Вопрос 1.1 Понятие анализа как метода познания явлений природы и общества
В самом общем смысле анализ (от греческого analysis – разделяю, расчленяю) – это процесс физического или мысленного расчленения целого (объекта) на составные части (признаки, свойства) с целью их познания во всем многообразии связей и зависимостей, а также для более глубокого изучения сущности самого объекта.
Для того чтобы хозяин (владелец) машины мог эффективно ею управлять, ему необходимо знать внутреннее строение автомобиля (детали,их назначение и принцип действия).
Для управления себестоимостью менеджер высшего или среднего звена управления должен иметь представление, как минимум, об элементах затрат, которые ее составляют.
Анализ неразрывно связан с синтезом – методом познания, представляющим собой процесс соединения отдельных, познанных частей в единое целое.
Изучая устройство автомобиля, необходимо знать не только его делали, но и их взаимодействие в качестве элементов одной системы – машины.
Анализ как метод познания явлений природы и общества представлен двумя видами: чувственный и мыслительный.
Чувственный А-З реализуется человеческими органами чувств(зрением,слухом и т.д.).
Мыслительный анализ обеспечивается мышлением, т.е. путем мысленного изучения объектов. Мыслительный анализ представлен двумя формами: простой и сложной.
При простой форме мыслительный А-З осуществляется тех объектов, которые непосредственно отсутствуют, но они ранее воспринимались органами чувств и сохранились в памяти человека или машины (А-З динамики состава и структуры леса, автобус. парка).
При сложной форме мыслительный анализ направлен на изучение объектов, которые не воспринимались и не поддаются восприятию ни человеческими органами чувств, ни приборами, усиливающими действие этих чувств (анализ себестоимости). Данный вид анализа носит название абстрактно-логического анализа.
В научной деятельности анализ является составным элементом системы научных исследований, ее первой стадией.
В практической деятельности анализ служит одной из основных управляющих функций в системе технологии выработки оптимальных управленческий решений. С использованием анализа определяются отклонения фактических результатов функционирования и объектов жизнедеятельности людей от запрограммированных. Выявляются факторы, вызвавшие эти отклонения, их направление и сила действия, а также обстоятельства, породившие эти факторы.
Вопрос 1.4 Содержание анализа хозяйственной деятельности
Содержание АХД представляет собой систему, включающую упорядоченную совокупность элементов, обеспечивающих решение его задач. Основными элементами данной системы являются:
- определение конкретной цели анализа и постановка задач по ее достижению;
- исследование объекта анализа путем выявления содержащихся в нем причинно-следственных связей и построения факторной модели, характеризующей данный объект;
- исследование характера причинно-следственных связей, факторов и выбор методов (способов или приемов) для количественного измерения данных факторов;
- установление направления влияния каждого фактора (+, -) и определение величины их влияния на изменение исследуемого показателя;
- выявление и изучение обстоятельств или условий, порождающих действия факторов;
- выработка вариантов решений и поиск путей и средств по устранению отрицательного влияния факторов и созданию благоприятных условий для сохранения или усиления положительного действия факторов.
Лекция № 2 "Объект и предмет анализа хозяйственной деятельности"
Вопрос 4.1 Способ сравнения
Важной составной частью методики анализа хозяйственной деятельности, являются приемы (частные методы или способы), используемые в анализе для выявления направления и измерения величины влияния различных факторов на анализируемый показатель, для изучения первопричин, порождающих эти факторы, а также для выработки оптимального управленческого решения по результатам проведенного анализа.
Сравнение – один из способов, с помощью которого человек, начал познавать окружающую среду и который используется нами повсюду, временами автоматически, неосознанно. Сравнение является одним из основных приемов анализа хозяйственной деятельности и его неотъемлемым составным элементом, без которого невозможно дать оценку любому показателю работы организации и выявить резервы улучшения ее работы. Каждый показатель, каждая цифра, используемая для оценки, контроля и прогноза, имеют значение только в сопоставлении с другими.
Способ группировки.
Группировка информации – деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам.
Балансовый метод.
Балансовый способ служит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными.
Балансовый метод используется в АХД для проверки правильности определения влияния различных факторов на прирост результативного показателя.
Балансовый способ может быть использован при построении детерминированных аддитивных факторных моделей.
Балансовый способ применяют для определения влияния отдельных факторов на прирост результативного показателя.
Табличный способ.
Результаты анализа обычно представляются в виде таблиц.
Графический способ.
Графики – масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно художественных фигур. Они имеют большое иллюстративное значение.
В АХД для графического представления информации достаточно часто используют диаграммы. По своей форме они бывают столбиковые, круговые, линейные, точечные, пирамидальные, фигурные и т.д. По содержанию различают диаграммы сравнения, структурные, динамические, графики связи, графики контроля и т.д.
Способ цепной подстановки.
Способ цепной подстановки используется для расчета влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделей: аддитивных, мультипликативных, кратных и смешанных. Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных значений результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех и последующих факторов, допуская, что остальные не меняются. Сравнение размера результативного показателя до и после изменения уровня определенного фактора позволяет определить воздействие данного фактора на изменение анализируемого показателя.
Применяя способ цепной подстановки, необходимо знать правила последовательности расчетов: в первую очередь нужно учитывать изменение количественных, а затем качественных факторных показателей. Если имеется несколько количественных и несколько качественных показателей, то сначала следует изменить величину факторов первого порядка, а потом более низкого.
Алгебраическая сумма влияния факторов обязательно должна быть равна общему изменению результативного показателя.
Способ абсолютных разниц.
Способ абсолютных разниц применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе, но только в мультипликативных моделях и моделях мультипликативно-аддитивного типа.
При его использовании размер влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста значения исследуемого фактора на базисные (плановые) значения факторов, которые находятся справа от него, и на фактические значения факторов, расположенных слева.
Алгебраическая сумма изменений результативного показателя за счет отдельных факторов была равна общему его изменению.
Индексный метод.
Индексный метод основан на относительных показателях динамики, выполнения плана, выражающих отношение фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базовом периоде.
Индексный метод как прием реже применяется в анализе хозяйственной деятельности, так как он дает те же результаты, что и ранее рассмотренные способы, но содержит больше действий и менее нагляден.
Способ долевого участия.
Способ долевого участия широко применяется в анализе хозяйственной деятельности. При его использовании сначала определяется доля каждого фактора в общей сумме их приростов, которая затем умножается на общий прирост результативного показателя.
Интегральный метод.
Интегральный метод используется в анализе хозяйственной деятельности вместо приемов цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, в которых нераспределенный остаток результативного показателя при расчете каждого фактора по базисной величине других факторов присоединяется к одному из них в зависимости от порядка постановки их в уравнении. Интегральный метод является более точным, если абсолютное изменение факторов примерно одинаковое.
Логарифмический метод.
Логарифмический метод применяется для измерения влияния факторов в мультипликативных моделях. Особенность логарифмического метода заключается в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов без предварительного решения вопроса об установлении очередности факторов-сомножителей (количественные или качественные) в произведении.
Задача 4.1
По данным таблицы определить количественное влияние на изменение объема произведенной продукции следующих факторов
- численности рабочих;
- количества дней, отработанных одним рабочим за год;
- среднедневной производительности труда одного рабочего.
Сделать выводы о характере влияния факторов.
Таблица - Исходные данные
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год |
Объем товарной продукции, млн.руб. | 8500 | 9000 |
Среднесписочная численность рабочих, чел | 4200 | 4150 |
Общее число отработанных чел.-дней | 924000 | 908850 |
Лекция № 5 "Методические основы анализа резервов повышения эффективности деятельности"
Вопрос 7.2 Планирование аналитической работы
Важное место в рациональной организации анализа занимает планирование аналитической работы.
Оно заключается в составлении двух видов плана:
- плана организации аналитической работы;
- плана проведения анализа по той или иной теме (программы анализа).
В плане организации аналитической работы, который составляется, как правило, на год, указывается:
- какие подразделения организации проводят анализ (в зависимости от размеров и структуры организации и её управления АХД осуществляют: служба главного экономиста или заместителя директора по экономической работе; экономические лаборатории; финансовый отдел; планово-экономический отдел; бухгалтерия; отдел труда и заработной платы; материально-технический отдел; отдел маркетинга; отделы главного конструктора, технолога, механика, энергетика и другие;
- в каком объеме осуществляется анализ (по каким показателям хозяйственной деятельности своего подразделения или организации в целом);
- какова периодичность анализа (либо по истечении отчетных периодов: года, квартала, месяца, либо внутри месяца, т.е. ежедневно или за неделю, декаду);
- кто является ответственными лицами за проведение данного вида анализа.
В программе анализа указывается:
- наименование объекта анализа, выражающегося в одном или нескольких показателях данного подразделения или организации в целом;
- цель анализа: либо для оценки результатов деятельности, либо для контроля за ходом выполнения плана, либо для изыскания внутренних резервов и т.д.;
- источники информации или перечень материалов, используемых для анализа;
- последовательность проведения анализа;
- сроки выполнения аналитической работы в целом и по отдельным ее этапам, т.е. график аналитической работы;
- лица, привлекаемые для анализа и распредел. между ними объема аналитич. работы.
Вопрос 1.1 Понятие анализа как метода познания явлений природы и общества
В самом общем смысле анализ (от греческого analysis – разделяю, расчленяю) – это процесс физического или мысленного расчленения целого (объекта) на составные части (признаки, свойства) с целью их познания во всем многообразии связей и зависимостей, а также для более глубокого изучения сущности самого объекта.
Для того чтобы хозяин (владелец) машины мог эффективно ею управлять, ему необходимо знать внутреннее строение автомобиля (детали,их назначение и принцип действия).
Для управления себестоимостью менеджер высшего или среднего звена управления должен иметь представление, как минимум, об элементах затрат, которые ее составляют.
Анализ неразрывно связан с синтезом – методом познания, представляющим собой процесс соединения отдельных, познанных частей в единое целое.
Изучая устройство автомобиля, необходимо знать не только его делали, но и их взаимодействие в качестве элементов одной системы – машины.
Анализ как метод познания явлений природы и общества представлен двумя видами: чувственный и мыслительный.
Чувственный А-З реализуется человеческими органами чувств(зрением,слухом и т.д.).
Мыслительный анализ обеспечивается мышлением, т.е. путем мысленного изучения объектов. Мыслительный анализ представлен двумя формами: простой и сложной.
При простой форме мыслительный А-З осуществляется тех объектов, которые непосредственно отсутствуют, но они ранее воспринимались органами чувств и сохранились в памяти человека или машины (А-З динамики состава и структуры леса, автобус. парка).
При сложной форме мыслительный анализ направлен на изучение объектов, которые не воспринимались и не поддаются восприятию ни человеческими органами чувств, ни приборами, усиливающими действие этих чувств (анализ себестоимости). Данный вид анализа носит название абстрактно-логического анализа.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 210.