Развитие промышленности в Казахстане было тесно связано с интересами русского промышленного капитала. Казахстан являлся сырьевой базой и рынком сбыта продукции капиталистической промышленности России. Однако перевозки сельскохозяйственного сырья в центральные районы обходились очень дорого. Поэтому русские промышленники стали создавать на месте небольшие предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. На каждом предприятии работало 5—10 человек. Техника производства была низкой. Большинство рабочих работало временно. Постоянные кадры рабочих на таких предприятиях формироваться не могли.
Несмотря на медленные темпы развития и отсталую технику, обрабатывающая промышленность сыграла немаловажную роль в развитии экономики дореволюционного Казахстана.
Наряду с использованием сельскохозяйственного сырья русские промышленники были заинтересованы и в разработке полезных ископаемых Казахстана — золота, каменного угля, нефти. . Для российского капитала здесь были благоприятные условия: богатые недра, дешевые земли, которые арендовались или скупались за бесценок у местного населения, дешевая, в избытке, рабочая сила.
Разработка природных богатств Казахстана началась в 30—40-х годах XIX в. В это время уже работали Спасский завод, Успенский и Джезказганский рудники. Многие из богатейших месторождений открыли местные жители. Так, в 1833 г. Байжанов обнаружил каменный уголь в районе Караганды. Экибастузское месторождение каменного угля было открыто рабочим-казахом Касымовым.
В 1904 году иностранные предприниматели взяли в аренду Спасско—Воскресенский, Успенский медные рудники, Спасский медеплавильный завод, Карагандинские каменноугольные коли. Контрольный пакет акций этих предприятий принадлежал англо-французским предпринимателям, рядовым акционерам финансистам Америки, Германии, Швеции, Австрии, Испании и других стран.В 1906 году в Лондоне было создано Акционерное общество Атбасарских медных копий; и, в 1907 году, англичане взяли в аренду Жезказга некие медные месторождения. То же произошло с предприятиями Риддера и Экибастуза
Американские бизнесмены скупали богатые золотом месторождения, арендовали предприятия, находившиеся в Алтайском горном округе.
За период с 1882 по 1892 гг. добыча золота увеличилась с 13,31 до 23,38 пудов. Золотопромышленники чувствовали себя временными. Они стремились за короткое время получить большие доходы. Богатые прииски быстро истощались и забрасывались.Важной отраслью была солепромышленность, которая сосредотачивалась на Эльтонском, Баску нчакском, Илецком, Коряковском промыслах.Заметное место в экономике того времени занимал рыбный промысел. В конце XIX века только на Каспии действовало более 150 рыбных промыслов. Были построены рыфзаводы. Регулярное рыболовство велось на реках Урал, Или, Чу, Сырдарье, на Аральском море, на озерах Балхаш, Зайсан.В конце XIX века в Казахстане действовали предприятия кустарного и фабричного типа по потреблению сельскохозяйственного сырья. Это были бойни, кожевенные, сало-овчинные, мыловаренные заводы, маслодельни, мукомольни в Акмолинске, Семипалатинске, Петропавловске, Уральске, Оренбурге..В 80-е годы XIX века предпринимались попытки начать постоянное судоходство по Иртышу, Балхашу, Или.
Развитие капиталистических отношений в Казахстане происходило медленно. Русский царизм преднамеренно не допускал развития тяжелой промышленности в Казахстане, стремясь сохранить его как сырьевую базу.
Большое значение для развития производительных сил Казахстана имела постройка железнодорожных путей. Рост железнодорожной сети, увеличение перевозок грузов и расширение внешней торговли.К концу XIX в. были построены дороги Рязань — Уральск, Самара — Оренбург. В 1888 г. построена Закаспийская железная дорога, соединившая гор. Самарканд с Каспийским морем. Закаспийская железная дорога способствовала усилению экономических связей России со Средней Азией и Казахстаном.
В 90-х годах XIX в. началось строительство Сибирской железной дороги, продолжавшееся 15 лет. Эта дорога пересекла северную часть Казахстана. Железные дороги вместе с русскими строили и казахские рабочие. Многие из них стали кадровыми железнодорожниками.
Всего в Казахстане было построено 482 версты железной дороги.Железнодорожный, водный транспорт и почтово-телеграфное сообщение соединяли Казахстан с центром России, Сибирью, Алтаем, Средней Азией.Промышленность в Казахстане в конце XIX в. развивалась гораздо медленнее, чем капиталистическая промышленность в Центральной России. Крупные предприятия в Казахстане создавались не на базе мелкого производства, а за счет привозного капитала. Колониальная политика царизма, превратившая Казахстан в рынок сбыта и источник сырья, обрекала промышленность края на вечную отсталость. Русские капиталисты использовали старое оборудование и дешевую рабочую силу. Это тормозило технический прогресс, развитие производительных сил, ставило рабочих в тяжелое положение
Дата: 2019-02-02, просмотров: 2467.