В центре внимания руководства любого коммерческого предприятия находится прибыль от реализации продукции. С помощью факторного анализа прибыли от реализации дает возможность:
· выявить возможные пути повышения эффективности работы производства;
· составить план по повышению эффективности управления производственными ресурсами.
Существует множество моделей анализа влияния различных факторов на прибыль от продаж.
При экспресс-анализе мы сможем оценить влияние на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию, построив анализ на трёх факторах первого порядка:
· объема продаж продукции;
· полной себестоимости продукции;
· цен на реализованную продукцию.
Для экспресс-анализа прибыли вновь обратимся к данным формы №2 «Отчет о финансовых результатах», представленные в приложении 1.
В аналитическую таблицу 3 внесем необходимые исходные величины.
Таблица 3
Таблица исходных данных анализа прибыли от реализации продукции по основным факторам.
(экспресс-анализа) ООО «СТэп»
(тыс. руб.)
Показатели | За 2016 г. | За 2017 г. |
Выручка-нетто[1] от продаж | 15686 | 18068 |
Операционная себестоимость[2] реализованной продукции | 12312 | 13841 |
Управленческие расходы | 2371 | 2331 |
Коммерческие расходы | 366 | 669 |
Полная себестоимость реализованной продукции | 15049 | 16841 |
Прибыль от продаж | 637 | 1227 |
Индекс цен[3] | 1,000000 | 1,141810 |
Объем реализованной продукции в ценах 2016 г. | 15686 | 15824 |
Факторный анализ прибыли от реализации продукции (в данном случае экспресс-анализ) позволяет рассчитать:
· Изменение общей прибыли (∆P) от реализации продукции:
∆ P = Р1 – Р0 (2),
где Р1 – прибыль от реализации отчетного года;
Р0 – прибыль от реализации базисного года.
· Влияние изменения объема продаж на прибыль от реализации продукции.
Изменение прибыли при изменении объема продаж так же (∆Pq):
∆ Pq = Р0 * (К2 – 1) (3),
где К2 – коэффициент изменения объема реализации в оценке по ценам реализации.
К2 = ∑ q 1 p 0 / ∑ q 0 p 0 (4),
где ∑q1p0 – выручка-нетто от реализации отчетного года в ценах базисного года;
∑q0p0 – выручка-нетто от реализации в базисном году.
· Влияние изменений общей (полной) себестоимости готовой продукции на прибыль. Изменение прибыли при изменении себестоимости (∆Ps):
∆ Ps = -( ∑ q 1 s 1 - ∑ q 1 s 0 ) (5) ,
где ∑q1s1 – полная себестоимость отчетного года;
∑q1s0 – полная себестоимость отчетного года в ценах и условиях базисного года.
∑ q 1 s 0 = К1 * ∑ q 0 s 0 (6),
где ∑q0s0 – полная себестоимость базисного года.
· Влияние изменений цены реализуемой продукции на прибыль от продаж. Изменение прибыли при изменении цен (∆Pр):
∆ P р = ∑ q 1 p 1 - ∑ q 1 p 0 (7) ,
где ∑q1p1 – выручка-нетто от реализации в отчетном году.
Проведем расчет по исходных данным из таблицы 3 по формулам:
Изменение прибыли при изменении объема реализации (2)
∆P = 1227 – 637 = +590 (тыс. руб).
Расчет влияние факторов в денежном исчислении будет определен как:
· Расчет изменения прибыли при изменении объема продаж (3) ∆Pq = 637 * (15824 / 15686 – 1) = +6 (тыс. руб.);
· Расчет изменения прибыли при изменение полной себестоимости продукции (5) ∆Ps = -(16841 – 15824 / 15686 * 15049) = -1660 (тыс. руб.);
· Расчет изменения прибыли при изменении цен реализации на продукцию (7) ∆Pр = 18068 – 15824 = +2244 (тыс. руб.).
Полученные результаты представлены в обобщенном виде в таблице 4.
Рассматривая результаты анализа в таблице 4 можно сказать, что прибыль от продаж в 2017 г. по сравнению с 2016 г. увеличилась на 590 тыс. руб. Главным образом на прирост прибыли повлияло повышение цен реализации (цены возросли на 14,18%), что принесло дополнительные 2244 тыс. руб. Естественно на приросте прибыли положительно отразилось увеличение объема продаж продукции, - этот фактор увеличил прибыль на 6 тыс. руб. Вместе с тем в анализируемом периоде возросла и общая себестоимость продукции (то есть производство обошлось предприятию дороже, чем в предыдущем отчетном периоде). Повышение себестоимости снизило прибыль от продажи на 1660 тыс. руб., но в целом это оказалось меньше, чем прирост прибыли, полученной в результате роста цен. В итоге мы можем наблюдать положительную динамику роста прибыли от продаж 590 тыс. руб.
Таблица 4
Результаты расчетов влияния факторов на прибыль от реализации продукции
(экспресс-анализа) ООО «СТэп» в 2016-2017 гг.
(тыс. руб.)
Показатели | Сумма изменений прибыли |
Изменение объема продаж | +5,60 |
Изменение полной себестоимости продукции | -1659,60 |
Изменение цен реализации на продукцию | +2244,00 |
Изменение прибыли - всего | +590,00 |
Дата: 2019-02-02, просмотров: 283.