ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В США различают три направления социально ответственного инвестирования.

1. Первое – «просеивание» (screening) или выбор для инвестиционного портфеля бумаг тех компаний, которые отвечают заданным социальным или экологическим критериям. «Просеивание» может осуществляться по принципу исключения ("negative" или "avoidance" screening), что предполагает удаление из списка рассматриваемых объектов для инвестирования компаний, чья продукция или деловая практика противоречат этическим или моральным ценностям инвестора. Но в последнее время большую популярность обретает "positive screening" или «просеивание», предполагающее целевой поиск бумаг тех компаний, которые характеризуются положительным влиянием на развитие общества и вносят вклад в дело защиты окружающей среды.

Так как процесс «просеивания» требует значительных усилий и временных затрат на изучение корпоративной политики и деловой практики компаний, большинство социально сознательных инвесторов не могут осуществлять его самостоятельно и предпочитают для вложения своих средств обращаться в социально ответственные взаимные фонды.

Портфель социально ответственного взаимного фонда формируется профессиональными менеджерами и аналитиками, которые при оценке компаний учитывают множество аспектов, от характера производимой ими продукции и влияния их деятельности на окружающую среду до проводимой политики занятости. Фильтры, используемые социально ответственными взаимными фондами для отбора бумаг для своего портфеля, могут быть самыми различными, и каждый инвестор в зависимости от своих приоритетов имеет возможность выбрать для своих денег «правильный» фонд.

По статистике, собранной Социальным Инвестиционным Форумом (Social Investment Forum) за период 1995-2001 гг., самым частым фильтром при формировании социально ориентированных портфелей является производство табака. Такие критерии как экология, права человека, недискриминационная политика занятости, азартные игры, производство алкоголя и оружия также используются достаточно часто, в более чем 50% «просеянных» портфелей (screened portfolios).

Таблица 2.3

Критерии отбора (фильтры), используемые при формировании социальных портфелей

Широко используемые фильтры (применяются в 50% или более «просеянных» портфелей) Обычно используемые фильтры (применяются в 30% - 49% «просеянных» портфелей) Специальные фильтры (применяются менее чем в 30% «просеянных» портфелей)
• Табак • Экология • Права человека • Недискриминацион-ная политика занятости • Азартные игры • Алкоголь • Оружие • Трудовые отношения • Опыты на животных / Защита животных • Участие в местных инвестиционных программах • Благотворительная деятельность • Вознаграждение управляющих • Аборты / Контроль над рождаемостью • Международные стандарты труда


 Конечно, было бы слишком наивно полагать, что можно найти совершенные во всех отношениях компании. Оборонная компания, производящая оружие, может выступать активным сторонником расширения участия рабочих в управлении предприятием. Другая компания, изготавливающая мебель из переработанных материалов, может в процессе производства иметь токсичные отходы.

Поэтому социально ответственные фонды вынуждены выбирать между компаниями, имеющими сильные и слабые стороны, в зависимости от принятой комбинации социальных и экологических фильтров и количественных критериев. Примером количественного критерия отбора может быть процентное ограничение доли доходов от "плохой" деятельности в общей сумме доходов компании. Некоторые фонды имеют строгие критерии для отбора компаний, бумаги которых могут быть включены в их портфель, другие снисходительно относятся к тем компаниям, которые встали на путь исправления своего неправедного поведения и порочной деловой практики.

На конец 2001г. в США было зарегистрировано 230 социально ответственных взаимных фондов с активами в 153 млрд. долл. В 1999г. фондов, использующих при построении портфеля социальные и экологические фильтры, было 168. Сегодня социальные фонды присутствуют почти во всех категориях взаимных фондов: фонды акций, облигаций, сбалансированные, иностранные, индексные, денежного рынка.

Наилучшие результаты по итогам 2001г. показали социальные фонды из тех же категорий, которые лидировали и среди традиционных взаимных фондов: фонды стоимости (недооцененных акций), фонды акций малой и средней капитализации и фонды фиксированного дохода имели самую высокую доходность и испытали наибольший приток клиентских средств. Таким образом, еще раз упомянем, что следование экологическим и социальным ценностям совершенно не исключает хорошую доходность на инвестиции.

Согласно расчетам SocialFunds.com, взаимные фонды, использующие социальные или экологические критерии при отборе ценных бумаг для своего портфеля, показывают результаты, вполне сравнимые с финансовые результатами традиционных взаимных фондов. В 2001г. 6 из 57 социальных взаимных фондов, отслеживаемых SocialFunds.com, входили в число 10% взаимных фондов - лидеров по соответствующим категориям, 16 социальных фондов закончили год в верхней четверти списка всех фондов своей категории, и, наконец, 34 социальных фонда показали лучшие результаты по сравнению с половиной всех фондов своей категории. Эти данные опровергают сложившееся мнение, что социальные фонды отстают от среднерыночных показателей.

 

Таблица 2.4

Лидеры по доходности среди социально ответственных

 взаимных фондов в 2001г.

Название фонда Дата основания Активы в млн. $ 2001г. 3 года* 5 лет* 10 лет* Уровень расхо-дов, %
Bridgeway Ultra Small Company 05.08.94 54,4 34,00 25,38 18,77 - 1,50
Bridgeway Ultra Small Index 31.07.97 24,3 23,98 17,96 - - 0,75
Ariel Appreciation 01.12.89 771,3 16,23 9,94 16,99 14,19 1,26
Ariel Fund 06.11.86 619,5 14,21 11,49 15,75 13,47 1,25
Citizens Value Fund 14.06.93 18,1 13,41 13,26 14,99 - 1,95

* среднегодовая доходность
Источник: Social Investment Forum

 

Таблица 2.5

Крупнейшие по размеру активов социально ответственные взаимные фонды в 2001г.

Название фонда Дата основания Активы в млн. $ 2001г. 3 года* 5 лет* 10 лет* Уровень расхо-дов, %
Domini Social Equity 03.06.91 1207,1 -12,76 -3,14 10,45 12,41 0,92
Pax World Balanced Fund 10.08.71 1162,0 -9,09 4,04 11,92 9,85 0,96
Ariel Appreciation 01.12.89 771,3 16,23 9,94 16,99 14,19 1,26
Ariel Fund 06.11.86 619,5 14,21 11,49 15,75 13,47 1,25
Calvert Social-Balanced A 21.11.82 565,6 -5,36 -0,45 6,63 7,45 1,26

* среднегодовая доходность

Источник: Social Investment Forum

 

Наиболее известные семейства социально ответственных взаимных фондов - Calvert, Parnassus и Domini.

При огромном многообразии социально ответственных фондов есть вероятность, что любой инвестор найдет фонд, соответствующий его целям и принципам. Существует целая категория религиозных фондов, созданных специально для инвесторов, не желающих противоречить канонам своей веры. Фонды семейства MMA Praxis удовлетворяют строгим правилам протестантов-меннонитов, фонды Amana созданы для инвестиций правоверных мусульман, а фонды семейства Catholic Values и фонд Noah Fund подойдут для католиков.

Средний уровень расходов для социально ответственных взаимных фондов составляет от 1,53% до 2,00%. Этот показатель существенно ниже для большинства индексных социальных фондов. Так, в семействе фондов Vanguard появился Calvert Social Index Fund с уровнем расходов 0,25%, а компания TIAA-CREF предложила фонд Social Choice Equity fund, имеющий уровень расходов 0,27%.

Таблица 2.6

Социально ответственные индексные фонды

Название фонда Символ Уровень расходов, % С начала 2002г. 1год 3 года* 5 лет*
Domini Social Equity DSEFX 0,94 -3,62 -17,05 -5,09 8,02
Walden/BBT Domestic WDSIX 0,75 -4,50 -16,66 - -
Walden/BBT International WISIX 1,00 -6,83 -24,49 - -
TIAA-CREF Social Choice Equity TCSCX 0,27 -3,99 -16,92 - -
Vanguard Calvert Social Index Fund VCSIX 0,25 -4,38 -18,56 - -
S&P 500 - - -4,47 -17,15 -3,46 7,72

* среднегодовая доходность

Источник: Morningstar, данные на 08.02.2002

 

2. Второе направление социально ответственных инвесторов получило название "активность в роли акционеров" (shareholder activism или shareholder advocacy). Инвесторы выступают совладельцами компаний, в акции которых они инвестировали свои средства, и из статуса акционера вытекают их права и обязанности. Все большее число социально ориентированных инвесторов используют свою роль совладельцев для того, чтобы поднимать волнующие их вопросы в отношении деятельности или деловой практики компании.

Акционеры могут заострить внимание на социальных или экологических проблемах в диалоге с управляющими компании, в выступлениях и голосовании на собрании акционеров или могут попросту выразить свой протест через изъятие капиталовложений. Эти возможные действия представляют собой как бы три уровня вовлеченности, но они преследуют единую цель - информировать менеджмент компании о том, как относятся к ее деловой практике и корпоративной политике акционеры и прочие заинтересованные лица, называемые stakeholders, будь то потребители, служащие или поставщики.

Активность акционеров и скоординированность их действий при решении социальных и экологических вопросов постоянно растет. По данным Investor Responsibility Research Center, в 2001г. было принято рекордное с 1992г. число соответствующих решений и резолюций.

Таблица 2.7

Действия акционеров в 2002 г.

Громкие имена под прицелом акционеров Преследуемая акционерами цель
1 2
Disney, Federated Department Stores, Gap, Kohl's, McDonald's, Nike, Wal-Mart Отчет о критериях выбора поставщиков и субподрядчиков в целях повышения трудо-вых стандартов
ALCOA, Caterpillar, Chiquita, General Electric, Honeywell, Johnson & Johnson, Lucent Technologies Выравнивание стандартов международной деятельности, особенно в области прав че-ловека, трудовых отношений, использова-ния детского и подневольного труда
Abbott Labs, American Home Products, Bristol Myers Squibb, Eli Lilly, Merck, Pharmacia, Schering-Plough Создание ограничений для роста цен и обеспечение доступности лекарств больше-му числу людей
Albertson's, Anheuser-Busch, Aventis SA, Campbell Soup, Dow Chemical, Hain Celestial Group, Hershey Foods, Kroger, McDonald's, Monsanto, Нанесение соответствующей маркировки на генетически модифицированные продукты или прекращение их производства и рас-пространения до подведения результатов дополнительных тестов на их безопасность

Продолжение табл. 2.7

1 2
PepsiCo, Starbucks, Sysco, Tricon Global (Taco Bell/KFC) для здоровья; исследование рисков даль-нейшего использования генетически моди-фицированных продуктов.
Philip Morris Принятие на себя обязательства направлять, по крайней мере, 50% благотворительных отчислений больным, страдающим раком легких, приобретенным в результате курения
Eastman Kodak, Whirlpool Увеличение среди работающих доли лиц с физическими недостатками (прием на работу инвалидов)
BP Amoco, Chevron, ExxonMobil, Phillips Petroleum Отчет об экологических последствиях бурения нефтяных и газовых скважин в арктическом национальном заповеднике (Arctic National Wildlife Refuge) на Аляске
PepsiCo, Coca-Cola Решение проблемы переработки тары и упаковки
Apple, Compaq, Dell, Hewlett Packard, Gateway, IBM Утилизация устаревших компьютеров

3. Третье направление социально ответственных инвесторов связано с участием в социальных инвестициях - это "местные инвестиционные программы" (community investing). Средства, предоставленные инвесторами в рамках этих программ, в виде финансирования под низкий процент направляются людям, принадлежащим к малообеспеченным слоям населения, находящимся в неблагоприятных экономических условиях и проживающим в бедных городских и сельских районах США и в отсталых развивающихся странах. Без существования подобных программ эти люди не имели бы возможности получить доступ к заемным средствам в традиционных финансовых институтах.

Банки местного развития (community development banks) и кредитные союзы направляют деньги своих вкладчиков на займы для финансирования строительства муниципального жилья по доступным ценам, на развитие малого бизнеса, помощь малообеспеченным гражданам и прочие местные проекты. Существуют специальные фонды взаимопомощи (community development loan funds), являющиеся некоммерческими организациями, которые предлагают финансовые ресурсы для аналогичных проектов в районах, где население имеет доходы ниже среднего уровня. Все эти меры призваны способствовать выравниванию уровня жизни в различных районах страны и сглаживать социальную напряженность.

«Социальная прибыль» от местного инвестирования часто компенсирует инвесторам не очень высокие финансовые результаты, принося им бесценную добрую репутацию среди членов общины и удовлетворение от сознания того, что их деньги работают во благо многих людей.

 

 



Дата: 2019-02-02, просмотров: 251.