалеет о прошедших временах, принимает с философским спокойствием и мудростью тот факт, что “Все мы, все мы в этом мире тленны”. Подлинными шедеврами Есенина являются стихотворения “Отговорила роща золотая...” и “Не жалею, не зову, не плачу...”. Смысл их и основные идеи сходны:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком...

И:

Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Сходство проявляется даже в образах; поэт чувствует, что молодость безвозвратно прошла, пути в прошлое нет, и каждый человек когда-нибудь покинет этот мир, как когда-то в него пришел. Это гармоничное, спокойное восприятие жизни Есенин передает опять же через образы природы, причем символические: “роща” — это вся жизнь героя, его судьба; юность всегда ассоциируется с голубым или сиреневым цветами (“души сиреневая цветь”), старость — кисти рябины, а вся жизнь передается через образное сравнение:

Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

И последнее, предсмертное стихотворение поэта тоже относится к философской лирике, оно как бы завершает, ставит точку в конце короткого, но бурного творческого пути:

В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
(“До свиданья, друг мой, до свиданья”)

Действительно, Есенин прожил недолгую, но очень яркую жизнь, во многом трагичную; надолго поэтов, творивших после революции, пришлись тяжелые испытания, в первую очередь — гнетущая проблема выбора, решить которую было для многих очень непросто. И Есенину, называвшему себя “последним поэтом деревни”, было необычайно сложно продолжать творить в условиях цензуры, слежки, недоверия. Но даже за такой короткий срок поэт успел так много понять, осмыслить и выразить это в поэтической форме, что литературное наследство, оставленное им, многогранное, сочетающее в себе множество мотивов, образов, тем, идей, остается памятником таланту русского крестьянского поэта, “последнего поэта деревни”, Сергея Александровича Есенина.

3. Выразительное чтение наизусть отрывка из оды М.В. Ломоносова (по выбору обучающегося из программы 9-го класса).
























Билет № 20

1. Характерные особенности оды (на примере изученных произведений М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина).

Ода — жанр лирической поэзии; торжественное, патетиче­ское, прославляющее произведение. В литературе различают оды хвалебные, праздничные, плачевные.

По своей природе оды Ломоносова — это произведения, предназначенные для произнесения вслух. Торжественные оды создавались с уста­новкой на чтение вслух перед адресатом; поэтический текст торжественной оды рассчитан на то, чтобы быть звучащей ре­чью, воспринимаемой на слух. В оде заявлялась определенная тема — историческое происшествие или событие государст­венного масштаба. Ломоносов начал писать торжественные оды с 1739 года, и его первая ода посвящена победе русского ору­жия — взятию турецкой крепости Хотин. В 1764 году Ломоно­сов написал свою последнюю оду. За весь творческий период он создал 20 образцов этого жанра — по одной в год, и посвя­щены эти оды таким крупным событиям, как рождение или бракосочетание наследника престола, коронация нового монар­ха, день рождения или восшествия на престол императрицы. Уже сам масштаб одического «случая» обеспечивает торжест­венной оде статус крупного культурного события, своего рода культурной кульминации в национальной духовной жизни.

Для оды характерна строгая логика изложения. Компози­ция торжественной оды также обусловлена законами ритори­ки: каждый одический текст неизменно открывается и завер­шается обращениями к адресату. Текст торжественной оды строится как система риторических вопросов и ответов, чере­дование которых обусловлено двумя параллельно действую­щими установками: каждый отдельный фрагмент оды призван оказывать максимальное эстетическое воздействие на слуша­теля —и отсюда язык оды перенасыщен тропами и риториче­скими фигурами. Композиционно ода состоит из трех частей:

1 часть — поэтический восторг, хвала адресату, описание его заслуг перед Отечеством;

2 часть — прославление прошлых успехов страны, ее пра­вителей; гимн современным просветительским успехам в стране;

3 часть — прославление монарха за деяния на благо России.

Все торжественные оды Ломоносова написаны четырех­стопными ямбами. Примером торжественной оды может слу­жить «Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Жанр оды позволил Ломоносову соединить в рам­ках одного поэтического текста лирику и публицистику, вы­сказаться по вопросам, имеющим гражданское, общественное значение. Поэт восторгается неисчислимыми естественными ресурсами Российского государства:

Где в роскоши прохладных теней На пастве скачущих еленей Ловящих крик не разгонял; Охотник где не метил луком; Секирным земледелец стуком Поющих птиц не устрашал.

Обилие природных богатств — залог успешного развития русского народа. Центральные темы оды — тема труда и тема науки. Поэт обращается к молодому поколению с призывом посвятить себя служению науке:

Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

Ломоносов пишет о пользе науки для любых возрастов. В оде создается идеальный образ правителя, заботящегося о на­роде, о распространении просвещения, об улучшении эконо­мического и духовного развития. Высокий «штиль» оды соз­дается использованием старославянизмов, риторических вос­клицаний и вопросов, античной мифологии.

Если в торжественной оде Ломоносов очень часто подменяет личное авторское местоимение «я» формой его множественного числа — «мы», то это свидетельствует не о безличности образа автора в оде, но о том, что для торжественной оды значима толь­ко одна грань авторской личности — именно та, которой он не отличается от всех других людей, но сближается с ними. В тор­жественной оде важно не индивидуально-частное, но общена­ционально-социальное проявление авторской личности, и в этом отношении голос Ломоносова в торжественной оде — это в пол­ном смысле голос нации, собирательного россиянина.

Г.Р.Державин - поэт-новатор, преодолевший в своем творчестве каноны классицистической оды на всех ее уровнях. Трансформация жанра оды заключалась прежде всего в понимании оды как "лирического стихотворения" и в резко отрицательном отношении к разделению стихотворений на жанры и к системе жанров вообще. На формирование своеобразной поэтической картины мира Г.Р.Державина существенное влияние оказал новый этап просветительства в России. В то же время в творчестве Г.Р.Державина своеобразно преломлялись традиции оды М.В.Ломоносова (В одах "На взятие Измаила", "На взятие Варшавы", "На победы в Италии", "На переход Альпийских гор" поэт наиболее близок к канону классицистической оды). Во многих высказываниях Г.Р.Державин высоко оценивал вклад М.В.Ломоносова в развитие русской поэзии. Так, в автобиографических "Записках" от 1805 г. он называл Ломоносова своим учителем: "… в выражении и штиле старался подражать г. Ломоносову"…

Это высказывание тем более примечательно, что в 1807 г. Г.Р.Державин создал своеобразную пародию на торжественную оду - стихотворение "Похвала Комару", продолжая традицию пародий А.П.Сумарокова. В этот период поэт не раз заявлял о своем нежелании "петь героев", в связи с изменением политической обстановки в России. В "Похвале Комару" Г.Р.Державин пародирует громозкую форму оды, тяжеловесный метафорический язык, гиперболизм образов.

Ода «Бог».

О ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трех лицах божества!
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто все собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем: бог.

Оду «Бог» Державин задумал еще в 1780 году, но приступить к написанию сразу не смог, будучи занят на службе и не отказывая себе в выходах в свет. В итоге стихотворение появилось только в 1784-ом. Существует достаточно распространенное мнение, что произведение – ответ Гавриила Романовича на высказывания французских философов-материалистов. При этом возражал им поэт не с позиций официальной православной церкви. В оде явно просматриваются идеи пантеизма – религиозно-философского учения, последователи которого воспринимают мир и Бога как единое целое. Естественно, такой подход Державина вряд ли когда-нибудь в полной мере устроит ортодоксальных представителей православной ветви христианства. По мнению известного поэта двадцатого столетия Ходасевича, изначально главной целью Гавриил Романович ставил изображение величества Господа. Но по мере развития сюжета сменились приоритеты. В итоге ода Богу превратилась в «оду божественному сыновству человека».

В стихотворении часто встречается архаичная лексика, в том числе и церковнославянская. С ее помощью транслируется религиозное и философское воодушевление автора, достигается необходимая степень торжественности. Произведение изобилует риторическими восклицаниями, что подчеркивает восхищение Державина величием Бога. Ключевой стилистический прием оды – антитеза. Их много раскидано по тексту, но особенного внимания требует следующая строка: «…я Царь – я раб, – я червь, – я Бог…». Здесь ода достигает кульминации, которая подчеркивается посредством двойного противопоставления и афористичной формулировки мысли. Процитированная фраза – вершина эмоционального напряжения в стихотворении.

Ключевая идея оды – всесильный непостижимый Бог сотворил человека, существо ничтожное, но при этом своему Создателю подобное. Именно через людей духовный мир связывается с материальным, их смертность представляет собой форму бессмертия Господа. Державин стихотворение «Бог» не зря считал одним из лучших в своем творчестве. В нем поэту удалось выразить то, что словами описать крайне сложно: вечность и бесконечность. Для этого он соединил абстрактно-метафизические рассуждения с реалиями мира материального, представленными через метафоры и сравнения.

Более полному выражению главной мысли служит и композиционное построение стихотворения. Оно четко делится на две части и заключение. Первые пять строф посвящены Богу. Сначала Державин определяет Господа относительно времени, пространства, причинности и так далее. Затем утверждает непостижимость Творца для человеческой мысли. В третьей строфе речь идет о Боге как о создателе пространства и времени, в четвертой – окружающего мира. В пятой декларируется ничтожность всех миров перед Богом. Вторая часть рассказывает о человеке. Первая строфа – констатация его ничтожности перед лицом Господа. Во второй повествуется о том, что Бог отражается, следовательно, существует в человеке. Далее обозначается роль человека как связующего звена между «тварями телесными» и «Духами небесными». Как уже говорилось выше, четвертая строфа – кульминационная. В ней человек провозглашается центром мира, соединением духа и плоти. Пятая строфа называет смертность формой бессмертия:

…И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! в бессмертие Твое.

В заключении Державин извиняется перед читателями за то, что посмел обратиться к теме столь великой и безграничной.

Духовные оды Гавриила Романовича – это не только выражение религиозных чувств, но и прекрасные образцы философской лирики, что прекрасно видно на примере стихотворения «Бог».











ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Дата: 2019-02-02, просмотров: 1988.