Меры по поддержке инновационных процессов на мезо- и макроуровнях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одним из основных элементов инновационной системы являют­ся прогнозирование и программирование научно-технологического развития. Практика разработки таких прогнозов и программ, их си­стематической корректировки и обновления широко распростране­на в странах с развитой рыночной экономикой как на уровне корпо­раций и крупных фирм, так и в общенациональных масштабах. Она позволяет отслеживать и сопоставлять тенденции НТП в стране и за рубежом, своевременно выявлять его перспективные направления и с учетом этого определять стратегические приоритеты развития, строить инвестиционную и маркетинговую политику.

В пореформенной Украине эти методы пока не получили замет­ного развития, несмотря на принятый в 1995 г. федеральный закон «О прогнозировании и программах социально-экономического раз­вития Российской Федерации». Выполнявшиеся до последнего вре­мени научно-технологические прогнозы носили разрозненный ло­кальный характер и не опирались на организованный и координиру­емый потенциал крупных научных коллективов РАН и отраслевых академий. Соответственно в разработанных до 2002 г. программах социально-экономического развития РФ задачи интенсификации использования научно-технологического потенциала страны зани­мали отнюдь не приоритетное место. Был, правда, принят целый ряд федеральных целевых программ по отдельным направлениям формирования «новой экономики», но большинство из них реализу­ется слабо из-за недостаточного бюджетного финансирования.

Учитывая необходимость тщательного анализа проблем иннова­ционного развития Украине, Президиум РАН в 2001 г. принял реше­ние о подготовке «Прогноза технологического развития экономики Украине с учетом новых мировых интеграционных процессов (содер­жательные, экономические и институциональные аспекты)». Его разработка нацелена на выявление секторов, ускоренное развитие которых будет способствовать устойчивому росту российской эко­номики, на поиск перспективных технологий, способных придать ей новый облик. Прогноз предполагается строить на народнохозяйст­венном уровне, уровне межотраслевых комплексов, отраслей и под­отраслей, а также отдельных технологий. В работе над прогнозом участвуют 11 институтов Отделения общественных наук РАН, а так­же свыше 100 специалистов из институтов отделений естественных наук, других институтов, университетов, министерств и ведомств

Результаты этой работы могут задать определенные ориен­тиры для формирования государственных программ и проектов по перспективным инновационным технологиям, способным стать «точками экономического роста». Ориентиры технологи­ческого развития Украине облегчили бы и хозяйствующим субъе­ктам выбор путей развития своего бизнеса. Разработанные мето­дологии и информационные заделы могли бы также помочь в развертывании последующих работ в области прогнозирования и программирования инновационного процесса.

Важнейшее значение для успешного развития инновационно­го процесса имеет обеспечение необходимого финансирования науки и научно-технической деятельности. В отличие от разви­тых стран головная роль в этой области сохраняется в Украине за государством. За счет средств государственного бюджета покры­вается свыше половины всех затрат на исследования и разработ­ки (ИР). Около половины государственных ассигнований на эти цели (49,3% в бюджете 2003 г.) направляется на развитие фунда­ментальных исследований, а остальное - на поддержку разработ­ки и освоения прогрессивных технологий. Отечественный капи­тал пока не может и не заинтересован взять на себя преобладаю­щую часть затрат на ИР: его доля в их финансировании составля­ет 20%, тогда как в развитых рыночных экономиках она достига­ет 50-70%. По-видимому, лишь со временем по мере повышения коммерческой результативности НИОКР и укрепления предпри­нимательских структур, в особенности крупных корпораций, они станут основными инвесторами в науку и технологии.

Функции государственного заказчика научно-технической продукции гражданского назначения возложены на Минпромна­уки Украине. В составляемом на основе государственного заказа контракте между заказчиком и исполнителем предусматривается финансирование согласованного объема работ в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели. Те­кущее управление и координация работы по формированию и ре­ализации государственного заказа осуществляются специалиста­ми Минпромнауки Украине. Однако применение на практике кон­трактного механизма в инновационной сфере идет напряженно, что связано во многом с трудностями отработки процедур кон­курсного отбора проектов и исполнителей работ, а также вари­антов контрактов, учитывающих специфические особенности различных видов НИОКР. Дальнейшего совершенствования тре­буют также методика проведения и критерии конкурсного отбо­ра исполнителей не только на стадии государственного заказа, но и при формировании научно-технических программ.

В этой связи серьезное внимание должно быть обращено на улучшение экспертной работы. По нашему мнению, этому спо­собствовала бы разработка закона о государственной эксперти­зе, в котором особое место отводилось бы организации эксперти­зы в инновационной сфере. Четко прописанная в законе право­вая основа позволила бы гарантировать объективную научно-обоснованную и комплексную экспертную оценку инновацион­ного продукта.

Важно было бы также ввести обязательную регламентацию соответствующими государственными органами индикативных пороговых количественных и качественных показателей, пара­метры которых должны фиксировать критические уровни (пре­делы), выход за которые недопустим. Повышению эффективно­сти экспертной работы будет способствовать недавно принятый закон «Об основах технического регулирования в Российской Федерации»3, который вносит существенные изменения в систе­му стандартизации и сертификации, повышая требования к каче­ству и техническому уровню как отечественной, так и импортной продукции путем создания системы принятия и введения в дейст­вие технических регламентов.

Другой важной для повышения эффективности государст­венных затрат на инновационные проекты задачей является более активное привлечение к их финансированию предприни­мательских структур. Речь идет о смешанных инвестициях, ко­гда государство первоначальным вкладом стимулирует осуще ствление наиболее значимых инновационных проектов, при­глашая предпринимателей к участию в их реализации. Это по­зволяет не только расширить приток средств на инновацион­ные цели, но и усилить направленность научно-технических разработок на внедрение в производство и получение коммер­ческого результата.

Новый подход к организации отбора инновационных проек­тов государственного значения нашел применение в практике ра­боты Минпромнауки. Во второй половине 2002 г. рабочими груп­пами в составе представителей государственных структур, круп­ного бизнеса и академических институтов были рассмотрены 220 заявок на государственное финансирование научно-техниче­ских проектов. В результате этой работы были отобраны девять наиболее значимых и результативных проектов, сочетающих ин­тересы науки и бизнеса, а затем проведены конкурсные торги по определению их исполнителей.

Существенное значение в этом плане имело бы более широкое применение мер по эконо­ мическому стимулированию участников инновационной дея­ тельности с тем, чтобы повысить их заинтересованность в соз­дании высокотехнологичных продуктов и вовлечении получен­ных результатов в хозяйственный оборот. Такие меры позволи­ли бы ускорить формирование благоприятного инновационного климата и минимизировать последствия дефицита финансовых ресурсов. Они требуют в то же время значительно меньше бюд­жетных затрат по сравнению с прямым государственным фи­нансированием.

Наиболее широко используемыми методами стимулирования любой деятельности, в том числе и инновационной, являются на­логовые льготы. Действующее российское законодательство лишь частично предусматривает налоговое стимулирование на­учно-технических разработок и в большинстве случаев не имеет целевой направленности на инновации. Основные инструменты, используемые государством в этой области, касаются НДС, нало­гов на прибыль и имущество, платы за землю, норм амортизаци­онных отчислений, таможенных тарифов. Например, от оплаты НДС в Украине освобождены:5

• патентно-лицензионные операции (кроме посреднических), связанные с объектами промышленной собственности, а также получение авторских прав;

• НИОКР, выполняемые за счет бюджета, а также средства ряда внебюджетных фондов, образованных для их финанси­рования;

• затраты на НИОКР, выполняемые учреждениями образова­ния и науки на основе хозяйственных договоров;

• стоимость оборудования и приборов, ввозимых для научноисследовательских целей, а также товаров, предназначенных для включения в состав основных производственных фондов, ввози­мых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставной ка­питал организаций с иностранными инвестициями.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 239.