Во многих случаях начальное финансирование поступает за счет региональных или национальных грантов или наград. В дальнейшем друзья и родственники могут оказать какую-то поддержку, но в большинстве случаев эта поддержка не может длиться долго и не является достаточной, к тому же у родственников и друзей может не быть полезных коммерческих контактов.
Обычно затраты на доведение новой идеи/технологии до продукта и его маркетинг оказываются много больше, чем предполагалось. В развитой рыночной среде (например, в США или странах ЕС) чаще всего новый капитал поступает из таких источников, как
• фонды венчурного капитала;
• неформальные инвесторы («бизнес-ангелы»);
• банки и другие источники долгового финансирования;
• рынки ценных бумаг растущих компаний;
• инновационные компании.
Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности.
В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом.
Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.
К сожалению, сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в Украине далеко от идеала. На сегодняшний день уменьшившиеся объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала.
По видам собственности источники финансирования делятся на:
· государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);
· инвестиционные, в т.ч. финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т.д.
Это инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. Сюда же относятся собственные средства предприятий, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.
На уровне государства и регионов источниками финансирования являются:
· собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов,
· привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем,
· заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).
На уровне предприятия источниками финансирования являются:
· собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства);
· привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и пр.;
· заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.
Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и пр.
В самом общем виде существующая система бюджетного финансирования инновационной сферы представлена ниже:
Основные организационные формы финансирования инновационной деятельности, принятые в мировой практике, представлены ниже:
Форма | Возможные инвесторы | Получатели заемных средств | Преимущества использования формы | Сложности использования формы в условиях нашей страны |
Дефицитное финансирование | Правительства иностранных государств. Международные финансовые институты. Предприятия и организации РФ | Правительство Российской Федерации | Возможность государственного регулирования и контроля инвестиций | Нецелевой характер финансирования. Рост внешнего и внутреннего государственного долга. Увеличение расходной части бюджета |
Акционерное (корпоративное) финансирование | Коммерческие банки. Институциональные инвесторы | Корпорации. Предприятия | Вариабельность использования инвестиций у корпорации (предприятия) | Нецелевой характер инвестиций. Работа только на рынке ценных бумаг, а не на рынке реальных проектов. Высокий уровень риска инвестора |
Проектное финансирование | Правительства. Международные финансовые институты. Коммерческие банки. Отечественные предприятия. Иностранные инвесторы. Институциональные инвесторы | Инвестиционный проект. Инновационный проект | Целевой характер финансирования. Распределение рисков. Гарантии государств — участников финансовых учреждений. Высокий уровень контроля | Зависимость от инвестиционного климата. Высокий уровень кредитных рисков. Неустойчивое законодательство и налоговый режим |
Так, доступными формами финансирования инновационной деятельности для отдельных предприятий являются акционерное финансирование и проектное финансирование.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 268.