Вопрос 1.1 Понятие анализа как метода познания явлений природы и общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопрос 1.1 Понятие анализа как метода познания явлений природы и общества

В самом общем смысле анализ (от греческого analysis – разделяю, расчленяю) – это процесс физического или мысленного расчленения целого (объекта) на составные части (признаки, свойства) с целью их познания во всем многообразии связей и зависимостей, а также для более глубокого изучения сущности самого объекта.

Для того чтобы хозяин (владелец) машины мог эффективно ею управлять, ему необходимо знать внутреннее строение автомобиля (детали,их назначение и принцип действия).

Для управления себестоимостью менеджер высшего или среднего звена управления должен иметь представление, как минимум, об элементах затрат, которые ее составляют.

Анализ неразрывно связан с синтезом – методом познания, представляющим собой процесс соединения отдельных, познанных частей в единое целое.

Изучая устройство автомобиля, необходимо знать не только его делали, но и их взаимодействие в качестве элементов одной системы – машины.

Анализ как метод познания явлений природы и общества представлен двумя видами: чувственный и мыслительный.

Чувственный А-З реализуется человеческими органами чувств(зрением,слухом и т.д.).

Мыслительный анализ обеспечивается мышлением, т.е. путем мысленного изучения объектов. Мыслительный анализ представлен двумя формами: простой и сложной.

При простой форме мыслительный А-З осуществляется тех объектов, которые непо­средственно отсутствуют, но они ранее воспринимались органами чувств и сохранились в памяти человека или машины (А-З динамики состава и структуры леса, автобус. парка).

При сложной форме мыслительный анализ направлен на изучение объектов, которые не воспринимались и не поддаются восприятию ни человеческими органами чувств, ни приборами, усиливающими действие этих чувств (анализ себестоимости). Данный вид анализа носит название абстрактно-логического анализа.

В научной деятельности анализ является составным элементом системы научных исследований, ее первой стадией.

В практической деятельности анализ служит одной из основных управляющих функ­ций в системе технологии выработки оптимальных управленческий решений. С исполь­зованием анализа определяются отклонения фактических результатов функционирования и объектов жизнедеятельности людей от запрограммированных. Выявляются факторы, вызвавшие эти отклонения, их направление и сила действия, а также обстоятельства, по­родившие эти факторы.

Вопрос 1.4 Содержание анализа хозяйственной деятельности

Содержание АХД представляет собой систему, включающую упорядоченную совокупность элементов, обеспечивающих решение его задач. Основными элементами данной системы являются:

- определение конкретной цели анализа и постановка задач по ее достижению;

- исследование объекта анализа путем выявления содержащихся в нем причинно-следственных связей и построения факторной модели, характеризующей данный объект;

- исследование характера причинно-следственных связей, факторов и выбор методов (способов или приемов) для количественного измерения данных факторов;

- установление направления влияния каждого фактора (+, -) и определение величины их влияния на изменение исследуемого показателя;

- выявление и изучение обстоятельств или условий, порождающих действия факторов;

- выработка вариантов решений и поиск путей и средств по устранению отрицательного влияния факторов и созданию благоприятных условий для сохранения или усиления положительного действия факторов.

Лекция № 2 "Объект и предмет анализа хозяйственной деятельности"

Вопрос 4.1 Способ сравнения

Важной составной частью методики анализа хозяйственной деятельности, являются приемы (частные методы или способы), используемые в анализе для выявления направления и измерения величины влияния различных факторов на анализируемый показатель, для изучения первопричин, порождающих эти факторы, а также для выработки оптимального управленческого решения по результатам проведенного анализа.

Сравнение – один из способов, с помощью которого человек, начал познавать окружающую среду и который используется нами повсюду, временами автоматически, неосознанно. Сравнение является одним из основных приемов анализа хозяйственной деятельности и его неотъемлемым составным элементом, без которого невозможно дать оценку любому показателю работы организации и выявить резервы улучшения ее работы. Каждый показатель, каждая цифра, используемая для оценки, контроля и прогноза, имеют значение только в сопоставлении с другими.

Способ группировки.

Группировка информации – деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам.

Балансовый метод.

Балансовый способ служит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными.

 

Балансовый метод используется в АХД для проверки правильности определения влияния раз­личных факторов на прирост результативного показателя.

 

Балансовый способ может быть использован при построении детерминированных аддитивных факторных моделей.

 

Балансовый способ применяют для определения влияния отдельных факторов на прирост ре­зультативного показателя.

Табличный способ.

Результаты анализа обычно представляются в виде таблиц.

Графический способ.

Графики – масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно художественных фигур. Они имеют большое иллюстративное значение.

 

В АХД для графического представления информации достаточно часто используют диаграммы. По своей форме они бывают столбиковые, круговые, линейные, точечные, пирамидальные, фигурные и т.д. По содержанию различают диаграммы сравнения, структурные, динамические, графики связи, графики контроля и т.д.

Способ цепной подстановки.

Способ цепной подстановки используется для расчета влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделей: аддитивных, мультипликативных, кратных и смешанных. Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение результативного показателя путем посте­пенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных значений результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех и последующих факторов, допуская, что остальные не меняются. Сравнение размера результативного показателя до и после изменения уровня определенного фактора позволяет определить воздействие данного фактора на изменение анализируемого показателя.

 

Применяя способ цепной подстановки, необходимо знать правила последовательности расчетов: в первую очередь нужно учитывать изменение количественных, а затем качественных факторных показателей. Если имеется несколько количественных и несколько качественных показателей, то сначала следует изменить величину факторов первого порядка, а потом более низкого.

 

Алгебраическая сумма влияния факторов обязательно должна быть равна общему изменению результативно­го показателя.

Способ абсолютных разниц.

Способ абсолютных разниц применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе, но только в мультипликативных моделях и моделях мультипликативно-аддитивного типа.

 

При его использовании размер влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста значения исследуемого фактора на базисные (плановые) значения факторов, которые находятся справа от него, и на фактические значения факторов, расположенных слева.

 

Алгебраическая сумма изменений результативного показателя за счет отдельных факто­ров была равна общему его изменению.

Индексный метод.

Индексный метод основан на относительных показателях динамики, выполнения плана, выражающих отношение фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базовом периоде.

Индексный метод как прием реже применяется в анализе хозяйственной деятельности, так как он дает те же результаты, что и ранее рассмотренные способы, но содержит больше действий и менее нагляден.

Способ долевого участия.

Способ долевого участия широко применяется в анализе хозяйственной деятельности. При его использовании сначала определяется доля каждого фактора в общей сумме их приростов, которая затем умножается на общий прирост результативного показателя.

Интегральный метод.

Интегральный метод используется в анализе хозяйственной деятельности вместо приемов цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, в которых нераспределенный остаток результативного показателя при расчете каждого фактора по базисной величине других факторов присоединяется к одному из них в зависимости от порядка постановки их в уравнении. Интегральный метод является более точным, если абсолютное изменение факторов примерно одинаковое.

Логарифмический метод.

Логарифмический метод применяется для измерения влияния факторов в мультипликативных моделях. Особенность логарифмического метода заключается в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов без предварительного решения вопроса об установлении очередности факторов-сомножителей (количественные или качественные) в произведении.

Задача 4.1

По данным таблицы определить количественное влияние на изменение объема произведенной продукции следующих факторов

-   численности рабочих;

-   количества дней, отработанных одним рабочим за год;

-   среднедневной производительности труда одного рабочего.

Сделать выводы о характере влияния факторов.

Таблица - Исходные данные

 

Показатели Предыдущий год Отчетный год
Объем товарной продукции, млн.руб. 8500 9000
Среднесписочная численность рабочих, чел 4200 4150
Общее число отработанных чел.-дней 924000 908850

 

Лекция № 5 "Методические основы анализа резервов повышения эффективности деятельности"

Вопрос 7.2 Планирование аналитической работы

Важное место в рациональной организации анализа занимает планирование аналитической работы.

Оно заключается в составлении двух видов плана:

- плана организации аналитической работы;

- плана проведения анализа по той или иной теме (программы анализа).

В плане организации аналитической работы, который составляется, как правило, на год, указывается:

- какие подразделения организации проводят анализ (в зависимости от размеров и структуры организации и её управления АХД осуществляют: служба главного экономиста или заместителя директора по экономической работе; экономические лаборатории; финансовый отдел; планово-экономический отдел; бухгалтерия; отдел труда и заработной платы; материально-технический отдел; отдел маркетинга; отделы главного конструктора, технолога, механика, энергетика и другие;

- в каком объеме осуществляется анализ (по каким показателям хозяйственной деятельности своего подразделения или организации в целом);

- какова периодичность анализа (либо по истечении отчетных периодов: года, квартала, месяца, либо внутри месяца, т.е. ежедневно или за неделю, декаду);

- кто является ответственными лицами за проведение данного вида анализа.

В программе анализа указывается:

- наименование объекта анализа, выражающегося в одном или нескольких показателях данного подразделения или организации в целом;

- цель анализа: либо для оценки результатов деятельности, либо для контроля за ходом выполнения плана, либо для изыскания внутренних резервов и т.д.;

- источники информации или перечень материалов, ис­пользуемых для анализа;

- последовательность проведения анализа;

- сроки выполнения аналитической работы в целом и по отдельным ее этапам, т.е. график аналитической работы;

- лица, привлекаемые для анализа и распредел. между ними объема аналитич. работы.

Вопрос 1.1 Понятие анализа как метода познания явлений природы и общества

В самом общем смысле анализ (от греческого analysis – разделяю, расчленяю) – это процесс физического или мысленного расчленения целого (объекта) на составные части (признаки, свойства) с целью их познания во всем многообразии связей и зависимостей, а также для более глубокого изучения сущности самого объекта.

Для того чтобы хозяин (владелец) машины мог эффективно ею управлять, ему необходимо знать внутреннее строение автомобиля (детали,их назначение и принцип действия).

Для управления себестоимостью менеджер высшего или среднего звена управления должен иметь представление, как минимум, об элементах затрат, которые ее составляют.

Анализ неразрывно связан с синтезом – методом познания, представляющим собой процесс соединения отдельных, познанных частей в единое целое.

Изучая устройство автомобиля, необходимо знать не только его делали, но и их взаимодействие в качестве элементов одной системы – машины.

Анализ как метод познания явлений природы и общества представлен двумя видами: чувственный и мыслительный.

Чувственный А-З реализуется человеческими органами чувств(зрением,слухом и т.д.).

Мыслительный анализ обеспечивается мышлением, т.е. путем мысленного изучения объектов. Мыслительный анализ представлен двумя формами: простой и сложной.

При простой форме мыслительный А-З осуществляется тех объектов, которые непо­средственно отсутствуют, но они ранее воспринимались органами чувств и сохранились в памяти человека или машины (А-З динамики состава и структуры леса, автобус. парка).

При сложной форме мыслительный анализ направлен на изучение объектов, которые не воспринимались и не поддаются восприятию ни человеческими органами чувств, ни приборами, усиливающими действие этих чувств (анализ себестоимости). Данный вид анализа носит название абстрактно-логического анализа.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 210.