Одной из главных черт современного развития мировой экономики в целом и ее инновационных секторов в частности является глобализация. С другой стороны, и ам характер разработки и диффузии современыых технологий поддерживает этот проесс. Как отмечается в работе (Кузнецова С.А. и др. Инновационный менеджмент… Новосибирск, 2005) Разработка, использование и продажа технологий также являются мощным стимулом глобализации деятельности фирм. По некоторым данным, 70% международных роялти за использование технологий приходится на платежи между головной фирмой и ее зарубежными филиалами, что показывает ключевую роль транснациональных корпораций в мировом распространении технологий.
Ранние исследования международного трансфера технологий показывают, что фирмы развивали технологии для локальных рынков, затем экспортировали их для организации производства за рубежом, что имело следствием небольшие инновации с целью модификации продуктов в соответствии с местными вкусами и запросами. Было установлено, что некоторые фирмы, особенно в высокотехнологичном секторе, проводят исследования и разработки согласно требованиям различных рынков. С 1990-х гг. фирмы становятся более глобальными и расширяют горизонт технологического развития за национальные границы. В подтверждение приведем некоторые данные:
• 45% исследований и разработок Великобритании проводится за рубежом;
• более 15% расходов США на промышленные разработки приходится на иностранные фирмы;
• в конце 1994 г. более 300 иностранных компаний являлись владельцами 645 исследовательских центров в США;
• доля ученых и разработчиков, работающих за пределами страны, являющейся родиной компаний, составляет 30% для «Siemens», 22% для IBM, «Nokia» имеет более 10 исследовательских: центров за рубежом;
• 45 % патентов, зарегистрированных в США, пришло из-за грани
цы, 45 % заявок на патенты в Европейском патентном ведомстве
приходится на другие страны.
В качестве причин того, что активность крупнейших фирм в сфере технологий приобретает все более глобальный характер, можно назвать следующие:
• стремление к глобальному использованию технологий;
• технологическое сотрудничество в глобальном масштабе;
• глобализация процессов создания технологий.
Факты свидетельствуют, что стратегическая интеграция фирм в технологической, маркетинговой и финансовой сферах растет в глобальном масштабе.
Для реализации проекта Ultra Light Steel Auto Body , направленного на создание из стали легкого, прочного и безопасного автомобиля, объединились поставщики и потребители стали. Проект осуществляли 35 металлургических компаний из 18 стран совместно с конструкторами из « Porsche Engineering Service ».
В последнее время российские научные организации также постоянно расширяют сотрудничество с иностранными компаниями-заказчиками.
В Москве создан научно-технический центр Boeing , который занимается разработкой элементов лайнера, дизайном пассажирского салона. Европейский консорциум Airbus также планирует открыть в нашей стране проектный центр и начать совместную работу с российскими НИИ.
Исследовательский центр « Intel » в Нижнем Новгороде занимается компьютерной графикой, технологиями компьютерного «зрения». Научный центр фирмы « Motorola » разрабатывает программное обеспечение для компьютерной телефонии. Исследовательский центр « Bell Labs » в Санкт-Петербурге занимается разработкой программного обеспечения для цифровых систем передачи данных и т.д.
Компания « Mobil Technology » сотрудничает с институтами РАН в области моделирования нефтяных потоков в пористых средах.
Наряду с происходящей в мире активной стратегической интеграцией фирм в процессе создания и распространения инноваций важным фактором изменяющейся природы инновационного процесса является технологическая интеграция.
Технологическая интеграция происходит в различных формах.
Синтез технологий означает не просто их комбинацию, но создание новой технологии, в которой целое больше суммы отдельных частей.
По характеру протекания инновационных процессов отрасли промышленности разделяют на следующие три группы:
1)зрелые отрасли промышленности с массовым производством продукции длительного пользования (автомобильная отрасль);
2)отрасли промышленности с медленно меняющейся технологией (строительная, пищевая). В такие отрасли новые технологии вторгаются в основном извне - со стороны производителей оборудования и материалов;
3)быстроразвивающиеся отрасли промышленности с наукоемким производством (электронная, химическая).
По мере старения отрасли происходит переориентация инновационного процесса с создания новых видов продукции на совершенствование технологии производства. В зрелых отраслях особое значение имеет возможность использовать эффект масштаба - более крупные предприятия выигрывают от экономии совокупных затрат. В связи с этим для технологически зрелых отраслей и отраслей с медленно меняющейся технологией стоимость инновационного процесса, как правило, достаточно велика и связана с заменой производственного аппарата. В этих условиях крупные фирмы получают преимущества по сравнению с малыми и средними, так как имеют гораздо большие организационные и финансовые возможности для НИОКР и активного маркетинга.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 283.