Существуют два базовых типа методов государственного управления: убеждение, опирающееся чаще всего на манипулирование механизмами сознания и установками поведения граждан, и принуждение, в целом основывающееся на использовании силы, а иногда и крайних форм насилия. Эти два «идеальных типа» образуют двухполюсную шкалу «принуждение – убеждение», на которой располагаются все промежуточные оттенки применения инструментов руководства людьми со стороны государственной администрации. На базе этих типов возможна масса комбинаций различных приемов и методов в государственном управлении.
Общепризнанно, что метод убеждения – это воздействие на сознание и поведение людей, проявляющееся в широком комплексе воспитательных, разъяснительных, организационных, поощрительных мероприятий, в целях обеспечения правомерности их поведения.
Метод убеждения должен быть основным методом деятельности органов государственного управления, что предполагает систематическую работу по убеждению масс, формированию общественного сознания в необходимости должного поведения участников управленческих общественных отношений, строгого соблюдения ими установленных государством правил. Разъяснение целей государства, проектов законов, правительственных программ, проводимых властью мероприятий и т. п. необходимо потому, что они затрагивают интересы большинства граждан и должны быть им понятны. Убеждение выступает и как средство профилактики правонарушений, укрепления государственной дисциплины.
Убеждение – это процесс последовательно осуществляемых действий, который включает в себя следующие элементы: овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, разжигание интереса, возбуждение желания и т. д.
Существуют различные формы убеждения: обучение, правовая пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом, своевременное реагирование на обращения, личный пример, моральное и материальное стимулирование и т. д.
Вторым методом государственного управления является метод принуждения. В основном он применяется к тем людям, которые уклоняются от соблюдения требований законности и дисциплины, нарушают установленные правовые нормы, правила поведения. В редких случаях принуждение может применяться не в связи с противоправным поведением какого-либо субъекта права, а в связи с государственной необходимостью. Принуждение, как правило, применяется в том случае, когда меры убеждения не дают должного результата.
Метод принуждения – это психическое, физическое или материальное воздействие на сознание и поведение людей, добровольно не желающих соблюдать установленные нормы поведения, в целях понуждения их к должному поведению путем применения специальных мер.
Административное принуждение является вспомогательным методом государственного управления, сочетается с убеждением и применяется в тех случаях, когда убеждения оказывается недостаточно для достижения цели, поставленной перед органом государственного управления (его должностным лицом).
Цель административного принуждения – заставить конкретных субъектов права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий.
Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т. е. выполняет карательную функцию. Однако его значение не исчерпывается только этим. Одновременно меры административного принуждения выполняют и другие функции, т. е. применяются не только в качестве наказания за правонарушения, но и для их предупреждения, пресечения.
метод принуждения всегда выражается в прямом воздействии на волю управляемой стороны. Метод убеждения чаще всего проявляется в косвенном воздействии на волю управляемой стороны. Однако в некоторых случаях он может выражаться и в прямом воздействии на управляемую сторону (например поощрение).
Дисциплина и законность как основа правопорядка в обществе и государстве (понятие, виды, соотношение).
Дисциплина — наличие определённой системы правил, норм поведения людей, практическое соблюдение которых возложено на субъектов, которым они адресованы. Соблюдение этих правил всеми субъектами, которым они адресованы, характеризуют практическое наличие законности.
Виды дисциплины:
- гражданская;
- общественная;
- государственная.
Подвиды государственной дисциплины:
- по организационному критерию (в зависимости от отраслей ГУ):
- хозяйственно-экономическая (промышленная, строительная, транспортная);
- дисциплина в отраслях социально-культурного комплекса (учебно-образовательная, научно-исследовательская, медико-эпидемиологическая);
- дисциплина в области административно-политической деятельности государства (внешнеторговая, таможенная, воинская, полицейская);
- по функциональному критерию (присущи каждому ОИВ и ДЛ):
- служебная (трудовая) — соблюдение сотрудником (работником) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации представленных прав (штатная, исполнительная, технологическая, финансовая, бухгалтерская, учетно-статистическая),
Виды государственной дисциплины:
- воинская — Указ Президента «Об утверждении общевоинских уставов ВС РФ);
- в ОВД
Законность — всеобщее обязательнее требование соответствии решений и действий всех субъектов любых правоотношений закону и иному действующему законодательству и важнейший принцип деятельности всего государственного аппарата, органов все ветвей власти и видов государственной деятельности.
Соотношение и взаимосвязь дисциплины с законностью:
- дисциплина представляет собой совокупность предъявляемых к обществу требований, а законность — совокупность строгих требований, которые все ОГВ и граждане одинаково понимаю и соблюдают без каких-либо исключений при примирении законодательства;
- дисциплина связана лишь со служебной (трудовой) деятельностью; она) проникаясь в производственные отношениях придаёте стабильность и направленность;
- результатом дисциплины является общественный порядок, а результат законности — правопорядок.
Правопорядок — основанный на законе и праве порядок жизнедеятельности общества и государства, имеющихся в своей основе соблюдение всеми его субъектами норм и требований дисциплины и законности.
41. Понятие и особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового регулирования.
Особенности:
- устанавливается в нормативном правовом акте;
- дискретное управление (управление по усмотрению) — возможно тогда, когда управляющие субъекты (органы и ДЛ) на вполне законных официальных основаниях руководствуются в своей деятельности не только требованиями законности, но и целесообразности своих решений и действий).
Взаимосвязь и соотношение законности и целесообразности:
- закон всегда целесообразен, ничто не влияет на установление четких правовых предписаний в его исполнение;
- наиболее оптимальным вариантом осуществления действий по своему усмотрению в рамках правовых предписаний является наиболее целесообразным;
- если правовое управленческое предписание отсутствует, то действует следует по усмотрению, исходя из целесообразности, характерной по данному вопросу.
Обеспечение законности и дисциплины — недопущением отклонений от требований законности в деятельности ОИВ и ДЛ.
Способы обеспечения законности и дисциплины:
- государственный контроль;
- государственный надзор;
- контрольно-надзорная деятельность.
42. Контроль как способ обеспечения законности и дисциплины. Его виды.
Контроль — система действий по наблюдению и проверке процесса функционирования контролируемого субъектов в целях устранения отклонения от установленных правил. Одновременное является специфической формой деятельности отдельных ОГВ.
Государственный контроль — организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины. Это специфическая форма деятельности соответствующих ОГВ по систематическому наблюдению и присмотру за деятельностью субъектов управленческих АП отношений с целью проверки соответствия их решений и действий требованиях законности и государственной дисциплины.
Элементы государственного контроля:
- проверка фактического исполнения законодательства;
- проверка путей и средств исполнения законодательства;
- по результатам проведения контроля принятая как мер позитивно-победительного характера (материального и морального поощрения и стимулирования), так и негативного (мер административного принуждения).
43. Надзор как способ обеспечения законности и дисциплины. Его виды.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 491.