В классическом понимании процесс создания и внедрения инновации представляет собой последовательность взаимосвязанных действий, начинающихся с фундаментального научного исследования и заканчивающихся промышленным производством и распространением (диффузией) новой технологии. Можно выделить следующие этапы этого процесса:
На первом этапе, Фундаментальные исследования создают новые знания и оказывают долговременное позитивное воздействие на экономику. Возрастающая сложность, комплексность и междисциплинарный характер исследований и инноваций способствуют концентрации исследований и развитию новых организационных форм их проведения (исследовательские альянсы крупных корпораций, совместные исследовательские проекты нескольких институтов, институты и подразделения НИОКР внутри крупных корпораций). Целью поисковых научно-исследовательских работ (НИР) является выдвижение научно-технических идей и обоснование методов использования теоретических знаний и открытий на практике. С этапа проведения поисковых НИР начинается непосредственно инновационный процесс (табл.). Научно-техническая идея - это общее теоретическое представление о материальном объекте, процессе, явлении, сформированное на основе интуитивной догадки и эмпирических данных. В ходе поисковых НИР появляется возможность практического применения результатов открытия или теоретического знания. При этом необходимо учитывать, что начальная стадия функционирования нового метода использования знания характеризуется весьма низкими показателями полезного действия. Основные стадии проведения поисковых НИР:
1.Анализ имеющихся научных и технических разработок.
2.Возникновение идеи нового метода решения актуальных проблем.
3.Обоснование и экспериментальная проверка нового метода.
Поисковые НИР могут проводить академические и отраслевые институты, университеты и другие высшие учебные заведения, а также научно-исследовательские подразделения крупных корпораций.
Потенциал знаний по результатам проведения фундаментальных исследований и поисковых НИР представляет собой важный интеллектуальный продукт, который в силу своих особенностей не имеет рыночной стоимости (например, его нельзя запатентовать). Признанием высокой ценности новых знаний могут быть, например, международные и государственные премии.
На втором этапе инновационного процесса проводятся прикладные НИР. На этой стадии разрабатываются и принимаются технические решения, показывающие возможности реализации идей. Эту стадию называют также стадией концептуального проектирования.
Исполнителю следующей стадии инновационного процесса идея и замысел поступают в виде отчета по НИР с техническим заданием (ТЗ) и техническим предложением (ТП) по использованию результатов. Прикладные НИР выполняются во многих научно-технических организациях промышленности и вузах; финансируются как из госбюджета, так и за счет отдельных заказчиков в лице корпораций, специализированных фондов.
Следующий, третий этап – разработка - сложный комплекс опытно-конструкторских работ (ОКР), работ по технологическому проектированию. Этап включает создание аван-проектов, эскизное проектирование, выпуск рабочей конструкторской документации, изготовление и испытание опытных образцов. Состав стадий данного этапа (проекта) определяется соответствующими стандартами, в советское время это была единая система конструкторской документации (ЕСКД), сейчас все больше стандартизация разработок осуществляется в соответствии с международными стандартами качества, в частности с ИСО 9001 (международные стандарты качества, разработанные International Standard Organization).
Четвертый этап связан с освоением масштабного производства новой продукции. Он представляет собой сложный комплекс разнохарактерных работ, объединяемых понятием «подготовка производства».
Затраты на промышленное освоение производства новой продукции значительно превышают затраты на исследования и разработки. Положительное решение об инвестициях на эти цели может быть принято, если оно обосновано маркетинговыми исследованиями рынка и расчетами коммерческой эффективности новой продукции. В зависимости от принятого решения о масштабности освоения производства новинки проектируется соответствующий тип производства, планируется его технологическая и организационно-экономическая подготовка.
Можно выделить следующие наиболее важные этапы этого процесса:
- проведение конструкторско-технологических и организационных
работ по подготовке производства нового продукта;
- выполнение строительно-монтажных работ;
- проектирование и изготовление нестандартного оборудования
и оснастки;
- производство пробной партии нового продукта.
В начале реализации данного этапа инновационного проекта реакция рынка на нововведение еще неизвестна, риск отторжения новинки весьма велик. Все это обуславливает важность рыночного тестирования нового продукта (пробного маркетинга).
Пробный маркетинг (маркетинг-тест) - стадия инновационного процесса, на которой товар и его маркетинговая программа проходят проверку в условиях, близких к рыночным.
Пробный маркетинг позволяет понять реакцию покупателей и сбытовых сетей на новый товар, на основе этого оценить, насколько успешными будут новый товар и его маркетинговая программа. Целесообразность проведения пробного маркетинга и его масштабы зависят от стоимости и рискованности нового товара, от времени, которым располагает компания. Методы пробного маркетинга зависят от специфики товара: это может быть семинар-презентация нового оборудования, бесплатная раздача образцов новых потребительских товаров, ограниченные продажи в определенном месте и т.д.
Пятый этап - Процесс коммерциализации или освоения масштабного производства и выпуска нового товара на рынок является завершающим этапом инновационного цикла и одновременно началом жизненного цикла товара. Инновационный процесс не заканчивается первым появлением нового продукта на рынке. В процессе диффузии инновация развивается, появляются новые модификации продукта и новые сферы применения.
Различают три логических формы инновационного процесса:
- простой внутриорганизационный (натуральный),
- простой межорганизационный (товарный)
- расширенный.
Простой ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.
При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.
По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы:
а) создание и распространение;
б) диффузия нововведения.
Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.
На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями. В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии НВ в рыночной экономике.
Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта.
Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.
ТЕМА 2 . Управление выбором направлений и вариантов развития предприятий в нестабильной рыночной среде
План лекции.
1. Участники инновационной деятельности. Основные типы инновационных предприятий.
2. Понятие национальной инновационной системы
3. Инфраструктура инновационной деятельности.
4. Характеристика современного цикла инновационного процесса. Современный рынок инноваций и его динамика. Сегменты рынка инноваций и состояние конъюнктуры.
5. Меры по поддержке инновационных процессов на мезо- и макроуровнях.
6. Кластерный подход к формированию инновационных систем.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Участники инновационной деятельности. Основные типы инновационных предприятий.
Состав организаций, принимающих участие в реализации различных стадий инновационного процесса, очень разнообразен. В Украине основными участниками инновационной деятельности являются академические институты, в том числе научные организации РАН, университеты и другие вузы, отраслевая наука, в структуре которой особое место занимают крупные оборонные НИИ и КБ, промышленные компании и бизнес-группы, представляющие крупный бизнес, малые предприятия научно-технической сферы, инновационные технологические центры, технопарковые структуры, консалтинговые и посреднические организации.
Среди организационных структур инновационной сферы особая роль принадлежит малым фирмам. В исследованиях по менеджменту приводятся теоретические доводы и эмпирические данные в обоснование того, что малые фирмы успешно работают в развитых экономиках и зачастую лучше больших фирм функционируют в условиях резких технологических и экономических изменений.
Малый инновационный бизнес отличает высокая восприимчивость к новым идеям, исключительная способность к быстрому переключению на производство новой продукции, т.е. гибкость к изменениям конъюнктуры рынка, что часто делает малые фирмы более конкурентоспособными по сравнению с крупными корпорациями.
Как правило, малые инновационные фирмы представлены небольшими коллективами, которые
• быстрее воспринимают и генерируют новые идеи;
• характеризуются меньшим сопротивлением изменениям и более
высокой мотивацией сотрудников;
• охотнее идут на внедрение нововведений;
• оперативно реализуют инновации.
Кроме того, малые фирмы
• стоят ближе к конечному потребителю;
• проявляют большую гибкость и приспосабливаемость к условиям
рынка;
• быстрее перестраивают производственную программу.
Малые предприятия по сравнению с крупными организациями легче поддаются структурным перестройкам, что способствует их готовности к восприятию инноваций. В малом бизнесе выделяются три основные формы организации инновационной деятельности.
Венчурные фирмы функционируют в основном на стадиях разработки нового продукта и технологии. Они оценивают рыночные перспективы инноваций еще на стадии НИОКР, но, как правило, не занимаются производством или организацией производства продукции, а передают готовую разработку крупным компаниям. Венчурные фирмы могут быть дочерними предприятиями более крупных фирм.
Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов:
• идеи инновации - нового изделия, технологии;
• общественной потребности и лица, готового на основе
предложенной идеи организовать новую фирму;
• рискового капитала для финансирования.
Spin - off фирмы характеризуются несколько иной ориентацией инновационной деятельности. Как правило, эти фирмы активно создаются на стадиях освоения нового продукта или технологии.
В теории организации промышленности spin-off (от англ. отделе ние) означает преобразование подразделения компании в самостоятельную фирму. Автор научной разработки и небольшой коллектив единомышленников создают компанию по внедрению нового продукта или технологии на рынок. Таким образом, фирма может сама производить новый продукт или же организовывать его производство.
Важными условиями успеха являются: степень готовности научной разработки, ее рыночная востребованность, знание потенциальных заказчиков и покупателей, наличие носителей предпринимательских способностей в составе команды разработчиков. Обычно в начале своей деятельности малые инновационные фирмы во многом опираются на материнские компании. Это может быть прямая финансовая поддержка, общая инфраструктура, малое предприятие может на льготных условиях пользоваться площадями, исследовательской и производственной базой «материнской» компании.
На последней стадии инновационного цикла (коммерциализация нового продукта, идеи) в последнее время все более успешными представляются компании, имеющие сетевую структуру.
Сетевая (или оболочечная) фирма ( hollow firms ) представляет собой управляющую компанию, не владеющую средствами производства, а лишь координирующую работу сторонних подрядных фирм: одни фирмы разрабатывают конструкцию и дизайн новых изделий, другие производят их компоненты, третьи организуют сбыт, четвертые отвечают за кредитную политику, т. е. различные функции бизнеса могут быть рассеяны по всему свету.
Есть подход к классификации типов субъектов рынка, выделяющий следующие типы:
Фирмы-эксплеренты занимаются продвижением новшеств на рынок. Они включаются в инновационный процесс с самого начала выпуска принципиально новых инновационных продуктов или радикального преобразования старых сегментов рынка. Такие фирмы характеризуются высокой изобретательской активностью, их называют также «пионерскими».
Фирмы-эксплеренты, как и венчурные фирмы, невелики по размерам, однако именно они создали условия для научно-технических сдвигов в современной экономике.
Фирмы-патиенты работают на узкий сегмент рынка (нишу) путем специализированного выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками. Они действуют на стадии роста объемов продукции в условиях более низкой изобретательской активности. Такие фирмы часто прибыльны, требования к качеству и объемам производства продукции определяются задачами захвата рыночных ниш.
В сфере крупного стандартного бизнеса действуют фирмы-виолен ты. Это структуры с крупным капиталом и высоким уровнем технологии. Виоленты занимаются крупносерийным и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей. Можно сказать, что виоленты работают в «окрестностях» максимума выпуска продукции. Их научно-техническая политика требует принятия решений о сроках постановки продукции на производство, приобретении лицензий, снятии продукции с производства, об инвестициях в производственную базу.
Фирмы-коммутанты обычно являются мелкими и средними структурами, использующими достижения фирм-виолентов и действующими на стадии падения объемов производства. В основе их стратегического поведения могут быть: приспособление к условиям спроса местного рынка; заполнение ниш, по тем или иным причинам не занятых виолентами и патиентами; освоение новых видов услуг после появления новых продуктов и технологий; имитация новинок и продвижение их к целевой группе потребителей.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 276.