СОГЛАСОВАНО
Председатель методической комиссии факультета
к.и.н., доцент кафедры ИФиСГН
М.Л.Мусорина
31 августа 2015 г. № 1
Бирск 2015
Содержание
1. Цели и задачи освоения дисциплины.. 3
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы бакалавриата 3
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины.. 4
4 Содержание и структура дисциплины (модуля) 8
4.1 Содержание разделов дисциплины.. 8
4.2 Структура дисциплины.. 9
4.3 Лабораторные работы.. 10
4.4 Практические занятия (семинары) 10
4.5 Курсовой проект (курсовая работа) 10
4.6 Самостоятельное изучение разделов дисциплины.. 10
5. Образовательные технологии. 11
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях 11
6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 12
6.1 Контрольные вопросы для подготовки к экзамену по курсу «История». 12
6.2 Примерные тесты для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося 14
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля) 32
7.1 Основная литература: 32
7.3 Периодические издания. 37
7.4 Интернет-ресурсы.. 37
7.5 Методические указания для преподавателя, методические указания к практическим занятиям.. 38
7.6 Методические указания к выполнению контрольной работы. 38
7.7 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий. 40
8 Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 40
9. Рейтинг-план дисциплины «История». 41
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цели дисциплины:
– анализ истории России как особого цивилизационно-культурного образования;
– изучение закономерностей процесса становления и развития российского общества и государства;
– раскрытия места и значения российской цивилизации во всемирном историческом процессе;
– анализ политического и социального опыта истории России на переломных рубежах ее развития, когда в концентрированном виде проявлялись назревшие противоречия в обществе;
– изучение процесса становления и развития российской государственности, альтернатив и судьбы исторического пути российского общества и государства.
Задачи дисциплины:
– сформировать представление об историческом процессе общем и особенном в российской истории как неотъемлемой, органической части всемирной истории;
– раскрыть основные проблемы, судьбы, «критические», поворотные точки, этапы и содержание отечественной истории, альтернативы исторического развития страны;
– воспитать уважение к истории и культуре народов России и всего мира, сформировать общероссийский патриотизм как диалектическое единство национализма и интернационализма;
– повысить политическую, правовую, гражданскую и духовную культуру студентов;
– подготовить их к активному участию в современной общественной и политической жизни страны;
– привить навыки исторического мышления, обобщения и прогнозирования;
– сформировать умение и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, с актуальными и дискуссионными проблемами отечественной и мировой исторической науки;
– подготовить широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, умеющих применять исторические знания на практике и в профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре
основной образовательной программы бакалавриата
Место дисциплины в структуре ООП направления подготовки – «История» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла направления подготовки Государственное и муниципальное управление.
Содержание данной дисциплины является опорой для освоения таких дисциплин как:
Б 1. Б 2. Философия;
Б 1. Б 6. Социология;
Б 1. Б. 5. Политология;
Б 1. В 1.Основы права;
Б 1. В 2. История мировых цивилизаций
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Требования к результатам освоения дисциплины:
Студент должен обладать следующими компетенциями:
– способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
Компоненты компетенции | Технологии формирования |
Знает принципы организации самостоятельной работы, методы анализа информации | Самостоятельная работа, лабораторные занятия, решение тестовых и кейс-заданий |
Умеет использовать современные информационно-коммуникативные ресурсы для подготовки к занятиям, для выполнения самостоятельной работы. | Практические работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий |
Владеет культурой научного мышления, навыками самостоятельной работы | Практические работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий |
Заочная форма обучения
Вид работы | Трудоемкость, часов | |
2 семестр | Всего | |
Общая трудоемкость | 108 | 108 |
Аудиторная работа: | 18 | 18 |
Лекции (Л) | 4 | 4 |
Практические занятия (ПЗ) | 4 | 4 |
Лабораторная работа (ЛБ) | 2 | 2 |
КСР | 8 | 8 |
Самостоятельная работа: | 81 | 81 |
Реферат (Р) | 31 | 31 |
Эссе (Э) | 16 | 16 |
Самостоятельное изучение разделов | 15 | 15 |
Контрольная работа (К)2 | 15 | 15 |
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.) | 4 | 4 |
Вид итогового контроля: экзамен |
Лабораторные работы
Лабораторные работы предусмотрена учебным планом (8 часов).
Лабораторные занятия
№ занятия | № раздела | Тема | Кол-во часов |
1 | 3 | Составление табл. Объединения русских земель и образование Московского государства в XIV-XV вв. Россия в XVI в. | 2 |
2 | 6 | Составление табл. Россия на рубеже 19 – 20 вв. | 2 |
3 | 6 | Составление табл. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса 1914-1920 гг. | 2 |
4 | 7 | Составление табл. СССР во II мировой войне 1939-1945 гг. | 2 |
Итого: | 8 |
Образовательные технологии
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Семестр | Вид занятия | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов |
ПР | Выступление студентов с докладами с видео-презентацией | 10 | |
Итого: | 10 |
Передача необходимых теоретических знаний и формирование основных представлений по каждой теме дисциплины «История» происходит с использованием лекционных занятий. Лекционный материал закрепляется в ходе практических занятий, на которых выполняются групповые или индивидуальные задания по пройденной теме. Принимаемые решения при выполнении заданий обсуждаются с участием студентов для обеспечения их понимания и развития необходимых умений. Изучение дисциплины сопровождается самостоятельной работой студентов в форме изучения пройденного лекционного материала, подготовки к практическим занятиям и выполнения практических работ в сочетании с внеаудиторной работой.
В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с учеными, военными, представителями общественных организаций. С целью освоения данной дисциплины лекционные и практические занятия для обучающихся представлены в различных формах: просмотр исторических фильмы, разбор конкретных событий, лекции в диалоговом режиме, защита рефератов.
Интернет-ресурсы
1. http://www.shpl.ru/links.phtml?cat=130 Адреса исторических библиотек мира.
2. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
4. http://www.internet-history.org.ru/ Интернет-История. http://www.histerl.ru/ Лекции по истории.
http://runivers.ru/lib/book3075/9690/ Работы С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, Н.М. Карамзина, С.Ф. Платонова.
http://alcala.ru/brokgauz-slovari/brokgauz.shtml энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.
http://www.rubricon.ru Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней».
http://www.cominf.ru/romanovs/index.rhtml энциклопедия «Династия Романовых». http://www.rubricon.com/about_whist_1.asp Энциклопедический словарь «Всемирная история». http://4plus5.ru/ist/index.html «Книги по анализу истории России».
http://www.history.ru/hist.htm Ресурсы по истории. http://www.ortho-rus.ru Русское православие.
http://humanities.edu.ru/db/msg/19938 Великая Отечественная война 1941-1945. http://www.chat.ru/~world_war2 Вторая мировая война в русском интернете. http://www.hronos.km.ru/1918ru.html Гражданская война в России 1918-1920.
Библиотека ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» предлагает специалистам следующие Интернет-ресурсы:
– Базы данных российских библиотек; – Базы данных зарубежных библиотек; – Полнотекстовые базы данных;
– Электронные варианты авторефератов и диссертаций; – Коллекции электронных дисков;
– Научные поисковые системы.
7.5 Методические рекомендации для преподавателя
Преподавание дисциплины осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
Целью методических рекомендаций является повышение эффективности теоретических и практических занятий вследствие более четкой их организации преподавателем, создания целевых установок по каждой теме, систематизации материала по курсу, взаимосвязи тем курса, полного материального и методического обеспечения образовательного процесса.
Средства обеспечения освоения дисциплины
При изучении дисциплины рекомендуется использовать следующие средства:
− рекомендуемую основную и дополнительную литературу;
− методические указания и пособия;
− контрольные задания для закрепления теоретического материала;
− электронные версии федеральных законов, учебников и методических указаний для выполнения практических работ и СРС
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения.
В качестве методики проведения практических занятий можно предложить
1. семинар – обсуждение существующих точек зрения на проблему и пути ее решения.
2. тематические доклады, позволяющие вырабатывать навыки публичных выступлений.
Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется проведение письменного опроса (тестирование) студентов по материалам лекций и практических работ. Подборка вопросов для тестирования осуществляется на основе изученного теоретического материала. Такой подход позволяет повысить мотивацию студентов при конспектировании лекционного материала.
Для освоения навыков поисковой и исследовательской деятельности студент пишет контрольную работу по выбранной (свободной) теме.
Лекции проводятся в основном посредством метода устного изложения с элементами проблемного подхода и беседы.
Семинарские занятия могут иметь разные формы (работа с исследовательской литературой, анализ исторических памятников эпохи, слушание докладов и др.), выбираемые преподавателем в зависимости от интересов студентов и конкретной темы.
Самостоятельная работа студентов включает в себя элементы реферирования и конспектирования научно-исследовательской литературы, подготовки и написания научных текстов, отработку навыков устных публичных выступлений.
Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной форме, путем обсуждения проблем, выводимых на семинарах и письменной, путем выполнения студентами разных по форме и содержанию работ и заданий, связанных с практическим освоением содержания дисциплины. Студенты демонстрируют в ходе проверки умение анализировать значимость и выявлять специфику различных проблем и тем в рамках изучаемой дисциплины и ее компонентов, знание научной и учебно-методической литературы. Текущая проверка знаний и умений студентов также осуществляется через проведение ряда промежуточных тестирований.
Итоговая аттестация по дисциплине предполагает устный зачет и экзамен, на которых проверяется усвоение материала, усвоение базовых понятий дисциплины.
Изучение литературы.
Изучая литературу нужно обязательно делать выписки, лучше на отдельных карточках, либо отмечать закладками нужные страницы. Следует постепенно группировать материал по отдельным вопросам реферата.
Делая выписки из источников необходимо отметить все реквизиты данного издания (автор, название работы, место и год издания, страницы) с тем, чтобы при использовании выписки (цитаты) в реферате вы имели возможность сделать ссылку (сноску) на источник.
5. Написание и оформление реферата.
Основное требование к содержанию работа – ее самостоятельность. Писать нужно своими словами, анализируя и обобщая сведения, полученные из литературы и законодательных актов.
В тексте можно использовать цитаты их изученных источников, но с обязательной ссылкой (сноской) на них внизу страницы под чертой.
Изложение материала должно быть последовательным, логичным, четким и грамотным.
Реферат пишется от руки четким, разборчивым почерком или набирается на компьютере, пишущей машинке. Писать лучше на отдельных стандартных листах (формат 4, 297х210 мм), но можно и в обычные тетради. Обязательны поля для прошивки листов. Все листы нумеруются. Объем реферата зависит от темы, количества и характера исследуемых источников и обычно занимает 20-25 листов рукописного или машинописного текста.
Реферат помещается в обложку, листы обязательно прошиваются.
Реферат состоит из следующих основных частей: титульного листа, плана (оглавления), введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
Натитульномлисте указывается название учебного заведения, кафедра, предмет, тема реферата, учебная группа, фамилия и инициалы автора и научного руководителя, указание на год и город.
План(оглавление) помещается в начале реферата. Он включает в себя (как уже отмечалось выше) перечень основных и дополнительных вопросов, содержание которых позволяет подробно осветить выбранную для реферативного изложения проблему.
Введение представляет собой вводную часть к излагаемому в реферате материалу. Во введении необходимо показать историко-правовое и социально-политическое значение темы, теоретическую и практическую актуальность выбранной темы, разработанность данной проблемы в изучаемой литературе. Кроме того, во введении слушатель должен обосновать цели и задачи работы над проблемой, почему выбрана для анализа именно эта тема и какая цель преследуется при ее рассмотрении в реферате.
В основнойчасти реферата должны быть раскрыты все основные и дополнительные вопросы (разделы, параграфы) плана. В тексте необходимо повторять названия параграфов и пунктов. По мере изложения материала по каждому вопросу необходимо делать краткие выводы.
В заключении подводится общий итог проделанной работы и делаются основные выводы по рассматриваемой проблеме.
Списокиспользованнойлитературы (как правило, последний лист реферата) включает в себе перечень изученной вами литературы, нормативных актов и других источников.
Все источники в списке литературы ставятся в следующей последовательности:
– нормативные акты (законы, подзаконные акты и др.);
– документальные материалы;
– специальная литература (монографии, статьи и др.);
– хрестоматийный материал, учебники;
– периодические издания.
Внутри каждой группы источники ставятся в алфавитном порядке.
Нарушения указанных правил оформления реферата может привести к снижению оценки и возвращению работы на доработку.
Без сдачи контрольной работы на проверку и получения «зачета» по ней, студент не допускается к экзамену.
Число заданий за семестр
Баллы
СОГЛАСОВАНО
Председатель методической комиссии факультета
к.и.н., доцент кафедры ИФиСГН
М.Л.Мусорина
31 августа 2015 г. № 1
Бирск 2015
Содержание
1. Цели и задачи освоения дисциплины.. 3
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы бакалавриата 3
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины.. 4
4 Содержание и структура дисциплины (модуля) 8
4.1 Содержание разделов дисциплины.. 8
4.2 Структура дисциплины.. 9
4.3 Лабораторные работы.. 10
4.4 Практические занятия (семинары) 10
4.5 Курсовой проект (курсовая работа) 10
4.6 Самостоятельное изучение разделов дисциплины.. 10
5. Образовательные технологии. 11
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях 11
6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 12
6.1 Контрольные вопросы для подготовки к экзамену по курсу «История». 12
6.2 Примерные тесты для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося 14
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля) 32
7.1 Основная литература: 32
7.3 Периодические издания. 37
7.4 Интернет-ресурсы.. 37
7.5 Методические указания для преподавателя, методические указания к практическим занятиям.. 38
7.6 Методические указания к выполнению контрольной работы. 38
7.7 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий. 40
8 Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 40
9. Рейтинг-план дисциплины «История». 41
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цели дисциплины:
– анализ истории России как особого цивилизационно-культурного образования;
– изучение закономерностей процесса становления и развития российского общества и государства;
– раскрытия места и значения российской цивилизации во всемирном историческом процессе;
– анализ политического и социального опыта истории России на переломных рубежах ее развития, когда в концентрированном виде проявлялись назревшие противоречия в обществе;
– изучение процесса становления и развития российской государственности, альтернатив и судьбы исторического пути российского общества и государства.
Задачи дисциплины:
– сформировать представление об историческом процессе общем и особенном в российской истории как неотъемлемой, органической части всемирной истории;
– раскрыть основные проблемы, судьбы, «критические», поворотные точки, этапы и содержание отечественной истории, альтернативы исторического развития страны;
– воспитать уважение к истории и культуре народов России и всего мира, сформировать общероссийский патриотизм как диалектическое единство национализма и интернационализма;
– повысить политическую, правовую, гражданскую и духовную культуру студентов;
– подготовить их к активному участию в современной общественной и политической жизни страны;
– привить навыки исторического мышления, обобщения и прогнозирования;
– сформировать умение и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, с актуальными и дискуссионными проблемами отечественной и мировой исторической науки;
– подготовить широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, умеющих применять исторические знания на практике и в профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре
основной образовательной программы бакалавриата
Место дисциплины в структуре ООП направления подготовки – «История» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла направления подготовки Государственное и муниципальное управление.
Содержание данной дисциплины является опорой для освоения таких дисциплин как:
Б 1. Б 2. Философия;
Б 1. Б 6. Социология;
Б 1. Б. 5. Политология;
Б 1. В 1.Основы права;
Б 1. В 2. История мировых цивилизаций
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Требования к результатам освоения дисциплины:
Студент должен обладать следующими компетенциями:
– способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
Компоненты компетенции | Технологии формирования |
Знает принципы организации самостоятельной работы, методы анализа информации | Самостоятельная работа, лабораторные занятия, решение тестовых и кейс-заданий |
Умеет использовать современные информационно-коммуникативные ресурсы для подготовки к занятиям, для выполнения самостоятельной работы. | Практические работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий |
Владеет культурой научного мышления, навыками самостоятельной работы | Практические работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий |
Оценка уровней освоения компетенций
Уровни освоения компетенции | Знает | Умеет | Владеет | Средства оценивания |
Пороговый уровень | Основы принципы организации самостоятельной работы | Организовывать самостоятельную работу | Культурой научного мышления, навыками самостоятельной работы, | Тесты: №№…, практические работы, кейс-задания №№…, экзамен |
Средний уровень | Основы принципы организации самостоятельной работы, методы сбора и обработки информации | Организовывать самостоятельную работу, оценивать и анализировать информацию | навыками самостоятельной работы с использованием различных источников. | Тесты: №№…, практические работы, кейс-задания №№…, коллоквиум, экзамен |
Продвинутый уровень | Принципы организации самостоятельной работы, методы обработки информации | Организовывать самостоятельную работу, оценивать и анализировать информацию, в том числе полученную экспериментальным путем | Навыками обработки теоретической информации, а также информации полученной в результате эксперимента, | Тесты: №№…, кейс-задания №№…, практические работы, коллоквиум, экзамен. |
– способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
Компоненты компетенции | Формы и средства формирования |
Знает основы профессиональной солидарности и корпоративности, понимание долга и чести | Лекция. Самостоятельная работа, лабораторные работы, решение тестовых и кейс-заданий |
Умеет решать производственные вопросы на профессиональном уровне, найти контакт со всеми членами коллектива | Лабораторные работы, практические работы с использованием интерактивных форм работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий |
Владеет знаниями профессиональной этики в объеме, позволяющем вести организационно-управленческую работу в коллективе на высоком современном уровне | Лабораторные работы, практические работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий. |
Дата: 2019-02-02, просмотров: 220.