Факторы эффективности корпоративной социальной ответственности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Практика менеджмента показывает, создавая предпосылки для устойчивого развития, социально ответственное поведение в долгосрочной перспективе способно давать ощутимые экономические выгоды и отдельной фирме, и экономике в целом. Тем не менее в краткосрочном периоде социальные инвестиции означают дополнительные издержки и, соответственно, некоторое снижение конкурентоспособности. Отсюда следуют два важных вывода:

 

1) социально ответственное поведение могут позволить себе, в первую очередь, наиболее сильные корпорации;

2) для распространения в предпринимательской среде социально ответственного поведения оно должно стимулироваться как государством, так и гражданским обществом.

 

Со стороны государства стимулирование, как правило, принимает форму налоговых льгот и частно-государственного партнерства. Стимулирование со стороны гражданского общества осуществляется посредством нормативного принуждения. Оно формируется как результат предпочтений значительной части населения:

 

– покупки товаров у социально ответственных производителей;

– инвестирования денежных средств в акции социально ответственных фирм;

– связывания своей трудовой карьеры с социально ответственным работодателем.

Оценки эффективности отношений социальной ответственности не могут быть выявлены и использованы вне системы управления. Эффективность управления в социальной сфере характеризуется в реальной практике дифференцированными оценками и показателями, в том числе упоминаемыми нами ранее стандартами прозрачности и отчетности GRI (Global Reporting Initiative Sustainability Reporting Guidelines) и АА 1000.

Одной из форм проявления социальной ответственности является представление общественности социального отчета. Социальная ответственность бизнеса — это часть самого бизнеса, которая работает на устойчивость компании в будущем, путем координирования социально-экономических интересов корпораций (микроуровень) и потребностей страны, в которой она работает (макроуровень, уровень национальной экономики). Формы социального отчета применяются в корпорации на инициативных началах, основываясь на пожеланиях общества в отношении корпоративной деятельности, согласования решений с теми, на кого направлена деятельность корпораций или перед теми, кто оказывает влияние на бизнес. Это обусловлено современными требованиями к выбору компании не только по качеству продукции, но и по тому, как компания реализует себя в общественной жизни.

 

Содержание социального отчета и программы социальной отчетности формируются по разделам отношений с разными общественными группами (инвесторами, многочисленными клиентами, поставщиками, местными муниципальными и федеральными органами власти и др.). Его главная особенность заключается в том, что мероприятия реализуются и представляются в отчете на основе общепринятых в мире стандартов АА 1000.

Целью процесса социальной отчетности, в отличие от других существующих стандартов в этой области, является внедрение в повседневную практику системы постоянного диалога с представителями групп или организаций, на которые компания может оказывать влияние или которые сами влияют на деятельность компании.

 

Результатом социальной отчетности являются совместные решения и проекты, направленные на выполнение социальных программ участников.

 

Главный принцип социальной отчетности — это прозрачность, достигаемая соответствием планируемых направлений деятельности законам страны (республики ), и ее нормативам налогообложения и финансовой отчет-ности. Высокая степень достоверности — необходимое условие эффективной отчетности по устойчивому развитию. Принцип достоверности информации лежит в основе всех многочисленных методов и подходов, которые использует бизнес-сообщество.

 

Стандарт верификации АА 1000 — первая такая методика, которая, будучи открытой для всех желающих и не являясь чьей-либо собственно-стью, охватывает весь диапазон предоставляемой организацией отчетной информации и соответствующих показателей деятельности.

Верификация — это метод, который с помощью ряда конкретных принципов и подходов позволяет оценить качество подготавливаемых ор-ганизацией материалов, например, ее отчетов, а также существующих в организации систем, процессов и уровень компетентности, которые обеспечивают эффективность ее работы. Верификация предполагает, что ре-зультаты такой оценки будут открыты для широкой публики, что послу-жит для получателей отчета гарантией его достоверности.

 

Стандарт верификации АА 1000 — это общеприменимый стандарт оценки отчетности организации по показателям ее устойчивого развития, а также оценки лежащих в его основе процессов, систем и уровня компетентности.

Стандарт верификации АА 1000:

 

– охватывает весь диапазон показателей деятельности организации;

– оценивает полноту понимания организацией показателей ее собственной деятельности и ее влияние на внешнюю среду, а также учитывает мнения об этом заинтересованных сторон;

 

– особо выделяет существенность содержания отчетности для заинтересованных сторон и точность раскрываемой информации, а также обращает внимание на политику организации и соблюдение обязательных норм;

– закладывает основу для публичных заявлений о соответствии, которые будут способствовать повышению доверия к публикуемым отчетам;

– рассматривает отчетность как часть постоянного взаимодействия с заинтересованными сторонами;

– учитывает не только текущее состояние дел, но и возможное изменение ситуации, т. е. не только то, как организация выполняет заявленную политику и достигает поставленных целей, но и то, насколько она способ-на соответствовать будущим стандартам и ожиданиям;

– поддерживает и объединяет различные подходы к верификации качества;

 

– требует от верифицирующей организации подтверждения ее компетентности и предоставления информации о характере отношений с отчитывающейся организацией.

Таким образом, социально ответственные субъекты предпринимательства получают весомые экономические преимущества, обусловленные повышением конкурентоспособности товарного знака и ростом инвестиционной привлекательности компании.

 

Процедурные механизмы корпоративной ответственности реализуются в различных формах, в том числе при взаимодействии с негосударственными некоммерческими организациями (ННКО) (табл. 8).

 

 

Таблица 8. Инновационные механизмы межсекторного

    социального взаимодействия ННКО и власти
     
Наименование   Содержание
Конкурсные   Социальный заказ, социальный грант, тендер, конкурс социальных
    проектов, конкурс гражданских инициатив, конкурс авторских про-
    грамм, конкурс на получение кредита
Социально-   Хоспис, приемная семья, экологическая экспертиза, судебные иски по
технологические   защите окружающей среды, модели социализации (инвалидов, нарко-
    манов и т. д.), программы общественного развития муниципальных об-
    разований
Организационно-   Центр «Дети улицы», центр общественных объединений, центр соци-
структурные   ального партнерства, альтернативное бюджетирование
Процедурные   Палата социального бизнеса, общественный совет, губернское собра-
    ние, общественный парламент, круглый стол, общественный комитет,
    форум граждан, соглашения, общественные слушания
Комплексные   Фонд частных пожертвований, целевые группы и темы (талантливые
    дети, инвалиды, одинокие пенсионеры), конкурсы благотворительно-
    сти, именные фонды, совместные проекты, фонды проектов, ярмарки
    проектов

 

Особенностью оценки эффективности отношений социальной ответственности является низкий уровень технологичности управления в дан-ной сфере. Разработка оценки эффективности социальных технологий, не-смотря на все их многообразие и разнообразие социальных инвестиций, значительно отстает от запросов практики.

 

Признаками технологизации являются разграничение, разделение, расчленение социального процесса на этапы или операции. Технологизация управления социальными процессами позволяет решать следующие задачи:

 

– зафиксировать состав оптимально необходимых операций, обеспечивающих регулирование социальных процессов;

– обеспечить стандартизацию процесса управления;

– определить формы объединения действий заказчиков и исполнителей;

 

– определить границы действий исполнителей;

– создать условия открытости;

 

– измерить и определить механизмы поведения участников;

 

– определить оценки устойчивости и эффективности социальных процессов.

В настоящее время в стране нет единого документооборота, представляющего весь экономико-управленческий процесс в социальной сфере. Поэтому осуществить в полной мере диагностику существующего состояния данной проблемы (по критериям оптимального финансирования, управляемости и др.) не представляется возможным.

 

Для компаний результатом осуществления социальных программ является:

– позитивное влияние на рынок потребителей;

– позитивное влияние на акционерный капитал;

– привлечение для работы на фирме высокопрофессиональных специалистов;

– создание положительной устойчивой репутации компании в обществе. Сложившаяся практика оценки корпоративной социальной ответственности в России такова:

– Представители бизнеса осознают необходимость социальной активности компаний, многие из них готовы вкладывать в это дополнительные средства.

– Основной целью благотворительной деятельности менеджеры компаний видят улучшение имиджа компании.

– Благотворительная деятельность в России носит в целом бессистемный характер.

– Из-за недоверия к некоммерческим организациям-посредникам в основном практикуется прямая поддержка мероприятий, что мешает созданию действенной инфраструктуры рынка социальных проектов.

 

– Благотворительная деятельность в России активно развивается, но

ее развитие возможно только в случае осознания корпорациями своих выгод от благотворительной деятельности.

Существуют три наиболее популярные в мировой практике методологии измерения результатов деятельности организаций, используемые в различных отраслях экономики:

1) на основе «функционально-стоимостного анализа» (ФСА); 2) на основе «сбалансированной системы показателей»; 3) на основе «экономической добавленной стоимости» (ЭДС).

 

Критерий оценки эффективности корпорации включает следующие элементы: лидерство, стратегия, клиенты, информация, бизнес-результаты.

В методологии оценки экономического потенциала корпораций выделен подход на основе систематизации структуры общества по следующим составляющим: состояние общества, состояние хозяйства, состояние техники.

Многообразие отношений взаимодействия власти, бизнеса и общества порождает многообразие моделей их формализации (сетевая, кластерная, корпоративная), критерием функционирования которых является достижение баланса интересов участников и получение ожидаемых эффектов. Развитие частно-государственного партнерства в инновационной сфере, особенно прорывных технологий, способствует объединению на равноправной основе усилий бизнеса и власти в решении проблемы социальной ответственности. Социально-ответственно должно вести себя и общество в вопросах здорового образа жизни, семьи, духовного воспитания поколения, использования в практике национальных традиций и законодательства.

 

Оценка экономического потенциала корпоративной социальной ответственности может осуществляться по совокупным интегрированным характеристикам участников этой деятельности как однородного множества социально-экономических систем (СЭС). К этим характеристикам относят:

 

– структуру и динамику бюджетов социальных программ;

– зависимости бюджетов темпов роста выплат социального характера по отраслям промышленности от уровня оплаты труда;

– интегративные оценки социальной ответственности по группе корпоративных организаций;

– интегративные оценки социальной ответственности по группе корпоративных организаций.

Результатом, характеризующим экономический потенциал корпоративной социальной ответственности организации (ЭП), может быть прирост собственных средств организаций, формируемый под влиянием финансовых вложений республиканского и федерального уровней. Измеритель экономического потенциала корпоративной социальной ответствен-ности представляется в виде зависимости:

 

ЭП = ∆СС/(ФБ + РБ + МБ),

 

где ЭП — экономический потенциал; ∆СС — прирост собственных средств коммерческих организаций на социальные проекты; ФБ, РБ, МБ — средства бюджетов (федерального, республиканского, муниципального).

 

Отсутствие прироста собственных средств в процессах реализации социальных проектов корпораций отражает недостаточный уровень организации их осуществления. В результате таких эффектов необходима целевая направленность финансовых средств на реализацию социальных проектов, усиление контроля их использования по назначению.

 

Наиболее распространенной и актуальной задачей управления является задача выбора инвесторов и направления деятельности в сфере социальной ответственности. Методика выбора партнеров (инвесторов) вклю-чает в себя следующие этапы:

 


– формирование перечня факторов выбора на основе опыта работы организации и информации об услугах партнера;

 

– сравнительный анализ факторов выбора по расчетам и качественным оценкам;

– проверка условий соответствия критерию выбора;

– обобщение совокупности оценок факторов выбора;

– принятие решения о выборе партнера (инвестора, СЭС).

 

Исходной информацией выбора партнеров является следующий перечень факторов, учитываемых при выборе:

1) географическое размещение;

2) наличие филиалов, отделений;

3) оценки финансового состояния;

4) доходность;

5) наличие кредитования работников по оплате жилья;

6) виды финансовых операций;

7) квалификация персонала;

8) страхование жизни и здоровья персонала;

9) профессиональная ответственность персонала;

10) размер минимального пакета акций;

11) доступность и доверие руководства организаций;

12) психологическая комфортность.

 

Территориально организации-партнеры должны быть по возможности расположены в пределах оперативной досягаемости.

Для систематической реализации социальных проектов организация должна иметь достаточно финансовых средств. Существуют традиционные показатели, характеризующие финансовое состояние организаций по направлению деятельности. В практике менеджмента к ним относят коэффициент абсолютной ликвидности (Kлик ≥ 0,2) и коэффициент покрытия (Kоп ≥ 1,5—2). Каждый из указанных коэффициентов рассчитывается делением отдельных элементов или всей суммы оборотных активов предприятия на величину его краткосрочной задолженности. Общий коэффициент покрытия среди рассмотренных измерителей показывает, способна ли организация выполнять свои обязательства по социальным проектам по какому-либо направлению, не создавая затруднений для вновь образуемых организаций в социальной сфере. Решение этой задачи необходимо для аналитического обоснования выбираемых проектов.

 

В современной практике корпоративной социальной ответственности введены два вида оценочного измерителя социальной активности организации:

1) по уровню активности участия организации в осуществлении социальной ответственности на основе разнообразных мер и направлений социальной ответственности;

 


2) по уровню капиталоемкости осуществления мер социального регулирования на основе общей или удельной величины затрат из расчета на одного работающего в организации

Другой формой применения метода индексов предлагается общая оценка состояния социальной активности организаций в отношениях социальной ответственности. Направлениями оценки являются оплата труда и социальные выплаты, развитие персонала, охрана здоровья и техника безопасности, реализация социальных программ. Система показателей, на основе которой производится оценка, определяется на основе налоговой и статистической отчетности , представляемой коммерческими организациями. Она включает в себя следующие группы показателей:

 

– текущего состояния организации (отсутствие задолженности по на-логовым платежам, отсутствие задержки заработной платы и т. д.);

– характеризующие организацию как устойчиво развивающуюся систему (объем реализации продукции, производительность труда, налоги, обязательные платежи, трудовые конфликты);

– отражающие специфику деятельности организации в социальной сфере ;

– отражающие взаимодействие организации с профессиональными союзами, объединениями предпринимателей, трудовыми коллективами.

Для определения социальной активности деятельности организаций по каждому направлению предлагается учитывать их относительную значимость, которая определяется специально установленными коэффициентами. Чем больше значение коэффициента, тем большее влияние имеет данный показатель на итоговую оценку. Величина сводного показателя, оцениваемого в баллах, определяется путем их суммирования по каждому из направлений (табл. 9—12).

 

Таблица 9. Перечень показателей, применяемых для оценки эффективности социальной работы организации по направлению «Оценка труда и социальные выплаты»

 



Наименование показателя

Формула расчета показателя

Коэффициент

Значимости

          1   2 3

1. Темп роста затрат на оплату

Фонд заработной платы, отнесенный к 10

труда в общих затратах на

затратам на производство и реализацию   производство и реализацию продукции в текущем году / Фонд зара-  

продукции (работы, услуги)

ботной платы, отнесенный к затратам на         производство и реализацию продукции в         предыдущем году  

2. Соотношение темпов роста

Темп роста среднемесячной начисленной 3

среднемесячной

начисленной заработной платы за текущий год/ Темп  

заработной платы и темпов

роста объема реализованной продукции   роста объема

реализованной

   

продукции (работ, услуг)

             

Окончание таблицы 9

 

1 2 3
3. Темп роста выплат соци- Выплаты социального характера на одно- 4
ального характера на одного го работника за текущий год / Выплаты  
работника социального характера на одного работ-  
  ника в предыдущем году  
4. Темп роста выплат на до- Выплаты на дополнительные социальные 10
полнительные социальные га- гарантии на одного работника в текущем  
рантии в расчете на одного году / Выплаты на дополнительные соци-  
работника альные гарантии в предыдущем году  

 

Таблица 12. Реализация социальных программ

 

Наименование показателя

Формула расчета показателя

Коэффициент

Значимости

     

1. Темпы роста затрат на

Затраты на социальные программы для соб- 10
реализацию социальных ственных работников в текущем году / За-  

программ для собственных

траты на социальные программы для собст-  
работников   венных работников в предыдущем году  

2. Динамика затрат на реа-

(Затраты на социальные программы в теку- 10

лизацию социальных про-

щем году : Прибыль текущего года) / (За-  

грамм для собственных ра-

траты на социальные программы в преды-  
ботников   дущем году : Прибыль предыдущего года)  

3. Динамика затрат на при-

(Затраты на организацию экологически 5
родоохранную деятель- безопасного производственного процесса и  

ность по отношению к при-

возведение очистных сооружений в теку-  
были   щем году : Прибыль текущего года) / (За-  
    траты на организацию экологически безо-  
    пасного производственного процесса и воз-  
    ведение очистных сооружений в предыду-  
    щем году : Прибыль предыдущего года)  

 

Динамика предлагаемых измерителей социальной активности организаций дает возможность выполнять ее анализ в сопоставлении с доходами самого предприятия.

 

Применение метода индексов в управлении социальной ответственностью разнообразно. Наиболее распространенной и актуальной задачей является задача выбора инвесторов и направления деятельности в сфере социальной ответственности.

Практика менеджмента показывает, что регулирование отношений социальной ответственности в России инициируется государством и негосударственными некоммерческими организациями. Теория менеджмента предлагает множество механизмов для обоснования поведения в сфере отношений социальной ответственности, но непродуманная практика использования социальных технологий вызывает негативные изменения в отношениях персонала организаций, увеличение консерватизма их мышления, укрепление стереотипов поведения и управления, противостояние новым идеям.

 

Значительную роль в повышении эффективности корпоративной социальной ответственности играет интеллектуальный капитал. Интеллектуальный капитал — это люди, характеристика человеческого капитала, это продукт их умственного труда — открытия, изобретения, грамотное управление, использование и распределение всех видов ресурсов, способность принимать качественные и своевременные решения и нести всю полноту ответственности за их исполнение.

 

Чтобы интеллектуальный капитал соответствовал требованиям общества и конкретного предприятия, его необходимо постоянно поддерживать

 


и обогащать новыми знаниями, открытиями, тенденциями времени, а это требует серьезных финансовых вложений. На практике такие вложения не всегда пользуются популярностью у руководителей предприятий, хотя с точки зрения стратегического развития такое отношение со стороны менеджмента предприятий не оправдывает себя. Затраты на человеческий капитал повышают уровень его общего интеллекта, окупаются и приносят ожидаемую прибыль. Этим и определяется эффективность социальной ответственности.

 

Интеллектуальный капитал является ядром интеллектуального потенциала. Интеллектуальный потенциал — понятие, которое включает весь коллектив предприятия. Не каждый человек обладает достаточным интеллектом, способностью делать открытия, внедрять инновации, принимать рациональные решения и осуществлять грамотное управление предприятием в целом или в рамках своих обязанностей и структуры.

Обеспечить себе и обществу достойную жизнь могут только высоко-образованные люди. Образование — залог личного и общего развития и процветания; это продолжительный, сложный многогранный процесс по-лучения систематических знаний; это целенаправленная познавательная деятельность человека.

 

Большое значение в образовании имеет самообразование. Общий подход к образованию обусловливается общественными отношениями, требованиями производства, науки и техники, новыми тенденциями и течениями. Получив образование, человек вступает в следующую фазу сво-ей жизни — трудовую деятельность. Получивший определенные профессиональные знания человек вступает в уже сложившийся организм — предприятие, он пополняет интеллектуальный потенциал, а затем и интеллектуальный капитал этой структуры, если его интеллект будет использоваться для достижения целей данного предприятия . В условиях рынка интеллектуальный капитал — это товар, приносящий прибыль.

 

Новый сотрудник автоматически становится членом сложившегося корпоративного сообщества и должен трудиться согласно должностной инструкции, где четко определены его права, обязанности и ответственность соответственно своей должности. Ответственность должностного лица — это его готовность отвечать за принимаемые им управленческие решения и результаты деятельности. Индивидуальная ответственность каждого сотрудника аккумулируется в общую КСО.

 

КСО — это ответственность всех и каждого перед собой, перед обще-ством и государством. Это ответственность социума перед социумом.

 


Дата: 2019-02-02, просмотров: 470.