Тесты № 3 итогового контроля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Автором Повести временных лет считается монах Киево-Печерского монастыря.

А) Илларион

Б) Сергий

В) Епифаний

Г) Нестор

2. Введение монотеистической религии у восточных славян связано с датой

А) 945 г.

Б) 882 г.

В) 862 г.

Г) 988 г.

3. Согласно летописному рассказу, в 862 г. варяги были приглашены на княжение в

А) Новгород

Б) Константинополь

В) Киев

Г) Псков

4. В каком году произошло крещение Руси:

А) 988 г.

Б) 882 г.

В) 862 г.

Г) 1054 г.

5. Кто из русских князей нанес сокрушительный удар по Хазарскому каганату:

А) Князь Олег

Б) Князь Владимир

В) Князь Святослав

Г) Князь Рюрик

6. «Норманская теория» происхождения Русского государства и споры вокруг нее зародились:

А) В период создания «Повести временных лет»

Б) В XVIII в. в Академии наук

В) В начале XVI в. в период становления централизованного государства

Г) В 1762 г. при вступлении на престол Екатерины II

7. Центрами древнерусской государственности были:

А) Москва и Тверь,

Б) Киев и Новгород

В) Смоленск и Владимир,

Г) Киев и Чернигов.

8. В Киевской Руси рядовичем называли:

А) слугу

Б) наемного работника по договору

В) пленника, обращенного в рабства

Г) дружинника

9. Славянскими апостолами называют:

А) Просветителей Кирилла и Мефодия

Б) Первых правителей–христиан – князя Владимира и княгиню Ольгу

В) Первых русских святых Бориса и Глеба

Г) Летописца Нестора

10. Родоначальником династии великих киевских князей был:

А) Рюрик

Б) Игорь

В) Владимир

Г) Ярослав Мудрый

11. Для России рубежа XIX – XX вв. было характерно:

А)господство натурального хозяйства;

Б) создание мануфактурного производства

В) появление монополистических объединений

Г) начало промышленного переворота

12. В период I русской революции был(-а) опубликован(-а)…

А) манифест «О вольности дворянства»

Б) «Государственная уставная грамота Российской империи»

В) первая конституция России

Г) указ «Об учреждении Государственной думы»

13. Новая экономическая политика проводилась в ____ годы:

А) 1930-193

Б) 1918-1921

В) 1928-1931

Г) 1921-1928

15. С аграрной реформой П.А. Столыпина связано понятие – …

А) хутор

Б) выкупные платежи

В) монополии

Г) вотчина

16. Россия в годы Первой мировой войны входила в состав военного блока …

А) Четверной союз

Б) Антикоминтерновский пакт

В) Антанта

Г) Тройственный союз

17. Причиной начала широкомасштабной гражданской войны в Советской России не являлся(-ась,-ось) …

А) интервенция стран Антанты

Б) политика большевиков по отношению к крестьянству В) разгон Учредительного собрания

Г) стремление свергнутых классов вернуть собственность и власть

18. Одной из причин быстрого восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны было использование...

А) иностранных инвестиций

Б) элементов рыночной экономики

В) чрезвычайных мер в организации труда

Г) достижений научно-технической революции

19. К периоду «оттепели» относится…

А) принятие III Конституции СССР

Б) разработка концепции «развитого социализма»

В) распад СССР

Г) принятие III программы КПСС – Программы построения коммунизма

20. «Новое политическое мышление» – это …

А) реализация «Программы 500 дней» Г. Явлинского и С. Шаталина

Б) реформа политической системы

В) программа перехода к рыночным отношениям

Г) внешнеполитический курс М.С. Горбачёва

21. Выявление закономерностей исторического развития связано с функцией исторического знания...

А) познавательной

Б) воспитательной

В) практической

Г) прогностической

22.Идеографический метод изучения истории заключается в...

А) изучении последовательности исторических событий во времени

Б) сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени

В) классификации исторических явлений, событий, объектов

Г) описании исторических событий и явлений

23. Борьба за права на великое Владимирское княжение шла между княжествами. . .

А) Суздальско-Нижегородским и Рязанским

Б) Киевским и Московским

В) Московским и Тверским

Г) Рязанским и Московским

24.Первое упоминание о Москве связано с...

А) началом строительства Кремля

Б) грамотой Юрия Долгорукова об основании новой крепости

В) приглашением черниговского князя Святослава на «обед силен»

Г) набегом хана Батыя

25. Первыми, кто открыто перестал признавать власть киевского князя, был . . А) Новгород Великий

Б) Чернигов

В) Галицкий князь Ярослав

Г) Суздальский князь Юрий Долгорукий

26. Подход, в соответствии с которым история рассматривается как процесс восхождения человечества на более высокий уровень развития, получил название...

А) эволюционизм

Б) субъективизм

В) волюнтаризм

Г) теологический

27. Международное положение Киевской Руси с помощью династических браков укрепил князь...

А) Владимир Мономах

Б) Ярослав Мудрый

В) Юрий Долгорукий

Г) Всеволод Большое Гнездо

28.Историко-философский подход утверждающий, что основные исторические события обусловлены природной средой, называется...

А) локальный подход

Б) исторический прагматизм

В) географический детерминизм

Г) исторический материализм

29. Политическая раздробленность привела к...

А) Возвышению Москвы,

Б) Укреплению торговых связей между княжествами,

В) Усилению власти Киевского князя,

Г) Ослаблению обороноспособности Руси

30. Функция формирования гражданских, нравственных ценностей и качеств это функция

А) прогностическая

Б) воспитательная

В) социальной памяти

Г) познавательная

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)

7.1 Основная литература:

1. Е. Анисимов. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты Санкт-Петербург: Питер, 2014. 592 с.

2. А.С.Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. История России. Учебник. – М.: Проспект, 2014. – 536 с.

3. История России с древнейших времен до наших дней. Под редакцией Сахарова А.Н.- М.: Проспект, 2010 -

4. В. В. Кирилов. История России – М.: Юрайт, 2013. – 672 с.

5. История России. Учебное пособие для самостоятельной работы. Под редакцией Л. И. Семенниковой – М.: КДУ, 2012. – 340 с.

7.2 Дополнительная литература:

1. История России: учебник/Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова: А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М.:Проспект, 2010. – 672 с.

2. Хрестоматия по история России: учеб. Пособие /Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова: А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Т. А. Сивохина. – М.: Проспект, 2010. – 592 с.

3. История России с древнейших времен до наших дней. Под редакцией Сахарова А.Н. -М.:

4. Просвет, 2010. – 389 с.

5. Кириллов, В. В. Отечественная история в схемах и таблицах / В. В. Кириллов. – М.: Эксмо, 2007. – 320 с.

6. История России: учеб. для вузов / А. С. Орлов и др. – М.: Проспект, 2010. – 672 с. -(Гриф МО).

7. Деревянко, А. П. История России: учеб. пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – М.: Проспект, 2009. – 576 с. – (Гриф МО).

8. Верт Н. История советского государства. 1900 – 1991 гг. /Н. Верт. – М.: Прогресс – Академии, 1992.

9. Зезина М.Р. История русской культуры (IХ – ХVIII вв.). /М.Р. Зезина. – М., 1991.

10.Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца ХХ в. /М.Н. Зуев. - М.:Дрофа, 2000.

11. История России в вопросах и ответах. – Ростов н/Д., 2001.

12.История России /Под ред. С.В. Леонова. – М.: Владос, 1995.

13.История России /Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Высш. школа, 2002.

14.История современной России /Под ред. Н.В. Романовского Учебное пос. – М. РАГС, 1996.

15.История России /Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: АСТ, 1996.

16.История России 1861 – 1917гг. /Под ред. В.А. Федорова. – М.: Высш.

17.школа, 2000.

18.История России с древнейших времен до конца ХVII века /Под ред. А.Н. Сахарова, А.Н. Новосельцева. – М.: АСТ, 1996.

19.История России: Новейшее время (1945 – 1991 гг.) /Под ред. А.Б Безбородова. -М.:Олимп АСТ, 2001.

20.История России с древнейших времен до наших дней /Под ред. А.С. Орлова. -М.:Проспект, 2000.

21.История России /Под ред. Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. 2-е изд. изм. и допол. -М.:Норма.

22.История России с древнейших времен до 1861 года/Под ред. Н.И. Павленко. – М.: Высш. школа, 1996.

23.История России (Россия в мировой цивилизации) / Под ред. А.А. Радугина. -М.:Центр, 2001.

24.Казарезов В.А. Самые знаменитые реформаторы России /В.А. Казаврезов. – М., 2002. 25.Каменский А.Б. Взгляд на историю местного управления в России/ А.Б. Каменский//Полис. – 2000. – №5.

26.Карр Э. История Советской России /Э. Карр. Т.1. – М., 1990.

27.Карамзин Н.М. История государства Российского /Н.М. Карамзин. В 12 т. – М., 1983 – 1991 гг.

28.Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории /В.О. Ключевский. – М., 1992. 29.Новейшая история Отечества ХХ века /Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М.

30.Щагина. В. 2 т. – М., 1998.

31. Платонов С.Ф. Учебникрусской истории /С.Ф. Платонов.- СПб. 1994.

32.Пушкарев С.Т. Обзор русской истории /С.Т. Пушкарев. – М., 1991.

33.Политическая история: Россия – СССР – Российская Федерация. В 2-х томах. – М., 1996.

34.Протопопов А.С. История международных отношений и внешней политики России 1948 – 2000 гг. /А.С. Протопопов, В.М. Козьменко, Н.С. Елманова. – М.:Аспект Пресс, 2001.

35.Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: учеб. пособие для вузов /Л.И. Семенникова. 3-е изд.

36.Соколов А.К. Курс советской истории. 1917 – 1840 гг./А.К. Соколов. – М.: Высш. школа, 1999.

37.Соколов А.К. Курс советской истории. 1941 – 1991. /А.К. Соколов, В.С. Тяжельникова – М.: Высш. школа, 1999.

38.Соловьев С.М. История с древнейших времен /С.М. Соловьев. Любое издание.

39.Федоров В.А.История России 1861 – 1917: учеб. для студентов вузов /В.А. Федоров. -М.: Высшая школа, 1998.

40.Хоскинг Дж. История Советского Союза. 1917 – 1991 гг. /Дж. Хоскинг. – М.: ВАГРИУС, 1994.

41.Хоскинг Дж. Россия: народ и империя (1552 – 1917 гг.). – Смоленск: Русич, 2000. 42.Хрестоматия по отечественной истории (1846 – 1995 гг.) /Под ред. А. Ф. Киселева. -

М.: Владос, 1996.

43.Хрестоматия по истории России 1917 – 1940 гг. /Под ред. М. Главицкого. – М., 1995.

44.Аврех А.Я.Царизм накануне свержения /А.Я. Аврех. – М., 1998.

45.Анисимов Е. Время петровских реформ /Е. Анисимов. – М., 1989.

46.Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма /Н.А. Бердяев. – М., 1990.

47.Буганов В.И. Петр Великий и его время /В.Н. Буганов. – М., 1989.

48.Бушуев С.В. История государства Российского /С.В. Бушуев, Т.Е. 49.Миронов. 1 – 3 том. – М., 1991, 1992, 1993.

50.Боффа Джузеппе. История Советского Союза /БоффаДжуппе. В 2-х томах. – М., 1990.

51.Великая Отечественная война 1941 – 1945: Военно-исторические очерки. В 4-х кн. – М.:Наука, 1998 – 1999.

52.Валишевский К. Смутное время /К. Валишевский. – М., 1992.

53. Вернадский Г.В. История России /Г.В. Вернадский. В 5 кн. – Тверь: ЛЕАН; – М: Аграф, 1997.

54. Вернадский Г.В. Монголы и Русь /Г.В.Вернадский.-Тверь-Москва,1997.

55.Витте С.Ю. Воспоминания /С.Ю. Витте. – М., 1991.

56.Византия и Русь. – М., 1989.

57.Данилевский Н.Я. Россия и Европа /Н.Я. Данилевский. – М., 1991.

58.Декабристы в воспоминаниях современников. – М., 1988.

59.Деникин А.И. Очерки русской смуты /А.И. Деникин. – М., 1991.

60.Гапон Г.А. История моей жизни /Г.А. Гапон. – М., 1991.

61.Гайда Ф.А. Февраль 1917 года: революция, власть, буржуазия /Ф.А. Гайда //Вопросы истории. – 1996. – №3.

62.Гайда Ф.А. Механизм власти Временного правительства (март-апрель 1917) /Ф.А. Гайда //Отечественная история. – 2001. – №2.

63.Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России /Г.А. Герасименко. – М., 1990.

64. ГумилевЛ.Н.ДревняяРусьи Великая Степь/Л.Н. Гумилев.- М.,1989.

65. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления /Г.К.Жуков. Любоеиздание

66. Егоров В.А. Золотая Орда: мифы и реальность /В.А. Егоров.- М. 1990.

67. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного /А.А. Зимин.- М., 1964.

68. Ильин В.В. Реформы и контрреформы в России /В.В. Ильин, А.С. Панарин, А.С. Ахиезер. – М.: Изд-во МГУ, 1996.

69.Иоффе Г.З. Революция и судьба Романовых /Г.З. Иоффе. – М., 1992.

70.Кобрин В.Б. Иван Грозный /В.Б. Кобрин. – М., 1989.

71.Кораблев Н.Е. Гражданская война 1918 – 1920 гг. Новые подходы. Страницы истории советского общества: факты, проблемы, люди / Н.Е. Кораблев. – М., 1989.

72. Костиков В. Пути и судьбы русских эмигрантов / В. Костиков. - М.,1990.

73.Керенский А.Ф. Россия на историческом перепутье / А.Ф. Керенский // Вопросы истории. – 1990. – № 11, 12.

74.Как была крещена Русь. – М., 1989.

75.Кюстин А.Д. Николаевская Россия /А.Д. Кюстин. – М., 1990.

76. Ключевский В.О. Исторические портреты /В.О. Ключевский.- М., 1990.

77.Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762 – 1914. /В.В. Леонтович. – М., 1995.

78.Малия М. Советская трагедия. История социализма в России. 1914 – 1991 /перевод с англ. /М. Малия. – М., 2002.

79.Махно Н. Воспоминания /Н. Махно. – Киев, 1991.

80.Медведев Р.А.Н.С. Хрущев. Политическая биография /Р.А. Медве-

81.дев. – М., 1990.

82.Медведев Р.А. Личность и эпоха. Политический портрет Л.И. Брежнева /Р.А. Медведев. – М., 1991.

83.Миронов Ф.К. Враги или друзья казачества и крестьян /Ф.К. Миронов, Н.И. Махно, А.С. Антонов //Страницы истории гражданской войны. – М., 1992.

84. Мироненко В.С. Самодержавие и реформы / В.С. Мироненко.-М.,1989.

85.Милов А.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса /А.В. Милов //Вопросы истории. – 1992. – № 4, 5.

86.Милюков П.Н. Воспоминания /Н.Н. Милюков. – М., 1991.

87.Муравьев А.В. Оценки русской культуры (IХ – ХVIII вв.) /А.В. Муравьев, А.М. Сахаров. – М., 1984.

88.Октябрь 1917. Величайшее событие века или социальная катастрофа? – М., 1991.

89.Отечественная история: Энциклопедия. В. 5 т. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994 – 2000.

90.Пантин Е.Т. Драма российских реформ и революций: сравнительно-политический анализ /Е.Т. Пантин, И.К. Плимак. – М., 2000.

91.Павленко Н.И. Петр Великий /Н.И. Павленко. – М., 1990.

92.Павлов В.Поражение. Почему захлебнулась косыгинская реформа /В. Павлов //Родина. – 1995. – №11.

93.Пайпс Р. Русская революция /Р. Пайпс. Ч.1. – М., 1994.

94.Пихоя Р.Г. История власти 1945 – 1991. /Р.Г. Пихоя – М., 1998.

95.Поляков Ю.А. Гражданская война в России (поиски нового видения) /Ю.А. Поляков //Отечественная история. – 1990. – №2.

96.Проблемы истории казачества ХVI – ХХ вв. – Ростов н/Д, 1995. 97.Птенцы гнезда Петрова. – М., 1985.

98.Пчелов Е.В. Романовы. История династии /Е.В. Пчелов. – М.: ОЛМА ПРЕСС, 2001.

99. Пчелов Е.В. Рюриковичи. История династии /Е.В, Пчелов.- М.: ОЛМАПРЕСС, 2001.

7.3 Периодические издания

1. История, Исторический журнал. Вестник МГУ,

2. Журнал Отечественная история. ИРИ РАН,

3. Журнал Вопросы истории.

Интернет-ресурсы

1. http://www.shpl.ru/links.phtml?cat=130 Адреса исторических библиотек мира.

2. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

4. http://www.internet-history.org.ru/ Интернет-История. http://www.histerl.ru/ Лекции по истории.

http://runivers.ru/lib/book3075/9690/ Работы С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, Н.М. Карамзина, С.Ф. Платонова.

http://alcala.ru/brokgauz-slovari/brokgauz.shtml энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.

http://www.rubricon.ru Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней».

http://www.cominf.ru/romanovs/index.rhtml энциклопедия «Династия Романовых». http://www.rubricon.com/about_whist_1.asp Энциклопедический словарь «Всемирная история». http://4plus5.ru/ist/index.html «Книги по анализу истории России».

http://www.history.ru/hist.htm Ресурсы по истории. http://www.ortho-rus.ru Русское православие.

http://humanities.edu.ru/db/msg/19938 Великая Отечественная война 1941-1945. http://www.chat.ru/~world_war2 Вторая мировая война в русском интернете. http://www.hronos.km.ru/1918ru.html Гражданская война в России 1918-1920.

Библиотека ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» предлагает специалистам следующие Интернет-ресурсы:

– Базы данных российских библиотек; – Базы данных зарубежных библиотек; – Полнотекстовые базы данных;

– Электронные варианты авторефератов и диссертаций; – Коллекции электронных дисков;

– Научные поисковые системы.

7.5 Методические рекомендации для преподавателя

Преподавание дисциплины осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Целью методических рекомендаций является повышение эффективности теоретических и практических занятий вследствие более четкой их организации преподавателем, создания целевых установок по каждой теме, систематизации материала по курсу, взаимосвязи тем курса, полного материального и методического обеспечения образовательного процесса.

Средства обеспечения освоения дисциплины

При изучении дисциплины рекомендуется использовать следующие средства:

− рекомендуемую основную и дополнительную литературу;

− методические указания и пособия;

− контрольные задания для закрепления теоретического материала;

− электронные версии федеральных законов, учебников и методических указаний для выполнения практических работ и СРС

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения.

В качестве методики проведения практических занятий можно предложить

1. семинар – обсуждение существующих точек зрения на проблему и пути ее решения.

2. тематические доклады, позволяющие вырабатывать навыки публичных выступлений.

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется проведение письменного опроса (тестирование) студентов по материалам лекций и практических работ. Подборка вопросов для тестирования осуществляется на основе изученного теоретического материала. Такой подход позволяет повысить мотивацию студентов при конспектировании лекционного материала.

Для освоения навыков поисковой и исследовательской деятельности студент пишет контрольную работу по выбранной (свободной) теме.

Лекции проводятся в основном посредством метода устного изложения с элементами проблемного подхода и беседы.

Семинарские занятия могут иметь разные формы (работа с исследовательской литературой, анализ исторических памятников эпохи, слушание докладов и др.), выбираемые преподавателем в зависимости от интересов студентов и конкретной темы.

Самостоятельная работа студентов включает в себя элементы реферирования и конспектирования научно-исследовательской литературы, подготовки и написания научных текстов, отработку навыков устных публичных выступлений.

Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной форме, путем обсуждения проблем, выводимых на семинарах и письменной, путем выполнения студентами разных по форме и содержанию работ и заданий, связанных с практическим освоением содержания дисциплины. Студенты демонстрируют в ходе проверки умение анализировать значимость и выявлять специфику различных проблем и тем в рамках изучаемой дисциплины и ее компонентов, знание научной и учебно-методической литературы. Текущая проверка знаний и умений студентов также осуществляется через проведение ряда промежуточных тестирований.

Итоговая аттестация по дисциплине предполагает устный зачет и экзамен, на которых проверяется усвоение материала, усвоение базовых понятий дисциплины.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 213.