СОГЛАСОВАНО
Председатель методической комиссии факультета протокол от 31 августа 2015 г. № 1
доцент, к.и.н. | (подпись) | М.Л. Мусорина (И.О. Фамилия) |
Бирск 2015
СПИСОК ДОКУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛОВ, ВХОДЯЩИХ В УМК
1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА.. 3
2. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ, ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 3
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 4
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 9
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: 9
- ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА..............................................................................................9
- ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.......................................................................................................9
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 11
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ) ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.. 11
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ.. 15
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 16
10. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ... 29
11.ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ.. 44
12. ГЛОССАРИЙ.. 55
РЕЙТИНГ- ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ... 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 62
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
Учебная дисциплина «Конституционное право» занимает самостоятельное и ведущее место в системе юридических дисциплин. Она является базовой и обязательной в учебных программах всех высших юридических учебных учреждений России.
Конституционное право России как учебный курс способствует формированию основных представлений о фундаментальных ценностях конституционного строя страны, о правовых принципах, направляющих содержание, развитие и применение всех отраслей отечественного права.
Изучение дисциплины «Конституционное право» студентами очной формы обучения по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное направление» осуществляется в составе цикла дисциплин направления Б3.Б.6
ФГОС ВПО по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное направление» профиля «Муниципального управления», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. N 41.
Конституционное право закрепляет основные принципы, лежащие в основе других отраслей права. Необходимым условием изучения конституционного права является глубокое усвоение положений теории государства и права. Поэтому знания дисциплины теории государства и права являются основополагающими.
Основные понятия и институты современного конституционного права России базируются на понятийном аппарате и конституционно-правовых ценностях, выработанных конституционным опытом зарубежных стран. Поэтому при изучении этой дисциплины важно использовать сравнительно-правовой метод познания и использовать конституции зарубежных стран и литературу об англо-саксонской, континентальной и иных правовых системах.
Общие требования к входным знаниям, умениям и навыкам студентов, получаемых в результате освоения дисциплины:
1) углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях, а также при самостоятельном изучении литературы, нормативных актов и материалов практики.
2) выработку навыков работы с нормативным материалом, самостоятельного применения полученных знаний.
3) освоение студентами фундаментальных конституционного права, принципиальных направлений, характеризующих общую тенденцию его развития. Овладение методикой анализа конкретных конституционный правоотношений.
4) формирование умений правильного применения основных юридических понятий и институтов конституционного права в практической работе. Выработку элементов правомерного поведения в конкретных практических ситуациях
Дисциплина «Конституционное право» соответствует циклу дисциплин направления Б1. ДВ2
ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения конституционного права студент должен уяснить отдельные конституционно-правовые институты и взаимосвязи между ними, а именно: знать основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношения государства и общества, роль и значение Конституции Российской Федерации, институт прав и свобод человека и гражданина, сущность и формы осуществления государственной власти, организацию государственных органов в Российской Федерации, президентской и парламентской властей, конституционную юстицию, местное самоуправление.
Студент должен уметь анализировать правовые отношения, возникающие в сфере функционирования государственных институтов, толковать нормативные правовые акты, регулирующие правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами, ориентироваться в законодательстве и применять его.
Помимо этого, целью изучения правовых дисциплин вообще, и конституционного права в частности, является приобретение студентами – будущими юристами гражданской зрелости и высокой общественной активности, обладание правовой культурой, глубоким уважением к закону, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности и бережным отношением к социальным ценностям правового государства.
Объем дисциплины и виды учебной работы
заочная форма обучения
Вид работы | Трудоемкость, часов | |
5 семестр | Всего | |
Общая трудоемкость | 28 | 28 |
Аудиторная работа: | 26 | 26 |
Лекции (Л) | - | - |
Практические занятия(ПЗ) | 2 | 2 |
Лабораторная работа(ЛБ) | 4 | 4 |
КСР | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: | 20 | 20 |
Самостоятельное изучение разделов | 6 | 6 |
Контрольная работа (К)2 | ||
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.) | 6 | 6 |
Подготовка и сдача экзамена | 8 | 8 |
Вид итогового контроля: экзамен |
Вид работы | Трудоемкость, часов | |
6 семестр | Всего | |
Общая трудоемкость | 84 | 84 |
Аудиторная работа: | 10 | 10 |
Лекции (Л) | - | - |
Практические занятия (ПЗ) | 2 | 2 |
Лабораторная работа (ЛБ) | - | - |
КСР | 8 | 8 |
Самостоятельная работа: | 74 | 74 |
Самостоятельное изучение разделов | 18 | 18 |
Контрольная работа (К)1 | 18 | 18 |
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.) | 20 | 20 |
Подготовка и сдача зачета | 18 | 18 |
Вид итогового контроля: зачет |
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4)
Компоненты компетенции | Формы и средства формирования |
Знает основные положения конституции РФ, права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации, организационно-правовые формы юридических лиц, права и обязанности работников в различных сферах деятельности, право социальной защиты граждан, нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок их разрешения | Лекция. Самостоятельная работа, лабораторные работы, решение тестовых и кейс-заданий |
Умеет Защищать свои права в соответствии с гражданским и трудовым законодательством, ориентироваться в действующем налоговом кодексе | Лабораторные работы, практические работы с использованием интерактивных форм работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий |
Владеет навыками правового решения конкретных задач, основами правовых знаний во всех сферах деятельности и способен применять их на практике | Лабораторные работы, практические работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа студентов.
При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20 % аудиторных занятий.
В рамках учебного курса предусматриваются встречи с учеными в области науки «Конституционное право» и известными юристами, преподающими в различных высших учебных заведениях Российской Федерации, с представителями государственных и общественных организаций, экспертами и специалистами в области государственного и муниципального управления.
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
а) основная литература:
1. Конституционное право России: Учебник – 4-е изд.,перераб. и доп. (ГРИФ) /Козлова Е.И., Кутафин О.Е. – М.: Проспект, 2010.
2. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов., М.И. Кукушкин – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
3. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов., М.И. Кукушкин – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:НОРМА, 2008.
4. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов (ГРИФ) /Андриченко Л.В., Бондарчук Р.Ч., Виноградов В.А. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
5. Конституционное право Российской Федерации – 2-е изд.,доп. (ГРИФ) /Шахрай С.М., Клишас А.А. –М.: Олма Медиа Гр., 2010.
б) дополнительная литература
1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. – М.: Юристъ, 2007.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2007.
3. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. – М.: БЕК, 1998.
4. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Проспект, 2008.
5. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Эриашвили Н.Д. Основы органов государственной власти России. – М: ЮНИТИ, 2008.
6. Енгибарян Р.В. Сравнительное конституционное право. – М.: Феникс, 2007.
7. Козлова Е.И, Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: Проспект, 2008. 8. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л.А.Окуньков. –
2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002.
9. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В.Кудрявцева. – М.: Фонд «Правовая культура», 1996.
10. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Сост.: Е.Б.Абросимова, В.И.Андрианов, Г.В.Васильева и др.; Под общ. ред. В.Д.Карповича. – М.: Юрайт, 2002.
11. Конституционное право России в вопросах и ответах: Учебное пособие /Под ред. А.В. Малько. – М.: Юрист, 2003.
12. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий к Конституции РФ / Отв. ред. В.В.Лазарев. – М.: Спарк, 2002.
13. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н.Топорнина и др. М.: Юристъ, 2003.
14. Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации. – Курс лекций. -М.: Изд-во Экзамен, 2003.
15. Краснов М.А., Кряжков В.А. Толковый словарь конституционных терминов и понятий. – М.: Городец, 2006.
16. Маликов М.Ф. Современные проблемы конституционного права Российской Федерации: Курс лекций.– Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2007.
17. Мотин С.В., Филиппов О.А. Возникновение и становление конституционализма в Российской Империи: Учебное пособие. – Уфа: ОН и РИО УЮИ МВД РФ, 2003.
18. Нисневич Ю.А., Платонов В.М., Слизовский Д.Е. Законодательная деятельность: политико-правовой анализ: Учебное пособие. – М.: Аспект-Пресс, 2007.
19. Чиркин В.Е. Конституционноеправо России.– М.: Юристъ, 2008.
20. Шахрай С. М. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – М., 2003.
21. Шульженко Ю.Л. Конституционное право России: Курс лекций. – М.: Проспект, 2008.
В ИУБП имеется 2 компьютерных класса, по 15 компьютеров, Pentium 4 2.0 GHz 512 Mb ОЗУ 80 Gb HDD, в каждом классе. Компьютеризация обеспечивается компьютерами, объединенными в локальную сеть и оснащенными обучающими и информационными программами.
Библиотека ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» предлагает бакалаврам следующие Интернет-ресурсы:
- Базы данных российских библиотек;
- Базы данных зарубежных библиотек;
- Полнотекстовые базы данных;
- Электронные варианты авторефератов и диссертаций;
- Коллекции электронных дисков;
- Научные поисковые системы;
- Программное обеспечение.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для обеспечения учебного процесса по данной дисциплине имеются: – аудитории для чтения лекций, оборудованные классной доской;
- книжный фонд (учебники, учебные пособия и словари) библиотеки Башкирского государственного университета;
- книжный фонд (учебники, учебные пособия и словари) библиотеки Института управления и безопасности предпринимательства;
- методические указания и рекомендации к изучению, как всего объема дисциплины, так и отдельных, ключевых проблем.
- доступ к Интернет-ресурсам.
- ноутбук, компьютерные программы: «Консультант Плюс», «Кодекс», «Гарант» и др.; – компьютеры;
- мультимедиапроектор ауд.301,305,404 для демонстрации аудиовизуальных презентаций.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ) ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Лекции
Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы знаний по дисциплине, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.
Главная задача лекционного курса – сформировать у обучающихся системное представление об изучаемом предмете, обеспечить усвоение основополагающего учебного материала, а также методов применения полученных знаний.
Основные функции лекций: 1. Познавательно-обучающая; 2. Развивающая; 3. Ориентирующе-направляющая; 4. Активизирующая; 5. Воспитательная; 6. Организующая; 7. Источниковедческая.
Суть познавательно-обучающей функции состоит в передаче обучающимся правовых знаний, необходимых для формирования у них компетенций, определенных ФГОС.
Развивающая функция выражается в формировании у обучающихся творческого,
научно- доказательственного мышления, в повышении уровня их интеллекта, способностей, деловых качеств.
Ориентирующе-направляющая функция заключается в определении рамок и форм глубокого изучения той или иной темы, а также в нацеливании обучающихся на усвоение ими требований и содержания квалификационной характеристики выпускника.
Активизирующая функция предполагает такое содержание и освещение материала, которые вызывают у слушателей интерес к теме, притягивают, оказывают на них внушающее влияние, побуждающее у них активность на учебных занятиях.
Воспитательная функция означает направленность и способность лекций на привитие качеств и цивилизованности гражданской позиции.
Организующая функция лекционного курса больше всего характерна установочным и вводным лекциям.
Источниковедческая функция заключается в обзорном ознакомлении обучающихся с имеющейся по вопросам лекции учебной, методической, монографической литературой, научными статьями, политико-правовыми актами, документами международного права и т.д.
Основные требования к содержанию лекционного курса:
1. Соответствие ФГОС, ООП и рабочей программе учебной дисциплины.
2. Построение лекционного курса на идейно-мировоззренческой, научной основе, общечеловеческих правовых идеалах, ценностях, принципах и новейших достижениях юриспруденции.
3. Освещение истории развития науки и роли в ней известных ученых-правоведов, философов, мыслителей.
4. Отражение прогрессивных международных положений, проблемных вопросов, раскрытие современных концептуальных положений, понятий и идей, а также перспектив дальнейшего развития науки и практики в соответствующей области правоведения.
5. Наполнение лекций факторами, обеспечивающими их воспитательную направленность.
6. Реализация внутри и междисциплинарных логических связей, обеспечение преемственности освещаемых положений, координации сообщаемого на лекциях материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной учебной работы.
Виды лекций по юридическим дисциплинам
1. Вводная лекция. Это первая лекция, с которой начинается лекционный курс.
2. Установочная лекция. Это весьма ограниченная объемом и читаемая обычно для обучающихся по заочной форме. Ее назначение – ознакомление слушателей в общих чертах с системой и содержанием этой дисциплины, оказание им помощи в усвоении сложных проблем, общий обзор литературы.
3. Основные лекции. Лекции, освещающие соответствующие темы курса, предусмотренные рабочей программой.
4. Обзорные лекции. Эти лекции сводятся к освещению наиболее сложных тем и тех вопросов, которых нет в учебнике.
5. Проблемные лекции. Это лекции с использованием казусно-ситуационного приема, означающего создание и поиск путей разрешения вместе с обучающимися проблемных ситуаций: познавательных, деятельностных, поведенческих.
6. Итоговая лекция. Это последняя, завершающая курс лекция, в которой дается обобщение всего пройденного путем освещения главнейших проблем преподаваемой дисциплины и последних новых данных.
Лекционный курс должен отвечать следующим основным методическим требованиям:
1. Характеризоваться целостностью и дидактической обоснованностью последовательности изложения содержания курса и каждой лекции (быть систематизированным, логически стройным в плане изложения материала, содержать вводную, основную и заключительную часть и т.д.).
2. Обеспечивать осуществление необходимого нравственно-психологического контакта лектора со слушателями, основанного на соблюдении норм профессиональной этики преподавателя высшей школы и направленного на создание в аудитории отношений доброжелательности, уважительности, внимательности, требовательности, увлеченности предметом лекции.
3. Содержать дидактически целесообразные формы и методы изложения материалов курса, предполагающие: ясность и доступность изложения с учетом уровня подготовленности обучаемых, их адаптированности к вузовским лекциям; акцентирование внимания аудитории на основных моментах лекции; четкое раскрытие и объяснение явлений, событий, закономерностей; точность научной терминологии; свободный стиль изложения лекций с привлечением в необходимых случаях заранее подготовленного текста или тезисов, возможно цитат из монографий либо иных источников; соответствие темпа изложения возможности конспективной записи студентами основных положений курса и восприятия логики его изложения; эффективное использование методов разъяснения трудного для усвоения учебного материала, приемов повышения внимания, интереса и активности слушателей.
4. Рационально сочетать методические приемы традиционной педагогики и элементов новейших технологий обучения (педагогическое сотрудничество, диалог, использование графических образов, краткий итоговый опрос в конце лекции по рассмотренным вопросам и т.п.).
5. Обеспечивать методически обоснованное и эффективное применение вспомогательных учебных средств: наглядных пособий, демонстрационного оборудования, технических средств и компьютерных систем обучения, обеспечивающих интенсификацию учебного процесса, повышение прочности усвоения учебного материала, рационализацию труда преподавателя и обучающихся. Причем все факты, примеры, демонстрации, схемы, рисунки, приводимые лектором, должны служить средством для раскрытия основной идеи лекции.
Подготовка лекции является важным этапом, обеспечивающим высококачественное содержание и чтение лекции. Тематика читаемых лекций должна соответствовать рабочей программе учебной дисциплины.
Необходимыми элементами подготовительной работы преподавателя к лекции должны быть:
1) подготовка текста лекций, предпочтительнее полного или подробных тезисов лекции;
2) осмысливание, определение главной, основной идеи, цели лекции, обеспечивающих ее высокие идейно-теоретический уровень и практическую ценность;
3) разработка содержания лекции, обеспечивающего воспитание обучающихся в духе глубокого уважения к закону и законности, гордости за профессию юриста;
4) определение методических приемов, которые целесообразнее всего использовать при чтении лекции с учетом ее материала;
5) подготовка наглядных пособий к лекции (таблиц, схем и т.д.);
6) выбор монографий, научных статей, нормативных актов, подлежащих рекомендации обучающимся по теме лекции;
7) подбор примеров из практики для иллюстрации отдельных положений лекции; 8) избрание приемов оживления лекции.
При работе над текстом, тезисами лекции важно определить план лекции.
В лекции целесообразнее всего рассматривать наиболее важные и сложные теоретические и практические вопросы. Главная задача лекции должна состоять в овладении слушателями теоретическим материалом, изложении основ науки, привитии навыков самостоятельного мышления при решении тех или иных проблем, при изучении тех или иных обстоятельств.
К лекции должны готовиться и участвовать в ней обе стороны – и педагог, и обучающийся, только тогда она действительно становится видом коллективного мышления.
Чтение лекции. Если лекция начинается чтением новой темы, то целесообразно наряду с сообщением темы лекции дать очень краткую характеристику теоретической и практической значимости новой темы, сказать о мете и ее роли в учебном процессе. После чего лектор должен назвать основную монографическую литературу по теме курса и сообщить план лекции.
При продолжении чтения лекции по начатой теме необходимо напомнить обучающимся последнюю проблему предшествующей лекции после чего возможен переход к последующему материалу лекции. При изложении вопросов темы лекции должны быть четко оттенены переходы от одного вопроса к другому, от одной проблемы к другой проблеме.
Окончание рассмотрения вопроса темы лекций должно заканчиваться, как правило, кратким содержательным выводом, заключением по нему.
Практические занятия.
Выполнение практических заданий служит важным связующим звеном между теоретическим освоением данной дисциплины и применением ее положений на практике. Они способствуют развитию самостоятельности обучающихся, более активному освоению учебного материала, являются важной предпосылкой формирования профессиональных качеств будущих бакалавров юриспруденции.
Проведение практических занятий следует рассматривать как важное средство проверки усвоения обучающимися тех или иных положений, даваемых на лекции, а также рекомендуемой для изучения литературы; как форма текущего контроля за отношением обучающихся к учебе, за уровнем их знаний, а следовательно, и как один из важных каналов для активной работы отстающих обучающихся.
Практические занятия должны соответствовать следующим требованиям:
1) Рациональное использование дидактически целесообразных форм, методов и приемов обучения, направленных на наиболее эффективное достижение учебных целей и обеспечивающих логическую последовательность его построения, взаимосвязь практических занятий и лекционного материала;
2) Установление необходимого контакта преподавателя с обучающимися, способствующего активной учебной работе и созданию в аудитории обстановки доброжелательности, требовательности и увлеченности предметом изучения;
Нельзя допускать, чтобы на практических занятиях обсуждались только вопросы теории в отрыве от практики. На любом занятии должно быть разумное сочетание теоретических вопросов и практических задач, т.к. теоретическое обучение, не соединенное с решением практических задач, малоэффективно.
На практических занятиях должны решаться такие казусы, которые в максимальной степени приближены к практике. У обучающихся большой интерес вызывает изучение и обсуждение на практических занятиях различных документов или производств.
При проведении практических занятий активно используются и методы профессионального практического обучения:
- анализ юридических ситуаций;
- решение правовых задач: умозрительно, с помощью видеопособий, на персональных компьютерах;
- работа нормативно-процессуальными актами;
- игровой метод (обработка обучающимися ролевых действий в имитируемых профессиональных ситуациях);
- метод «мозговой атаки» («психического штурма») – нестандартный поиск решений при возникновении нетипичных (стрессовых) ситуаций;
- алгоритмизированный метод (обработка практических действий по алгоритму, т.е. схеме ориентировочной основы действий).
Подготовка практических занятий делится на предварительную и непосредственную, а структура проведения – на вводную, основную и заключительную части с особенностями, вытекающими из специфики методики их проведения.
Особенной формой практических занятий выступают интерактивы. В них наилучшим образом воспроизводится реальная профессиональная подготовка и деятельность обучающихся в комплексе условий и особенностей (моделируется процедура и характер деятельности).
В педагогическом процессе интерактив представляет собой специально организованную взаимообусловленную деятельность обучающего и обучающихся, в которой операционные теоретические знания переводятся в практическую плоскость. Это достигается имитацией в учебно-воспитательном процессе различных, динамично протекающих служебных, производственных и других профессиональных ситуаций.
Самостоятельная работа студентов.
Самостоятельная работа – вид индивидуальной деятельности студента, основанный на собственных познавательных ресурсах. Целью самостоятельной работы студентов является обучение навыкам работы с научной литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изучения курса конституционного права, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изучению и изложению полученной информации. В связи с этим основными задачами самостоятельной работы студентов являются: привитие студентам интереса к юридической литературе, судебной практике, правотворческому процессу.
Изучение и изложение информации, полученной в результате изучения научной литературы и практических материалов, предполагает развитие у студентов как владения навыками устной речи, так и способностей к четкому письменному изложению материала.
Основными формами самостоятельной работы студентов являются:
1. Изучение теоретического материала во внеаудиторных условиях при подготовке к аудиторным занятиям (семинарам и практическим занятиям).
2. Подготовка рефератов по отдельным темам программы по конституционному праву. Целью написания рефератов является привитие студентам навыков самостоятельной работы над литературными и законодательными источниками, опубликованной судебной практикой с тем, чтобы на основе их анализа и обобщения студенты могли делать собственные выводы теоретического и практического характера, обосновывая их соответствующим образом.
3. Написание домашних контрольных работ. Цель проведения – контроль за степенью усвоения изучаемого материала при промежуточных аттестациях. Основное отличие домашней контрольной работы от аналогичной аудиторной работы с использованием материалов состоит в степени сложности предлагаемых преподавателем задач.
4. Решение тестовых заданий. Тестирование представляет собой процедуру, позволяющую объективно установить уровень учебных достижений студентов в области теоретических знаний, интеллектуальных умений, практических навыков. Тесты включают в себя вопросы и определения, содержащиеся в программе дисциплины.
Самостоятельная работа студентов должно быть организована с учетом времени изучения той или иной темы по учебному плану. Основной формой контроля за самостоятельной работой студентов являются практические занятия, промежуточная аттестация, а также консультации преподавателя.
При подведении итогов самостоятельной работы (в частности, написания контрольных работ, решение тестовых заданий) преподавателем основное внимание должно уделяться разбору и оценке лучших работ, анализу недостатков.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Обучающимся необходимо помнить, что качество полученного образования в немалой степени зависит от активной роли самого обучающегося в учебном процессе. Обучающийся должен быть нацелен на максимальное усвоение подаваемого лектором материала, после лекции и во время специально организуемых индивидуальных встреч он может задать лектору интересующие его вопросы.
Важным является приобщение к научно-исследовательской деятельности. Процесс становления молодых ученых находится в прямой зависимости от степени их участия в ней, т.е. от предшествующего развития творческих способностей и исследовательских навыков. Большую пользу обучающимся может принести участие в проводимых научно-практических конференциях, поскольку они обеспечивают доступ к обсуждению наиболее актуальных проблем, в том числе связанных с изменениями законодательства. ИУБП приветствуется и поощряется подготовка и публикация обучающимися научных статей. Ежегодно БашГУ выпускаются сборники студенческих работ.
В целях успешной подготовки, проведения практических занятий и эффективного самостоятельного изучения рекомендованных тем обучающимся необходимо соблюдать следующие основные методические положения.
Самостоятельная работа студента должна базироваться на учебной литературе, лежащей в основе изучаемой дисциплины, с привлечением рекомендованной литературы и Internet-ресурсов. Приоритет должен отдаваться литературе, имеющей ссылки на официальные, опубликованные и действующие нормативно-правовые и нормативные документы.
Целью преподавания дисциплины является приобретение студентами теоретических знаний в области теории государства и права, конституционного, гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного и экологического права; формирование навыков применения норм права в профессиональной деятельности. Формирование у студентов понимания особенностей правовой системы Российской Федерации, значения и функций права в создании правового государства.
Задачи практических занятий: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях и приобретенных в процессе самостоятельной работы с учебной литературой, правовыми актами и материалами практики; формирование у обучающихся умений и навыков работы с научной литературой и специальными документами, анализ различных источников знаний, подготовка выступлений.
Практическому занятию должно предшествовать ознакомление с лекцией на соответствующую тему и литературой, указанной в плане этих занятий. Работа обучающихся по подготовке к занятию должна быть выполнена письменно, по желанию – в тезисной форме.
Занятия проходят в следующих основных формах: интерактива, решения задач, тестирования, свободного опроса обучающихся по заданным вопросам и др. Занятия могут происходить и в форме реферативного доклада, рассчитанного на 10-15 минут. Структурно он должен состоять из трех частей: вводной, основной и заключительной. В вводной части доклада обычно раскрывается научно-практическое значение темы, перечисляются основные вопросы содержания доклада. В основной части излагается материал, приводятся в пользу той или иной точки зрения, примеры практики, подтверждающие выдвинутые положения. Желательно высказать собственное мнение обучающегося по излагаемой теме. В заключительной части доклада делаются: краткое обобщение выступления и выводы. Такая схема доклада помогает обучающемуся более полно и глубоко усвоить и осветить в докладе узловые положения обсуждаемой темы, стимулирует привитие обучающимся творческой способности, активности и инициативы.
Независимо от того, какие методы будут использоваться преподавателем на занятиях, к предстоящему практическому занятию готовятся все обучающиеся. В порядке использования инновационных методов необходимо регулярно изучать новые публикации.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Виды самостоятельной работы:
изучение нормативного материала, материалов практики, основной и дополнительной литературы в целях самоподготовки;
конспектирование материалов научной литературы по заданию преподавателя; подготовка к занятиям, проводимым в интерактивной форме;
решение тестов; выполнение заданий.
Форма контроля – контрольная работа, экзамен.
Тема 10. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации
Вопросы для изучения
1. Социально-политическая роль высшего представительного органа власти РФ. 2. Формирование и компетенция Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 3. Порядок деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
4. Выборы, компетенция и основания роспуска Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
5. Порядок деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 6. Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ.
7. Правовой статус Счётной Палаты РФ.
Учебные вопросы, подлежащие отработке:
Задание 1. На основе ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»; Постановления Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996г. № 5-П. Ответьте на следующие вопросы:
Может ли парламентарий состоять в органах управления коммерческой организации? Вправе ли парламентарий иметь акции или доли в уставном капитале коммерческой
организации и получать от них доходы?
Допускает ли закон участие парламентариев рекламе товаров, работ, услуг?
Вправе ли парламентарий быть певцом, телеведущим, журналистом редактором газеты? Возможно ли совмещение депутатской деятельности с работой доцента, ректора,
директора дома творчества?
Можно ли наложить административный штраф на парламентария, совершившего обгон с нарушением правил дорожного движения на личном автомобиле?
Допустим ли допрос парламентария?
В каком порядке парламентарий будет нести ответственность за хулиганские действия на заседании палаты, например, за оскорбление своих коллег, обливание их водой, за драку с другими парламентариями?
Вправе ли депутат отказаться от дачи свидетельских показания?
Можно ли возбудить в связи с действиями парламентариями, не связанными с осуществлением профессиональной деятельности, уголовное или административное дело, предусматривающее судебный порядок наложения ответственности, и проводить дознания или следственные мероприятия?
Допускается ли в этом случае передача дела в суд?
Задание 2. Депутат Государственной Думы В., дал согласие на назначение его Председателем Центробанка России.
Должна ли Государственная Дума давать свое согласие на назначение? Может ли депутат В. одновременно быть депутатом Государственной Думы и Председателем Центробанка?
Задание 3. Депутат Государственной Думы, оказывавший помощь пострадавшему, был доставлен в полицию и задержан на 5 часов. На требование отпустить его, как лицо, обладающее неприкосновенностью, в полиции ответили: «Скажите спасибо нам за то, что к тебе не прикасаемся».
Оцените действие сторон.
Задание 4. Половина аудиторов Счетной палаты назначаются Советом Федерации, а половина Государственной Думой, но палаты решили утвердить кандидата на совместном заседании палат.
Верно ли это? Аргументируйте ответ, используя положения Конституции РФ. Задание 5. Генеральный прокурор обратился в Государственную Думу с
представителем о даче согласия на привлечение к административной ответственности депутата М. За нарушение порядка организации и проведения уличного шествия.
В каком случае представлении Генерального прокурора будет рассмотрено Государственной Думой, а в каком оставлено без рассмотрения?
Задание 6. Общество потребителей России внесло в Государственную Думу законопроект о снижении размера подоходного налога с физических лиц.
Должна ли Государственная Дума принять и рассмотреть данный законопроект, и если, да, то на каких условиях?
Тема 11. Законодательный процесс в Российской Федерации Вопросы для изучения
1. Общая характеристика законодательного процесса. Соотношение понятий «правотворчество», «законотворчество» и «законодательный процесс».
2. Законодательная инициатива.
3. Рассмотрение и принятие законов в Государственной Думе РФ.
4. Рассмотрение и одобрение законов в Совете Федерации РФ.
5. Роль Президента РФ в законодательном процессе. Вето Президента.
6. Опубликование и вступление в силу федеральных конституционных законов и федеральных законов.
Учебные вопросы, подлежащие отработке:
Задание 1. Государственная Дума в третьем чтении приняла ФКЗ «О референдуме в РФ» большинством в 2/3 голосов депутатов. Затем он был одобрен Советом Федерации также квалифицированным большинством голосов в ¾ членов Совета Федерации. Однако Президент РФ не согласился с некоторыми положениями Закона, не подписал его и вернул в государственную Думу со своими замечаниями и предложениями.
Правильно ли поступил Президент?
Задание 2. Депутат Государственной Думы Петров Е.А. внес в палату законопроект «О реструктуризации естественных монополий в РФ». Перед первым чтением депутаты Миронова Г.И. и Иванова Т.В. потребовали внести в законопроект их поправки. Депутат Петров выразил протест, утверждая, что только он как автор может вносить изменения и решение в законопроект. Данная ситуация повторилась и перед вторым чтением.
Какие действия (бездействия) субъектов законодательного процесса противоречат Регламенту Государственной Думы? Сохраняется ли право авторства на законопроекты и принятые законы? Имеет ли автор законопроекта какие-либо исключительные права в отношении своего объекта законодательной инициативы в соответствии с Регламентом Государственной Думы?
Тест 10. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации
1. Парламент России — это:
а) исполнительный орган власти
б) законодательный орган власти в) контрольный орган власти
г) представительный орган власти
2. Федеральное Собрание России правомочно:
а) назначать Председателя Правительства РФ и федеральных министров б) контроль исполнение федерального бюджета
в) вводить военное и чрезвычайное положение на территории России г) отправлять в отставку Правительство РФ
3. Решение о лишении депутата Государственной думы неприкосновенности принимается: а) Генеральным прокурором РФ
б) Государственной думой в) Президентом РФ
г) Конституционным Судом РФ
4. Счетная палата РФ формируется: а) Президентом РФ
б) Правительством РФ
в) Государственной думой г) Советом федерации
5. Структурными подразделениями Государственной думы Федерального Собрания России являются:
а) совет соотечественников б) депутатские объединения в) совет палаты
г) комитеты и комиссии
6. Структурными подразделениями Совета Федерации Федерального Собрания России являются:
а) совет соотечественников б) депутатские объединения в) совет палаты
г) комитеты и комиссии
Тест 11. Законодательный процесс в Российской Федерации 1. Законопроект становится законом после принятия:
а) Государственной думой РФ в трех чтениях
б) Государственной Думой РФ и одобрения Конституционным Судом РФ
в) Государственной думой РФ, одобрения Советом Федерации, под писания и обнародования Президентом РФ
г) Федеральным Собранием
2. Законодательный процесс Российской Федерации характеризуется следующими положениями:
а) Конституционный Суд РФ дает предварительное заключение о конституционности одобряемого парламентом федерального конституционного закона
б) заключение Правительства должно представляться на каждый внесенный в Государственную думу законопроект
в) Президент не обязан подписывать одобренные палатами федеральный конституционный закон в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам
г) Совет Федерации может одобрить без рассмотрения законы, принятые Государственной думой
д) Совет Федерации должен начать рассмотрение законов по федеральному бюджету, налогам и сборам, а также по другим вопросам (статья 106 Конституции РФ) в течение 14 дней и продолжить на следующем заседании
3. Каким количеством голосов Государственная дума Федерального Собрания России принимает постановления по следующим вопросам:
а) о выдвижении обвинения Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления
б) о преодолении вето Совета Федерации
в) об одобрении федерального конституционного закона
г) об одобрении Закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ д) о принятии федерального закона
е) о поддержании предложения о пересмотре глав 1,2,9 Конституции РФ
4. Каким количеством голосов Совет Федерации Федерального Собрания России принимает постановления по вопросам:
а) отрешения Президента от должности б) преодоления вето Президента
в) одобрения федерального конституционного закона
г) одобрения Закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ д) одобрения федерального закона, принятого Государственной думой
е) поддержки предложений о пересмотре глав 1, 2, 9 Конституции РФ 5. В законодательном процессе Президент РФ может:
а) внести на рассмотрение Государственной думы законопроект по любому из предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ
б) в случае несогласия с законопроектом без изложения мотивов отклонить федеральный закон, принятый палатами Федерального Собрания
в) вернуть федеральный закон без рассмотрения в случае нарушения одной из палат конституционных требований к порядку принятия федеральных законов
г) внести незначительные поправки в принятый палатами федеральный закон, подписать и обнародовать его
д) издать указ, восполняющий пробел в правовом регулировании по вопросу, требующему законодательного решения
6. Будет ли считаться принятым проект Закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ, если за него проголосовали 226 депутатов Государственной думы?
а) да б) нет
ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
Тема 10. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации
Общая теория и историческая практика парламентаризма. История организации и функционирования высших представительных и законодательных органов в России до и после 1917 г.
Федеральное Собрание Российской Федерации – постоянно действующий представительный и законодательный орган Российской Федерации. Государственная Дума и Совет Федерации. Социально-политическая роль двухпалатного парламента России. Конституционное место Федерального Собрания в системе разделения властей. Федеральное Собрание как представительный орган государственной власти. Федеральное Собрание как законодательный орган государственной власти. Способы ограничения компетенции парламента.
Право законодательной инициативы в Российской Федерации: сущность, понятие, субъекты.
Законодательный процесс: стадии законодательной деятельности (выявление общественной потребности, концепция, подготовка проектов законов, обсуждение, экспертиза в палатах парламента и Администрации Президента, прохождение законопроекта, промульгация и вступление в силу закона). Виды законодательных актов, принимаемых Федеральным Собранием: федеральные конституционные и федеральные законы, кодексы, основы законодательства, регламенты, договоры (соглашения) нормативного содержания. Правовые последствия отклонения федеральных законов Президентом Российской Федерации. Порядок опубликования и вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания.
Счетная палата.
Правовое регулирование порядка формирования Совета Федерации. Правовое регулирование порядка избрания депутатов Государственной Думы.
Компетенция Федерального Собрания и его палат. Классификация полномочий Совета Федерации и Государственной Думы. Исключительная компетенция Совета Федерации. Роспуск Государственной Думы. Регламенты работы палат Федерального Собрания: сроки, направления и формы деятельности, парламентские процедуры (слушания, запросы судебные процедуры и т.д.).
Внутренняя структура Федерального Собрания. Руководящие органы Совета Федерации и Государственной Думы. Постоянные и временные органы. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания, их компетенция, роль и задачи. Контрольная деятельность парламента: процедуры, органы. Депутатские объединения (фракции, группы и т.п.), их назначения и порядок образования. Акты Федерального Собрания. Организационно-правовая природа аппарата Федерального Собрания как органа, обеспечивающего его работу.
Депутатский статус. Политико-правовая природа депутатского мандата. Депутат как полномочный представитель многонационального народа Российской Федерации и как представитель определенного населения в Государственной Думе Федерального Собрания. Основные черты правового положения депутата. Права депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации (право законодательной инициативы; право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой Федерального Собрания; право на участие в работе комитетов и комиссий соответствующей палаты парламента; право на получение и распространение информации). Обязанности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания (поддержание связи с избирателями; соблюдение депутатской этики; представление в соответствующую палату деклараций о доходах). Формы парламентской деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Основные гарантии депутатской деятельности (неприкосновенность, социальные и организационные гарантии). Привилегии и льготы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания. Досрочное прекращение полномочий депутата. Отзыв депутата.
Конституционное Собрание как особый орган в системе государственных органов. Способ формирования, численность, рабочие органы, порядок и сроки деятельности Конституционного Собрания. Полномочия Конституционного Собрания.
Проблемы организации парламентской и депутатской деятельности.
ГЛОССАРИЙ
АвтономиявРоссийскойФедерации – это самостоятельное осуществление государственной власти находящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компетенции, установленной федеральными органами государственной власти при участии соответствующей автономной единицы.
АктивноеизбирательноеправовРоссийскойФедерации – право избирать, т.е. право граждан РФ участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.
Безгражданство(апатризм) – представляет такое правовое положение лица, когда оно не состоит в гражданстве какого-либо государства.
Верховенствоправа означает, прежде всего, верховенство закона, когда главные, ключевые, основополагающие общественные отношения во всех сферах общественной жизни регулируются законами. Оно означает также утверждение господства закона, т.е. такого его положения, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения должны подчиняться его нормам. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы», – указывается в ст. 15 Конституции РФ.
Власть – это возможность распоряжаться или управлять кем-либо или чем-либо, подчинять своей воле других. Власть представляет собой явление социальное. Она появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует в любом таком обществе в силу того, что всякое человеческое общество требует управления, обеспечиваемого различными средствами, включая и принуждение.
Выборы – представляют собой участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах. «Высшим непосредственным выражением власти народа, -указывается в Конституции РФ (ст. 3), – являются референдум и свободные выборы».
ГосударственноеустройствоРоссийскойФедерации – это территориальная организация Российской Федерации, характеризующаяся федеральной формой ее государственных связей с республиками в составе РФ, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами.
Гражданскоеобщество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных механизмов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов в социальной, культурной и духовной сферах, их перманентного воспроизводства и передачи от поколения к поколению.
Гражданство – это устойчивая правовая связь физического лица с определенным государством, выраженная в обладании взаимными правами и обязанностями.
Двойноегражданство(бипатризм) – это правовое положение лица, свидетельствующее том, что оно является гражданином двух или более государств в соответствии с их законами. Иными словами, приобретение двойного гражданства осуществляется только в силу норм национального законодательства различных государств.
Демократия – (греч. – народовластие, от demos – народ, kratos – власть) – форма (разновидность) общественной власти, государства, основанная на признании народа в качестве источника власти.
Диспозитивныенормы – такие нормы, в рамках которых субъекты конституционного права могут сами определять свое поведение, взаимные права и обязанности в конкретных правоотношениях в зависимости от обстоятельств. Они предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий.
Достоинство – самооценка собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего поведения, общественного значения.
Закон(всобственномюридическомсмысле) – нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (например, в порядке референдума) и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законы составляют основу системы права государства.
Законность – неуклонное исполнение правовых законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными лицами, общественными организациями и гражданами, т.е. всеми субъектами права. Важнейшими чертами законности является всеобщность и неразрывная связь с правом, юридическими нормами.
Запрещающиенормы – содержат в своих предписаниях запреты на совершение предусмотренных в них определенных действий. В частности, ст. 13 Конституции РФ предусматривает запрещение создания и деятельности общественных объединений по указанным в ней основаниям.
ИзбирательнаясистемаРоссийскойФедерации представляет собой порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов РФ, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
ИзбирательноеправовРоссийскойФедерации – это совокупность конституционно-правовых норм, определяющих порядок выборов государственных органов и органов местного самоуправления. Оно образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, его важнейший институт. Термин «избирательное право» употребляется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как определение одного из субъективных конституционных прав граждан – право избирать и быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
Избирательныекомиссии – это комиссии, организующие проведение выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами России в соответствии с федеральными законами, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в выборные органы местного самоуправления.
Императивныенормы – такие нормы, которые устанавливают четкие, конкретные пределы определенного поведения и не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них однозначно определяется вариант поведения субъекта в соответствующих обстоятельствах.
Иностранец – это лицо, которое не имеет гражданства государства пребывания и состоит в гражданстве другого государства.
Источникиконституционногоправа – это определенная форма (вид) правовых актов, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.
Источниками конституционного права, как и других отраслей являются только действующие в данный период времени правовые акты.
Конституционно-правовоеотношение – это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.
Конституционныйстрой – это определенная форма или определенный способ организации государства, закрепленный в Конституции, которая обеспечивает подчиненность его праву и характеризует его как конституционное государство.
Конституция – это единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее
осуществления, закрепляет охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина.
Народовластие как форма государства и способ правления означает принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.
Население – это совокупность физических лиц, живущих на территории определенного государства и подчиненных его юрисдикции. В понятие населения любого государства входят: а) граждане данного государства (основной состав населения); б) иностранные граждане; в) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды); г) лица, не имеющие гражданство (апатриды).
Непосредственнаядемократия – это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо других групп населения. "Высшим непосредственным выражением власти народа, – указывается в Конституции РФ (ст. 3), – являются референдум и свободные выборы".
Нормаправа – общеобязательное санкционированное государством правило поведения, являющееся мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений и обеспечивающееся принудительной силой государственной власти. Норма права выражается как в том, что субъект права действует в соответствии с ее предписанием или требует от других лиц соответствующего поведения, так и в том, что нарушение ее требований вызывает применение мер воздействия государства в лице его органов к правонарушителю.
Обязывающиеконституционно-правовыенормы содержат положения об обязанностях субъектов соотносить свое поведение, свои действия с правилами данной нормы, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых не допустим иной вариант действия, кроме того, который предусмотрен в норме.
Основыконституционногостроя – это главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства.
ПассивноеизбирательноеправовРоссийскойФедерации – право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.
Право – это система общеобязательных социальных норм, устанавливаемых и охраняемых силой государства и определяющих меру поведения. В тесной связи с государством заключается основное отличие права от морали. С помощью права социальные силы, держащие в руках государственную власть, регулируют поведение людей и их коллективов, закрепляют в качестве обязательных определенный круг общественных отношений. Основными признаками права являются нормативность, общеобязательность и обеспечение реализации возможностью государственного принуждения.
Правовоегосударство – такое, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение власти, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением.
Правоотношение – это такое общественное отношение в котором стороны связаны между собой взаимными правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношение – та мера внешней свободы, которая представляется его участникам нормами объективного права.
Правопорядок – это общественный порядок, закрепленный юридическими нормами.
Правосоциальногообеспечения – это совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом комплекс общественных отношений, касающихся материального обеспечения и предоставления социальных услуг лицам, нуждающимся в социальной поддержке в пределах государственных стандартов, а также тесно связанные с ними отношения процедурного процессуального характера.
Предвыборнаяагитация – деятельность граждан Российской Федерации, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов).
Представительнаядемократия – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, призванных принимать решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.
Принципразделениявластей – один из основополагающих принципов организации государства, важнейшая предпосылка верховенства права и обеспечение свободного развития человека. Его сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная, должны осуществляться различными органами, независимо друг от друга и сдерживающими друг друга.
Разделениевластей – один из основных принципов действующей Конституции РФ 1993 г. (ст. 10), в ней установлено, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых осуществляют свои полномочия самостоятельно.
Ратификация – (лат. ratificatio, ratus – утвержденный и facio – делаю) – окончательное утверждение международного договора высшим органом государства или его главой. Ратификация воплощается в двух различных актах: международно-правовом (ратификационная грамота) и внутригосударственном нормативном акте (закон, указ).
РеферендумРоссийскойФедерации(всероссийскийреферендум) – всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни республики. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ. «Высшим непосредственным выражением власти народа, – указывается в Конституции РФ (ст. 3), – являются референдум и свободные выборы».
Светскоегосударство – таковое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.
Сложное(классическое)государство – это федерация, состоящая из отдельных территориальных единиц – субъектов федерации, которые пользуются определенной политико-правовой самостоятельностью.
Социальнаясправедливость – это один из составляющих элементов гарантий Конституции РФ по обеспечению прав, свобод и законных интересов человека. В распределительных отношениях – это соответствие между действием гражданина, его трудовым вкладом и их оценка со стороны общества и государства. В данном случае социальная справедливость соотносится со свободой труда, которая является важным элементом свободы человека и гражданина.
Суверенитетгосударства(государственныйсуверенитет) – это верховенство государства в пределах своей территории самостоятельно и независимо от власти других решать свои функции на его территории и за ее пределами во взаимоотношениях с другими государствами.
Унитарное(простое)государство – представляет собой единое государственное образование с единой системой высших органов государственной власти и управления. Они не имеют в своей внутренней территориальной структуре других государств.
Управомочивающиеконституционно-правовыенормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют режим этих полномочий.
Честь – это общественная оценка личности, определенная мера духовных, социальных, моральных качеств личности (гражданина). Она является таким же благом человека, как его жизнь, здоровье и свобода. Человек, дорожащий своей честью, соизмеряет ее со своим добрым именем и совестью.
ЭкономическаяосноваконституционногострояРоссийскойФедерации представляет собой находящееся в стадии развития социальное рыночное хозяйство, в условиях которого производство и распределение товаров и благ осуществляется преимущественно посредством рыночных отношений, участниками которых выступают частные субъекты хозяйствования. Органы государственной власти России поддерживают эту конкуренцию, а также принимают меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляют соответствующий контроль.
Юридическийфакт – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта. Действия в свою очередь могут быть разграничены на юридические акты и юридические поступки.
Рейтинг-план дисциплины
Конституционное право
(название дисциплины согласно рабочему учебному плану) Направление подготовки – 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» курс 3 , семестр____7___2015/ 2016 уч. год
Виды учебнойдеятельности студентов | Балл законкретное задание | Число заданийза семестр |
Баллы
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (продолжение)
№ п/ п | Тема и содержание | Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа) | Кол-во часов аудитор. работы | Интерактивные методы обучения | Межпредметные связи | Инновационные методы в обучении | Основная и дополнительна я литература, рекомендуема я студентам | Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литератур ы, номеров задач | Количество часов самостоятельной работы | Форма контроля самостоятельной работы студентов (коллоквиумы, контрольные работы, компьютерные тесты и т.п.) |
Модуль 1. Конституционное право, конституция, конституционный строй РФ и основы правового статуса личности | ||||||||||
1 | Конституционное право как наука, учебная дисциплина и ведущая отрасль права | лекции, практические занятия, самостоятельная работа | 0.5/0.5 | - | История отечественного государства и права, теория государства и права | - | осн.1,2,3,4,5 доп. 1,2,3,7, 11,14,19,20, 21 | Конспектирование учебной литературы. Проработка учебного материала. Задания 1,2,3,4 | 10 | Контрольная работа Решение тестов |
2 | Конституция Российской Федерации | лекции, практические занятия, самостоятельная работа | 0.5/0.5 | - | История отечественного государства и права, теория государства и права | - | осн.1,2,3,4,5 доп. 1,2,4, 7,8,9,10,12, 13,14, 20,21 | Конспектирование учебной литературы. Проработка учебного материала. Задания 1,2,3 | 10 | Контрольная работа Решение тестов |
3 | Конституционный строй: структура и основные характеристики | лекции, практические занятия, самостоятельная работа | 0.5/0.5 | - | История отечественного государства и права, теория государства и права | - | осн.1,2,3,4,5 доп.1,2,4,7,8,11,14,15, 20,21 | Конспектирование учебной литературы. Проработка учебного материала. Задания 1 | 10 | Контрольная работа Решение тестов |
4 | Конституционно-правовой статус человека и гражданина в России | лекции, практические занятия, самостоятельная работа | 0.5/0.5 | - | История отечественного государства и права, теория государства и права | - | осн.1,2,3,4,5 доп.1,2,4,7,8,11,14,15, 20,21 | Конспектирование учебной литературы. Проработка учебного материала. Задания 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 | 10 | Контрольная работа Решение тестов |
5 | Гражданство Российской Федерации | лекции, практические занятия, самостоятельная работа | 0.5/0.5 | - | теория государства и права, права человека и правозащитная деятельность | - | осн.1,2,3,4,5 доп.1,2,4,7,8,11,14,15, 20,21 | Конспектирование учебной литературы. Проработка учебного материала. Задания 1,2,3,4,5,6,7,8,9-17 | 12 | Контрольная работа Решение тестов |
Модуль 2. Федеративное устройство России. Органы власти РФ и ее субъектов. | ||||||||||
6 | Федеративное устройство Российской Федерации | лекции, практические занятия, самостоятельная работа | 0.5/0.5 | Дискуссия на тему: «Проблемы развития федерализма в России» | История отечественного государства и права, теория государства и права | - | осн.1,2,3,4,5 доп.1,2,4,7,8,11,14,15, 20,21 | Конспектирование учебной литературы. Проработка учебного материала. Задания 1,2 | 12 | Контрольная работа Решение тестов |
7 | Конституционное закрепление системы, принципов организации и деятельности государственных органов России | лекции, практические занятия, самостоятельная работа | 0.5/0.5 | - | История отечественного государства и права, теория государства и права | - | осн.1,2,3,4,5 доп.1,2,4,7,8,11,14,15, 20,21 | Конспектирование учебной литературы. Проработка учебного материала. Задания 1, | 12 | Контрольная работа Решение тестов |
8 | Избирательное право и избирательная система в Российской Федерации | лекции, практические занятия, самостоятельная работа | 0.5/0.5 | - | История отечественного государства и права, теория государства и права | - | осн.1,2,3,4,5 доп.1,2,4,7,8,14,15, 20,21 | Конспектирование учебной литературы. Проработка учебного материала. Задания 1,2,3 | 12 | Контрольная работа Решение тестов |
9 | Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации | лекции, практические занятия, самостоятельная работа | 1/1 | - | теория государства и права, административное право | - | осн.1,2,3,4,5 доп. 1,2,5,7, 14,19,20,21 | Конспектирование учебной литературы. Проработка учебного материала. Задания 1,2,3,4,5,6,7 | 12 | Контрольная работа Решение тестов |
10 | Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации | лекции, практические занятия, самостоятельная работа | 1/1 | - | История отечественного государства и права, теория государства и права | - | осн.1,2,3,4,5 доп. 1,2,5,7, 14,19,20,21 | Конспектирование учебной литературы. Проработка учебного материала. Задания 1,2,3,4,5,6 | 12 | Контрольная работа Решение тестов |
Законодательный процесс в Российской Федерации | лекции, практические занятия, самостоятельная работа | 0.5/0.5 | Презентация и защита законопроектов | История отечественного государства и права, теория государства и права | - | осн.1,2,3,4,5 доп. 1,2,7,11 14,18,19,20,21 | Конспектирование учебной литературы. Проработка учебного материала. Задания 1,2 | 12 | Контрольная работа Решение тестов | |
12 | Конституционно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации | лекции, практические занятия, самостоятельная работа | 1/1 | - | История отечественного государства и права, теория государства и права | - | осн.1,2,3,4,5 доп. 1,2,5,7, 14,19,20,21 | Конспектирование учебной литературы. Проработка учебного материала. Задания 1,2,3 | 12 | Контрольная работа Решение тестов |
13 | Конституционно-правовой статус судебных органов в Российской Федерации | лекции, практические занятия, самостоятельная работа | 1/1 | - | История отечественного государства и права, теория государства и права, права человека и правозащитная деятельность, правоохранительные и судебные органы | - | осн.1,2,3,4,5 доп. 1,2,5,7, 14,19,20,21 | Конспектирование учебной литературы. Проработка учебного материала. Задания 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 | 12 | Контрольная работа Решение тестов |
14 | Конституционно-правовые основы формирования и деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации | лекции, практические занятия, самостоятельная работа | 1/1 | - | История отечественного государства и права, теория государства и права | - | осн.1,2,3,4,5 доп. 1,2,5,7, 14,19,20,21 | Конспектирование учебной литературы. Проработка учебного материала. Задания 1,2,3 | 11 | Контрольная работа Решение тестов |
15 | Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации | лекции, практические занятия, самостоятельная работа | 1/1 | - | История отечественного государства и права, теория государства и права | - | осн.1,2,3,4,5 доп. 1,2,5,7, 14,19,20,21 | Конспектирование учебной литературы. Проработка учебного материала. Задания 1,2,3 | 10 | Контрольная работа Решение тестов |
Всего: | 10/10 | 4 | 169 |
|
|
СОГЛАСОВАНО
Председатель методической комиссии факультета протокол от 31 августа 2015 г. № 1
доцент, к.и.н. | (подпись) | М.Л. Мусорина (И.О. Фамилия) |
Бирск 2015
СПИСОК ДОКУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛОВ, ВХОДЯЩИХ В УМК
1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА.. 3
2. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ, ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 3
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 4
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 9
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: 9
- ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА..............................................................................................9
- ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.......................................................................................................9
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 11
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ) ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.. 11
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ.. 15
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 16
10. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ... 29
11.ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ.. 44
12. ГЛОССАРИЙ.. 55
РЕЙТИНГ- ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ... 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 62
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
Учебная дисциплина «Конституционное право» занимает самостоятельное и ведущее место в системе юридических дисциплин. Она является базовой и обязательной в учебных программах всех высших юридических учебных учреждений России.
Конституционное право России как учебный курс способствует формированию основных представлений о фундаментальных ценностях конституционного строя страны, о правовых принципах, направляющих содержание, развитие и применение всех отраслей отечественного права.
Изучение дисциплины «Конституционное право» студентами очной формы обучения по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное направление» осуществляется в составе цикла дисциплин направления Б3.Б.6
ФГОС ВПО по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное направление» профиля «Муниципального управления», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. N 41.
Конституционное право закрепляет основные принципы, лежащие в основе других отраслей права. Необходимым условием изучения конституционного права является глубокое усвоение положений теории государства и права. Поэтому знания дисциплины теории государства и права являются основополагающими.
Основные понятия и институты современного конституционного права России базируются на понятийном аппарате и конституционно-правовых ценностях, выработанных конституционным опытом зарубежных стран. Поэтому при изучении этой дисциплины важно использовать сравнительно-правовой метод познания и использовать конституции зарубежных стран и литературу об англо-саксонской, континентальной и иных правовых системах.
Общие требования к входным знаниям, умениям и навыкам студентов, получаемых в результате освоения дисциплины:
1) углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях, а также при самостоятельном изучении литературы, нормативных актов и материалов практики.
2) выработку навыков работы с нормативным материалом, самостоятельного применения полученных знаний.
3) освоение студентами фундаментальных конституционного права, принципиальных направлений, характеризующих общую тенденцию его развития. Овладение методикой анализа конкретных конституционный правоотношений.
4) формирование умений правильного применения основных юридических понятий и институтов конституционного права в практической работе. Выработку элементов правомерного поведения в конкретных практических ситуациях
Дисциплина «Конституционное право» соответствует циклу дисциплин направления Б1. ДВ2
ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения конституционного права студент должен уяснить отдельные конституционно-правовые институты и взаимосвязи между ними, а именно: знать основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношения государства и общества, роль и значение Конституции Российской Федерации, институт прав и свобод человека и гражданина, сущность и формы осуществления государственной власти, организацию государственных органов в Российской Федерации, президентской и парламентской властей, конституционную юстицию, местное самоуправление.
Студент должен уметь анализировать правовые отношения, возникающие в сфере функционирования государственных институтов, толковать нормативные правовые акты, регулирующие правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами, ориентироваться в законодательстве и применять его.
Помимо этого, целью изучения правовых дисциплин вообще, и конституционного права в частности, является приобретение студентами – будущими юристами гражданской зрелости и высокой общественной активности, обладание правовой культурой, глубоким уважением к закону, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности и бережным отношением к социальным ценностям правового государства.
Объем дисциплины и виды учебной работы
заочная форма обучения
Вид работы | Трудоемкость, часов | |
5 семестр | Всего | |
Общая трудоемкость | 28 | 28 |
Аудиторная работа: | 26 | 26 |
Лекции (Л) | - | - |
Практические занятия(ПЗ) | 2 | 2 |
Лабораторная работа(ЛБ) | 4 | 4 |
КСР | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: | 20 | 20 |
Самостоятельное изучение разделов | 6 | 6 |
Контрольная работа (К)2 | ||
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.) | 6 | 6 |
Подготовка и сдача экзамена | 8 | 8 |
Вид итогового контроля: экзамен |
Вид работы | Трудоемкость, часов | |
6 семестр | Всего | |
Общая трудоемкость | 84 | 84 |
Аудиторная работа: | 10 | 10 |
Лекции (Л) | - | - |
Практические занятия (ПЗ) | 2 | 2 |
Лабораторная работа (ЛБ) | - | - |
КСР | 8 | 8 |
Самостоятельная работа: | 74 | 74 |
Самостоятельное изучение разделов | 18 | 18 |
Контрольная работа (К)1 | 18 | 18 |
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.) | 20 | 20 |
Подготовка и сдача зачета | 18 | 18 |
Вид итогового контроля: зачет |
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4)
Компоненты компетенции | Формы и средства формирования |
Знает основные положения конституции РФ, права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации, организационно-правовые формы юридических лиц, права и обязанности работников в различных сферах деятельности, право социальной защиты граждан, нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок их разрешения | Лекция. Самостоятельная работа, лабораторные работы, решение тестовых и кейс-заданий |
Умеет Защищать свои права в соответствии с гражданским и трудовым законодательством, ориентироваться в действующем налоговом кодексе | Лабораторные работы, практические работы с использованием интерактивных форм работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий |
Владеет навыками правового решения конкретных задач, основами правовых знаний во всех сферах деятельности и способен применять их на практике | Лабораторные работы, практические работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий. |
Дата: 2019-02-02, просмотров: 276.