Прибыль предприятия, сформировавшаяся от продажи товаров, относится к важнейшим финансовым результатам, а все финансовые результаты связаны между собой. Чтобы провести анализ деятельности ООО «СТэп» необходимо использовать данные отчета из формы № 2 «Отчет о финансовых результатах» предприятия.
Анализ принято начинать с исследования динамики результатов годовых отчетов по общим суммам затрат, выручки, валовой прибыли, расходов и прибыли от продаж. Такой анализ финансовых результатов называется горизонтальным анализом.
Цель горизонтального анализа финансовых результатов рассчитать абсолютные отклонения одноименных статей отчетности сравниваемых периодов. Результаты абсолютных отклонений выражаются в рублях.
Затем изменения анализируемых показателей рассчитываются в процентах по сравнению с предыдущим (или базовым) периодом – эти отклонения называют относительными
Вертикальным анализом финансовых результатов называют пересчет динамики различных показателей финансового отчета по отношению к базовому показателю в процентном отношении.
Поскольку в отчете финансовых результатов содержится информация за текущий и прошлый периоды, применение вертикального анализа позволяет:
· проследить рост или уменьшение отдельных величин в общей структуре затрат;
· выявить растущие расходы, которые могут повлиять на себестоимость;
· подтолкнуть к разработке новых стратегий деятельности предприятия при снижении спроса.
В таблице 1 приведены данные расчетов уровня и динамики показателей финансовых результатов по данным формы № 2 «Отчет о финансовых результатах» предприятия за два закрытых финансовых периода: 2016 и 2017 год. Форма №2 ООО «СТэп» представлена в приложении 1
Таблица 1
Анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов от реализации
продукции ООО «СТэп» в 2016-2017 гг.
(тыс. руб.)
Показатель | За 2016 г. | За 2017 г. | Отклонение | Темп роста, % |
Выручка (нетто)от продажи продукции без НДС и акцизов | 15686,00 | 18068,00 | +2382,00 | 115,186 |
Себестоимость проданной продукции | 12312,00 | 13841,00 | +1529,00 | 112,419 |
Валовая прибыль | 3374,00 | 4227,00 | +853,00 | 125,282 |
Коммерческие расходы | 366,00 | 669,00 | +303,00 | 182,787 |
Управленческие расходы | 2371,00 | 2331,00 | -40,00 | 98,313 |
Прибыль от продаж | 637,00 | 1227,00 | +590,00 | 192,622 |
Таблица 1 наглядно показывает, что ООО «СТэп» значительно улучшило результаты хозяйственной деятельности в 2017 году по сравнению с 2016 годом. В 2017 году прибыль от продаж продукции увеличилась почти вдвое (возросла прибыль на 590 тыс. руб., или на 92,622%). Выручка в 2017 году на 2382 тыс. руб. больше, чем в 2016 году (рост составил 115,186%), в то время как себестоимость возросла незначительно, всего на 1529 тыс. руб. (рост составил 112,419%). Следствием этого стало увеличение валовой прибыли на 853 тыс. руб., или на 25,282%. На прибыль от реализации продукции всегда значительное влияние оказывают коммерческие и управленческие расходы. В 2017 году коммерческие расходы увеличились на 303 тыс. руб. или 82,787%, от чего величина прибыли от продаж не могла не снизиться, но снижение расходов управленческих на 40 тыс. руб., или на 1,687%, привело к небольшому повышению прибыли.
В итоге становится ясно, что рост прибыли от продаж, следствие снижения затрат на производство и главное – увеличение объемов продаж продукции.
На основе данных формы №2 «Отчет о финансовых результатах» (приложение 1) составляем аналитическую таблицу 2, которая позволит охарактеризовать главные соотношения доходов, расходов и финансовых результатов и проследить динамику соотношений.
Таблица 2
Соотношения доходов, расходов и финансовых результатов ООО «СТэп» в 2016-2017 гг.
(%)
Показатели | 2016 год | 2017 год |
Отношение валовой прибыли к выручке | 21,510 | 23,395 |
Отношение прибыли от продаж к выручке | 4,061 | 6,791 |
Отношение прибыли от продаж к расходам по обычной деятельности | 4,233 | 7,286 |
Отношение себестоимости продаж к выручке | 78,490 | 76,605 |
Отношение коммерческих расходов к выручке | 2,333 | 3,703 |
Отношение управленческих расходов к выручке | 15,115 | 12,901 |
В результате анализа таблицы 2 можно сказать, что в 2017 году по сравнению с 2016 годом произошло увеличение процентного отношения валовой прибыли к выручке с 21,510% до 23,395%, то есть доля каждого рубля от продаж, которая может быть направлена на покрытие управленческих и коммерческих расходов, а также на формирование прибыли от продаж повысилась на 1,885% (23,395% - 21,510%). Соотношения себестоимости продукции к выручке и управленческих расходов к выручке понизились на 1,885% (76,605% - 78,490%) и 2,214% (12,901% - 15,115%) соответственно, что свидетельствует о том, что предприятие осуществляет надлежащий контроль над данными видами расходов. Соотношение же коммерческих расходов к выручке увеличилось с 2,333% в 2016 году до 3,703% в 2017 году, что говорит об имеющихся проблемах контроля над этим видом расходов. Отношение прибыли от продаж к выручке, характеризующее рентабельность продаж, в 2017 году составило 6,791%, что на 2,73% (6,791% - 4,061%) больше, чем в 2016 году. Отношение же прибыли от продаж к расходам по обычной деятельности, отражающее рентабельность расходов, увеличилось на 3,053% (7,386% - 4,333%), и ее величина составила 7,286%. Таким образом можно сделать вывод, что удельный вес затрат в структуре прибыли от продаж в целом снизился, что рассматривается как положительная тенденция.
Дальнейший анализ должен конкретизировать причины изменения прибыли от реализации продукции по каждому фактору.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 285.