Налоговые правоотношения делятся на общие и специальные
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· Общие возникают между налогоплательщиком и государством (муниципальным образованием) и имеют денежный характер.

· Специальные складываются в процессе реализации налогового обязательства между плательщиком налогов и налоговыми органами, банками, и т.д.

 

К числу субъектов налоговых правоотношений относятся:

  1. Субъекты, обладающие частной правосубъектностью - налогоплательщики
  2. Субъекты, обладающие публичной правосубъектностью: Министерство по налогам и сборам, Государственный Таможенный Комитет, Министерство Финансов РФ, Министерства Финансов и финансового управления и отделы субъектов РФ, правоохранительные органы
  3. Субъекты, содействующие уплате налога или проведению налогового контроля, налоговые агенты, банки, участники мероприятий налогового контроля (свидетели, понятые, эксперты и др.)

 

Налоговый агент – это лицо, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов, в бюджет.

 

На практике налоговыми агентами, как правило, являются лица, выплачивающие денежные средства. Так, налоговым агентом является работодатель по отношению к заработной плате, выплачиваемой работникам.

 

Объект налогообложения - это операции по реализации товара, работ, услуг, имущества, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (работ, услуг), либо иной объект с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения – это значит, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период времени (принцип однократности обложения).

 

Обязанность к уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату налогов.

 

Обстоятельства прекращения обязательств по уплате налогов:

1. Уплата налога налогоплательщиком.

2. Смерть налогоплательщика, или признание его умершим.

4. Ликвидация организации налогоплательщика

5. И другие.

 

Налог считается уплаченным с момента предъявления поручения в банк на уплату налога, а при уплате налога наличными - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога.

Банки обязаны исполнять поручения своих клиентов на перечисление налогов. В случае же неисполнения банком

этой обязанности установленной в срок, к банку применяются меры по взысканию не перечисленных сумм налога.

 

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налогов срок, налог взыскивается за счет средств находящихся в банке, также за счет изъятия его имущества.

 

Как правило, налоги с организаций взыскиваются в порядке из банка, а с физических лиц в судебном порядке.

 

Условия привлечения к ответственности за налоговые правонарушения:

1. Никто не может быть привлечен к ответственности иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

2. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за одно и тоже правонарушение

3. Предусмотренная НК РФ ответственность за деяние совершенное физическим лицом наступает, если это деяние не содержит состава преступления, предусмотренного УК РФ.

4. Привлечение организации к ответственности не освобождает ее должностных лиц от административной, уголовной или иной ответственности.

5. Привлечение налогоплательщика к ответственности не освобождает его от обязанности уплатить налог и пени.

6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет установлена решением суда. Обязанность по доказыванию налогового правонарушения и виновности лица в его совершении возлагается на налоговые органы.

 

Налогооблагаемая база – это характеристика предмета налогообложения :

1. Стоимостная. Такой оценке подлежат: имущество налогоплательщика, его прибыль, доходы, реализованные товары (работы, услуги). Названные предметы могут облагаться налогом лишь в той мере, в какой они могут быть оценены в денежной форме.

2. Физическая. Такими характеристиками могут быть: размеры, вес, объем, количество, технические параметры и другое.

3. Иная (производительность, месторасположения, характер выполненных работ или оказанные услуги)

 

Одно и то же имущество юридического лица может быть предметом нескольких налогов и в каждом случае масштаб налога или порядок исчисления налогооблагаемой базы, могут быть разными.

 

Налоговая ставка - это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. То есть, размер налогового платежа, на единицу налогообложения.

 

Ставки устанавливаются в трех формах:

1. Выраженное в процентах.

2. Специфический в денежном выражении в зависимости от физических характеристик.

3. Комбинированные- сочетания процентной и специфической ставки.

 

Налоговый период – это срок, в течение которого завершается формирование налоговой базы, окончательно определяется размер налоговых обязательств. До его окончания нельзя приступать к определению и исчислению налоговой базы и самого налога.

Сроки уплаты налогов могут наступить только по окончании налогового периода.

 

Порядок исчисления налога – это совокупность действий налогоплательщика по определению суммы, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период, налоговой ставки и налоговых льгот.

 

Порядок уплаты налогов - это нормативно установленные способы и процедуры внесения налогов в бюджет.

Порядок уплаты конкретного федерального налога закрепляется в соответствующей главе части второй НК РФ. Региональных и местных налогов, законами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

По каждому налогу устанавливаются сроки его уплаты, за нарушение которых автоматически взимается пени, в независимости от нарушителя и срока внесения платежа. Пени признается денежная сумма, которую налогоплательщик или агент должен выплатить при нарушении законодательно закрепленных сроков.

 


 

Основные положения налогового права (ч.2)

В содержание:

  1. Налоговые льготы.
  2. Налоговая система РФ.

 

Методы налогообложения - это форма зависимости между ставками налога и величиной налогооблагаемой базы.

 

Существу ют:

· Равное

· Пропорциональное

· Прогрессивное

· Регрессивное налогообложение.

 

Ø При равном методе для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога в абсолютных цифрах.

Ø При пропорциональном методе ставка налога не зависит от величины налогооблагаемой базы и с ростом базы пропорционально возрастает сумма налога.

Ø Прогрессивное налогообложение характеризуется ростом ставки налога по мере увеличения налогооблагаемой базы, например дохода налогоплательщика. При этом, не только увеличивается абсолютная сумма налогов, но и усиливается налоговое бремя, то есть возрастает доля изымаемого дохода при его росте.

Ø Регрессивное налогообложение предполагает снижение средней ставки налога по мере роста дохода, а также послабление налогового бремени. Тяжесть изъятия обратно пропорциональна доходу: чем меньше доход, тем тяжелее налог для налогоплательщика.

 

Регрессивное налогообложение свойственно главным образом для косвенных налогов.

 

Налоговые льготы - это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества, включая возможность не уплачивать налог, либо уплачивать его в меньшем размере, по сравнению с другими налогоплательщиками.

 

Льготы выступают и как элемент налогообложения, и как инструмент регулирования экономики.

 

Налоговое право базируется на принципе презумпции облагаемости.

 Это значит, что налогоплательщик обязан уплачивать налоги в полном объеме, в предположении отсутствия всяких льгот. Если же льготы по отношению к нему предусмотрены законом, то воспользоваться правом на них он может не автоматически, а предварительно, документально доказав свое право.

 

Основные формы налоговых льгот:

  1. Изъятие (выводит из под налогообложения отдельные объекты)
  2. Скидки - направлены на сокращение налоговой базы, которая уменьшается на установленную величину законодательно разрешенных к вычету видов расходов. В отношении налога на прибыль налогоплательщик имеет право уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые обществом и государством.
  3. Освобождение - льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или суммы налогов:

а. Понижение налоговой ставки.

б. Уменьшение размера суммы налога (самое эффективное).

в. Изменение срока уплаты налога, установленного законом:


Отсрочка.

2) Рассрочка - распределение суммы налога на определенные части с установлением срока уплаты этих частей.

Налоговый кредит.

Например, целевой налоговый кредит предоставляется местными органами власти в пределах зачисляемой в местные бюджеты суммы налога в случае выполнения налогоплательщиком особо значимого заказа по социально-экономическому развитию территории или предоставления особо важных услуг населению данной территории.

г. Возврат ранее уплаченного налога или его части.

д. Зачет ранее уплаченного налога. (широко используется для избежания двойного налогообложения)

  1. Преференции - особые льготы, предоставляемые одним гос-вом другому под началом взаимности или в одностороннем порядке без распространения на третьи страны; чаще всего применяется в виде скидок или отмены таможенных пошлин.
  2. Налоговая амнистия.

а. То же, что и возврат ранее уплаченного налога.

б. Предоставление налогоплательщикам права уплатить суммы налогов, по которым истекли сроки платежей. Как правило, для налоговой амнистии характерны следующие признаки:

1) Одномоментность, т.е. гос-во предоставляет право легализовать свои доходы или собственность единоразово и за определенный промежуток времени.

2) Цель - не в пополнении бюджета, а в переходе на правовую базу в отношениях налогоплательщиков и государства.

3) Объективные предпосылки, как правило это несовершенство налоговой системы за тот период, когда проводится налоговая амнистия.

4) Легализация собственности, за которую уплачен налог и отказ государства от правового преследования нарушителя.

 

Налоговая система - это совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке.

Принципы налоговой системы:

  1. Принцип единства. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территорий РФ товаров, работ, услуг или финансовых средств.
  2. Принцип стабильности. Недопустимо частое установление налогов и отмена недавно введенных налогов и сборов. В противном случае, возникает угроза нарушения устойчивости экономической системы.
  3. Принцип мобильности (эластичности). Налоговая система должна реагировать на объективно изменяющуюся общественно-политическую и экономическую ситуацию. Каждая система, в т.ч. налоговая, нежизнеспособна без адаптационных свойств. Развитие налоговой системы невозможно без конструктивного противоречия между принципами эластичности и стабильности.
  4. Принцип множественности налогов и сборов. Дееспособная налоговая система не может состоять лишь из нескольких налогов. Множественность функций налогов обусловливает необходимость их оптимального количества. Достичь такого оптимума можно только путем обобщения практики налогообложения, методом “проб и ошибок”.

 

В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, они делятся на:

  1. Федеральные (общегосударственные). Они устанавливаются ГД. Взимаются на всей территории РФ, однако, это не исключает возможность их зачисления не только в федеральный бюджет, но и в бюджеты другого уровня.
  2. Региональные налоги. Устанавливаются и вводятся в действие ФЗ и законодательством субъектов РФ, являются обязательными к уплате на территории соотв. субъектов. Органы власти субъектов РФ вправе определять дополнительные льготы, изменять ставку налога в установленных пределах, порядок, сроки уплаты и форму отчетности. Остальные элементы налогообложения устанавливаются ФЗ.
  3. Местные налоги. Устанавливаются и вводятся в действие ФЗ и нормативными актами органов местного самоуправления, являются обязательными к уплате на территориях соотв. муниципальных образований.

 

В настоящее время основу налоговой системы РФ составляют 11 налогов и два сбора, в т.ч. 8 федеральных, 3 региональных и 2 местных.

 

Федеральные налоги:

  1. НДС
  2. Акцизы - косвенные налоги на спиртосодержащую и табачную продукцию, топливо, легковые автомобили и др.
  3. НДФЛ
  4. Налог на прибыль организаций
  5. Налог на добычу полезных ископаемых
  6. Водный налог
  7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
  8. Гос. пошлина.

 

Региональные налоги:

  1. Налог на имущество организаций
  2. Налог на игорный бизнес
  3. Транспортный налог

 

Местные налоги:

  1. Земельный налог
  2. Налог на имущество физ. лиц - единственный налог, который регулируется не налоговым кодексом, а законами.

 

Кроме того, в рамках спец. налоговых режимов предусмотрены три единых налога:

единый сельскохозяйственный налог, единый налог при применении упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход.

 

Кроме налогов, работодатели в России перечисляют страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, в системы обязательного соц. страхования:

  1. Фонд обязательного соц. страхования
  2. Фонд обязательного медицинского страхования
  3. Пенсионный фонд

 

В случае дефицита бюджета фондов, недостаток средств покрывается из федерального бюджета.

 

Страховые взносы не являются налогом, поскольку они возмездны, т.е. возвращаются застрахованным лицам в виде соц. пособий, мед. услуг и пенсий (при наступлении страхового случая).

 

Размер страховых взносов рассчитывается, исходя из размера оплаты труда работника, а также иных вознаграждений и выплат. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы определяют сумму взносов в особом порядке.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 196.