Вопросы для изучения
1. Понятие и признаки органа государственной власти. Основы правового статуса органа государственной власти.
2. Принципы организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации.
3. Классификация органов государственной власти Российской Федерации.
Тема 8. Избирательное право и избирательная система в Российской Федерации Вопросы для изучения
1. Избирательное право. 2. Избирательные цензы.
3. Основные принципы избирательного права.
4. Избирательная система: понятие и виды (мажоритарная, пропорциональная, смешанная). 5. Избирательный процесс.
6. Гарантии избирательных прав граждан.
7. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан.
Учебные вопросы, подлежащие отработке:
Задание 1. На основе положений Конституции РФ, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ФЗ «О выборах Президента РФ», ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», Кодекса РБ о выборах составьте таблицу, в которой отразите особенности проведения выборов государственных органов и органов местного самоуправления.
В таблице должны быть отражены:
Порядок и сроки назначения выборов;
Сроки образования избирательных округов и избирательных участков;
Избирательные комиссии, на которые возлагаются организация и проведения выборов;
Применяемая избирательная система;
Требования, предъявляемые к кандидатам на выборную должность; Порядок выдвижения кандидата;
Избирательный залог (его размер, куда вносится и условия его возвращения) или подписи избирателей (количество);
Источники финансирования выборов;
Избирательные фонды (источники формирования, их размеры, цели на которые они используются);
Предельная сумма расходов на избирательную кампанию;
Заградительные барьеры и пороги участия избирателей в голосовании;
Условия, при которых выборы считаются несостоявшимися и недействительными; Инстанции, в которые можно обжаловать действия и решения субъектов избирательного процесса и результаты выборов.
Задание 2. Предприниматель Богданов С.А., постоянно проживающий в г. Уфа Республика Башкортостан, за два дня до голосования на выборах депутатов Государственной Думы вынужден был уехать в длительную командировку в Якутию. Богданов обратился в участковую избирательную комиссию с просьбой проголосовать досрочно или получить открепительное удостоверение, однако в этом ему было отказано.
Правомерен ли отказ участковой комиссии?
Задание 3. Один из кандидатов в депутаты Государственной Думы поместил в местной газете объявление, что в случае победы его на выборах избиратели станут участниками лотереи. Выигрыши – легковые автомобили и квартиры.
Законны ли такие методы проведения агитации?
Тема 9. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации Вопросы для изучения
1. Социальное назначение и политическая роль главы государства в Российской Федерации. 2. Условия и порядок избрания и прекращения полномочий Президента РФ.
3. Компетенция Президента РФ. Акты Президента РФ. 4. Администрация Президента РФ.
Учебные вопросы, подлежащие отработке:
Задание 1. Перечислите полномочия Президента РФ в сфере исполнительной, в сфере законодательной и сфере судебной власти.
Задание 2. Указами Президента Российской Федерации были назначены министр внутренних дел РФ и министр образования и науки РФ. Через несколько дней Президент РФ своим Указом назначил заместителя министра внутренних дел, а Правительство РФ своим распоряжением – заместителя министр образования и науки РФ.
Почему Президент РФ сам не назначил заместителя министр образования и науки РФ? Почему Правительство РФ не стало назначать заместителя министра внутренних дел РФ?
Задание 3. Председатель Правительства РФ, временно замещающий Президента РФ, находящегося на лечении , назначил референдум о внесении в Конституцию поправки, которой вводился пост – вице президента.
Конституционно ли в данном случае решение Председателя Правительства?
Задание 4. После проведения первого тура выборов Президента РФ ни один из кандидатов не набрал более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Перед повторным голосованием один из двух кандидатов, получивших наибольшее количество голосов избирателей, утратил гражданство РФ и уехал за границу.
Будут ли продолжены в данном случае выборы? Кто будет выдвинут вторым кандидатом на повторное голосование.
Задание 5. Центральная избирательная комиссия отказала в регистрации некоторым кандидатам на должность Президента РФ. Один из них обратился с жалобой в суд первой инстанции, другие – в Верховный Суд РФ, третьи – в Конституционный Суд.
Кто может обязать ЦИК зарегистрировать кандидата?
Задание 6. Во время предвыборной кампании Президент РФ подарил автомобиль одному из избирателей – инвалиду ВОВ. Корреспондент американской газеты, освещавший ход предвыборной кампании в России, по этому поводу в своей корреспонденции заметил, что законодательством США такие действия признаются противозаконными.
Как регулируется подобная акция законодательством РФ? Каковы ее правовые последствия?
Задание 7. Через месяц после избрания Государственной Думы Президент РФ внес на ее рассмотрении кандидатуру Председателя Правительства РФ. Дума в течение 10 дней рассматривала представленную кандидатуру, а затем ее отклонила. Президент РФ вновь внес на рассмотрение Думы ту же самую кандидатуру. После недельного рассмотрения Государственная Дума вновь отвергла ее. В тот же день Президент РФ распустил Государственную Думу и назначил дату выборов в новую Думу через 4 месяца после роспуска.
Сколько нарушений Конституции РФ допущено в данной ситуации?
Тема 10. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации
Вопросы для изучения
1. Социально-политическая роль высшего представительного органа власти РФ. 2. Формирование и компетенция Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 3. Порядок деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
4. Выборы, компетенция и основания роспуска Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
5. Порядок деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 6. Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ.
7. Правовой статус Счётной Палаты РФ.
Учебные вопросы, подлежащие отработке:
Задание 1. На основе ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»; Постановления Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996г. № 5-П. Ответьте на следующие вопросы:
Может ли парламентарий состоять в органах управления коммерческой организации? Вправе ли парламентарий иметь акции или доли в уставном капитале коммерческой
организации и получать от них доходы?
Допускает ли закон участие парламентариев рекламе товаров, работ, услуг?
Вправе ли парламентарий быть певцом, телеведущим, журналистом редактором газеты? Возможно ли совмещение депутатской деятельности с работой доцента, ректора,
директора дома творчества?
Можно ли наложить административный штраф на парламентария, совершившего обгон с нарушением правил дорожного движения на личном автомобиле?
Допустим ли допрос парламентария?
В каком порядке парламентарий будет нести ответственность за хулиганские действия на заседании палаты, например, за оскорбление своих коллег, обливание их водой, за драку с другими парламентариями?
Вправе ли депутат отказаться от дачи свидетельских показания?
Можно ли возбудить в связи с действиями парламентариями, не связанными с осуществлением профессиональной деятельности, уголовное или административное дело, предусматривающее судебный порядок наложения ответственности, и проводить дознания или следственные мероприятия?
Допускается ли в этом случае передача дела в суд?
Задание 2. Депутат Государственной Думы В., дал согласие на назначение его Председателем Центробанка России.
Должна ли Государственная Дума давать свое согласие на назначение? Может ли депутат В. одновременно быть депутатом Государственной Думы и Председателем Центробанка?
Задание 3. Депутат Государственной Думы, оказывавший помощь пострадавшему, был доставлен в полицию и задержан на 5 часов. На требование отпустить его, как лицо, обладающее неприкосновенностью, в полиции ответили: «Скажите спасибо нам за то, что к тебе не прикасаемся».
Оцените действие сторон.
Задание 4. Половина аудиторов Счетной палаты назначаются Советом Федерации, а половина Государственной Думой, но палаты решили утвердить кандидата на совместном заседании палат.
Верно ли это? Аргументируйте ответ, используя положения Конституции РФ. Задание 5. Генеральный прокурор обратился в Государственную Думу с
представителем о даче согласия на привлечение к административной ответственности депутата М. За нарушение порядка организации и проведения уличного шествия.
В каком случае представлении Генерального прокурора будет рассмотрено Государственной Думой, а в каком оставлено без рассмотрения?
Задание 6. Общество потребителей России внесло в Государственную Думу законопроект о снижении размера подоходного налога с физических лиц.
Должна ли Государственная Дума принять и рассмотреть данный законопроект, и если, да, то на каких условиях?
Тема 11. Законодательный процесс в Российской Федерации Вопросы для изучения
1. Общая характеристика законодательного процесса. Соотношение понятий «правотворчество», «законотворчество» и «законодательный процесс».
2. Законодательная инициатива.
3. Рассмотрение и принятие законов в Государственной Думе РФ.
4. Рассмотрение и одобрение законов в Совете Федерации РФ.
5. Роль Президента РФ в законодательном процессе. Вето Президента.
6. Опубликование и вступление в силу федеральных конституционных законов и федеральных законов.
Учебные вопросы, подлежащие отработке:
Задание 1. Государственная Дума в третьем чтении приняла ФКЗ «О референдуме в РФ» большинством в 2/3 голосов депутатов. Затем он был одобрен Советом Федерации также квалифицированным большинством голосов в ¾ членов Совета Федерации. Однако Президент РФ не согласился с некоторыми положениями Закона, не подписал его и вернул в государственную Думу со своими замечаниями и предложениями.
Правильно ли поступил Президент?
Задание 2. Депутат Государственной Думы Петров Е.А. внес в палату законопроект «О реструктуризации естественных монополий в РФ». Перед первым чтением депутаты Миронова Г.И. и Иванова Т.В. потребовали внести в законопроект их поправки. Депутат Петров выразил протест, утверждая, что только он как автор может вносить изменения и решение в законопроект. Данная ситуация повторилась и перед вторым чтением.
Какие действия (бездействия) субъектов законодательного процесса противоречат Регламенту Государственной Думы? Сохраняется ли право авторства на законопроекты и принятые законы? Имеет ли автор законопроекта какие-либо исключительные права в отношении своего объекта законодательной инициативы в соответствии с Регламентом Государственной Думы?
Дата: 2019-02-02, просмотров: 696.