Методические указания к заданию №1. Раздел «Организационно-ознакомительная работа».
1) Образец составления учёта работы студента (содержание работы) на практике на весь период её прохождения.
УЧЁТ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Дата | Время | Содержание работы |
01.02.2016 | 9.00-11.00 11.00-12.00 13.00-15.00 | Посещение установочной конференции. Беседа с руководителем практики. Посещение базы практики. Встреча с директором учреждения и (или) администрацией учреждения по вопросу прохождения практики. Знакомство с основными направлениями работы учреждения, ее традициями, правилами внутреннего распорядка, правами детей, учащихся (занимающихся) и предъявляемыми к ним требованиями, а также с базой практики. Прикрепление к учителю (инструктору, педагогу и т.п.) курирующему прохождение практики. Обсуждение планирования преддипломной практики в учреждении. |
Методические указания к заданию № 2. Раздел «Методическая работа».
1. Образец составления конспекта учебного (учебно-тренировочного) занятия по адаптивной физической культуре для контингента, с которым проводятся занятия (уроки) на практике.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока по гимнастике в 5А классе
Задачи: 1) разучить прыжок, согнув ноги через коня, совершенствовать подъём переворотом махом одной толчком другой на перекладине;
2) воспитание координации, силы, смелости, дисциплинированности;
3) укрепление здоровья, улучшение осанки.
Дата проведения: «___»___________201__г.
Место проведения: спортивный зал МОУ сш. №_______
Конспект составил: Ф.И.О. студента, курс, группа
Конспект проверил: Ф.И.О. преподавателя, дата, оценка, подпись
Часть урока | Содержание урока | Дозировка | Организационно-методические указания |
I 12-15 мин | I. Построение. Рапорт. Сообщение задач урока. II. Строевые приёмы: - повороты направо; - повороты налево; - повороты кругом; III. Задание на внимание в сомкнутом строю: 1-2 – шаг правой 3-4 – поворот налево 5-6 – шаг левой влево 7-8 – поворот направо IV. Ходьба: - на носках, руки вверх; - на пятках, руки за спину; - ...; V. Бег: - с согнутыми ногами вперёд, руки на пояс; - ...; VI. Бег с заданием: - упор присев; - поворот кругом, бег в противоположном направлении; - ... VII. Ходьба с восстановлением дыхания: 1- руки вверх, вдох 2- руки вниз, выдох VIII. Перестроение из колонны по одному в колонну по три в движении. IX. ОРУ 1) И.П. – о.с. 1- наклон головы вперёд, руки вперёд 2- и.п. 3- наклон головы назад, руки в стороны 4- и.п. 5- наклон головы вправо, правая рука в сторону 6- и.п. 7- наклон головы влево, левая рука в сторону 8- и.п. 2) И.П. –стойка ноги врозь, руки на пояс 1- поворот вправо, руки в стороны 2- и.п. 3- поворот влево, руки в стороны 4- и.п. 5- наклон вперёд, руки вперёд 6- и.п. 7- наклон назад 8- и.п. 3) И.П.-... ... 7) И.П.- стойка руки на пояс 1-2 – 2 прыжка на правой 3-4 - 2 прыжка на правой 5-8 - 4 прыжка на двух 8) Ходьба на месте | 30 с.-1мин 1-2 раза 1-2 раза 1-2 раза 2-3 раза 1.30-2 мин 1/2 круга 1/2 круга ... 2-3 мин 1 круг ... 30 сек-1 мин 20-30 сек 15-20 сек 5-7 мин 4-6 раз 4-6 раз ... 6-8 раз 15-20 сек. | Следить за осанкой, за дисциплиной ... Плечи расправить, руки прижать вдоль туловища, чётче выполнять повороты, ... Выполнять задание по рассказу, выделить наиболее внимательных учащихся, которые сразу смогли понять и правильно выполнить задание. Идти друг за другом, углы не срезать, дистанция в два шага. Выше подниматься на носках, спина прямая. Вперёд не наклоняться, голову не опускать вниз, смотреть вперёд, плечи расправить. Соблюдать дистанцию в 2 шага, углы не срезать. Выше бедро, активнее движения. Задание выполнять по сигналу: 1 хлопок – упор присев; 2 хлопка - поворот кругом, бег в противоположном направлении; по свистку – бег. Отметить наиболее внимательных, быстро реагирующих. Глубокий вдох и выдох. Руки при опускании вниз расслаблять. Подаётся команда: «В колонну по три, налево – МАРШ! Следить за равнением в колоннах. При перестроении задать интервал и дистанцию в три шага. Проверить положение учащихся перед ОРУ. Уточнять и.п., следить за правильностью выполнения упражнения, слушать счёт. Ниже наклоны головы, руки прямые... Больше повороты, руки точно в сторону. Руки прямые. Ниже наклоны. Ноги не сгибать... Выполнять точно под счёт. Выше выпрыгивать. Перейти на ходьбу после прыжков без остановки. Восстанавливать дыхание. |
II 22-25 мин | X. Выполнение заданий по станциям: 1. Разучивание прыжка согнув ноги через коня: 1) Рассказ. 2) Показ. 3) Подводящие упражнения: - ... 2. Совершенствование подъёма переворотом махом одной толчком другой на перекладине: 1) Рассказ. 2) Показ. 3) Подводящие упражнения: - ... 3. ОФП: - прыжки через скакалку; - сгибание и разгибание рук в упоре лёжа; - приседания с выпрыгиванием вверх; - поднимание и опускание туловища из положения лёжа на спине, ноги согнуты, руки за головой; XI. Подвижная игра: «Вызов номеров» | 18-20 мин 5-6 мин 5-6 мин 5-6 мин 2 подхода х 100 раз 2х10 раз 2х15 раз 2х20 раз 4-5 мин | Перед выполнением заданий по станциям поделить класс на три команды: 1 команда идёт на опорный прыжок, 2-я – на перекладину, 3-я - на ОФП. После выполнения заданий происходит смена мест занятия по круговой системе. ... обращать внимание на ошибки при выполнении упражнений, исправлять ошибки, использовать страховку... Ставить оценки учащимся за выполнение упражнений на станциях, а также - за переходы. ... Стараться не запинаться. Сгибать руки до касания груди пола, руки выпрямлять до конца, в спине не прогибаться Выше выпрыгивать, глубже присед. Выполнять упражнение до положения сидя. Обратить внимание на правила игры... |
III 3-5 мин | XII. Построение. Игра на внимание «Класс – смирно!» XIII Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок. | 3-5 мин | Выделить наиболее внимательных учащихся. Отметить наиболее старательных и активных учащихся на протяжении всего урока. Отметить присутствующих на уроке и выставить оценки в журнал. |
Методические указания к заданию № 3: Раздел «Учебная работа».
1. Протокол анализа практического занятия (урока).
Дата_____ Класс________Школа______ Проводил урок________________________
Количество занимающихся_______Количество учеников в классе_______
Урок___________________________ ________________________________________
принята (бригада в составе)_________________________________________________
Задачи урока: 1.
2.
3.
1. Конспект урока (соответствие задач рабочему плану и типу урока, соответствие материала упражнений поставленным задачам и возрастным возможностям учащихся. Разнообразие и оригинальность упражнений, наличие и правильность методических указаний, внешний вид конспекта)_________________ ___________________________
_____________________________________________________________________________
2 Проведение урока
Организация (выбор места занятий, использование групповодов, размещение занимающихся, использование оборудования и мелкого инвентаря, распределение упражнений по времени, обеспечение дисциплины, плотности занятий)____________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________Методика обучения и воспитания (соблюдение дидактических принципов, разнообразие методов и приемов, соответствие их направленности к поставленным задачам, подготовленности занимающихся, характеру учебного материала, условиям проведения занятия.) Регулирование нагрузки, обеспечение помощи и страховки__________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Поведение педагога (внешний вид, умение держаться, командный голос, выбор места, педагогический такт, культура речи)________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Степень выполнения основных задач урока и намеченного содержания конспекта _______
_____________________________________________________________________________
Пожелания практиканту________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Оценка урока_ ________________________________________________________________
«____»________________201___г.
Подпись преподавателя____________________
2. Частичные педагогические наблюдения по схеме анализа урока.
Тема 1. Подготовка педагога к уроку
- определение и формулировка задач урока;
- разработка содержания" урока (его соответствие четвертному плану и программным требованиям; особенностям данной группы учащихся, условия проведения занятий);
- дозировка упражнений и их последовательность в конспекте;
- отражение в конспекте организационно-методических моментов урока.
Тема 2. Организация проведения урока
- подготовка мест занятий, наличие учебных пособий и необходимого спортинвентаря;
- обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий;
- наличие специальных поручений при проведений урока;
- распределение времени по частям урока, по отдельным заданиям;
- использование площади зала, размещение на площадке;
- перестроения и передвижения, их рациональность;
- методы организации учащихся, их целесообразность, соответствие задачам урока и возрасту учащихся.
Тема 3. Анализ средств используемых в уроке
- анализ средств подготовительной, основной и заключительной части уроков зависимости от задач урока, возраста и количества учеников,
- реализация принципов доступности, прочности, системности и индивидуальности
Тема 4. Анализ методов, используемых в уроке
- использование метода слова;
- использование методов наглядности;
- обеспечение взаимосочетания методов слова и наглядности;
- качество владения методами практического разучивания, целесообразности их подбора,
- качество владения методами предупреждения и исправления ошибок;
- умение оказать страховку.
Тема 5. Методика воспитания физических качеств
- формирование правильной осанки,
- использование методов воспитания физических качеств, их рациональность, разнообразие, соответствие возможностям занимающихся;
- рациональность распределения во времени упражнений для развития физических качеств.
Тема 6. Воспитательная работа педагога
- решение воспитательной задачи,
- решение задачи нравственного воспитания в уроке
- решение задачи умственного воспитания в уроке;
- решение задачи эстетического воспитания в уроке;
- решение задачи трудового воспитания в уроке;
- проявление личной активности учащихся;
- оказание взаимопомощи учащихся.
Методические указания к заданию № 4: Раздел «Воспитательная работа».
1. Оформление плана воспитательной работы в прикрепленном классе.
Цель воспитательной работы: …
Задачи: ...
№ п/п | Содержание работы | Сроки выполнения | Обязанности практиканта | Отметки о выполнении |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. Психолого-педагогическая характеристика на ____ класс (группу).
Количество учащихся, из них мальчиков и девочек, число отличников, успевающих, отстающих. Сведения об активе класса (группы) (его состав, инициативность, авторитет). Организованность класса (группы). Участие в общественной жизни школы (другого учреждения). Дисциплинированность класса (группы) (поведение на уроках и вне класса, выполнение требований учителей, общая культура поведения). Наличие в классе (группе) «трудных» учеников, требующих особого внимания. Коллективизм и сплоченность класса (группы) (отношение друг к другу, учителям и взрослым, к делам класса, дружба и взаимоуважение между мальчиками и девочками). Отношение к занятиям физической культурой и спортом (количество занимающихся в спортивных секциях, участие в спортивных общественных мероприятиях). Другие увлечения и интересы детей, учащихся или др. контингента.
3. Психолого-педагогическая характеристика на ученика.
Ф.И.О., возраст. Отношение к учебному процессу (дисциплинированность, успеваемость, выполнение домашних заданий, внимание, активность мышления, особенности речи и памяти). Интересы ученика (их иерархия и устойчивость, учебные интересы, интерес к какому-либо виду спорта). Общественная направленность (участие в общественной жизни школы, класса, отношение к общественной работе, к учителям, к критике, самокритичность, направленность на будущее). Особенности характера (ярко выраженные положительные и отрицательные черты, преобладающее настроение). Общее впечатление об ученике. Пути укрепления положительных черт личности и преодоление недостатков.
4. Сценарий проведения воспитательного мероприятия (беседы, классного часа и др.) по пропаганде физической культуры, вида спорта, здорового образа жизни на нравственные, эстетические или другие темы, имеющие воспитательное значение:
· Наименование мероприятия.
· План мероприятия.
· Основная цель и задачи мероприятия.
· Подготовка наглядного материала (иллюстрации, слайды и т.д.).
· Конспект и основные тезисы беседы.
· Возможные вопросы для обсуждения.
· Выводы.
Методические указания к заданию № 5: Раздел «Внеклассная физкультурно-массовая работа».
1. Положение спортивного мероприятия (соревнования), физкультурно-оздоровительного праздника.
1. Цель и задачи соревнований.
2. Сроки и место проведения.
3. Руководство соревнованиями.
4. Участники соревнования.
5. Программа соревнований.
6. Определение победителей.
7. Награждение победителей.
8. Форма заявки.
Методические указания к заданию № 6: Раздел «Научно-исследовательская работа».
1. План научно-исследовательской работы на время прохождения практики.
Цель научно-исследовательской работы: …
Задачи: ...
№ п/п | Содержание работы | Сроки выполнения | Обязанности практиканта | Отметки о выполнении |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. Протоколы тестирования физического развития.
ПРОТОКОЛ (образец)
показателей физического развития девочек (или мальчиков)
класс____школа_______ дата____________
№
| Ф.И. | Показатели | ||||
Масса тела, кг | Длина тела (рост), см | ОГК, см | Весоростовой индекс | Индекс Кетле | ||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
… | ||||||
Средний показатель (Х) |
Методика определения физического развития
Л.П. Матвеев (1976) отмечает, что «физическое развитие человека - процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни». По его мнению, физическое развитие - не только естественный, развёртывающийся на природной основе, передаваемой по наследству, но и социально обусловленный процесс, поскольку действие естественных законов проявляется в зависимости от социальных условий жизни и деятельности человека. В зависимости от всех этих факторов и условий физическое развитие может приобретать различный характер - быть всесторонним и гармоничным, либо ограниченным и дисгармоничным.
Научное понимание роли физического воспитания в физическом развитии человека исходит именно из того, что процесс физического развития, в принципе, является управляемым. Физическое воспитание является целенаправленным процессом рационального регулирования физического развития человека в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом.
Отслеживание физического развития учащихся, оценка её возрастной динамики позволяет определить норму и отклонение от нормы отдельных показателей. Таким образом, систематическое обследование способствует своевременному выявлению у учащихся нарушения физического развития (отставание в росте, отсутствие прибавки в весе и т.п.), являющие, как правило, ранними признаками заболеваний или свидетельством нарушения режима.
Для получения достоверных данных измерения следует проводить на обнажённом теле, обычно утром. Повторные измерения делать по возможности в одно и то же время.
Исследование физического развития проводится методом антропометрия. Данные полученные при обследовании называются антропометрическими и делятся они по следующим признакам:
1) соматометрические – длина тела , масса тела, ОГК (окружность грудной клетки в покое, на вдохе и выдохе), экскурсия грудной клетки, окружность бедра, голени и т.п.
2) физиометрические (функциональные) – ЖЕЛ (жизненная ёмкость лёгких), мышечная сила рук, становая сила.
3) Соматоскопические (через наружный осмотр) – состояние опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания.
Для проведения исследования физического развития среди учащихся общеобразовательных школ наиболее приемлемо определение следующих антропометрических показателей:
1. Масса тела (Р), кг.
Масса тела устанавливается с помощью медицинских весов. Обследуемый становится на середину площадки весов. Взвешивание рекомендуется проводить утром, натощак.
Рис.1. Измерение массы тела.
2. Длина тела (рост) в положении стоя (L) и сидя (Lсидя), см.
Длина тела определяется ростомером (рис.2). Обследуемый должен прикасаться к стойке прибора тремя точками: пятками, ягодицами и лопаточной областью; голова находится в таком положении, чтобы козелок уха и наружный угол глазницы находились на одной горизонтальной линии.
Рис.2. Измерение роста в положении: а) стоя; б) сидя.
а б
В популярной медицинской энциклопедии за 1992 год предлагаются следующие нормативы длины и массы тела в возрасте от 7 до 15 лет (таблица 1).
Таблица 1.
Зависимость массы тела от длины тела
у детей в возрасте от 7 до 15 лет
Возраст | Масса тела, кг | Длина тела, см | ||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | |
7 лет | 21,6 - 27,9 | 21,5 - 27,5 | 118 - 129 | 118 - 129 |
8 лет | 24,1 - 31,3 | 24,2 - 30,8 | 125 - 135 | 124 - 134 |
9 лет | 26,1 - 34,9 | 26,6 - 35,6 | 128 - 141 | 128 - 140 |
10 лет | 30,0 - 38,4 | 30,2 - 38,7 | 135 - 147 | 134 - 147 |
11 лет | 32,1 - 40,9 | 31,7 - 42,5 | 138 - 149 | 138 - 152 |
12 лет | 36,7 - 49,1 | 38,4 - 50,0 | 143 - 158 | 146 - 160 |
13 лет | 39,3 - 53,0 | 43,3 - 54,4 | 149 - 165 | 151 - 163 |
14 лет | 45,4 - 56,8 | 46,5 - 55,5 | 155 - 170 | 154 - 167 |
15 лет | 50,4 - 62,7 | 50,3 - 58,5 | 159 - 175 | 156 - 167 |
3. Окружность запястья (ОЗ) руки, см.
Окружность запястья руки измеряется сантиметровой лентой. Измерение ОЗ является наиболее простым способом определения типа телосложения:
- у узкогрудых астеников этот размер менее 16 см (муж.), менее 14,5 см (жен.);
- у нормостеников – 16-18 см (муж.), 14,5-16,5 см (жен.);
- у широкогрудых гиперстеников - более 18 см (муж.), более 16,5 см (жен.).
4. Окружность грудной клетки (ОГК), см.
Окружность грудной клетки измеряется сантиметровой лентой в 3-х фазах: состояние покоя, максимального вдоха и максимального выдоха (рис.3).
Рис. 3. Измерение окружности грудной клетки
Экскурсия грудной клетки (ЭГК) характеризует развитие органов дыхания: ЭГК=ОГК на вдохе- ОГК на выдохе.
Средний показатель ЭГК составляет 5-7см, а у тренированных людей 8-10 см.
5. Сила кисти (правой и левой руки) (СК), кг.
Сила кисти измеряется кистевым динамометром. Прямая рука отводится в сторону до уровня плеча, динамометр в кисти шкалой внутрь сжать без рывка с максимальным усилием. Рука к туловищу не прикасается. Средние показатели у мужчин – 35-50 кг; у женщин – 25-33 кг. Средние показатели левой кисти примерно на 5-10 кг меньше показателей правой кисти.
6. Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), мл/кг.
Жизненная ёмкость лёгких – показатель, отражающий функциональные возможности системы дыхания и измеряется с помощью спирометра. Средние показатели ЖЕЛ у мужчин составляют 3500 – 4200 см3, у женщин – 2500-3000 см3.
Для оценки данных, величину ЖЕЛ следует сравнить с должной величиной (ДЖЕЛ). ДЖЕЛ можно рассчитать по формуле Людвига в зависимости от роста, массы тела и пола:
ДЖЕЛ для мужчин = 40 х рост (см) +30 х вес (кг) – 4400;
ДЖЕЛ для женщин = 40 х рост (см) +10 х вес (кг) – 3800.
Для удобства определения должной величины ЖЕЛ можно использовать следующие таблицы 2 и 3.
Таблица 2.
ЖЕЛ для мужчин, определённая по формуле Людвига, мл
Длина тела, см | Вес тела, кг | ||||||||||
50 | 55 | 60 | 65 | 70 | 75 | 80 | 85 | 90 | 95 | 100 | |
160 | 3500 | 3650 | 3800 | 3950 | 4100 | 4250 | 4400 | 4550 | 4700 | 4850 | 5000 |
165 | 3700 | 3850 | 4000 | 4150 | 4300 | 4450 | 4600 | 4750 | 4900 | 5050 | 5200 |
170 | 3900 | 4050 | 4200 | 4350 | 4500 | 4650 | 4800 | 4950 | 5100 | 5250 | 5400 |
175 | 4100 | 4250 | 4400 | 4550 | 4700 | 4850 | 5000 | 5150 | 5300 | 5450 | 5600 |
180 | 4300 | 4450 | 4600 | 4750 | 4900 | 5050 | 5200 | 5350 | 5500 | 5650 | 5800 |
185 | 4500 | 4650 | 4800 | 4950 | 5100 | 5250 | 5400 | 5550 | 5700 | 5850 | 6000 |
190 | 4700 | 4850 | 5000 | 5150 | 5300 | 5450 | 5600 | 5750 | 5900 | 6050 | 6200 |
Таблица 3.
ЖЕЛ для женщин, определённая по формуле Людвига, мл
Длина тела, см | Вес тела, кг | |||||||
45 | 50 | 55 | 60 | 65 | 70 | 75 | 80 | |
150 | 2650 | 2700 | 2750 | 2800 | 2850 | 2900 | 2950 | 3000 |
155 | 2850 | 2900 | 2950 | 3000 | 3050 | 3100 | 3150 | 3200 |
160 | 3050 | 3100 | 3150 | 3200 | 3250 | 3300 | 3350 | 3400 |
165 | 3250 | 3300 | 3350 | 3400 | 3450 | 3500 | 3550 | 3600 |
170 | 3450 | 3500 | 3550 | 3600 | 3650 | 3700 | 3750 | 3800 |
175 | 3650 | 3700 | 3750 | 3800 | 3850 | 3900 | 3950 | 4000 |
180 | 3850 | 3900 | 3950 | 4000 | 4050 | 4100 | 4150 | 4200 |
Расчет ДЖЕЛ можно проводить и в зависимости от роста, возраста и пола по следующим формулам:
ДЖЕЛ = (27,63 - 0,122W)L (муж.)
ДЖЕЛ = (21,78 - 0,101W)L (жен.)
В норме у здоровых лиц ЖЕЛ может быть ниже должной величины на 10-15% и составлять 90-85% от ДЖЕЛ. ЖЕЛ фактическая, составляющая 84-70% от ДЖЕЛ, расценивается как умеренно сниженная, 69-65% - значительно сниженная, 49% и менее - резко сниженная, что указывает на нарушение функции вентиляции легких. Если ЖЕЛ фактическая больше ДЖЕЛ, то это указывает на высокое функциональное состояние легких и характерно для тех, кто занимается бегом, лыжным спортом, т.е. упражнениями, развивающими выносливость. При расчёте ДЖЕЛ по величине массы тела можно значительно ошибиться в сторону завышения, так как после 18-20 лет она обычно увеличивается. Рост ЖЕЛ после занятий физической культурой и спортом свидетельствует об эффективности занятий.
7. Артериальное давление (АД): систолическое давление (СД) и диастолическое давление (ДД), мм.рт.ст.
Данный показатель определяет функционирование сердечно-сосудистой системы и измеряется тонометром. Средние показатели максимального давления (систолического) в зависимости от возраста 100-125 мм рт. ст., минимального (диастолического) – 65-85 мм рт. ст. Если АД фактическое выше АД должного, (СД на 15 мм рт. ст., а ДД на 10 мм рт. ст.), то это свидетельствует о гипертоническом состоянии (повышенное АД). Если же АД фактическое ниже АД должного (СД на 20 мм рт. ст., а ДД на 15 мм рт. ст.), это свидетельствует о гипотоническом состоянии (пониженное АД).
Расчет артериального давления AD (СД и ДД) в зависимости от возраста проводится по следующим формулам:
СД = 1,7W + 83 (для возраста 7-20 лет)
ДД = 1,6W + 42 (для возраста 7-20 лет)
СД = 0.4W + 109 (для возраста 20-80 лет)
ДД = 0.3W + 63 (для возраста 20-80 лет)
ПД = СД-ДД (ПД – пульсовое давление, мм.рт.ст.)
8. Частота сердечных сокращений (ЧСС), уд/мин.
Этот показатель даёт важную информацию о деятельности сердечно-сосудистой системы. Следует знать, что частота пульса у взрослого - здорового человека в условиях покоя в минуту составляют 70-76 ударов с разными интервалами. Резкое уменьшение или учащение пульса по сравнению с предыдущими данными - один из симптомов нарушения здоровья. Пульс обычно проверяют по утрам лежа в постели, а также до и после окончания процедур. Лежа ЧСС реже примерно на 10 уд./мин, чем стоя. У женщин ЧСС на 7-10 уд./мин больше, чем у мужчин того же возраста. У детей ЧСС имеет значительно большие значения, чем у взрослых. Для получения сравнимых данных необходимо измерять пульс всегда в одном и том же положении (лежа, стоя или сидя). Частота пульса изменяется в соответствии с интенсивностью физической нагрузки. Считается, что двойное увеличение показателя ЧСС, по сравнению с замером в покое, отражает нормальный уровень нагрузки, меньшее свидетельствует о слабой физической нагрузке, а ЧСС больше 170 уд./мин - о чрезмерной нагрузке. Люди, занимающиеся спортом, за счет систематической тренировки добиваются меньшего увеличения ЧСС.
Антропометрические индексы:
1. Весоростовой индекс (ИВР). Характеризует физическое развитие и наличие избыточного веса либо дефицита массы. Рассчитывается по следующей формуле: ИBP = P/L. Оценка весоростового индекса представлена в таблице 4. (Примечание. Обычно ИВР несколько ниже у высокорослых.)
Таблица 4.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 269.