В главе 2 Конст. закреплены основные права и свободы человека и гражданина
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основы теории права

2. Основы конституционного строя РФ и конституционного статуса личности

3. Федеративное устройство

4. Общие положения гражданского права

5. Общие положения ГП

6. Право собственности и иные вещные права

7. Общие положения об обязательствах и договоре.

8. Наследственное право

9. Семейное право

10. Основы теории государства

11. Понятие и источники административного права

12. Общие положения трудового права

13. Уголовное право

14. Правовое регулирование условий труда

15. Основные положения налогового права ( ч . 1 )

16. Основные положения налогового права ( ч . 2 )


Основы теории права

В содержание:

Понятие права, его нормы и источники, связь с другими социальными регуляторами. Системы права. Понятие правоотношений. Правонарушение и юридическая ответственность.

Право (лат. юстиция - справедливость) - совокупность общеобязательных правил поведения (норм права, установленных государством для регулировки наиболее важных общественных отношений).

Общая теория права

Объективное право:

Система общеобязательных правил, выраженных в законодательных актах, принимаемых или санкционируемых государством.

2. Субъективное право.

     Право конкретного лица, которое свободно выбирает для себя формы поведения                                                                                                     в рамках закона.

 

Выделяют:

  1. Публичное право: регулирует отношения, в которых один из субъектов - государство.
  2. Частное право: регулирует личные и групповые интересы. Характерны диспозитивные нормы, дающие простор инициатив и возможность заинтересованным лицам самостоятельно сделать выбор и строить свои отношения.

Основные признаки права:

  1. Общеобязательность выполнения
  2. Установлено и гарантировано государством
  3. Формальная определенность
  4. Нормативность (системность)
  5. Многократность применения

Основные функции права.

  1. Регулятивная (регулирование общественных отношений)
  2. Охранительная (охрана прав и законов)
  3. Воспитательная (воздействует на граждан в выполнении требований законов)

Основной структурный элемент права - норма права

Норма права - установленные государством общие правила поведения, регулирующие общественные отношения.

Структура:

  1. Гипотеза
  2. Диспозиция
  3. Санкция

Гипотеза указывает на круг лиц, которым адресована норма, а также обстоятельства, при которых она реализуется.

Диспозиция - само правило поведения (права и обязанности субъектов правовых отношений).

Санкция - указывает на меры государственного принуждения, применяются к нарушителям правил поведения в установленной диспозиции.

Нормы права получают свое выражение в источниках права.

Виды источников права:

  1. Нормативные акты - содержат общеобязательные правила поведения и издаются органами государственной власти и управления. С их помощью устанавливаются новые или дополняют уже существующие нормативные акты (законодательные и подзаконные акты).
  2. Прецеденты. Судебный прецедент - решение по конкретному делу является обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных судебных дел.
  3. Правовые обычаи - правила поведения, первоначально сложившиеся в процессе самой жизни в результате неоднократного применения, а затем санкционированные и взятые под защиту государством.

Нормативные акты действуют в известных пределах во времени/пространстве/по кругу лиц. Действие нормативного акта во времени начинается с его вступления в силу в РФ. НА могут вступить в силу:

  1. В момент их опубликования
  2. Момент принятия
  3. Срок указан в самом акте
  4. Момент их получения

Прекращения действия НА происходит путем отмены или по окончании срока действия.

НА действует в пространстве - понимается территория государства, которая включает в себя:

  1. Сухопутную территорию внутри государственных границ.
  2. Водная территория и континентальный шельф
  3. Воздушное пространство
  4. Недра
  5. Невоенные суда под флагом государства в открытом море
  6. Военные суда

НА действуют как на всей территории государства, так и на определенных его частях.

НА действуют по кругу лиц, в зависимости от правового статуса, профессии, социального положения и т.д.

Система права складывается из отраслей и институтов

Правовой институт - совокупность взаимосвязей правовых норм, регулирующих относительно самостоятельные области правовых отношений.

 

Отрасли права.

  1. Конституционное право
  2. Административное
  3. Гражданское
  4. Трудовое
  5. Семейное
  6. Уголовное и др.

Право существует в неразрывной связи и взаимодействует с другими социальными регуляторами, устанавливающими общие правила поведения.

Социальные нормы - не издаются государством и не обеспечиваются государственным принуждением:

  1. Обычаи и традиции
  2. Нормы морали и нравственности
  3. Нормы, принимаемые партийными органами и общественными организациями.

 

Правовые отношения - отношения между людьми, регулируемые нормами права. Субъекты правоотношений обладают юридическими правами. Они совершают деяния в форме действия или бездействия. Делятся на правомерные/неправомерные.

Правонарушение - противоправное, общественно опасное деяние, совершенное умышленно или по неосторожности.

За правонарушение законом рассматривается гражданская, административная, дисциплинарная, уголовная ответственность.

Состав правонарушения - совокупность субъективных и объективных признаков правонарушения. К ним относятся:

  1. Объект правонарушения
  2. Объективная сторона правонарушения
  3. Субъект правонарушения
  4. Субъективная сторона правонарушения

Отсутствие одного из этих элементов - отсутствие состава правонарушения.

Объект правонарушения - то, что охраняется правом, чему причиняется вред.

Объективная сторона правонарушения - противоправное деяние, общественно-опасные последствия, причинная связь между деянием и наступившими последствиями.

Субъект правонарушения - физическое или юридическое лицо, совершившее правонарушение.

Субъективная сторона правонарушения - отношение лица к совершенному деянию и его последствиям. Она выражается понятием вины, которая может выступать в форме умысла или неосторожности.

 

Юридическая ответственность - предусмотренная правовыми нормами обязанность субъекта правоотношений претерпевать неблагоприятные последствия правонарушения.


 

Основы конституционного строя РФ и конституционного статуса личности.

В содержание:

 

  1. Понятие и источники конст. права
  2. Основы конст. строя РФ
  3. Конст. статус личности. Права и обязанности граждан.

 

Сегодня большинство государств имеют свою Конституцию - основной закон. Она определяет, кому принадлежит власть, в каких формах она осуществляется, каковы возможности власти, ее влияние на экономическую и социальную сферы. Все эти характеристики государства составляют понятие “конституционный строй”.

Устройство государства и общества раскрываются в характеристике взаимоотношения государства и личности.

Конституция определяет, какой принцип лежит в основе взаимоотношений. Насколько человек значим для государства, каким образом гражданин может влиять на власть, а власть защитить его - все это закреплено нормами конст. прав, которое складывается в правовой институт “Конст. статус человека и гражданина”.

Конст. право - отрасль права, регламентирующая организацию гос. власти в стране, основные формы ее осуществления, отношения государства и гражданина (в том числе - избирательную систему), и иных лиц - участников конст. правовых отношений.

Первыми принятыми Конституциями были Конституция США 1787 г. и Французская 1791 г.

Основным источником конст. права является Конституция РФ. Кроме того, к источникам конст. права относятся федеральные конст. законы, законы о поправках в

 

Конституцию и те федеральные законы, регулирующие конст. правовые отношения:

  1. Законы граждан
  2. Об общественных объединениях
  3. О выборах и др.

 

То же относится к указам Президента РФ.

 

К другого вида источникам конст. права относятся решения Конст. суда и акты субъектов РФ - конституции, уставы, ряд законов.

 

Нормы конст. права обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права. Они являются нормами прямого действия, то есть должны применяться относительно без повреждений нормами других отраслей.

Конст. прав. отношения - общест. отношения, урегулированные нормами конст. права или возникшие на их основе связи субъектами конст. правовых отношений. Ими могут быть как граждане (без и с) гражданством, организации, гос. органы, органы местного самоуправления, субъекты РФ, нации, народности)

 

Юридические свойства Конституции:

  1. Верховенство - она является вершиной правовой системы и действует на всей территории РФ, все законы и иные правовые акты не должны ей противоречить.
  2. Стабильность - она рассчитана на длительный период действия. Обеспечивается особым, более сложным порядком внесения поправок в ее текст.

 

В советское время было 4 Конституции.

Нынешняя конституция принята 12 декабря 1993 года в ходе референдума - всенародного голосования. Состоит из преамбулы (вводной части) и двух разделов. Первый - содержит 9 глав, разделенных на 137 статей, второй - заключительные и переходные положения.

1 глава Конст. РФ посвящена основам конституционного строя РФ как демократического, федеративного и правового государства с республиканской формой правления. В ней содержатся как достигнутый уровень развития государства и общества, так и цели, к которым следует стремиться.

Принципы конст. строя РФ :

  1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Их соблюдение и защита - обязанность государства.
  2. Суверенитет многонационального народа РФ непосредственно выражен во власти народа - референдум и свобода выбора.

 

Референдум - голосование по важнейшим вопросам государственной жизни, выражающее собой непосредственное властное волеизъявление народа. Принятое на референдуме решение является обязательным для исполнения.

Выборы - как форма демократии непосредственно властное волеизъявление народа по поводу состава гос. органов.

3. Местное самоуправление на уровне районов, городов и сельских пунктов. Его органы в пределах его полномочий самостоятельны и не входят в систему органов гос. власти.

4. Государственный суверенитет РФ

Означает, что гос. власть в РФ является единой, верховной, независимой. Единство гос. власти в ее распространении на всю территорию РФ. А верховность - в высшей юридической силе и обязательности Конст. РФ и федеральных законов. Независимость гос. власти состоит в самостоятельности по отношению к власти других государств.

5. Федерализм

6. Россия является социальным государством. Его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

7. Рыночная экономика - многообразие форм собственности, свобода экономической деятельности.

8. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

9. Идеологическое и политическое многообразие

 Никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной и обязательной. Все общественные объединения равны перед законом.

10. РФ - светское государство.

Никакая религия не может быть установлена в качестве государственной и обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

 



Понятие наследственного права и наследования. Наследодатель, наследники и наследственное имущество. Открытие наследств а. Наследование по закону.

Заключение брака.

Семейное право, совокупность норм, регулирующих отношения между членами семьи, связано с кровным родством, усыновлением, удочерением, вступление в брак

 

Предмет семейного права :

· Отношения между супругами

· Отношение между членами семьи

· Отношения между другими родственниками

Алиментные

 

Диспозитивный метод, императивный

 

Принципы семейного ПО:

· защита семьи, материнства, отцовства и детства

· укрепление семьи

· построение семейных отношений на чувствах, взаимной любви и уважении

· Взаимопомощь и ответственность перед семьей

· Недопустимость произвольного вмешательства в дела семьи

· Добровольность брачного союза мужчины и женщины

· Разрешение семейных вопросов по взаимному согласию

· Приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии

· Приоритетная защита прав и способностей несовершеннолетних членов семьи.

Источники семейного права:

1. Конституция

2. Федеральные законы

3. Семейный кодекс

4. Подзаконные акты

5. Нормы международных договоров

6. Нормативно-правовые акты субъектов РФ

 

Брак - это добровольный союз, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности.

Условия заключения брака:

  1. Взаимное добровольное желание
  2. Отсутствие других брачных договоров
  3. Отсутствие родственных связей между женихом и невестой
  4. Дееспособность личности

Расторжение брака органами ЗАГС или судами - добровольное желание и отсутствие несовершеннолетних детей.

Личные обязанности супругов, свобода в выборе места пребывания и жительства.

Совместное решение супругами вопросов материнства, отцовства, образования и других, исходя из равенства супругов.

 

Имущественные права:

· брачный договор

·  всё нажитое в браке - совместная собственность.

 

Родительские ПО:

(Ж) По рождении ребенка, усыновлению - материнство на основе документов или на других доказательствах.

(М) Отцовство в браке - записью о браке, на основании совместного заявления, или по решению суда.

 

Права несовершеннолетних детей:

  1. Жить и воспитываться в семье
  2. Право на общение с родителями и другими родственниками
  3. Право иметь и выражать свое мнение
  4. Право на защиту своих прав

 

Имущественные права детей:

  1. Право собственности на имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, на доходы, полученные им, а также на любое другое имущество, приобретенное на его средства.
  2. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей.
  3. Не более 50% от дохода с алиментов на счет ребенка.

 

Обязанности родителей:

· нести ответственность за ребенка

· заботиться о здоровье ребенка.

 

Лишение родительских прав: уклонение от выполнения родительских обязанностей. Отказ взять ребенка из родильного дома, обучение воровству, жестокое обращение с детьми, совершение умышленного преступления.

 

Обязанность совершеннолетних детей в отношении своих родителей - содержать своих нетрудоспособных родителей. Исключения, если они уклонялись от своих обязанностей.

 

Алиментные правоотношения:

  1. Правоотношения, в которых одна сторона обязывается выплачивать деньги другой стороне
  2. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних или совершеннолетних, но нетрудоспособных, нуждающихся в помощи детей
  3. Обязанности трудоспособных совершеннолетних детей по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся родителей
  4. обязанности супруга по содержанию нетрудоспособного нуждающегося супруга, жены в период беременности и в течение 3 лет со дня рождения общего ребенка, нуждающегося супруга, осуществляющего уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком 18 лет или за общим ребенком инвалидом детства I группы

 


 

Основы теории государства

В содержание:

  1. Понятие и основные признаки государства
  2. Форма государства

Основные признаки государства:

  1. Народ. Государство - союз людей, организованный на началах права, на единой территории. Общим интересом для всех граждан государства является усовершенствование совместного мира посредством установления справедливого правопорядка.
  2. Территория. На этой территории действуют законы государства. Люди, проживающие на территории данного государства становятся гражданами данного государства. Юридически только граждане входят в состав гос-ва и обладают гражданскими и политическими правами. Однако, гос-во, признавая права и свободы человека обязуется защищать права и свободы и лиц без гражданства.
  3. Публичная власть над обществом. Объективно необходимой функцией публичной власти является упорядочение общественной жизни, обществ. отношений. Властные полномочия государства ограничены во-первых правами и свободами его граждан и других государств.

 

Право - основа власти, то есть государственная власть должна быть основана только на правовых отношениях, а ее деятельность проходить в рамках права.

 

Признаки гос. власти:

  1. Имеет свой аппарат управления, управляющий обществом
  2. Она осуществляет свою деятельность от имени народа
  3. Легитимность - признание народом права власти управлять им и согласие подчиняться
  4. Налоговая и финансовая система
  5. Суверенитет, верховенство гос. власти на своей территории и ее независимость. Верховенство гос. власти: распространение властной силы на граждан и все организации; только установленные гос-вом правила поведения признаются общеобязательными и обеспечиваются системой гарантий; возможность применения мер гос. принуждения. Суверенитет - ограниченная правом власть внутри страны и метод народных отношений, осуществляемый от имени народа. Гос. суверенитет имеет пределы, которые внутри гос-ва определяются притязаниями других субъектов права, а в международных отношениях международным правом. Государства могут ограничивать свой суверенитет, передавая часть своих полномочий наднациональным органам.
  6. Система права. Гос-во - это не только террит. союз, но и правовой союз, организованный и действующий по правовым нормам. Наличие правовой системы юридически оформлено гос. властью. Система права определяет юр. рамки и формы осуществления функций и задач государства. Все субъекты права функционируют в рамках правовых норм.

Государство - это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью спец. гос. аппарата.

 

Форма государства - это организационно-функциональная структура, выражающая способы осуществления гос. власти и ее взаимодействие с населением.

 

Основные элементы формы государства :

· формы правления государственного устройства

· формы политического режима.

 

Форма правления - организация верховной гос. власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношения с населением, степень участия населения в формировании этих органов.

 


Монархия и республика.

Монархия - форма правления, при которой вся власть формально сосредоточена в руках единоличного главы гос-ва (монарха), передается по наследству.

При этом власть монарха не ограничена опр. сроком, т.е. он исполняет свои обязанности пожизненно.

 

Монархии делятся на абсолютные и конституционные.

 

При абсолютной монархии верховную гос. власть единолично осуществляет монарх.

При конституционной монархии власть монарха ограничена парламентом, действующим на основе конституции, которому принадлежит законодательная власть.

 

Конст. монархии делятся на дуалистические и парламентарные.

 

Признаки дуалистической монархии: монарх выполняет функции реального главы государства, наряду с монархом существуют парламент и правительство как высшие органы. Члены правительства назначаются монархом и правительство несет ответственность лично перед монархом.

 

Парламентская монархия: законодательная власть принадлежит парламенту, который избирается народом. Правительство выбирает партия, завоевавшая большинство мест в парламенте. Правительство несет ответственность перед парламентом. Принцип разделения властей. Монарх носит церемониальную роль.

 

Республика - форма правления, при которой высшие органы избираются народом на опр. срок на основе всенародного голосования, т.е. источником власти является народ. Республики делятся на президентские, парламентские и смешанные.

В президентской республике президент является главой государства и правительства, назначает и освобождает от должности членов правительства. Президент избирается путем прямых или косвенных выборов гражданами государства.

В парламентских республиках исполнительная власть представлена премьер-министром. Правительство назначается парламентом и несет ответственность перед ним. Президент не имеет реальной власти и назначается парламентом.

В смешанной республике исполнительная власть возглавляется премьер-министром, в формировании правительства участвует и президент.

 

Форма государственного устройства :

· Унитарное - единое гос-во, не имеющее в своем составе иных гос. образований на правах его субъекта. Оно может делиться только на административно-территориальные единицы, не обладающие суверенитетом. В таком гос-ве единое законодательство и единое для всей страны гражданство. В некоторых унитарных государствах имеются автономные области, которым предоставлена самостоятельность.

· Федерация - в состав входят территориальные образования - субъекты, обладающие частичным суверенитетом, т.е. относительной самостоятельностью над собственной территорией. Гос. власть разделена.

 


Понятие и источники административного права

В содержание:

Административное право - совокупность норм, регулир. обществ. отношения, возникающие при гос. управленческой деятельности.

Предмет адм. права - предмет управленческого отношения, включает также управленческие отношения в процессе деятельности законодательных и судебных, а также местных органов самоуправления.

Управленческие отношения в организационных структурах юр.лиц и не гос. формирований

Особенности АП: фиксируют физическое неравенство сторон.

 

Методы АП:

Императивный. Не допускает отступление от требований

Источники АП:

  1. Конституция РФ
  2. Все законы
  3. Постановления Конст. суда
  4. Указы президента
  5. Постановления правительства
  6. Федеральные органы исполн. власти
  7. Региональные законы
  8. Нормативные акты местного самоуправления

 

Субъекты АП:

Органы исполнительной власти. Правовым основанием для организации и функционирования явл. законодательные акты. Формируются гос-вом, выступают по его поручению и в его интересах. Наделяются властными полномочиями.

Подчиненность органов власти строиться по вертикальному принципе.

 

Система органов исполнительной власти:

  1. Правительство РФ
  2. Федеральные министерства
  3. Федеральные службы
  4. Федеральные агентства
  5. Органы исполнительной власти субъектов

 

Полномочия органов исполнительной власти по принятию нормативно-правовых актов, полномочия по контролю и надзору:

  1. Выдача разрешений (лицензий опр. вида деятельности или на конкретные действия), выдача разрешений на опр. виды деятельности.
  2. Регистрация актов, документов прав объектов.
  3. Управление гос. имуществом
  4. Предоставление услуг безвозмездно в области образования, здравоохранения

Граждане как субъект административного права:

  1. Право на приобретение и хранение оружия, свобода мыслей и свобода шествий. Право на объединение. Смена ФИО.
  2. Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями власти.
  3. Право на административное или судебное обжалование
  4. Право на образование

 


 

Общие положения трудового права

В содержание:

 

  1. Предмет, принципы и источники трудового права
  2. Трудовой договор (контракт): содержание и порядок заключения
  3. Прекращение трудового договора, юр. гарантии увольняемым работникам.

 

Трудовое право - это отрасль права, которая регулирует порядок возникновения и прекращения труд. отношений, определяет режим, устанавливает меру труда, правила по охране труда и порядок рассмотрения трудовых споров.

 

Предметом трудового права являются труд. отношения, возник. при реализации работником своей способности к труду путем заключения трудового договора, а также другие общ. отношения, связанные с трудовыми.

 

Организационно-управленческие отношения профсоюзного органа, представляющего интересы работника :

  1. Улучшение условий труда, быта и отдыха
  2. Отношения, связанные с повышением квалификации работника
  3. Отношения по перераспределению рабочей силы.
  4. Отношения по поводу занятости и трудоустройства.
  5. Отношения, связанные с возмещением мат. Ущерба

 

Сторонами и субъектами ТП явл. работник и работодатель.

Кроме сторон субъектами ТП признаются профсоюзы, иные представительные органы работников и работодателей.

 

Основные принципы трудового права:

  1. Свобода труда, запрещение прин. труда и дискриминации в сфере труда
  2. Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда
  3. Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере справедливую зарплату
  4. На профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации

Источники ТП:

  1. Конституция РФ
  2. ТК РФ
  3. ФЗ
  4. Указы Президента РФ
  5. Постановления Правительства РФ
  6. Нормативные акты министерств и ведомств
  7. Постановления пленума Верховного суда РФ по спорным вопросам трудовых отношений
  8. Нормативные акты субъектов Федерации
  9. Правотворчество органов местного самоуправления
  10. Правила внутреннего трудового распорядка, установленные в организации. Коллективные договоры и соглашения.
  11. Трудовые договоры (контракты)
  12. Приказы и распоряжения руководителей организаций

 

Особое место среди источников трудового права занимают акты МОТ.

Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда. Работник обязуется лично выполнять опред. трудовую функцию внутреннего труд. распорядка.

Сторонами трудового договора являются: работодатель и работник. В ТД указываются ФИО работника, наименование работодателя, юр.лица или ФИО работодателя.

В содержание ТД входят условия, определяющие права и обязанности работника и работодателя. Указанные условия могут быть непосредственными, устанавливаемыми соглашением сторон. (и производными)

 

Условия ТД делятся также на существенные и дополнительные. Существенными являются:

  1. Место работы (с указанием структурн. подразделения)
  2. Дата начала работы
  3. Наименование должности, специальность, профессии в соотв. со штатным расписанием или конкретной трудовой функцией
  4. Права и обязанности работника
  5. Права и обязанности работодателя
  6. Компенсации и льготы, характеристики условий труда
  7. Режим труда и отдыха
  8. Условия оплаты труда
  9. Виды и условия соц. Страхования

 

В ТД также могут быть пункты об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны, об обязанности работника отработать не менее установленного срока, если его обучение проводилось за счет работодателя, а также иные условия, не ухудшающие положения работника по сравнению с ТК.

 

Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон в письменной форме.

 

Перевод на др. работу - постоянное или временное изменение труд. ф-ии работника или структурн. подразд. при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на другую местность вместе с работодателем. Перевод без работодателя в искл. случаях на срок до 1 месяца. Не требует согласия работника перемещение его на другое раб. место, другое стр. подр., поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменение условий ТД.

 

ТД могут заключаться на неопр. срок или на опр. срок (не более 5 лет).

Срочный договор заключается в тех случаях, когда не могут заключить на опр. срок с учетом характера предстоящей работы или ее условий.

 

Если в ТД не оговорен срок его действия, он считается заключенным на неопр. срок в случае, если ни одна из сторон не потребовала расторжения ТД по истечении его срока.

 

ТД вступает в силу со дня его подписания, если иное не установлено норм. актами, либо со дня фактического допущения работника к работе. Заключение ТД допускается с лицами, достигшими 16 лет, а с согласия одного из родителей или попечителя - 14 лет. ТД заключается в письменной форме, каждый из которых подписывается сторонами (один передается работнику, другой хранится у работодателя).

 

При приеме на работу работодатель обязан ознакомить работника с правилами трудового распорядка и иными документами, имеющими отношение к трудовой ф-ии работника.

В соотв. с ст. 77, основаниями для прекращения договора являются соглашение сторон, истечение срока ТД, за исключением, когда трудовые отношения продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их расторжения.

· Отказ работника от перевода на другую работу по состоянию здоровья с мед. заключением.

· Отказ работника в переводе в связи с перемещением работодателя в другую местность.

· Обстоятельства, не зависящие от сторон.

· Нарушение установленных правил, заключение ТД, если оно исключает возможность продолжения работы и тд.

Работник имеет право расторгнуть ТД, предупредив работодателя в письменной форме за 2 недели.

 

Ст. 81 ТК перечисляет основания расторжения ТД по инициативе работодателя :

  1. Ликвидация организации
  2. Прекращение деятельности работодателя физлицом
  3. Несоответствие работника занимаемой должности вследствие состояния здоровья, недостаточной квалификации
  4. Неоднократное неисполнение работы вследствие неуважительной причины. Однократное грубое нарушение работником труд. обязанностей. Отсутствие на рабочем месте более 4ч подряд. Появление на работе в состоянии опьянения.
  5. Разглашение охр. тайны. Нарушение требований по охране труда.
  6. Совершение действий работником, если это дает основания для утраты доверия к нему со стороны работодателя.
  7. Предоставление работником работодателю подложных документов при заключении ТД

 

Юридич. гарантии при увольнении работника по инициативе работодателя :

  1. Недопуск такого увольнения кроме случаев в ст. 81
  2. О предстоящем увольнении из-за ликвидации организации или определенного числа штата работников работодатель предупреждает работников под роспись за 2 месяца до увольнения.

Уголовное право

В содержание:

1.Вводная часть



Преступление

Уголовное право возникло в Античности.

 

Уголовное право носит культурно-политический характер

Определяется религиозными политическими и другими параметрами.

 

Уголовное право – это открытая и достаточно недоработанная система. За некоторые экономические преступления дают сроки больше чем за убийство.

Уголовное право – совокупность норм, определяющих какие общественно-опасные деяния являются преступлениями, и устанавливающих меру наказания за их совершение, а также основания привлечения к уголовной ответственности и освобождения от нее.

 

Предметом уголовного права являются общественные отношения, возникающие между государством и нарушителем в связи с совершением преступления.

Метод уголовного права – установление запрета. (Частный случай совершение преступных деяний, которые не считаются уголовными деяниями).

 

Задачи уголовного права :

1. Охрана прав и свобод человека и гражданина

2. Это охрана всех форм собственности

3. Общественный порядок и общественная безопасность

4. Конституционный строй (1 глава) и другие вопросы.

Функция уголовного права :

1. Охранительная функция

2. Предупредительная функция (наличие уголовного кодекса)

3. Воспитательная функция

Принципы в уголовном праве :

1. Законность – привлечение и наказание должно строго соответствовать закону.

2. Принцип равенства граждан перед законом.

3. Принцип виновности. То есть должно быть совершено общественно-опасное деяние (принцип невиновности – недоказанная виновность есть доказанная невиновность)

4. Принцип справедливости. Понятие справедливости растяжимо. Справедливость устанавливает судья на основании доказательств и улик.

5. Гуманизм. Принцип основан на отрицании и запрете мучительных, жестоких и позорных наказаний.

Классификация преступления

1. По форме вины: «умышленное» и «по неосторожности».

2. По объекту посягательства (против личности, собственности и другие)

3. По Характеру и степени опасности. (небольшой тяжести, средней тяжести, и особо тяжкие)

4. По составу преступления. Это совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно-опасные деяния как преступления.

 1. Объект преступления – это то, на что направлено посягательство, чему причиняется или может быть причинен вред в результате совершения преступления.

С объектом связывают предмет и личность потерпевшего

Объективная сторона правонарушения.

Объект – достаточно абстрактная формулировка.

· Объективная сторона преступления – является внешнее проявление преступления. В чем оно конкретно проявилась.

· Задача правосудия – доказать, что преступление – это действительно преступление.

 

 Объективная сторона характеризует само деяние (т.е. действие или бездействие) его общественную опасность и противоправность, последствия деяния (ущерб), причинно-следственную связь между противоправным деянием и наступившими последствиями.

 

 2. Субъект преступления - Физическое лицо, которое совершило уголовно-наказуемое деяние.

Физическое лицо, которое достигло возраста деликтоспособности.

 

Субъективная сторона – это психическое отношение субъекта к совершенному деянию, к деянию и его последствиям. Основной показатель – виновность.

Умысел предполагает осознание преступности деяния, предвидение его последствий, и наличие воли направленное на его совершение, т.е. осознанность преступления.

Неосторожность – это легкомысленный расчет на предотвращение вредных последствий либо отсутствие предвидения наступления таких последствий.

Кроме вины признаками являются цель и мотив.

 

 

Уголовная ответственность

Основанное на нормах права и вытекающее из факта совершения преступления обязанность виновного лица нести ответственность в установленном порядке за совершенное преступление, подвергаться определенным правоограничительным мерам и быть осужденным от имени государства и нести заслуженное наказание. Уголовная ответственность является биографией. То есть фактом.

Виды наказаний :

1. Штраф

2. Лишение права занимать определенные должности

3. Обязательные работы

4. Исправительные работы

6. Конфискация имущества

7. Ограничение свободы

8. Лишение свободы на определенный срок

9. Пожизненное лишение свободы

10. Смертная казнь (введен Мораторий)

 


 

Правовое регулирование условий труда

В содержание:

 


Дисциплинарная и материальная ответственность.

Признаки налога.

  1. Общеобязательный характер
  2. Индивидуальная безвозмездность
  3. Денежная форма
  4. Публичный характер
  5. Нецелевой характер

 

К налогам в широком смысле относятся также сборы.

 

 Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сборов уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

 

Понятие сбор охватывает собственно сборы и пошлины. При этом налог в узком смысле, сбор в узком смысле и пошлина имеют определенные отличия.

 

Налог – это как правило систематический взнос уплачиваемый безвозмездно. Сбор – это плата государству за право пользования или право деятельности. Пошлина – это плата за совершение действий государственными органами.

 

По способу взимания налоги делятся на:

1. Прямые ( подоходно-поимущественные) – взимаются непосредственно с имущества или дохода налогоплательщика, их окончательным плательщиком является владелец имущества (дохода).

2. Косвенные (налоги на потребление) – включаются в цену товаров и услуг, их окончательным плательщиком является потребитель товара.

 

Налоговое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в связи с налоговым контролем и по установлению ответственности за налоговые правонарушения.

 

Предмет налогового права составляют:

1. Отношения возникающие между государством и налогоплательщиками или иными обязанными лицами в связи с установлением, введением и взиманием налогов.

2. Отношения возникающие в процессе налогового контроля, обжалования акта налоговых органов, привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения и др.

 

 

Источники налогового права.

  1. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы определена ст. 57 Конституции РФ, при этом законно установленными считаются налоги и сборы, если они установлены ФЗ и введены в действие в соответствии с действующим законодательством.
  2. Налоговый кодекс РФ. Первая часть определяет основы законодательства о налогах и сборах, устанавливает систему, определяет круг субъектов налогового права, их права и обязанности и т.д. Вторая часть НК РФ посвящена отдельным видам налогов.
  3. ФЗ, законы субъектов РФ и акты органов местного самоуправления, регламентирующие налоговые отношения.
  4. Подзаконный акт - указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти по отдельным вопросам налогообложения.
  5. Международные договоры РФ, например “Об избежании двойного налогообложения”.

 

Отсрочка.

2) Рассрочка - распределение суммы налога на определенные части с установлением срока уплаты этих частей.

Налоговый кредит.

Например, целевой налоговый кредит предоставляется местными органами власти в пределах зачисляемой в местные бюджеты суммы налога в случае выполнения налогоплательщиком особо значимого заказа по социально-экономическому развитию территории или предоставления особо важных услуг населению данной территории.

г. Возврат ранее уплаченного налога или его части.

д. Зачет ранее уплаченного налога. (широко используется для избежания двойного налогообложения)

  1. Преференции - особые льготы, предоставляемые одним гос-вом другому под началом взаимности или в одностороннем порядке без распространения на третьи страны; чаще всего применяется в виде скидок или отмены таможенных пошлин.
  2. Налоговая амнистия.

а. То же, что и возврат ранее уплаченного налога.

б. Предоставление налогоплательщикам права уплатить суммы налогов, по которым истекли сроки платежей. Как правило, для налоговой амнистии характерны следующие признаки:

1) Одномоментность, т.е. гос-во предоставляет право легализовать свои доходы или собственность единоразово и за определенный промежуток времени.

2) Цель - не в пополнении бюджета, а в переходе на правовую базу в отношениях налогоплательщиков и государства.

3) Объективные предпосылки, как правило это несовершенство налоговой системы за тот период, когда проводится налоговая амнистия.

4) Легализация собственности, за которую уплачен налог и отказ государства от правового преследования нарушителя.

 

Налоговая система - это совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке.

Принципы налоговой системы:

  1. Принцип единства. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территорий РФ товаров, работ, услуг или финансовых средств.
  2. Принцип стабильности. Недопустимо частое установление налогов и отмена недавно введенных налогов и сборов. В противном случае, возникает угроза нарушения устойчивости экономической системы.
  3. Принцип мобильности (эластичности). Налоговая система должна реагировать на объективно изменяющуюся общественно-политическую и экономическую ситуацию. Каждая система, в т.ч. налоговая, нежизнеспособна без адаптационных свойств. Развитие налоговой системы невозможно без конструктивного противоречия между принципами эластичности и стабильности.
  4. Принцип множественности налогов и сборов. Дееспособная налоговая система не может состоять лишь из нескольких налогов. Множественность функций налогов обусловливает необходимость их оптимального количества. Достичь такого оптимума можно только путем обобщения практики налогообложения, методом “проб и ошибок”.

 

В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, они делятся на:

  1. Федеральные (общегосударственные). Они устанавливаются ГД. Взимаются на всей территории РФ, однако, это не исключает возможность их зачисления не только в федеральный бюджет, но и в бюджеты другого уровня.
  2. Региональные налоги. Устанавливаются и вводятся в действие ФЗ и законодательством субъектов РФ, являются обязательными к уплате на территории соотв. субъектов. Органы власти субъектов РФ вправе определять дополнительные льготы, изменять ставку налога в установленных пределах, порядок, сроки уплаты и форму отчетности. Остальные элементы налогообложения устанавливаются ФЗ.
  3. Местные налоги. Устанавливаются и вводятся в действие ФЗ и нормативными актами органов местного самоуправления, являются обязательными к уплате на территориях соотв. муниципальных образований.

 

В настоящее время основу налоговой системы РФ составляют 11 налогов и два сбора, в т.ч. 8 федеральных, 3 региональных и 2 местных.

 

Федеральные налоги:

  1. НДС
  2. Акцизы - косвенные налоги на спиртосодержащую и табачную продукцию, топливо, легковые автомобили и др.
  3. НДФЛ
  4. Налог на прибыль организаций
  5. Налог на добычу полезных ископаемых
  6. Водный налог
  7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
  8. Гос. пошлина.

 

Региональные налоги:

  1. Налог на имущество организаций
  2. Налог на игорный бизнес
  3. Транспортный налог

 

Местные налоги:

  1. Земельный налог
  2. Налог на имущество физ. лиц - единственный налог, который регулируется не налоговым кодексом, а законами.

 

Кроме того, в рамках спец. налоговых режимов предусмотрены три единых налога:

единый сельскохозяйственный налог, единый налог при применении упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход.

 

Кроме налогов, работодатели в России перечисляют страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, в системы обязательного соц. страхования:

  1. Фонд обязательного соц. страхования
  2. Фонд обязательного медицинского страхования
  3. Пенсионный фонд

 

В случае дефицита бюджета фондов, недостаток средств покрывается из федерального бюджета.

 

Страховые взносы не являются налогом, поскольку они возмездны, т.е. возвращаются застрахованным лицам в виде соц. пособий, мед. услуг и пенсий (при наступлении страхового случая).

 

Размер страховых взносов рассчитывается, исходя из размера оплаты труда работника, а также иных вознаграждений и выплат. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы определяют сумму взносов в особом порядке.

Основы теории права

2. Основы конституционного строя РФ и конституционного статуса личности

3. Федеративное устройство

4. Общие положения гражданского права

5. Общие положения ГП

6. Право собственности и иные вещные права

7. Общие положения об обязательствах и договоре.

8. Наследственное право

9. Семейное право

10. Основы теории государства

11. Понятие и источники административного права

12. Общие положения трудового права

13. Уголовное право

14. Правовое регулирование условий труда

15. Основные положения налогового права ( ч . 1 )

16. Основные положения налогового права ( ч . 2 )


Основы теории права

В содержание:

Понятие права, его нормы и источники, связь с другими социальными регуляторами. Системы права. Понятие правоотношений. Правонарушение и юридическая ответственность.

Право (лат. юстиция - справедливость) - совокупность общеобязательных правил поведения (норм права, установленных государством для регулировки наиболее важных общественных отношений).

Общая теория права

Объективное право:

Система общеобязательных правил, выраженных в законодательных актах, принимаемых или санкционируемых государством.

2. Субъективное право.

     Право конкретного лица, которое свободно выбирает для себя формы поведения                                                                                                     в рамках закона.

 

Выделяют:

  1. Публичное право: регулирует отношения, в которых один из субъектов - государство.
  2. Частное право: регулирует личные и групповые интересы. Характерны диспозитивные нормы, дающие простор инициатив и возможность заинтересованным лицам самостоятельно сделать выбор и строить свои отношения.

Основные признаки права:

  1. Общеобязательность выполнения
  2. Установлено и гарантировано государством
  3. Формальная определенность
  4. Нормативность (системность)
  5. Многократность применения

Основные функции права.

  1. Регулятивная (регулирование общественных отношений)
  2. Охранительная (охрана прав и законов)
  3. Воспитательная (воздействует на граждан в выполнении требований законов)

Основной структурный элемент права - норма права

Норма права - установленные государством общие правила поведения, регулирующие общественные отношения.

Структура:

  1. Гипотеза
  2. Диспозиция
  3. Санкция

Гипотеза указывает на круг лиц, которым адресована норма, а также обстоятельства, при которых она реализуется.

Диспозиция - само правило поведения (права и обязанности субъектов правовых отношений).

Санкция - указывает на меры государственного принуждения, применяются к нарушителям правил поведения в установленной диспозиции.

Нормы права получают свое выражение в источниках права.

Виды источников права:

  1. Нормативные акты - содержат общеобязательные правила поведения и издаются органами государственной власти и управления. С их помощью устанавливаются новые или дополняют уже существующие нормативные акты (законодательные и подзаконные акты).
  2. Прецеденты. Судебный прецедент - решение по конкретному делу является обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных судебных дел.
  3. Правовые обычаи - правила поведения, первоначально сложившиеся в процессе самой жизни в результате неоднократного применения, а затем санкционированные и взятые под защиту государством.

Нормативные акты действуют в известных пределах во времени/пространстве/по кругу лиц. Действие нормативного акта во времени начинается с его вступления в силу в РФ. НА могут вступить в силу:

  1. В момент их опубликования
  2. Момент принятия
  3. Срок указан в самом акте
  4. Момент их получения

Прекращения действия НА происходит путем отмены или по окончании срока действия.

НА действует в пространстве - понимается территория государства, которая включает в себя:

  1. Сухопутную территорию внутри государственных границ.
  2. Водная территория и континентальный шельф
  3. Воздушное пространство
  4. Недра
  5. Невоенные суда под флагом государства в открытом море
  6. Военные суда

НА действуют как на всей территории государства, так и на определенных его частях.

НА действуют по кругу лиц, в зависимости от правового статуса, профессии, социального положения и т.д.

Система права складывается из отраслей и институтов

Правовой институт - совокупность взаимосвязей правовых норм, регулирующих относительно самостоятельные области правовых отношений.

 

Отрасли права.

  1. Конституционное право
  2. Административное
  3. Гражданское
  4. Трудовое
  5. Семейное
  6. Уголовное и др.

Право существует в неразрывной связи и взаимодействует с другими социальными регуляторами, устанавливающими общие правила поведения.

Социальные нормы - не издаются государством и не обеспечиваются государственным принуждением:

  1. Обычаи и традиции
  2. Нормы морали и нравственности
  3. Нормы, принимаемые партийными органами и общественными организациями.

 

Правовые отношения - отношения между людьми, регулируемые нормами права. Субъекты правоотношений обладают юридическими правами. Они совершают деяния в форме действия или бездействия. Делятся на правомерные/неправомерные.

Правонарушение - противоправное, общественно опасное деяние, совершенное умышленно или по неосторожности.

За правонарушение законом рассматривается гражданская, административная, дисциплинарная, уголовная ответственность.

Состав правонарушения - совокупность субъективных и объективных признаков правонарушения. К ним относятся:

  1. Объект правонарушения
  2. Объективная сторона правонарушения
  3. Субъект правонарушения
  4. Субъективная сторона правонарушения

Отсутствие одного из этих элементов - отсутствие состава правонарушения.

Объект правонарушения - то, что охраняется правом, чему причиняется вред.

Объективная сторона правонарушения - противоправное деяние, общественно-опасные последствия, причинная связь между деянием и наступившими последствиями.

Субъект правонарушения - физическое или юридическое лицо, совершившее правонарушение.

Субъективная сторона правонарушения - отношение лица к совершенному деянию и его последствиям. Она выражается понятием вины, которая может выступать в форме умысла или неосторожности.

 

Юридическая ответственность - предусмотренная правовыми нормами обязанность субъекта правоотношений претерпевать неблагоприятные последствия правонарушения.


 

Основы конституционного строя РФ и конституционного статуса личности.

В содержание:

 

  1. Понятие и источники конст. права
  2. Основы конст. строя РФ
  3. Конст. статус личности. Права и обязанности граждан.

 

Сегодня большинство государств имеют свою Конституцию - основной закон. Она определяет, кому принадлежит власть, в каких формах она осуществляется, каковы возможности власти, ее влияние на экономическую и социальную сферы. Все эти характеристики государства составляют понятие “конституционный строй”.

Устройство государства и общества раскрываются в характеристике взаимоотношения государства и личности.

Конституция определяет, какой принцип лежит в основе взаимоотношений. Насколько человек значим для государства, каким образом гражданин может влиять на власть, а власть защитить его - все это закреплено нормами конст. прав, которое складывается в правовой институт “Конст. статус человека и гражданина”.

Конст. право - отрасль права, регламентирующая организацию гос. власти в стране, основные формы ее осуществления, отношения государства и гражданина (в том числе - избирательную систему), и иных лиц - участников конст. правовых отношений.

Первыми принятыми Конституциями были Конституция США 1787 г. и Французская 1791 г.

Основным источником конст. права является Конституция РФ. Кроме того, к источникам конст. права относятся федеральные конст. законы, законы о поправках в

 

Конституцию и те федеральные законы, регулирующие конст. правовые отношения:

  1. Законы граждан
  2. Об общественных объединениях
  3. О выборах и др.

 

То же относится к указам Президента РФ.

 

К другого вида источникам конст. права относятся решения Конст. суда и акты субъектов РФ - конституции, уставы, ряд законов.

 

Нормы конст. права обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права. Они являются нормами прямого действия, то есть должны применяться относительно без повреждений нормами других отраслей.

Конст. прав. отношения - общест. отношения, урегулированные нормами конст. права или возникшие на их основе связи субъектами конст. правовых отношений. Ими могут быть как граждане (без и с) гражданством, организации, гос. органы, органы местного самоуправления, субъекты РФ, нации, народности)

 

Юридические свойства Конституции:

  1. Верховенство - она является вершиной правовой системы и действует на всей территории РФ, все законы и иные правовые акты не должны ей противоречить.
  2. Стабильность - она рассчитана на длительный период действия. Обеспечивается особым, более сложным порядком внесения поправок в ее текст.

 

В советское время было 4 Конституции.

Нынешняя конституция принята 12 декабря 1993 года в ходе референдума - всенародного голосования. Состоит из преамбулы (вводной части) и двух разделов. Первый - содержит 9 глав, разделенных на 137 статей, второй - заключительные и переходные положения.

1 глава Конст. РФ посвящена основам конституционного строя РФ как демократического, федеративного и правового государства с республиканской формой правления. В ней содержатся как достигнутый уровень развития государства и общества, так и цели, к которым следует стремиться.

Принципы конст. строя РФ :

  1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Их соблюдение и защита - обязанность государства.
  2. Суверенитет многонационального народа РФ непосредственно выражен во власти народа - референдум и свобода выбора.

 

Референдум - голосование по важнейшим вопросам государственной жизни, выражающее собой непосредственное властное волеизъявление народа. Принятое на референдуме решение является обязательным для исполнения.

Выборы - как форма демократии непосредственно властное волеизъявление народа по поводу состава гос. органов.

3. Местное самоуправление на уровне районов, городов и сельских пунктов. Его органы в пределах его полномочий самостоятельны и не входят в систему органов гос. власти.

4. Государственный суверенитет РФ

Означает, что гос. власть в РФ является единой, верховной, независимой. Единство гос. власти в ее распространении на всю территорию РФ. А верховность - в высшей юридической силе и обязательности Конст. РФ и федеральных законов. Независимость гос. власти состоит в самостоятельности по отношению к власти других государств.

5. Федерализм

6. Россия является социальным государством. Его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

7. Рыночная экономика - многообразие форм собственности, свобода экономической деятельности.

8. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

9. Идеологическое и политическое многообразие

 Никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной и обязательной. Все общественные объединения равны перед законом.

10. РФ - светское государство.

Никакая религия не может быть установлена в качестве государственной и обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

 



В главе 2 Конст. закреплены основные права и свободы человека и гражданина.

  1. Право на жизнь
  2. Свобода и личная неприкосновенность
  3. Неприкосновенность частной жизни
  4. Тайна переписки
  5. Тайна телефонных переговоров
  6. Телеграфных и иных сообщений
  7. Защита своей чести и доброго имени

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 225.