Оценка уровней освоения компетенций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Уровни освоения компетенции Знает Умеет Владеет Средства оценивания
Пороговый уровень частично теории и концепции взаимодействия людей в организации частично анализировать коммуникационные процессы в организации частично навыками деловых коммуникаций Тесты: №№…, практические работы, кейс-задания №№…, экзамен
Средний уровень теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования анализировать коммуникационные процессы в организации и вырабатывать предложения по повышению их эффективности; логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь навыками деловых коммуникаций; навыками разрешения конфликта Тесты: №№…, практические работы, кейс-задания №№…, коллоквиум, экзамен
Продвинутый уровень основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами анализировать коммуникационные процессы в организации и вырабатывать предложения по повышению их эффективности; логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации всеми навыками деловых коммуникаций; навыками разрешения конфликта интересов с позиций социальной ответственности Тесты: №№…, кейс-задания №№…, практические работы, коллоквиум, экзамен.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа студентов.

При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20 % аудиторных занятий.

В рамках учебного курса предусматриваются встречи с учеными в области науки «Конституционное право» и известными юристами, преподающими в различных высших учебных заведениях Российской Федерации, с представителями государственных и общественных организаций, экспертами и специалистами в области государственного и муниципального управления.

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

а) основная литература:

1. Конституционное право России: Учебник – 4-е изд.,перераб. и доп. (ГРИФ) /Козлова Е.И., Кутафин О.Е. – М.: Проспект, 2010.

2. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов., М.И. Кукушкин – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.

3. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов., М.И. Кукушкин – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:НОРМА, 2008.

4. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов (ГРИФ) /Андриченко Л.В., Бондарчук Р.Ч., Виноградов В.А. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

5. Конституционное право Российской Федерации – 2-е изд.,доп. (ГРИФ) /Шахрай С.М., Клишас А.А. –М.: Олма Медиа Гр., 2010.

б) дополнительная литература

1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. – М.: Юристъ, 2007.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2007.

3. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. – М.: БЕК, 1998.

4. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Проспект, 2008.

5. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Эриашвили Н.Д. Основы органов государственной власти России. – М: ЮНИТИ, 2008.

6. Енгибарян Р.В. Сравнительное конституционное право. – М.: Феникс, 2007.

7. Козлова Е.И, Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: Проспект, 2008. 8. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л.А.Окуньков. –

2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002.

9. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В.Кудрявцева. – М.: Фонд «Правовая культура», 1996.

10. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Сост.: Е.Б.Абросимова, В.И.Андрианов, Г.В.Васильева и др.; Под общ. ред. В.Д.Карповича. – М.: Юрайт, 2002.

11. Конституционное право России в вопросах и ответах: Учебное пособие /Под ред. А.В. Малько. – М.: Юрист, 2003.

12. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий к Конституции РФ / Отв. ред. В.В.Лазарев. – М.: Спарк, 2002.

13. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н.Топорнина и др. М.: Юристъ, 2003.

14. Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации. – Курс лекций. -М.: Изд-во Экзамен, 2003.

15. Краснов М.А., Кряжков В.А. Толковый словарь конституционных терминов и понятий. – М.: Городец, 2006.

16. Маликов М.Ф. Современные проблемы конституционного права Российской Федерации: Курс лекций.– Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2007.

17. Мотин С.В., Филиппов О.А. Возникновение и становление конституционализма в Российской Империи: Учебное пособие. – Уфа: ОН и РИО УЮИ МВД РФ, 2003.

18. Нисневич Ю.А., Платонов В.М., Слизовский Д.Е. Законодательная деятельность: политико-правовой анализ: Учебное пособие. – М.: Аспект-Пресс, 2007.

19. Чиркин В.Е. Конституционноеправо России.– М.: Юристъ, 2008.

20. Шахрай С. М. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – М., 2003.

21. Шульженко Ю.Л. Конституционное право России: Курс лекций. – М.: Проспект, 2008.

В ИУБП имеется 2 компьютерных класса, по 15 компьютеров, Pentium 4 2.0 GHz 512 Mb ОЗУ 80 Gb HDD, в каждом классе. Компьютеризация обеспечивается компьютерами, объединенными в локальную сеть и оснащенными обучающими и информационными программами.

Библиотека ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» предлагает бакалаврам следующие Интернет-ресурсы:

- Базы данных российских библиотек;

- Базы данных зарубежных библиотек;

- Полнотекстовые базы данных;

- Электронные варианты авторефератов и диссертаций;

- Коллекции электронных дисков;

- Научные поисковые системы;

- Программное обеспечение.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Для обеспечения учебного процесса по данной дисциплине имеются: – аудитории для чтения лекций, оборудованные классной доской;

- книжный фонд (учебники, учебные пособия и словари) библиотеки Башкирского государственного университета;

- книжный фонд (учебники, учебные пособия и словари) библиотеки Института управления и безопасности предпринимательства;

- методические указания и рекомендации к изучению, как всего объема дисциплины, так и отдельных, ключевых проблем.

- доступ к Интернет-ресурсам.

- ноутбук, компьютерные программы: «Консультант Плюс», «Кодекс», «Гарант» и др.; – компьютеры;

- мультимедиапроектор ауд.301,305,404 для демонстрации аудиовизуальных презентаций.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ) ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Лекции

Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы знаний по дисциплине, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.

Главная задача лекционного курса – сформировать у обучающихся системное представление об изучаемом предмете, обеспечить усвоение основополагающего учебного материала, а также методов применения полученных знаний.

Основные функции лекций: 1. Познавательно-обучающая; 2. Развивающая; 3. Ориентирующе-направляющая; 4. Активизирующая; 5. Воспитательная; 6. Организующая; 7. Источниковедческая.

Суть познавательно-обучающей функции состоит в передаче обучающимся правовых знаний, необходимых для формирования у них компетенций, определенных ФГОС.

Развивающая функция выражается в формировании у обучающихся творческого,

научно- доказательственного мышления, в повышении уровня их интеллекта, способностей, деловых качеств.

Ориентирующе-направляющая функция заключается в определении рамок и форм глубокого изучения той или иной темы, а также в нацеливании обучающихся на усвоение ими требований и содержания квалификационной характеристики выпускника.

Активизирующая функция предполагает такое содержание и освещение материала, которые вызывают у слушателей интерес к теме, притягивают, оказывают на них внушающее влияние, побуждающее у них активность на учебных занятиях.

Воспитательная функция означает направленность и способность лекций на привитие качеств и цивилизованности гражданской позиции.

Организующая функция лекционного курса больше всего характерна установочным и вводным лекциям.

Источниковедческая функция заключается в обзорном ознакомлении обучающихся с имеющейся по вопросам лекции учебной, методической, монографической литературой, научными статьями, политико-правовыми актами, документами международного права и т.д.

Основные требования к содержанию лекционного курса:

1. Соответствие ФГОС, ООП и рабочей программе учебной дисциплины.

2. Построение лекционного курса на идейно-мировоззренческой, научной основе, общечеловеческих правовых идеалах, ценностях, принципах и новейших достижениях юриспруденции.

3. Освещение истории развития науки и роли в ней известных ученых-правоведов, философов, мыслителей.

4. Отражение прогрессивных международных положений, проблемных вопросов, раскрытие современных концептуальных положений, понятий и идей, а также перспектив дальнейшего развития науки и практики в соответствующей области правоведения.

5. Наполнение лекций факторами, обеспечивающими их воспитательную направленность.

6. Реализация внутри и междисциплинарных логических связей, обеспечение преемственности освещаемых положений, координации сообщаемого на лекциях материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной учебной работы.

Виды лекций по юридическим дисциплинам

1. Вводная лекция. Это первая лекция, с которой начинается лекционный курс.

2. Установочная лекция. Это весьма ограниченная объемом и читаемая обычно для обучающихся по заочной форме. Ее назначение – ознакомление слушателей в общих чертах с системой и содержанием этой дисциплины, оказание им помощи в усвоении сложных проблем, общий обзор литературы.

3. Основные лекции. Лекции, освещающие соответствующие темы курса, предусмотренные рабочей программой.

4. Обзорные лекции. Эти лекции сводятся к освещению наиболее сложных тем и тех вопросов, которых нет в учебнике.

5. Проблемные лекции. Это лекции с использованием казусно-ситуационного приема, означающего создание и поиск путей разрешения вместе с обучающимися проблемных ситуаций: познавательных, деятельностных, поведенческих.

6. Итоговая лекция. Это последняя, завершающая курс лекция, в которой дается обобщение всего пройденного путем освещения главнейших проблем преподаваемой дисциплины и последних новых данных.

Лекционный курс должен отвечать следующим основным методическим требованиям:

1. Характеризоваться целостностью и дидактической обоснованностью последовательности изложения содержания курса и каждой лекции (быть систематизированным, логически стройным в плане изложения материала, содержать вводную, основную и заключительную часть и т.д.).

2. Обеспечивать осуществление необходимого нравственно-психологического контакта лектора со слушателями, основанного на соблюдении норм профессиональной этики преподавателя высшей школы и направленного на создание в аудитории отношений доброжелательности, уважительности, внимательности, требовательности, увлеченности предметом лекции.

3. Содержать дидактически целесообразные формы и методы изложения материалов курса, предполагающие: ясность и доступность изложения с учетом уровня подготовленности обучаемых, их адаптированности к вузовским лекциям; акцентирование внимания аудитории на основных моментах лекции; четкое раскрытие и объяснение явлений, событий, закономерностей; точность научной терминологии; свободный стиль изложения лекций с привлечением в необходимых случаях заранее подготовленного текста или тезисов, возможно цитат из монографий либо иных источников; соответствие темпа изложения возможности конспективной записи студентами основных положений курса и восприятия логики его изложения; эффективное использование методов разъяснения трудного для усвоения учебного материала, приемов повышения внимания, интереса и активности слушателей.

4. Рационально сочетать методические приемы традиционной педагогики и элементов новейших технологий обучения (педагогическое сотрудничество, диалог, использование графических образов, краткий итоговый опрос в конце лекции по рассмотренным вопросам и т.п.).

5. Обеспечивать методически обоснованное и эффективное применение вспомогательных учебных средств: наглядных пособий, демонстрационного оборудования, технических средств и компьютерных систем обучения, обеспечивающих интенсификацию учебного процесса, повышение прочности усвоения учебного материала, рационализацию труда преподавателя и обучающихся. Причем все факты, примеры, демонстрации, схемы, рисунки, приводимые лектором, должны служить средством для раскрытия основной идеи лекции.

Подготовка лекции является важным этапом, обеспечивающим высококачественное содержание и чтение лекции. Тематика читаемых лекций должна соответствовать рабочей программе учебной дисциплины.

Необходимыми элементами подготовительной работы преподавателя к лекции должны быть:

1) подготовка текста лекций, предпочтительнее полного или подробных тезисов лекции;

2) осмысливание, определение главной, основной идеи, цели лекции, обеспечивающих ее высокие идейно-теоретический уровень и практическую ценность;

3) разработка содержания лекции, обеспечивающего воспитание обучающихся в духе глубокого уважения к закону и законности, гордости за профессию юриста;

4) определение методических приемов, которые целесообразнее всего использовать при чтении лекции с учетом ее материала;

5) подготовка наглядных пособий к лекции (таблиц, схем и т.д.);

6) выбор монографий, научных статей, нормативных актов, подлежащих рекомендации обучающимся по теме лекции;

7) подбор примеров из практики для иллюстрации отдельных положений лекции; 8) избрание приемов оживления лекции.

При работе над текстом, тезисами лекции важно определить план лекции.

В лекции целесообразнее всего рассматривать наиболее важные и сложные теоретические и практические вопросы. Главная задача лекции должна состоять в овладении слушателями теоретическим материалом, изложении основ науки, привитии навыков самостоятельного мышления при решении тех или иных проблем, при изучении тех или иных обстоятельств.

К лекции должны готовиться и участвовать в ней обе стороны – и педагог, и обучающийся, только тогда она действительно становится видом коллективного мышления.

Чтение лекции. Если лекция начинается чтением новой темы, то целесообразно наряду с сообщением темы лекции дать очень краткую характеристику теоретической и практической значимости новой темы, сказать о мете и ее роли в учебном процессе. После чего лектор должен назвать основную монографическую литературу по теме курса и сообщить план лекции.

При продолжении чтения лекции по начатой теме необходимо напомнить обучающимся последнюю проблему предшествующей лекции после чего возможен переход к последующему материалу лекции. При изложении вопросов темы лекции должны быть четко оттенены переходы от одного вопроса к другому, от одной проблемы к другой проблеме.

Окончание рассмотрения вопроса темы лекций должно заканчиваться, как правило, кратким содержательным выводом, заключением по нему.

Практические занятия.

Выполнение практических заданий служит важным связующим звеном между теоретическим освоением данной дисциплины и применением ее положений на практике. Они способствуют развитию самостоятельности обучающихся, более активному освоению учебного материала, являются важной предпосылкой формирования профессиональных качеств будущих бакалавров юриспруденции.

Проведение практических занятий следует рассматривать как важное средство проверки усвоения обучающимися тех или иных положений, даваемых на лекции, а также рекомендуемой для изучения литературы; как форма текущего контроля за отношением обучающихся к учебе, за уровнем их знаний, а следовательно, и как один из важных каналов для активной работы отстающих обучающихся.

Практические занятия должны соответствовать следующим требованиям:

1) Рациональное использование дидактически целесообразных форм, методов и приемов обучения, направленных на наиболее эффективное достижение учебных целей и обеспечивающих логическую последовательность его построения, взаимосвязь практических занятий и лекционного материала;

2) Установление необходимого контакта преподавателя с обучающимися, способствующего активной учебной работе и созданию в аудитории обстановки доброжелательности, требовательности и увлеченности предметом изучения;

Нельзя допускать, чтобы на практических занятиях обсуждались только вопросы теории в отрыве от практики. На любом занятии должно быть разумное сочетание теоретических вопросов и практических задач, т.к. теоретическое обучение, не соединенное с решением практических задач, малоэффективно.

На практических занятиях должны решаться такие казусы, которые в максимальной степени приближены к практике. У обучающихся большой интерес вызывает изучение и обсуждение на практических занятиях различных документов или производств.

При проведении практических занятий активно используются и методы профессионального практического обучения:

- анализ юридических ситуаций;

- решение правовых задач: умозрительно, с помощью видеопособий, на персональных компьютерах;

- работа нормативно-процессуальными актами;

- игровой метод (обработка обучающимися ролевых действий в имитируемых профессиональных ситуациях);

- метод «мозговой атаки» («психического штурма») – нестандартный поиск решений при возникновении нетипичных (стрессовых) ситуаций;

- алгоритмизированный метод (обработка практических действий по алгоритму, т.е. схеме ориентировочной основы действий).

Подготовка практических занятий делится на предварительную и непосредственную, а структура проведения – на вводную, основную и заключительную части с особенностями, вытекающими из специфики методики их проведения.

Особенной формой практических занятий выступают интерактивы. В них наилучшим образом воспроизводится реальная профессиональная подготовка и деятельность обучающихся в комплексе условий и особенностей (моделируется процедура и характер деятельности).

В педагогическом процессе интерактив представляет собой специально организованную взаимообусловленную деятельность обучающего и обучающихся, в которой операционные теоретические знания переводятся в практическую плоскость. Это достигается имитацией в учебно-воспитательном процессе различных, динамично протекающих служебных, производственных и других профессиональных ситуаций.

Самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа – вид индивидуальной деятельности студента, основанный на собственных познавательных ресурсах. Целью самостоятельной работы студентов является обучение навыкам работы с научной литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изучения курса конституционного права, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изучению и изложению полученной информации. В связи с этим основными задачами самостоятельной работы студентов являются: привитие студентам интереса к юридической литературе, судебной практике, правотворческому процессу.

Изучение и изложение информации, полученной в результате изучения научной литературы и практических материалов, предполагает развитие у студентов как владения навыками устной речи, так и способностей к четкому письменному изложению материала.

Основными формами самостоятельной работы студентов являются:

1. Изучение теоретического материала во внеаудиторных условиях при подготовке к аудиторным занятиям (семинарам и практическим занятиям).

2. Подготовка рефератов по отдельным темам программы по конституционному праву. Целью написания рефератов является привитие студентам навыков самостоятельной работы над литературными и законодательными источниками, опубликованной судебной практикой с тем, чтобы на основе их анализа и обобщения студенты могли делать собственные выводы теоретического и практического характера, обосновывая их соответствующим образом.

3. Написание домашних контрольных работ. Цель проведения – контроль за степенью усвоения изучаемого материала при промежуточных аттестациях. Основное отличие домашней контрольной работы от аналогичной аудиторной работы с использованием материалов состоит в степени сложности предлагаемых преподавателем задач.

4. Решение тестовых заданий. Тестирование представляет собой процедуру, позволяющую объективно установить уровень учебных достижений студентов в области теоретических знаний, интеллектуальных умений, практических навыков. Тесты включают в себя вопросы и определения, содержащиеся в программе дисциплины.

Самостоятельная работа студентов должно быть организована с учетом времени изучения той или иной темы по учебному плану. Основной формой контроля за самостоятельной работой студентов являются практические занятия, промежуточная аттестация, а также консультации преподавателя.

При подведении итогов самостоятельной работы (в частности, написания контрольных работ, решение тестовых заданий) преподавателем основное внимание должно уделяться разбору и оценке лучших работ, анализу недостатков.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Обучающимся необходимо помнить, что качество полученного образования в немалой степени зависит от активной роли самого обучающегося в учебном процессе. Обучающийся должен быть нацелен на максимальное усвоение подаваемого лектором материала, после лекции и во время специально организуемых индивидуальных встреч он может задать лектору интересующие его вопросы.

Важным является приобщение к научно-исследовательской деятельности. Процесс становления молодых ученых находится в прямой зависимости от степени их участия в ней, т.е. от предшествующего развития творческих способностей и исследовательских навыков. Большую пользу обучающимся может принести участие в проводимых научно-практических конференциях, поскольку они обеспечивают доступ к обсуждению наиболее актуальных проблем, в том числе связанных с изменениями законодательства. ИУБП приветствуется и поощряется подготовка и публикация обучающимися научных статей. Ежегодно БашГУ выпускаются сборники студенческих работ.

В целях успешной подготовки, проведения практических занятий и эффективного самостоятельного изучения рекомендованных тем обучающимся необходимо соблюдать следующие основные методические положения.

Самостоятельная работа студента должна базироваться на учебной литературе, лежащей в основе изучаемой дисциплины, с привлечением рекомендованной литературы и Internet-ресурсов. Приоритет должен отдаваться литературе, имеющей ссылки на официальные, опубликованные и действующие нормативно-правовые и нормативные документы.

Целью преподавания дисциплины является приобретение студентами теоретических знаний в области теории государства и права, конституционного, гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного и экологического права; формирование навыков применения норм права в профессиональной деятельности. Формирование у студентов понимания особенностей правовой системы Российской Федерации, значения и функций права в создании правового государства.

Задачи практических занятий: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях и приобретенных в процессе самостоятельной работы с учебной литературой, правовыми актами и материалами практики; формирование у обучающихся умений и навыков работы с научной литературой и специальными документами, анализ различных источников знаний, подготовка выступлений.

Практическому занятию должно предшествовать ознакомление с лекцией на соответствующую тему и литературой, указанной в плане этих занятий. Работа обучающихся по подготовке к занятию должна быть выполнена письменно, по желанию – в тезисной форме.

Занятия проходят в следующих основных формах: интерактива, решения задач, тестирования, свободного опроса обучающихся по заданным вопросам и др. Занятия могут происходить и в форме реферативного доклада, рассчитанного на 10-15 минут. Структурно он должен состоять из трех частей: вводной, основной и заключительной. В вводной части доклада обычно раскрывается научно-практическое значение темы, перечисляются основные вопросы содержания доклада. В основной части излагается материал, приводятся в пользу той или иной точки зрения, примеры практики, подтверждающие выдвинутые положения. Желательно высказать собственное мнение обучающегося по излагаемой теме. В заключительной части доклада делаются: краткое обобщение выступления и выводы. Такая схема доклада помогает обучающемуся более полно и глубоко усвоить и осветить в докладе узловые положения обсуждаемой темы, стимулирует привитие обучающимся творческой способности, активности и инициативы.

Независимо от того, какие методы будут использоваться преподавателем на занятиях, к предстоящему практическому занятию готовятся все обучающиеся. В порядке использования инновационных методов необходимо регулярно изучать новые публикации.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Виды самостоятельной работы:

изучение нормативного материала, материалов практики, основной и дополнительной литературы в целях самоподготовки;

конспектирование материалов научной литературы по заданию преподавателя; подготовка к занятиям, проводимым в интерактивной форме;

решение тестов; выполнение заданий.

Форма контроля – контрольная работа, экзамен.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 250.