Наиболее часто встречаемой моделью расчета прибыли от реализации является, модель при которой оценивают влияние следующих факторов:
· отпускных цен на продукцию;
· объема продукции;
· структуры реализованной продукции;
· себестоимости продукции;
· операционной себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции;
· цен на материалы и тарифов на услуги;
· затрат на 1 рубль продукции;
· нарушений хозяйственной дисциплины.
Отличием данной факторной модели является учет таких немаловажных показателей как изменение цен на сырье и материалы, изменения объема и структуры затрат и нарушений хозяйственной дисциплины. Кроме того, в данной модели несколько иначе оценивается влияние изменения объема продукции, изменения структуры (ассортимента) реализованной продукции, изменения административных и производственных расходов, расходов по реализации, а также изменения операционной себестоимости за счет изменения структуры продукции. Эти факторы можно и нужно регулировать в процессе производства, поэтому выявление их влияния на прибыль необходимо для эффективного управления хозяйственной деятельностью предприятия. В дальнейшем можно сравнивать полученные результаты и выяснять причины расхождений полученных значений, тем самым анализ получится более детальным.
Исходными данными для данного анализа являются сведения, представленные в Отчете о прибылях и убытках (приложение 1), выписки по субсчетам к счету 90 «Продажи», сведения о количестве реализованной продукции и другая информация, полученная по данным бухгалтерского учета.
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции приведены в таблице 5.
Используя данные таблицы 5 можно определить влияние на прибыль от реализации основных факторов:
· изменения отпускных цен на продукцию;
· изменения объема продукции (∆Pк):
∆ P к = Р0 * (К1 – 1) (8),
где К1 – коэффициент изменения объема реализованной продукции в оценке по базисной полной себестоимости
· изменения объема продукции (где К1 – коэффициент изменения объема реализованной продукции в оценке по базисной операционной себестоимости:
К1 = ∑ q 1 s 0 / ∑ q 0 s 0 (9),
где ∑q0s0 – операционная себестоимость базисного года;
∑q1s0 – операционная себестоимость отчетного года в ценах и условиях базисного года);
· изменения в структуре реализованной продукции (расчет аналогичен формуле 10, где К1 – коэффициент изменения объема реализованной продукции в оценке по базисной операционной себестоимости (формула 9));
∆ P стр = Р0 * (К2 – К1) (10) ,
где К2 – коэффициент изменения объема реализации в оценке по ценам реализации (4)
· изменения операционной себестоимости продукции
∆ P опер . с / с = -( ∑ q1s1 - ∑ q1s0) (11),
где ∑q1s1 – операционная себестоимость в отчетном году;
∑q1s0 – операционная себестоимость отчетного года при условии себестоимости базисного года;
· изменения операционной себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (∆PSk):
∆ PSk = ∑ q 0 s 0 * K 2 - ∑ q 1 s 0 (12),
где ∑q0s0 – операционная себестоимость базисного года;
∑q1s0 – операционная себестоимость отчетного года в ценах и условиях базисного года);
К2 – коэффициент изменения объема реализации в оценке по ценам реализации (4);
· изменения цен на материалы, тарифы, услуги (электроэнергию, водоснабжение, перевозки и т.д.), определяемого на основе сведений о себестоимости продукции;
· изменения затрат на 1 руб. продукции (∆РУ.З.):
∆РУ.З. = ∑ q 1 s 0 - ∑ q 1 s 1 ’ (13),
где ∑q1s0 – операционная себестоимость отчетного года в ценах и условиях базисного года;
∑q1s1’ – фактическая себестоимость, исчисленная с учетом изменения цен на материальные и прочие ресурсы;
· нарушений хозяйственной дисциплины, устанавливаемых с помощью анализа экономии, образовавшейся вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и др.;
· изменения управленческих расходов (∆Pупр.расх.):
∆ P упр.расх. = -( ∑ q 1 s 1 - ∑ q 0 s 0 ) (14),
где ∑q1s1 – управленческие расходы в отчетном году;
∑q0s0 – управленческие расходы в базисном году;
· изменений коммерческих расходов (∆Pкоммерч.расх.):
∆ P коммерч.расх. = -( ∑ q 1 s 1 - ∑ q 0 s 0 ) (15) ,
где ∑q1s1 – коммерческие расходы в отчетном году;
∑q1s0 – коммерческие расходы в базисном году.
Таблица 5
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации
ООО «СТэп»
(тыс. руб.)
Показатели | За 2016 г. | За 2017 г. при условии цен и с\с 2016 г. | За 2017 г. | За 2017 г. с корректировкой на изменение цен и проч. |
Выручка-нетто от продаж | 15686 | 15824 | 18068 | 15824 |
Операционная себестоимость реализованной продукции | 12312 | 12416 | 13841 | 12468 |
Управленческие расходы | 2371 | 2397 | 2331 | 2397 |
Коммерческие расходы | 366 | 370 | 669 | 370 |
Полная себестоимость реализованной продукции | 15049 | 15183 | 16841 | 15135 |
Прибыль от продаж | 637 | 641 | 1227 | 689 |
Таким образом, влияние данных факторов на прибыль от продаж составит:
· изменения отпускных цен на продукцию (9)
∆Pр = 18068 – 15824 = +2244 (тыс. руб.).
· изменения объема продукции (8)
∆Pк = 637 * (12416/12312 -1) = +5,38 (тыс. руб.);
· изменения в структуре реализованной продукции (10)
∆Pстр = 637 * (15824/15686 – 12416/12312) = +0,22 (тыс. руб.);
· изменения операционной себестоимости (11)
∆Pопер.с/с = - (13841 – 12416) = -1425 (тыс. руб.);
· изменения операционной себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (12)
∆PSk = 12312 * 15824/15686 - 12416 = +4,32 (тыс. руб.);
· изменения цен на материалы и тарифов на услуги составило -37,92 тыс. руб. по данным сведений о себестоимости;
· изменения затрат на 1 руб. продукции (13)
∆РУ.З. = 12416 – 12364 = +52 (тыс. руб.);
· нарушений хозяйственной дисциплины составило 10 тыс. руб. по данным о выявленной экономии;
· изменения управленческих расходов (14)
∆Pупр.расх. = -(2331 -2371) = +40 (тыс. руб.);
· изменений коммерческих расходов (формула 15)
∆Pкоммерч.расх. = -(669 – 366) = -303 (тыс. руб.).
Обобщенно результаты расчетов представлены в таблице 6.
Таблица 6
Результаты расчетов влияния факторов на прибыль от реализации продукции ООО «СТэп» в 2016-2017 гг.
(тыс. руб.)
Факторы | Сумма изменений прибыли (+,-) |
Увеличение коммерческих расходов | -303,00 |
Уменьшение управленческих расходов | +40,00 |
Увеличение цен реализации | +2244,00 |
Увеличение объема реализации | +5,38 |
Изменение в структуре продукции | +0,22 |
Увеличение операционной с/с | -1425,00 |
Изменение в операционной с/с за счет структурных сдвигов в составе продукции | +4,32 |
Рост цен на материалы и тарифов на услуги | -37,92 |
Сокращение уровня затрат | +52,00 |
Нарушение хозяйственной дисциплины | +10,00 |
Отклонение прибыли - всего | +590,00 |
Собранные в таблице 6 результаты наглядно показывают, что, как и в других факторных моделях, самое большое влияние на прирост прибыли от продаж оказывает повышение отпускных цен на реализуемую продукцию. Под влиянием повышения цен прибыль увеличилась на 2244 тыс. руб. Вторым по важности оказалось увеличение операционной себестоимости, её влияние на повышение прибыли - 1425 тыс. руб. Увеличение коммерческих расходов (расходов на продажу) сказалось на величине прибыли отрицательно, уменьшило её на 303 тыс. руб. Остальные факторы не играют определяющего воздействия, но всё же имеет смысл отметить, что положительное влияние оказали: сокращение затрат на 1 руб. продукции (52 тыс. руб.); уменьшение управленческих расходов (40 тыс. руб.); экономия, образовавшаяся вследствие нарушения хозяйственной дисциплины (10 тыс. руб.); увеличение объема реализованной продукции (5,38 тыс. руб.); изменение операционной себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (4,32 тыс. руб.); изменения структуры реализованной продукции (0,22 тыс. руб.). К отрицательно повлиявшим факторам также относят изменение цен на материалы и тарифов на услуги, которыми пользовалась компания (влияние на прибыль –37,92 тыс. руб.). В целом, повышающее прибыль влияние факторов оказалось больше чем влияние факторов, понижающее её итоговую сумму, что привело к росту прибыли от продаж на 590 тыс. руб.
При сравнении результатов, полученных по данной факторной модели, можно выявить, что значение нескольких показателей различаются. Это связано с использованием различных расчетных методик. На мой взгляд, наиболее точно влияния данных факторов получаются при использовании расчетов на основе изменения полной себестоимости реализованной продукции, и именно их необходимо использовать при принятии решений управляющими хозяйственной деятельностью предприятия. Для получения наиболее полного представления о влиянии факторов на прибыль от продаж можно также проанализировать прибыль по ассортименту продукции, но для ООО «Степ» на данном этапе развития не планируется переход на другие виды продукции, который повлечет за собой переоснащение цехов, и как следствие приведет к дополнительным затратам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог курсовой работы, можно сформировать выводы, к которым приводит проведенное исследование.
В 2017 году ООО «СТэп» сработало более эффективно, чем в 2016 году, при чем величина прибыли от продаж увеличилась почти в два раза. Во многом это обуславливается повышением объема реализации продукции при относительном снижении затрат на производство. Темп роста доходов превысил темп роста расходов, что является положительной тенденцией. Однако при более подробном рассмотрении структуры расходов, было выявлено, что, не смотря на общее снижение затрат, величина коммерческих расходов существенно повысилась, что свидетельствует о наличии у предприятия проблем, связанных с контролем над данным видом расходов. Причиной тому, могло послужить недостаточное внимание к формированию этих расходов, отсутствие нормирования затрат на предприятии. Чтобы в дальнейшем избежать подобного, руководству организации необходимо поставить на особый контроль все затраты, включаемые в состав коммерческих расходов, установить лимиты затрат и не допускать их превышения.
При изучении влияния факторов на прибыль от продаж (экспресс-анализе), было выявлено, что прибыль от продаж увеличилась в основном за счет роста отпускных цен на продукцию. Вторым по влиянию оказалось повышение себестоимости, которое отрицательно сказалось на росте прибыли от продаж предприятия. И лишь незначительно на прибыль повлияло изменение объема продаж, которое, тем не менее, явилось положительным фактором.
Помимо факторного анализа прибыли в целом по предприятию, был произведен анализ и в разрезе видов реализованной продукции. В результате чего было выявлено, что наибольшее увеличение прибыли от продаж, произошло по обрезиненным валенкам. Причиной такого увеличения прибыли послужил рост цен, который почти в два раза превзошел рост себестоимости, кроме того, увеличился и объем реализации данного вида продукции. Подобные изменения произошли и по другим видам изделий, однако необходимо учитывать, что наибольшее увеличение объема продаж произошло по обрезиненным ботинкам, которые являются наименее рентабельным видом продукции. Исходя из этого, предприятию необходимо разработать мероприятия, направленные на сокращение затрат именно по этому виду продукции. Что касается валенок, то рентабельность по данному виду изделий в 2017 году несколько снизилась. Это свидетельствует о необходимости более детального контроля за соотношением доходов и расходов по этой продукции, с целью недопущения дальнейшего снижения рентабельности.
Подсчет резервов роста прибыли продаж показал, что у ООО «СТэп» есть реальная возможность увеличить размер прибыли на треть за счет повышения объема продаж валенок и обрезиненных валенок, снижения себестоимости за счет сокращения коммерческих расходов и улучшения качества реализуемой продукции. Следовательно, одной из задач предприятия является принятие таких управленческих решений, которые позволяют использовать полученный резерв как можно более полно.
Таким образом, подводя итого всему вышесказанному, можно предложить следующие мероприятия, которые позволят ООО «СТэп» достигнуть улучшения прибыли от продаж в будущем:
1. установление норм и лимитов затрат, включаемых в себестоимость продукции (особенно относительно коммерческих расходов) в разрезе ее видов;
2. проведение контроля над ростом величины расходов и соотношением «доходы/расходы»;
3. планирование структуры реализуемой продукции;
4. снижение себестоимости сырья и материалов за счет использования скидок и льгот, предоставляемых поставщиками;
5. осуществление эффективной ценовой политики за счет предоставления скидок определенным группам покупателей;
6. проведение эффективных рекламных мероприятий;
7. своевременная наладка и контроль за работой оборудования с целью снижения доли бракованной продукции;
8. разработка системы депремирования за нарушение трудовой и хозяйственной дисциплины;
9. повышение уровня квалификации работников, а, следовательно, производительности труда;
10. поиск новых, более выгодных рынков сбыта продукции.
Список литературы
Учебные пособия
1. Балдин К.В. Информационные системы в экономике. – М.: Инфра-М, 2012. – 224 с.
2. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Инфра-М, 2011. – 224 с.
3. Герасимова В.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2015. – 358 с.
4. Дайитбегов Д.М. Компьютерные технологии анализа данных в эконометрике. – М.: Инфра-М, Вузовский учебник, 2010. – 592 с.
5. Жилкина А.Н. Финансовый анализ. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. – 286 с.
6. Зимин Н.Е. Анализ и диагностика финансово-экономической деятельности организации АПК. Учебное пособие. – М.: Мегаполис, 2018. – 128 с.
7. Исмагилов Р.Х. Основы экономического анализа в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 286 с.
8. Масаев В. Ю. Ключевые финансовые показатели для оценки деятельности предприятия. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 144 с.
9. Халафян А.А. Современные статистические методы медицинских исследований. – М.: Ленанд, 2014. – 320 с.
10. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Инфра-М, 2017. – 374 с.
Периодические издания
11. Иванова А. В. Анализ и аудит прибыли от продаж // Молодой ученый. — 2014. — №4.2. — С. 130-132.
Нормативные документы
12. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению с последними изменениями на 2018 год. – М.: Эксмо, 2017. – 112 с.
Интернет-ресурсы
13. Гарант Информационно-правовой портал - http://base.garant.ru/
14. Консультант Плюс - http://www.consultant.ru/
[1] Выручка-нетто – это чистая сумма выручки, из которой вычли НДС, акцизные и другие специальные платежи.
[2] Операционная себестоимость – это включенные в себестоимость продукции основные ежедневные затраты компании
[3] Индекс цен показывает рост потребительской цены за промежуток времени (цены в течении этого периода могут повышаться (понижаться) неоднократно и неравномерно, для простоты расчётов берется изменение цены за весь период и определяется коэффициент её изменения.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 258.