Расскажите о участии и работе представителей казахской интеллигенции в I -ой и II -ой Государственной Думах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В августе 1905 года царь Николай II под напором революционных сил России издал манифест о создании Государственной Думы как законосовещательного и представительного органа империи. В 1906 году I Государственную Думу от казахов представляли: от Тургайской области - Ахмет Беремжанов, Уфимской губернии - Салимгерей Жанторе, Акмолинской области - Шаймерден Косшегулулы, Семипалатинской области - Алихан Бокейханов и другие. Все они были образованными людьми и пользовались уважением среди народа. Но депутаты I Государственной Думы России заседали всего лишь 73 дня. Недовольный их инициативами Николай II издал указ о роспуске Думы и назначении новых выборов.В 1907 году в состав II Государственной Думы России вошли: от Акмолинской области Шаймерден Косшегулулы, Тургайской - АхметБеремжанов, Семипалатинской — Темир-гали Нурекенов, Семиреченской — Мухамед-жан Тынышпаев, Уральской — Бахытжан Каратаев и др. Эта Дума заседала тоже недолго: всего лишь 104 дня.Во II Государственной Думе депутаты от казахского населения примыкали к кадетам и входили в мусульманскую фракцию. Совместно с другими представителями национальных окраин России казахские депутаты добивались прекращения переселения крестьян в Казахстан. Так, выступая на заседании II Государственной Думы, Б. Каратаев сделал доклад о негативном влиянии переселенческой политики на жизнь казахов.Были и случаи коллективного обращения казахских депутатов в защиту прав своего народа. Так, в своем заявлении депутаты Государственной Думы второго созыва Каратаев, Беремжанов, Нурекенов и Косшегулулы в марте 1907 года были вынуждены констатировать: «У всех кочевников скотоводство составляет единственный источник благосостояния».Другой депутат Шаймерден Косшегулулы одним из первых был выбран в I и II Государственные Думы от Акмолинской области. Он был весьма почитаем среди своих земляков. Был истинным патриотом казахской земли, ярым защитником мусульманства в крае. Он являлся сподвижником видного религиозного деятеля Науана Хазрета. Несмотря на свою популярность в народе, он не был зарегистрирован депутатом из-за незнания им русского языка. Царское правительство проводило политику дискриминации казахов по языковому принципу. На самом же деле царизм опасался радикальных взглядов дважды избранного депутата-акмолинца. Впоследствии за ним была установлена слежка и со стороны региональных властей. Он подвергался неоднократным гонениям со стороны полиции. Он был не только религиозным деятелем, но и одним из дальновидных политиков своего времени. Он посетил Турцию, где встречался с государственными и религиозными деятелями этой страны по вопросу будущего казахского народа.

7. Расскажите о зарождении казахской интеллигенции: социальный состав, образование, деятельность. Как происходило формирование идеологии освободительного движения.

Можно выделить главные факторы, повлиявшие на формирование казахской интеллигенции: во–первых, распространение мусульманского образования в самом Казахстане и возможность обучаться в мусульманских учебных заведениях за пределами Казахстана. До революции в Казахстане начальное образование можно было получить, обучаясь либо в мусульманских мектебах и медресе, либо в «русско- киргизских», «туземных», аульных школах. Мусульманские мектебы и медресе явились основным, а вплоть до начала колонизации Россией и единственными звеньями системы образования и воспитания детей коренных национальностей. В 1874 г. мусульманские школы Казахстана были починены Министерству народного просвещения. А в 1876 г. в них вводятся русские классы. Вторым фактором являлось мнение царского правительства о том, что просвещение казахского народа достаточно ограничить начальным образованием, т. е. знанием русского языка и элементарных действий арифметики, а в распространении среднего, а затем более высшего образования, оно не было заинтересованно. Отсутствие национальных средних учебных заведений в дореволюционном Казахстане вынуждало казахов отдавать своих детей в русские учебные заведения.В-третьих, на формирование казахской интеллигенции действовали и экономические факторы, то есть влияние развития капитализма в Казахстане. Развитие капитализма способствовало развитию не только товарно-денежных отношений, транспорта и связи, дальнейшей колонизации края, но и возникновению и развитию периодической печати в Казахстане. Социальная среда формирования интеллигенции нового типа была необычайно широка. Среди «оқығандар» и «зиялылар» находились вчерашние бедняки (О. Жандосов, Ж. Аймауытов, М. Дулатов), дети среднего слоя (С. Мендешев, А. Байтурсынов), потомки степной аристократии (М. Шокай, Н. Тюрякулов, Ш. Кудайбердиев), интеллигенция во втором поколении (С. Асфендиаров, А. Биримжанов, Б. Каратаев) и др. Казахи, которые издревле с уважением отнеслись к образованности и науке, воочию увидели преимущество знаний, полученных в русских учебных заведениях. Теперь они охотно отправляли своих детей учиться в светские школы, не переставая в то же время оказывать внимание и поддержку мектебам и медресе. Просветительство стало ведущим направлением общественно-политической мысли казахского социума второй половины ХІХ века. Расширение социальных резервов национальной интеллигенции отражает также уровень и результаты включенности казахского общества в общероссийские процессы, рост потребности экономики казахского края в специалистах. В итоге можно сказать, что формирование интеллигенции Казахстана в период с ХІХ по н. ХХ века был неоднозначным, представлял собой сложное явление. Абжанов Х. подчеркивал, что интеллектуальное возрождение составило главный итог развития казахского общества начала ХХ века. Национальная интеллигенция разбудила великую степь. Призыв М. Дулатова: «Оян, қазақ!» («Проснись, казах!»), отражая содержание переломного этапа, оправдал себя и исторически, и политически, и методологически, и теоретически

Дата: 2019-02-02, просмотров: 1148.