Тема 13. Местное самоуправление и муниципальная служба в Республике Башкортостан
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тезисы лекций:

2.МестноесамоуправлениевРеспубликеБашкортостан

Местное самоуправление в Республике Башкортостан - форма народовластия, обеспечивающая населению возможность самостоятельно и под свою ответственность непосредственно путем прямого волеизъявления или через выборные и другие органы местного самоуправления решать вопросы местного значения. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Республики Башкортостан.

Правовую основу местного самоуправления составляют Конституция Республики Башкортостан, Закон РБ “О местном самоуправлении в РБ”, “О статусе главы муниципального

образования РБ”, “О муниципальной службе в РБ”, “Об установлении границ муниципальных образований в РБ” и иные законы.

Экономическую основу местного самоуправления в РБ составляют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), находящиеся в границах территории муниципального образования, движимое и недвижимое имущество, входящее в состав муниципальной собственности, местные финансы, государственная собственность, переданная местному сообществу в хозяйственное ведение и оперативное управление, а также иные ресурсы, служащие удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

2. Муниципальная служба – профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.

Исходя из этого определения, можно выделить основные признаки муниципальной службы:

 это особый вид публичной службы, т.е. служба в органах местной публичной власти;

 это профессиональная деятельность в органах местного самоуправления, за осуществление которой муниципальные служащие получают денежное содержание из местного бюджета (бюджета муниципального образования);

 муниципальные служащие – это лица, несущие службу в органах местного самоуправления на должностях, не являющихся выборными;

 это деятельность по исполнению полномочий этих органов;

 это деятельность, организуемая на постоянной основе, т.е. муниципальные служащие осуществляют полномочия органа местного самоуправления в качестве основной работы в течение неопределенного времени (постоянно).

Муниципальная служба осуществляется только на муниципальных должностях муниципальной службы. Муниципальная должность – должность, предусмотренная уставом муниципального образования с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий.

В Республике Башкортостан муниципальная служба активно развивается и расширяется. В 2006 году численность муниципальных служащих увеличится на несколько тысяч человек за счет администраций городов и районов. Нужны специальные нормативные акты, регламентирующие порядок прохождения и организации муниципальной службы, нужно создать орган управления муниципальной службой, разработать стандарты, подготовить соответствующие кадры и т.д.

План семинарского занятия 1. Местное управление на территории Башкирии в 18-19 вв. 2. Формирование местного самоуправления в РБ

3. Местное самоуправление в Республике Башкортостан на уровне сел и поселков 4. Понятие муниципальной службы

5. Муниципальные служащие в РБ: подбор, продвижение, подготовка

Самостоятельная работа

1. Проблемы и понятия для самостоятельного изучения и повторения: Особенности муниципального управления в РБ. Муниципальная служба: правовые основы, принципы организации и функционирования. Правовой статус муниципальных служащих в РБ. Кадровое обеспечение органов местного самоуправления.

2. Формы и виды СРС: проработка лекционного материала; проработка учебников, пособий, нормативных актов; подготовка выступлений к учебно-научным дискуссиям; подготовка к семинару; подготовка к зачету – всего 2 часа.

Тема 14. Сущность и содержание муниципальной реформы в Российской Федерации

Тезисы лекций:

Этапы развития местного самоуправления в Российской Федерации. За последнее десятилетие местное самоуправление в России прошло два этапа и оба они связаны с принятием соответствующих редакций рамочного закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Слушателям следует обратить особое внимание на то, что понять все особенности и аспекты ФЗ №131от 6 октября 2003 года невозможно, не изучив первую редакцию федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 1995 года.

Первый этап. Впервые федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят еще в 1995 году. Концепция, которая была положена в ее основу, была вполне современной, она соответствовала Европейской хартии местного самоуправления, однако оказалась недостаточно эффективной в условиях России. Почему? Дело в том, что, во-первых, в рамках данного подхода федеральный центр определял только самые общие принципы организации и функционирования местного самоуправления в России. По существу решающую роль в формировании и деятельности органов местного самоуправления играли субъекты РФ, регламентирующие в своих нормативных актах структуру и полномочия этих органов, а также механизм их взаимоотношений с органами государственной власти. Однако эта схема распределения полномочий между центром и субъектами федерации в организации местного самоуправления, успешно применяемая в практике западных федеративных государств, в России не сработала. Оказалось, что региональные власти не были в достаточной степени заинтересованы в развитии самостоятельности органов местного самоуправления, а сами местные сообщества не могли корректно отстоять свои права. Во-вторых, система распределения полномочий между органами власти не была увязана с соответствующим распределением средств, необходимых для их осуществления. На практике это приводило к тому, что органы местного самоуправления, обладая серьезными полномочиями, а, значит, и ответственностью, на практике не имели материально-финансовых рычагов для реализации этих полномочий.

В рамках первого этапа реформы все же были достигнуты некоторые положительные результаты: отделение государственного управления от муниципального, создание современной правовой основы, территориальных и организационных структур местного самоуправления, формирование кадрового потенциала муниципальных органов и т.д. Однако по настоящему местное самоуправление так и не заработало, так как муниципальные органы не имели реальной самостоятельности и по существу не были заинтересованы в экономическом развитии своих муниципальных образований.

Второй этап развития местного самоуправления в России. Второй этап реформы начинается с подписания В.В. Путиным в июне 2001 года указа о создании комиссии по разграничению полномочий между уровнями власти. Возглавил комиссию Д.Н. Козак, который был тогда заместителем Руководителя Администрации Президента РФ. Комиссия к июню 2002 года разработала «Концепцию разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по общим вопросам организации органов государственной власти и местного самоуправления» и к августу 2002 года предоставила новую редакцию проекта закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако потребовался еще целый год, чтобы обсудить ее со всеми заинтересованными лицами, в первую

очередь с главами муниципальных образований, с руководителями регионов, специалистами, учеными.

В итоге документ был принят Государственной Думой 16 сентября 2003 года, одобрен Советом Федерации 24 сентября, а 6 октября 2003 года новая редакция закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» была подписана Президентом РФ.

Федеральный закон включает 12 глав и в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Исходная концепция Закона построена на том, чтобы, с одной стороны, создать условия для ресурсного обеспечения местного самоуправления, а с другой стороны, стимулировать население и муниципальные органы для более полного и эффективного использования собственных возможностей. Здесь в большей мере, чем в прежнем законе на федеральном уровне унифицируется система местного самоуправления по всей стране. Детальная фиксация различных аспектов местного самоуправления на федеральном уровне отчасти смягчается учетом специфики различных регионов России (по плотности населения, по уровню экономического развития и т.д.), а также возможностью субъектов федерации выбирать (в рамках жестко заданных вариантов!) тот или иной тип организации местного самоуправления в регионе.

План семинарского занятия

1. Становление и основные тенденции развития местного самоуправления в РФ и РБ на современном этапе

2. Направления реформы местного управления в РФ и РБ и средства их реализации

3. Особенности и условия принятия новой редакции федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

4. Концепция и основные новеллы закона от 6 октября 2003 года

5. Реализация новой редакции федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Республике Башкортостан и других субъектах РФ

Самостоятельная работа студентов

1. Проблемы и понятия для самостоятельного изучения и повторения: Реформа муниципального управления на современном этапе: направления и перспективы. Муниципальная реформа в свете новой редакции федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. Формы и виды СРС: проработка лекционного материала; проработка учебников, пособий, нормативных актов; подготовка выступлений к учебно-научным дискуссиям;

подготовка к семинару; подготовка к зачету – всего 2 часа.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Программа и тематический план ориентируют студентов на всестороннее и системное изучение основных положений государственного и муниципального управления как профессиональной деятельности.

Основным условием усвоения знаний по курсу «Система государственного и муниципального управления» является систематическая и целенаправленная самостоятельная работа с рекомендованной литературой. Кроме того, значительную роль в углубленном

понимании отдельных вопросов государственного и муниципального управления играют выполнение курсовой работы и прохождение практик.

Многие лекции преподавателей БАКБП носят авторский характер, поэтому на лекциях студенты должны работать с особым вниманием, стремясь вести возможно более подробный конспект. Если студент не успевает записать какой-то фрагмент, необходимо оставить место для дальнейшей его доработки во время самостоятельной работы, если какое-то положение лекции им не понятно, следует обязательно задать преподавателю вопрос.

Желательно, чтобы определения, тезисы и другие важные положения были ярко выделены. Конспект надо вести так, что бы им удобно было пользоваться при ответах на семинарах.

Большое место в успешном овладении предметом отводится семинарским занятиям. Семинар – это средство коллективного творческого раздумья, школа творческого

мышления, пропагандистского мастерства, ораторского искусства, столь необходимых будущему руководителю в его практической деятельности.

Семинарское занятие требует от студента глубокого самостоятельного изучения рекомендованных источников и литературы по темам занятия.

Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям:

- внимательное изучение плана семинарского занятия, списка рекомендованных источников и литературы, методических рекомендаций преподавателя;

- изучение программы курса «Система государственного и муниципального управления» с целью уяснения требований к объему и содержанию знаний по изучаемой теме;

- изучение и доработка конспекта лекций, прочитанных преподавателем по темам, выносимым на семинарское занятие.

- изучение учебной и дополнительной литературы.

От студента не требуется изучения всей рекомендованной литературы. Количество и объем изучаемых работ зависит от характера конкретной задачи.

Если на семинаре студенты выступают с заранее подготовленными докладами, то необходимо также готовиться по теме доклада для того, чтобы можно было лучше понять и оценить выступление вашего коллеги-студента и принять участие в обсуждении доклада, постановке вопросов и т.д.

Важнейшим условием успешного изучения курса является освоение правовой базы государственного и муниципального управления. Поэтому на занятиях студентам рекомендуется иметь и использовать не только учебники, но и нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере государственного и муниципального управления.

Особое внимание студенты должны уделять закреплению знаний, полученных в процессе лекций и семинарских занятий, посредством самостоятельного изучения вопросов по читаемому курсу.

Студенты-заочники должны с помощью преподавателя составить план самостоятельной работы на весь семестр по рекомендованным учебникам.

В конце изучения курса «Система государственного и муниципального управления» проводится зачет.

Для самостоятельной работы студентам рекомендуется в первую очередь сконцентрировать свое внимание на рекомендованной литературе. Изучать ее необходимо, последовательно рассматривая основные понятия, методы, принципы.

Сегодня существует много учебников по данной дисциплине. Студенту необходимо в качестве основного выбрать какой-либо один учебник. Это можно сделать либо по рекомендации преподавателя, либо самостоятельно, последовательно рассмотрев все основные учебные пособия по государственному и муниципальному управлению.

Особое внимание следует уделить межпредметным связям.

Такая организация самостоятельной работы позволит студентам не только понять основные темы государственного и муниципального управления, но и выработать собственное мнение, научиться оппонировать, отстаивать свою точку зрения при ведении диалогов и

дискуссий по вопросам государственного и муниципального управления. В перспективе это приведет к тому, что студенты смогут разрабатывать, предлагать и реализовывать новые методы и технологии государственного и муниципального управления в рамках своей (настоящей или будущей) профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 246.