Одним из основных элементов инновационной системы являются прогнозирование и программирование научно-технологического развития. Практика разработки таких прогнозов и программ, их систематической корректировки и обновления широко распространена в странах с развитой рыночной экономикой как на уровне корпораций и крупных фирм, так и в общенациональных масштабах. Она позволяет отслеживать и сопоставлять тенденции НТП в стране и за рубежом, своевременно выявлять его перспективные направления и с учетом этого определять стратегические приоритеты развития, строить инвестиционную и маркетинговую политику.
В пореформенной Украине эти методы пока не получили заметного развития, несмотря на принятый в 1995 г. федеральный закон «О прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Выполнявшиеся до последнего времени научно-технологические прогнозы носили разрозненный локальный характер и не опирались на организованный и координируемый потенциал крупных научных коллективов РАН и отраслевых академий. Соответственно в разработанных до 2002 г. программах социально-экономического развития РФ задачи интенсификации использования научно-технологического потенциала страны занимали отнюдь не приоритетное место. Был, правда, принят целый ряд федеральных целевых программ по отдельным направлениям формирования «новой экономики», но большинство из них реализуется слабо из-за недостаточного бюджетного финансирования.
Учитывая необходимость тщательного анализа проблем инновационного развития Украине, Президиум РАН в 2001 г. принял решение о подготовке «Прогноза технологического развития экономики Украине с учетом новых мировых интеграционных процессов (содержательные, экономические и институциональные аспекты)». Его разработка нацелена на выявление секторов, ускоренное развитие которых будет способствовать устойчивому росту российской экономики, на поиск перспективных технологий, способных придать ей новый облик. Прогноз предполагается строить на народнохозяйственном уровне, уровне межотраслевых комплексов, отраслей и подотраслей, а также отдельных технологий. В работе над прогнозом участвуют 11 институтов Отделения общественных наук РАН, а также свыше 100 специалистов из институтов отделений естественных наук, других институтов, университетов, министерств и ведомств
Результаты этой работы могут задать определенные ориентиры для формирования государственных программ и проектов по перспективным инновационным технологиям, способным стать «точками экономического роста». Ориентиры технологического развития Украине облегчили бы и хозяйствующим субъектам выбор путей развития своего бизнеса. Разработанные методологии и информационные заделы могли бы также помочь в развертывании последующих работ в области прогнозирования и программирования инновационного процесса.
Важнейшее значение для успешного развития инновационного процесса имеет обеспечение необходимого финансирования науки и научно-технической деятельности. В отличие от развитых стран головная роль в этой области сохраняется в Украине за государством. За счет средств государственного бюджета покрывается свыше половины всех затрат на исследования и разработки (ИР). Около половины государственных ассигнований на эти цели (49,3% в бюджете 2003 г.) направляется на развитие фундаментальных исследований, а остальное - на поддержку разработки и освоения прогрессивных технологий. Отечественный капитал пока не может и не заинтересован взять на себя преобладающую часть затрат на ИР: его доля в их финансировании составляет 20%, тогда как в развитых рыночных экономиках она достигает 50-70%. По-видимому, лишь со временем по мере повышения коммерческой результативности НИОКР и укрепления предпринимательских структур, в особенности крупных корпораций, они станут основными инвесторами в науку и технологии.
Функции государственного заказчика научно-технической продукции гражданского назначения возложены на Минпромнауки Украине. В составляемом на основе государственного заказа контракте между заказчиком и исполнителем предусматривается финансирование согласованного объема работ в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели. Текущее управление и координация работы по формированию и реализации государственного заказа осуществляются специалистами Минпромнауки Украине. Однако применение на практике контрактного механизма в инновационной сфере идет напряженно, что связано во многом с трудностями отработки процедур конкурсного отбора проектов и исполнителей работ, а также вариантов контрактов, учитывающих специфические особенности различных видов НИОКР. Дальнейшего совершенствования требуют также методика проведения и критерии конкурсного отбора исполнителей не только на стадии государственного заказа, но и при формировании научно-технических программ.
В этой связи серьезное внимание должно быть обращено на улучшение экспертной работы. По нашему мнению, этому способствовала бы разработка закона о государственной экспертизе, в котором особое место отводилось бы организации экспертизы в инновационной сфере. Четко прописанная в законе правовая основа позволила бы гарантировать объективную научно-обоснованную и комплексную экспертную оценку инновационного продукта.
Важно было бы также ввести обязательную регламентацию соответствующими государственными органами индикативных пороговых количественных и качественных показателей, параметры которых должны фиксировать критические уровни (пределы), выход за которые недопустим. Повышению эффективности экспертной работы будет способствовать недавно принятый закон «Об основах технического регулирования в Российской Федерации»3, который вносит существенные изменения в систему стандартизации и сертификации, повышая требования к качеству и техническому уровню как отечественной, так и импортной продукции путем создания системы принятия и введения в действие технических регламентов.
Другой важной для повышения эффективности государственных затрат на инновационные проекты задачей является более активное привлечение к их финансированию предпринимательских структур. Речь идет о смешанных инвестициях, когда государство первоначальным вкладом стимулирует осуще ствление наиболее значимых инновационных проектов, приглашая предпринимателей к участию в их реализации. Это позволяет не только расширить приток средств на инновационные цели, но и усилить направленность научно-технических разработок на внедрение в производство и получение коммерческого результата.
Новый подход к организации отбора инновационных проектов государственного значения нашел применение в практике работы Минпромнауки. Во второй половине 2002 г. рабочими группами в составе представителей государственных структур, крупного бизнеса и академических институтов были рассмотрены 220 заявок на государственное финансирование научно-технических проектов. В результате этой работы были отобраны девять наиболее значимых и результативных проектов, сочетающих интересы науки и бизнеса, а затем проведены конкурсные торги по определению их исполнителей.
Существенное значение в этом плане имело бы более широкое применение мер по эконо мическому стимулированию участников инновационной дея тельности с тем, чтобы повысить их заинтересованность в создании высокотехнологичных продуктов и вовлечении полученных результатов в хозяйственный оборот. Такие меры позволили бы ускорить формирование благоприятного инновационного климата и минимизировать последствия дефицита финансовых ресурсов. Они требуют в то же время значительно меньше бюджетных затрат по сравнению с прямым государственным финансированием.
Наиболее широко используемыми методами стимулирования любой деятельности, в том числе и инновационной, являются налоговые льготы. Действующее российское законодательство лишь частично предусматривает налоговое стимулирование научно-технических разработок и в большинстве случаев не имеет целевой направленности на инновации. Основные инструменты, используемые государством в этой области, касаются НДС, налогов на прибыль и имущество, платы за землю, норм амортизационных отчислений, таможенных тарифов. Например, от оплаты НДС в Украине освобождены:5
• патентно-лицензионные операции (кроме посреднических), связанные с объектами промышленной собственности, а также получение авторских прав;
• НИОКР, выполняемые за счет бюджета, а также средства ряда внебюджетных фондов, образованных для их финансирования;
• затраты на НИОКР, выполняемые учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров;
• стоимость оборудования и приборов, ввозимых для научноисследовательских целей, а также товаров, предназначенных для включения в состав основных производственных фондов, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставной капитал организаций с иностранными инвестициями.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 239.