Назовите цели, задачи и значение курса Современная история Казахстана.
История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении.
Цель данного курса - краткий обзор истории казахского народа с 20 века и до наших дней.
Исходя из этого, были определены следующие задачи.
История Казахстана как учебная дисциплина имеет следующие задачи:
Во-первых, задача познавательная , заключается в познании истории Казахстана.
Во-вторых,задача, которая заключается в получении навыков самостоятельного анализа исторических событий и явлений.
В-третьих, приобщение к собственной истории и формирование чувства сопричастности к ней.
В-четвертых, На основе анализа сложных и многообразных исторических событий и явлений прогностическая задача направлена на предвидение их дальнейшего развития.
Наша задача – не только узнать историю Отечества, но и понять ее логику, научиться самостоятельно формулировать проблемы, искать пути их решения.
«Современная история Казахстана» в целостном виде изучает исторические события, явления, факты, процессы, выявляющие исторические закономерности, имевшие место на территории Великой степи в ХХ веке и до наших дней. Период ХХ - XXI веков является одним из важнейших в исторической судьбе казахского народа. К этому периоду относится развитие общественно- политической мысли казахского народа. Зарождаются идеи модернизации казахской государственности. История ХХ века наполнена социально- политическими и культурными противоречиями, политическими и экономическими преобразованиями вследствие двух Мировых войн. Данный исторический отрезок содержит в себе ключ к пониманию трансформации общества под влиянием советской системы, кризису и распаду советской системы социализма, становлению и возрождению основ государственности, политического, социально-экономического, духовно-культурного развития Казахстана с начала 90-х годов XX века до наших дней
Изучение истории Отечества имеет не только познавательное и научное значение, но и политическое. Воспитание казахстанского патриотизма - одна из значимых задач долгосрочного приоритета, выдвинутого Президентом Н.Назарбаевым в послании народу «Казахстан- 2030». Ее выполнение невозможно без формирования исторического сознания, связывающего настоящее общества с его прошлым.
Перечислите особенности формирования очагов промышленности на казахской земле и его колониальный характер.
Развитие промышленности в Казахстане было тесно связано с интересами русского промышленного капитала. Казахстан являлся сырьевой базой и рынком сбыта продукции капиталистической промышленности России. Однако перевозки сельскохозяйственного сырья в центральные районы обходились очень дорого. Поэтому русские промышленники стали создавать на месте небольшие предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. На каждом предприятии работало 5—10 человек. Техника производства была низкой. Большинство рабочих работало временно. Постоянные кадры рабочих на таких предприятиях формироваться не могли.
Несмотря на медленные темпы развития и отсталую технику, обрабатывающая промышленность сыграла немаловажную роль в развитии экономики дореволюционного Казахстана.
Наряду с использованием сельскохозяйственного сырья русские промышленники были заинтересованы и в разработке полезных ископаемых Казахстана — золота, каменного угля, нефти. . Для российского капитала здесь были благоприятные условия: богатые недра, дешевые земли, которые арендовались или скупались за бесценок у местного населения, дешевая, в избытке, рабочая сила.
Разработка природных богатств Казахстана началась в 30—40-х годах XIX в. В это время уже работали Спасский завод, Успенский и Джезказганский рудники. Многие из богатейших месторождений открыли местные жители. Так, в 1833 г. Байжанов обнаружил каменный уголь в районе Караганды. Экибастузское месторождение каменного угля было открыто рабочим-казахом Касымовым.
В 1904 году иностранные предприниматели взяли в аренду Спасско—Воскресенский, Успенский медные рудники, Спасский медеплавильный завод, Карагандинские каменноугольные коли. Контрольный пакет акций этих предприятий принадлежал англо-французским предпринимателям, рядовым акционерам финансистам Америки, Германии, Швеции, Австрии, Испании и других стран.В 1906 году в Лондоне было создано Акционерное общество Атбасарских медных копий; и, в 1907 году, англичане взяли в аренду Жезказга некие медные месторождения. То же произошло с предприятиями Риддера и Экибастуза
За период с 1882 по 1892 гг. добыча золота увеличилась с 13,31 до 23,38 пудов. Золотопромышленники чувствовали себя временными. Они стремились за короткое время получить большие доходы. Богатые прииски быстро истощались и забрасывались.Важной отраслью была солепромышленность, которая сосредотачивалась на Эльтонском, Баску нчакском, Илецком, Коряковском промыслах.Заметное место в экономике того времени занимал рыбный промысел. В конце XIX века только на Каспии действовало более 150 рыбных промыслов. Были построены рыфзаводы. Регулярное рыболовство велось на реках Урал, Или, Чу, Сырдарье, на Аральском море, на озерах Балхаш, Зайсан.В конце XIX века в Казахстане действовали предприятия кустарного и фабричного типа по потреблению сельскохозяйственного сырья. Это были бойни, кожевенные, сало-овчинные, мыловаренные заводы, маслодельни, мукомольни в Акмолинске, Семипалатинске, Петропавловске, Уральске, Оренбурге..В 80-е годы XIX века предпринимались попытки начать постоянное судоходство по Иртышу, Балхашу, Или.
Развитие капиталистических отношений в Казахстане происходило медленно. Русский царизм преднамеренно не допускал развития тяжелой промышленности в Казахстане, стремясь сохранить его как сырьевую базу.
Большое значение для развития производительных сил Казахстана имела постройка железнодорожных путей. Рост железнодорожной сети, увеличение перевозок грузов и расширение внешней торговли.К концу XIX в. были построены дороги Рязань — Уральск, Самара — Оренбург. В 1888 г. построена Закаспийская железная дорога, соединившая гор. Самарканд с Каспийским морем. Закаспийская железная дорога способствовала усилению экономических связей России со Средней Азией и Казахстаном.
В 90-х годах XIX в. началось строительство Сибирской железной дороги, продолжавшееся 15 лет. Эта дорога пересекла северную часть Казахстана. Железные дороги вместе с русскими строили и казахские рабочие. Многие из них стали кадровыми железнодорожниками.
Всего в Казахстане было построено 482 версты железной дороги.Железнодорожный, водный транспорт и почтово-телеграфное сообщение соединяли Казахстан с центром России, Сибирью, Алтаем, Средней Азией.Промышленность в Казахстане в конце XIX в. развивалась гораздо медленнее, чем капиталистическая промышленность в Центральной России. Крупные предприятия в Казахстане создавались не на базе мелкого производства, а за счет привозного капитала. Колониальная политика царизма, превратившая Казахстан в рынок сбыта и источник сырья, обрекала промышленность края на вечную отсталость. Русские капиталисты использовали старое оборудование и дешевую рабочую силу. Это тормозило технический прогресс, развитие производительных сил, ставило рабочих в тяжелое положение
Большую роль в формировании казахской интеллигенции сыграли высшие учебные заведения Петербурга, Москвы, Варшавы, Киева и Сибири.В начале XX в. стали создаваться организации казахской молодежи. Большое влияние на формирование политического сознания молодежи оказали журнал “Айкап” и газета “Казах”, выходившие в 1911—1915 гг., сборники произведений А. Байтурсынова “Маса” (“Комар”) и “Сорок басен”, а также “Проснись, казах” М. Дулатова.
В июле 1917 г. в Верном был создан «Союз чернорабочих», его возглавил Ж. Бабаев. В Сергиополе (Аягуз) 800 солдат организовали «Русско-мусульманскую солдатскую организацию». В Петропавловске был организован «Союз молодых извозчиков». В Аулие-Ате и Мерке был создан «Революционный союз казахской молодежи», который возглавил Т. Рыскулов. Молодежные организации возникли в Акмолинске — «Жас казах», Петропавловске — «Талап», на Спасском заводе — «Молоде сердце».
Национальные демократические интеллигенции пытались бороться против колонизации и донести до народа свои идеи. Казахских интеллигенции возглавил А. Букейханов. А. Байтypcынов, М. Дулатов, А.Ермеков, Ж. Акбаев, Ж.Досмухамедов, Х. Досмухамедов были его соратниками
После длительной подготовки в июле на Первом общеказахском съезде (21-28 июля 1917 года) в Оренбурге было принято решение об организации партии, выработке программы и выдвижении кондидатов в Учредительное собрание. 5 октября 1917 года партия получила название «Алаш», а 21 ноября того же года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии, написанный А.Букейхановым и другими лидерами национальной демократической интелегенции.
Партию «Алаш» возглавили – Алихан Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, Халел и Дж. Досмухамедовы, М.Тынышпаев, Елдос Омир, Абдулхамит Жуждыбай, магжан Жумабаев. Программа партии, принятая на Втором общеказахском съезде в декабре 1917 года. С первых дней своего образования партия “Алаш” включилась в активную политическую борьбу. Она поставила перед собой следующие задачи: освобождение казахского народа от политического угнетения и создание государственности буржуазно-демократического типа.
В октябре-ноябре 1917 г. в Центральном Казахстане была организована казахская социалистическая партия “Уш жуз”. Председателем Центрального Комитета партии был избран М. Айтпенов, а его заместителем — К.Тогысов. Печатным органом партии являлась газета “Уш жуз”. После победы Октябрьской революции партия “Уш жуз” раскололась на два крыла: революционно-демократическое возглавил К.Тогысов, а правое крыло — М. Айтпенов. Эта партия сумела распространить свое влияние главным образом в северо-восточных областях Казахстана. ЦК находился в Омске. Основателем ее был Мукан Айтпенов. Но деятельность «Үш жұз» связана, прежде всего, с именем Колбая Тогусова.
Программа партии “Уш жуз”. Свою деятельность партия “Уш жуз” начала с поддержки мероприятий советской власти. Все советские декреты — о мире, о земле и т. д. — нашли полную поддержку со стороны партии “Уш жуз”. Кроме того, партия заявила о своем полном доверии местным органам советской власти
В марте 1919 года Кольбай Тогусов был расстрелен как советский деятель. Лишившись лидера, партия «Үш жұз» прекратила свое существование.
В августе 1905 года царь Николай II под напором революционных сил России издал манифест о создании Государственной Думы как законосовещательного и представительного органа империи. В 1906 году I Государственную Думу от казахов представляли: от Тургайской области - Ахмет Беремжанов, Уфимской губернии - Салимгерей Жанторе, Акмолинской области - Шаймерден Косшегулулы, Семипалатинской области - Алихан Бокейханов и другие. Все они были образованными людьми и пользовались уважением среди народа. Но депутаты I Государственной Думы России заседали всего лишь 73 дня. Недовольный их инициативами Николай II издал указ о роспуске Думы и назначении новых выборов.В 1907 году в состав II Государственной Думы России вошли: от Акмолинской области Шаймерден Косшегулулы, Тургайской - АхметБеремжанов, Семипалатинской — Темир-гали Нурекенов, Семиреченской — Мухамед-жан Тынышпаев, Уральской — Бахытжан Каратаев и др. Эта Дума заседала тоже недолго: всего лишь 104 дня.Во II Государственной Думе депутаты от казахского населения примыкали к кадетам и входили в мусульманскую фракцию. Совместно с другими представителями национальных окраин России казахские депутаты добивались прекращения переселения крестьян в Казахстан. Так, выступая на заседании II Государственной Думы, Б. Каратаев сделал доклад о негативном влиянии переселенческой политики на жизнь казахов.Были и случаи коллективного обращения казахских депутатов в защиту прав своего народа. Так, в своем заявлении депутаты Государственной Думы второго созыва Каратаев, Беремжанов, Нурекенов и Косшегулулы в марте 1907 года были вынуждены констатировать: «У всех кочевников скотоводство составляет единственный источник благосостояния».Другой депутат Шаймерден Косшегулулы одним из первых был выбран в I и II Государственные Думы от Акмолинской области. Он был весьма почитаем среди своих земляков. Был истинным патриотом казахской земли, ярым защитником мусульманства в крае. Он являлся сподвижником видного религиозного деятеля Науана Хазрета. Несмотря на свою популярность в народе, он не был зарегистрирован депутатом из-за незнания им русского языка. Царское правительство проводило политику дискриминации казахов по языковому принципу. На самом же деле царизм опасался радикальных взглядов дважды избранного депутата-акмолинца. Впоследствии за ним была установлена слежка и со стороны региональных властей. Он подвергался неоднократным гонениям со стороны полиции. Он был не только религиозным деятелем, но и одним из дальновидных политиков своего времени. Он посетил Турцию, где встречался с государственными и религиозными деятелями этой страны по вопросу будущего казахского народа.
7. Расскажите о зарождении казахской интеллигенции: социальный состав, образование, деятельность. Как происходило формирование идеологии освободительного движения.
Можно выделить главные факторы, повлиявшие на формирование казахской интеллигенции: во–первых, распространение мусульманского образования в самом Казахстане и возможность обучаться в мусульманских учебных заведениях за пределами Казахстана. До революции в Казахстане начальное образование можно было получить, обучаясь либо в мусульманских мектебах и медресе, либо в «русско- киргизских», «туземных», аульных школах. Мусульманские мектебы и медресе явились основным, а вплоть до начала колонизации Россией и единственными звеньями системы образования и воспитания детей коренных национальностей. В 1874 г. мусульманские школы Казахстана были починены Министерству народного просвещения. А в 1876 г. в них вводятся русские классы. Вторым фактором являлось мнение царского правительства о том, что просвещение казахского народа достаточно ограничить начальным образованием, т. е. знанием русского языка и элементарных действий арифметики, а в распространении среднего, а затем более высшего образования, оно не было заинтересованно. Отсутствие национальных средних учебных заведений в дореволюционном Казахстане вынуждало казахов отдавать своих детей в русские учебные заведения.В-третьих, на формирование казахской интеллигенции действовали и экономические факторы, то есть влияние развития капитализма в Казахстане. Развитие капитализма способствовало развитию не только товарно-денежных отношений, транспорта и связи, дальнейшей колонизации края, но и возникновению и развитию периодической печати в Казахстане. Социальная среда формирования интеллигенции нового типа была необычайно широка. Среди «оқығандар» и «зиялылар» находились вчерашние бедняки (О. Жандосов, Ж. Аймауытов, М. Дулатов), дети среднего слоя (С. Мендешев, А. Байтурсынов), потомки степной аристократии (М. Шокай, Н. Тюрякулов, Ш. Кудайбердиев), интеллигенция во втором поколении (С. Асфендиаров, А. Биримжанов, Б. Каратаев) и др. Казахи, которые издревле с уважением отнеслись к образованности и науке, воочию увидели преимущество знаний, полученных в русских учебных заведениях. Теперь они охотно отправляли своих детей учиться в светские школы, не переставая в то же время оказывать внимание и поддержку мектебам и медресе. Просветительство стало ведущим направлением общественно-политической мысли казахского социума второй половины ХІХ века. Расширение социальных резервов национальной интеллигенции отражает также уровень и результаты включенности казахского общества в общероссийские процессы, рост потребности экономики казахского края в специалистах. В итоге можно сказать, что формирование интеллигенции Казахстана в период с ХІХ по н. ХХ века был неоднозначным, представлял собой сложное явление. Абжанов Х. подчеркивал, что интеллектуальное возрождение составило главный итог развития казахского общества начала ХХ века. Национальная интеллигенция разбудила великую степь. Призыв М. Дулатова: «Оян, қазақ!» («Проснись, казах!»), отражая содержание переломного этапа, оправдал себя и исторически, и политически, и методологически, и теоретически
А. Н. Бокейхан (1866-1937г.г.) учебный,общественный и политический деятель.являлся лидером наиболее передовой части казахской интеллигенции начала XX века. Его знали как ученого-энциклопедиста, основоположника казахского краеведения, автора многочисленных исследований по истории, экономике, этнографии, литературе, хозяйству Казахстана, организатора самой популярной в Степном крае газеты “Казах” (1913-1918) и талантливого публициста.
Он был убежденным сторонником последовательности реформ в обществе, считая радикальные революционные преобразования разрушительными не только для основ государства, но и для нравственных устоев личности. В послеоктябрьский период его обвиняли в “буржуазном национализме”, консерватизме, а вчерашние соратники и любимые ученики вдруг становились политическими противниками. Но он молча прощал, веря в их прозрение.
Появлению первой общенациональной газеты “Казах” предшествовало восьмилетнее настойчивое хождение по инстанциям Оренбурга и С.-Петербурга за разрешением властей на издание.
Он не был блестящим оратором, не произносил пламенных речей, как его соратники, не писал стихов и поэм, как ученики. Однако именно он играл роль духовного наставника всей национальной интеллигенции, включая Ахмета Байтурсынова, Мир-Якуба Дулатова, Магжана Жумабаева, Шакарима и др., и оказал значительное воздействие на формирование мировоззрения молодого поколения. А. Н. Букейхан родтлся в ауле № 7 Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области.
Не жаловали Алихана Нурмухамедулы Бокейхана по причине того,что он представлял опасность для власти своей чистой репутацией, незыблемым авторитетом перед собственным народом и огромным опытом политической деятельности.
Являлся членом ЦК партии кадетов,депутатом Государственной Думы.Через газету «Казах» вел учебно-просветительскую деятельность.В 1917 г, А.Бокейханов был назначен комиссаром Временного правительства по Казахстану.Один из создателей партии «Алаш».В декабре 1917г. На 2-м Всеказахском съезде по его инициативе была провозглашена Алаш-орда.Главной целью А.Бокейханова было создание самостоятельного Казахского государства.В последние годы жил в Москве.Был арестован и расстрелян в 1937г.
Тынышпаев (1879—1937)Одним из активных лидеров алашского движения был известный общественный деятель. Он родился в селе Ешкиолмес Садырской волости Лепсинского уезда Семиреченской области. В 1900 году закончил Верненскую гимназию с золотой медалью, а затем Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения.В годы учебы он пишет статьи, защищает интересы своего народа от произвола царской администрации.
Действия восставших:Сардабек Иманов создавал особые отряды из мергенов,организовавал произв оружия,обучал повстванцев военному делу.В конце окт 1916г 15 тыс повстванцев осадили Тургай ,9 тыс корпус генерала Лаврентьева
С октября 1917 по март 1918 года на всей территории России и Казахстана установилась Советская власть.В казахской степи советская власть была установлена прежде всего в городах, находящихся вдоль железных дорог.В первую очередь Советская власть была установлена в городе Перовске.
Пути установления советской власти в Казахстане:Мирным путем – В Южной и Северной областях, в основном за счет близости промышленных центров и наличие рабочих отрядов. Вооруженым путем – в районах Уральского, Сибирского и Семиреченского казачества.
Процесс установления советской власти в Казахстане проходил неравномерно и неодинаково. В ряде районов края установление Советской власти носило затяжной и кровопролитный характер, в некоторых же районах проходило относительно мирно. Трудности установления Советской власти: социально-экономическая отсталость, слабость рабочего класса и т.д.Активное участие в установлении советской власти приняли: Джангильдин, Сейфуллин, Асылбеков, Серикбаев, Майкутов, Рыскулов, Виноградов, Бокин, Розыбакиев, Емелин.
Гражданская война является итогом революционного кризиса поразившего Россию в начале 20 века., Усугубившаяся в ходе первой мировой войны, и приведшая к падению монархии, хозяйственной разрухе, социальному национальному и политическому расколу российского общества.
Основные причины войны: - Обострение социально-экономических и политических противоречий- Свержение временного правительства и роспуск учредительного собрания- Непримиримость позиций различных политических партий, группировок и классов в вопросах о власти, экономическом и политическом курсе страны- Сохранявшиеся после Февральской революции социальные, национальные и политические противоречия. Оставался нерешенным аграрный вопрос.- Выход из войны путем подписания разорительного и унизительного Брестского договора с Германией- Резкое обострение отношений между советской властью и крестьянами- Конфискация земель и сопротивление помещиков- Национализация промышленности вызвала недовольство буржуазии
Накануне гражданской войны сформировалось 2 противоположных друг другу военных лагеря:Белые,Красная армия (красные).Объединенные силы белых начали войну против большевиков.Поводом к войне послужил вспыхнувший 25 мая 1918 года мятеж Чехословацкого корпуса, который и обозначил начало Гражданской войны.
Действия белых в Казахстане :В конце мая 1918 г они захватили Петропавловск.В июне – Кокчетав, Акмолу, Омск, Павлодар, Семипалатинск, Кустанай.Разделение на красных и белых проходило не только по классовому принципу. Немало людей металось от одного воюющего лагеря к другому. Белые и красные армии почти на 80% состояли из крестьян. Известно, что до 40% царских офицеров служило в Красной Армии. В рядах «красных» находилось немало представителей интеллигенции, выходцев из средних и даже высших слоев российского общества. Поскольку гражданская война отличается от всякой другой войны тем, что она идет между гражданами одной страны, ее называют «братоубийственной». Нередко члены одной семьи оказывались по разные стороны баррикад.Один из первых очагов Гражданской войны в Казахстане возник в конце ноября 1917 года в г. Оренбурге. Затем стали образовываться очаги антибольшевистских сил и борьбы с Советской властью в Уральске, Жетысу. Антибольшевистские элементы (белогвардейское офицерство, казаки, кулаки, кадеты, эсеры, меньшевики), лидеры партии «Алаш», «Шура-и-ислами» и других партий и политических движений захватывали власть, разгоняли местные Советы, создавали областные войсковые правительства, являясь главными силами белогвардейского контрреволюционного движения в Казахстане.
В Омске было создано Временное сибирское белогвардейское правительство, которое возглавил адмирал А.В. Колчак. В июле 1918 года Оренбург захватил атаман Дутов, отрезав тем самым Советский Туркестан от России. Алаш-Орда в условиях Гражданской войны и свержения Советской власти с целью совместной борьбы с Советами заключила союз с Дутовым в Оренбурге, вступила в тесный контакт с Временным сибирским правительством в Омске, укрепила связи с уральским, сибирским, семиреченским казачеством, а также поставила перед ними вопросы оказания помощи Алаш-Орде в формировании вооруженных сил. Так, Алаш-Орда получила 600 винтовок и пулемет из Самары, 300 берданок, 20 тыс. патронов, а также значительное количество обмундирования, и приступила к формированию двух конных полков, обучению отрядов военному делу. Сформированные и обученные алашские формирования начали принимать участие в вооруженной борьбе против Красной Армии.Военную помощь частям Красной Армии, сражающейся на казахстанских фронтах, оказывал Центр. В Красную Армию вступали и казахи. Начали создаваться национальные воинские формирования как составные части единой Красной Армии - Оренбургский казахский полк, казахский эскадрон. В борьбе с белогвардейцами стали создаваться очаги партизанского движения в Акмолинской, Семипалатинской областях. В ходе Гражданской войны произошли такие важные события в истории Казахстана, как Черкасская оборона, действия партизанских отрядов «Горные орлы» Тарбагатая и Алтая, борьба 22-й и 25-й Чапаевской дивизий, героическая оборона Уральска и Оренбурга от наступающих белоказачьих войск.К концу 1919 года от белогвардейцев была освобождена почти вся территория Казахстана, и в марте 1920 года был ликвидирован последний фронт Гражданской войны в Казахстане - Северный Семиреченский. Постепенно почти на всей территории Казахстана была установлена Советская власть. В июле 1919 года Совет Народных Комиссаров РСФСР издал декрет, по которому был создан Революционный комитет по управлению Казахским краем (Казревком). Одной из главных задач Казревкома было образование советской государственности казахского народа.К концу 1920 года завершилась Гражданская война. Оставались лишь отдельные очаги сопротивления Советской власти на окраинах России. Казахстан отличали недостаток промышленных предприятий, железных дорог, малонаселенность, наличие на территории четырех казачьих войск. Близость внешних границ облегчала противникам Красной гвардии создание в приграничных районах военных баз. Кроме того, из-за разбросанности фронтов на огромной территории и отсутствия сплошной линии фронта осложнялась координация боевых операций.В итоге гражданской войны погибло 8 млн человек. От действий красных и белых больше всего пострадало население. казахов было крайне бедственным, поскольку большая часть населения несла тяготы экономических лишений еще с 1916 года и даже раньше. Гражданская война разрушила систему внутренних рыночных отношений империи. Сократились площади под посевы, уменьшилось количество выращиваемого зерна, основная причина такого положения заключалась в том, что во время войны на большей части посевных земель развернулись военные действия. Запасов кормов для скота не хватало, а кто зависел от закупок зерна, вынуждены были сокращать численность своих отар. Забой скота и падеж от бескормицы резко изменили в отрицательную сторону положение в животноводстве. После Гражданской войны ситуация продолжала ухудшаться.
Провозглашение казахской советской национальной государственности народ воспринял этот как результат многовековой борьбы с колониализмом, первый шаг на пути национального возрождения . В состав КазАССР вошли области: Семипалатинская, Акмолинская, Тургайская, Уральская, а также Мангышлакский уезд, часть Астраханской губернии, Букеевская орда и волости, прилегавшие к приморским округам.
Политика НЭПа была провозглашена 21 марта 1921 г. Причинами перехода к новой экономической политике (НЭПу) от политики военного коммунизма стали: острейшая необходимость нормализации отношений города и деревни;необходимость восстановления экономики;проблема стабилизации денег;недовольство крестьянства продразверсткой, приведшее к усилению повстанческого движения (кулацкий мятеж);
стремление к восстановлению внешнеполитических связей.Целью НЭПа, по замыслам Ленина, должен быть союз рабочего класса и крестьянства.. С 1921 г. по 1925 г. проводится ряд мер по либерализации экономической деятельности. Среди них: 1) замена продразверстки продналогом; 2) введение свободной торговли; 3) передача в частную собственность мелкой и средней промышленности; 4) перевод государственной промышленности на рыночные основы; 5) воссоздание банковской системы; 6) проведение денежной реформы; 7) снятие запрета на аренду земли и наем рабочей силы на селе; 8) допущение в Советскую Россию иностранного капитала и создание смешанных предприятий.
НЭП означала: однопартийный режим, подавление всякого инакомыслия; административно-рыночная система хозяйства . Разрешалась аренда земли, наемный труд, поощрялось развитие сельскохозяйственной кредитной, потребительской кооперации. Была отменена трудовая повинность. Мелкие предприятия сдавались в аренду частным лицам или кооперативам. Госпредприятия переводились на хозрасчет. Переход к НЭП в Казахстане был сопряжен с огромными трудностями. Значительную часть республики летом 1921 г. Поразила засуха.
Ей предшествовал сильный джут, что привело местами к гибели до 80 % скота. Причиной голода было не только стихийное бедствие.В урожайных Семипалатинской и Акмолинской губерниях были изъяты продотрядами до 80% излишков. Изъятые продукты шли в Москву, Петроград, Самару, Казань, Capaтoв.
Если в конце 1920.г. сельское хозяйство края оказалось на уровне конца XIX в., тов 1923 г. Оно было отброшено еще на одно столетие. Около 60% посевной площади в 1922 г. Было засеяно семенами, отпущенными Советским правительством. Туркестан оказал помощь голодающим, отправив хлеб.Ленин подписал Декрет «О натуральном мясном налоге», освобождавший от мясного налога кочевое и полукочевое казахское крестьянство. В результате голода 1921-1922 гг. демографическая ситуация еще более осложнилась. Численность сельского населения сократилась .Более 700 тыс. человек покинули республику.Из центральных районов России в Казахстан был переведен ряд промышленных предприятий..Главным районом цветной металлургии республики являлся Рудный Алтай. Досрочно сдан в эксплуатацию Риддерский свинцовый завод, который к 1923 г. давал 40% общесоюзной добычи свинца. На Карсакпайском комбинате в 1927 г. Началась добыча меди. Возродилась ярмарочная торговля: в Куянды и Баянауле Атбасаре.Процесс восстановления промышленности в Казахстане развивался более медленными темпами по сравнению с центром и завершился лишь в 1927-1928гг. Официально НЭП был свернут 11 октября 1931 г.
Основные формы колхозного строительства в Казахстане:1. В зерновых районах - сельскохозяйственная артель.2. В животноводческих районах - товарищество по совместной обработке земли и косьбе, где по уставу скот не обобществлялся, использование личного скота и инвентаря оплачивалось.
Коллективизация проводилась насильственными методами, форсированными темпами без учета особенностей жизни коренного населения. Так, в 1928 году в Казахстане было коллективизировано 2% хозяйств, на 1 апреля 1930 года этот показатель составлял уже 50,5%, а в октябре 1931 года - около 65%. Жесткие, насильственные меры, которые сопровождали этот процесс, выливались в незаконные аресты, лишение избирательных прав, выселения, многие были расстреляны. Только в 1933 году органами ОГПУ Казахстана было арестовано свыше 21 тысячи человек. Одновременно с коллективизацией проводились мероприятия по ликвидации кулачества и байства как класса. Подвергались репрессиям целые семьи и роды,сельскохозяйственные орудия, переданы в колхозы. 7 ноября 1929 года к двенадцатой годовщине Октябрьской революции в газете «Правда» появилась статья И. Сталина с весьма символическим названием «Год великого перелома». Трагическим для казахов стало насильственное оседание скотоводов-кочевников и полукочевников, осуществляемое в годы коллективизации. Ломка традиционного уклада жизни крестьян, резкое ухудшение их положения, насилие государственных и партийных организаций вызвали ответную реакцию. Возмущенные крестьяне собирались в толпы, иногда по несколько тысяч человек, вооружались вилами, топорами, кольями, обрезами и охотничьими ружьями. Крестьяне нападали на организаторов коллективизации, милицию и даже войска, вызванные для подавления этих выступлений. Выступления жестоко подавлялись. В сельском хозяйстве резко упала урожайность в результате отчуждения крестьянина от земли. Настоящая катастрофа разразилась и в животноводстве. Накануне коллективизации в Казахстане было 40,5 млн. голов скота, а на 1 января 1933 года осталось всего около 4,5 млн. голов. В конечном итоге все эти мероприятия привели к трагедии голода 1930-1932 годов.
Трагические последствия голода: Потери от голода составили около 2,1 млн. Из 6,2 млн. жителей республики. Спасаясь от голода и репрессий свыше 1 млн. человек мигрировало за пределы Казахстана, из них 616 тысяч безвозвратно.
Итоги коллективизации в Казахстане: Ликвидация слоя зажиточных крестьян.Уничтожение частного сектора в сельском хозяйстве.Отчуждение крестьян от собственности и земли.Замедление темпов роста сельскохозяйственного производства . Голод
Развитию культуры 20-30-х годов характерны как позитивные, так и негативные черты. В области культуры стояли задачи ликвидации разрыва между ранее отсталыми народами и Центральной Россией в первые десятилетия Советской власти.
В условиях перехода к мирной жизни встала необходимость: В ликвидации неграмотности (ликбез);В подготовке кадров;В повышение культурного уровня трудящихся.
В казахскую литературу в конце 20-х и в 30-е гг. пришла талантливая творческая молодежь - Ж.Саин, К.Аманжолов, А.Тажибаев, Ж.Сыздыков, Т.Жароков, А.Жумагалиев, Х.Бекхожин. НурпеисБайганин, Жамбыл Жабаев воспевали революцию, советскую Отчизну, свободу, гуманизм, любовь.
ИскусствоОрганизовались во многих городах: Клубы;Народные дома;Казахские и русские хоровые;Драматические, литературные кружки;Народные театры.
В 20-30-е гг. XX в. огромный интерес у эмигрантов вызывала народная музыка.
Огромный интерес к изучению народной музыки проявил А.В.Затаевич, он записал более 2300 народных песен и кюев, опубликовал: В 1932 г. был удостоен звания «народный артист Казахстана»;
АмреКашаубаев своим могучим талантом удивил зрителей Европы: Певец. В 1926 г. открыт первый в республике национальный казахский театр в Кызыл- Орде. Режиссер театра - Ж.Шанин;
Первая пьеса - «Енлик-Кебек» М.Ауезова. - «Козы Корпеш - Баян сулу» Г.Мусрепова.
В 1934 г. - Казахский государственный музыкальный театр (оперы и балета). Спектакль, показанный более 100 раз на сцене Казахского музыкального театра оперы и балета только в первом сезоне 1934 г. «Айман-Шолпан».
Центром казахской профессиональной живописи стало мастерская П.Хлудова.Его талантливым учеником был Абылхан Кастеев.
КиноискусствоВ 1938 г. на «Ленфильме» поставили первую казахскую звуковую кинокартину «Амангельды».
Назовите цели, задачи и значение курса Современная история Казахстана.
История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении.
Цель данного курса - краткий обзор истории казахского народа с 20 века и до наших дней.
Исходя из этого, были определены следующие задачи.
История Казахстана как учебная дисциплина имеет следующие задачи:
Во-первых, задача познавательная , заключается в познании истории Казахстана.
Во-вторых,задача, которая заключается в получении навыков самостоятельного анализа исторических событий и явлений.
В-третьих, приобщение к собственной истории и формирование чувства сопричастности к ней.
В-четвертых, На основе анализа сложных и многообразных исторических событий и явлений прогностическая задача направлена на предвидение их дальнейшего развития.
Наша задача – не только узнать историю Отечества, но и понять ее логику, научиться самостоятельно формулировать проблемы, искать пути их решения.
«Современная история Казахстана» в целостном виде изучает исторические события, явления, факты, процессы, выявляющие исторические закономерности, имевшие место на территории Великой степи в ХХ веке и до наших дней. Период ХХ - XXI веков является одним из важнейших в исторической судьбе казахского народа. К этому периоду относится развитие общественно- политической мысли казахского народа. Зарождаются идеи модернизации казахской государственности. История ХХ века наполнена социально- политическими и культурными противоречиями, политическими и экономическими преобразованиями вследствие двух Мировых войн. Данный исторический отрезок содержит в себе ключ к пониманию трансформации общества под влиянием советской системы, кризису и распаду советской системы социализма, становлению и возрождению основ государственности, политического, социально-экономического, духовно-культурного развития Казахстана с начала 90-х годов XX века до наших дней
Изучение истории Отечества имеет не только познавательное и научное значение, но и политическое. Воспитание казахстанского патриотизма - одна из значимых задач долгосрочного приоритета, выдвинутого Президентом Н.Назарбаевым в послании народу «Казахстан- 2030». Ее выполнение невозможно без формирования исторического сознания, связывающего настоящее общества с его прошлым.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 4293.