Режимы чрезвычайного положения и военного положения (по ФКЗ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» и от 30 января 2002 г. «О военном положении»)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Нормативная база — Конституция, ФКЗ «О ЧП».

 

ЧП — особый правовой режим деятельности ОГВ и МСУ, организаций (независимо от ОПФ и форм собственности), их ДЛ, ОО, вводимый на всей территории РФ или в ее отдельных местностях, допускающий установление отдельных ограничен прав и свобод граждан, организаций и ОО, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

 

Для обеспечения родима ЧП используются силы и средства:

ОВД;

уголовно-исполнительной системы;

федеральных органов безопасности;

войск национальной гвардии;

органов МЧС.

 

Срок ЧП, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а в отдельных местностях — 60 суток.

 

Введение чрезвычайного положения (ЧП) является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ.

 

Цель введения ЧП – это устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя РФ.

 

Обстоятельства введения чрезвычайного положения.ЧП вводится при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

 

1) попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооружённых формирований, межнациональные, межконфессиональные и религиозные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

 

2) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно – спасательных и других неотложных работ.

 

Режим ЧП способствует устранению обстоятельств, являющихся факторами угрозы, восстановлению законности, правопорядка, нормализации чрезвычайной ситуации. Он даёт государственным органам возможность применять чрезвычайные меры и одновременно не позволяет использовать неограниченный набор средств принуждения, перейти границу необходимых мер.

 

Режим ЧП вводится на всей территории РФ или в её отдельных местностях указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации РФ и Государственной Думе РФ. Указ Президента РФ о введении ЧП в течение 72 часов должен быть утверждён Советом Федерации, а в случае его неутверждения – утрачивает свою силу.

 

В указе Президента РФ о введении ЧП должны быть определены:

 

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения ЧП;

 

б) обоснование необходимости введения ЧП;

 

в) границы территории, на которой вводится ЧП;

 

г) силы и средства, обеспечивающие режим ЧП;

 

д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;

 

е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях ЧП;

 

ж) время вступления указа в силу, а также срок действия ЧП.

 

Указ Президента РФ о введении ЧП подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио, телевидения, а также официальному опубликованию.

Нормативная база — Конституция, ФКЗ «О ВП».

 

Военное положение — это особый правовой режим, вводимый на территории РФ и в ее отдельных местностях в случае непосредственной угрозы агрессии или агрессии против РФ. ВП вводится Указом Президента РФ, утверждённым СФ Федерального Собрания РФ. Режим ВП включает комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ.

Целью введения военного положения (ВП) является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ.

Период действия ВП начинается с даты и времени начала действия ВП, которые устанавливаются указом Президента РФ о введении ВП, и заканчивается датой и временем отмены военного положения.

В период действия ВП в соответствии с ФКЗ могут ограничиваться права и свободы граждан РФ. Иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности.

В соответствии с ч.2 статьи 87 Конституции РФ основанием для введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных её местностях является агрессия против РФ или непосредственная угроза агрессии.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права актами агрессии против РФнезависимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны РФпризнаётся:

1) вторжение или нападение вооружённых сил иностранного государства или группы государств на территорию РФ, любая военная оккупация территории России, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории РФ или её части с применением вооружённой силы;

2) бомбардировка вооружёнными силами иностранного государства или группы государств территории или применение любого оружия против России;

3) блокада портов или берегов России вооруженными силами иностранного государства или группы государств;

4) нападение вооружённых сил иностранного государства или группы государств на Вооружённые Силы РФ либо другие войска независимо от места их дислокации;

5) действия иностранного государства или группы государств, позволяющих использовать свою территорию другому государству для совершения акта агрессии против РФ;

6) засылка иностранным государством либо от имени иностранного государства или группы государств вооружённых банд, групп, иррегулярных сил или наёмников, которые осуществляют акты применения вооружённой силы против России, равносильные актам агрессии.

Актами агрессии против РФ могут признаваться также другие действия по применению вооружённой силы иностранным государством или группой государств против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности России, а также иные несовместимые с Уставом ООН и равносильные актам агрессии действия.

Возможность введения на территории РФ или в отдельных её местностях военного положения предусмотрена ст. 87 Конституции РФ. Право введения военного положения предоставлено Президенту РФ, который незамедлительно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

 

В указе Президента РФ должны быть предусмотрены:

 

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения;

 

б) дата и время, с которых начинает действовать военное положение;

 

в) границы территории, на которой вводится военное положение.

 

Указ Президента РФ о введении военного положения подлежит незамедлительно обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

 

Вопрос об утверждении указа Президента РФ о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа.

 

Решение об утверждении указа Президента РФ о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением (при неутверждении такое решение оформляется также постановлением Совета Федерации).

 

Неутвержденный Советом Федерации указ Президента РФ прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения и доводится до сведения населения в в том же порядке, что и введение военного положения.

 

На территории, на которой введено военное положение, согласно ст. 7 Закона, применяются следующие меры:

1) усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды.

 

2) введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

 

3) эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением стационарных или временных жилых помещений;

 

4) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с неё, а также ограничение свободы передвижение по ней;

 

5) приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность РФ и др.

 

Согласно статье 8 ФКЗ «О военном положении», в период действия военного положения федеральными законами и иными НПА РФ в целях производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения могут быть предусмотрены следующие меры:

 

а) меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности; оборот имущества; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

 

б) временно изменены формы собственности организации, порядок и условия процедур банкротства; режим трудовой деятельности;

 

в) установлены особенности финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования как на территории, на которой введено военное положение, так и на территориях, на которых военное положение не введено.

 

На территории, на которой введено военное положение, референдумы и выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления не проводятся. Режим военного положения предполагает введение значительного числа иных ограничений прав и свобод граждан, а также возложение на них дополнительных обязанностей, которые ни в коем случае не могут быть в мирных условиях.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 391.