Этические нормы в корпоративной социальной ответственности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Современная деловая этика подразумевает не только определенные моральные нормы ведения бизнеса, касающиеся отношений организации с окружающей средой, но и внутреннюю — корпоративную — этику, регулирующую отношения с работниками и само их поведение. В нормах деловой этики закладываются и нормы социальной ответственности бизнеса.

 

В каждой организации, использующей труд множества работников, формируется образ мышления , определенные способы действий и поведения работников, отражающие ее организационную культуру . Организационная культура представляет специфическую совокупность норм, ценностей, убеждений, верований, мифов, ритуалов, санкций, ожиданий, привычек, которые определяют поведение работников.

 

Организационная культура каждого предприятия уникальна и неповторима. Она может формироваться целенаправленно или создаваться стихийно, но она существует всегда, и всегда оказывает свое влияние на процессы, протекающие в организации . Организационная культура задает формальные и неформальные правила поведения работников. Необходимо, чтобы эти правила соответствовали принципам КСО, нормам права и общественной морали. Создание, внедрение и поддержание этических норм — это сложная и длительная работа. Но если этой работой не заниматься, то деловая этика организации сложится стихийно, под влиянием преобладающих в коллективе сил, мнений, взглядов работников , это может привести к ситуации, когда стихийная этика противоречит целям и интересам организации.

Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.

 

Этика — совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной или профессиональной группы.

Корпоративная этика — один из важнейших элементов, объединяющих работников организации в единый социальный организм. Един-ство ценностных установок сотрудников организации создает наиболее гармоничную и динамичную форму делового сообщества.

Деловая этика — это нормы, регулирующие не только ежедневное общение сотрудников организации между собой и с непосредственным начальством, но и более глобальные отношения — между организациями и предприятиями на местном, государственном и мировом уровне.

Принципы,определяющие этичность поведения менеджера:

 

1. Принцип можно сформулировать следующим образом «Вы не должны допускать по отношению к подчиненным, к руководству, клиентам и другим таких поступков, каких бы не желали по отношению к себе».

2. Принцип недопущения необоснованного давления и нажима на коллег и подчиненных, которые могут восприниматься как насилие над личностью.

 

3. Принцип бесконфликтности.

4. Принцип справедливости, означающий обеспечение всем работникам равных прав и возможностей.

В Европе в «Социальной хартии ЕС» зафиксированы следующие обязательства работодателей перед работниками:

 

− обеспечивать своих работников работой и заработной платой, которые повышают их уровень жизни;

 

− создавать такие условия труда для работников, которые не наносят ущерб их здоровью и человеческому достоинству;

− быть честным в коммуникациях со своими работниками и обеспечивать им открытый доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции;

 

− прислушиваться и по возможности реагировать на предложения работников, их идеи, требования и жалобы;

− в случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с работниками;

− избегать дискриминационной политики и гарантировать работникам равные права и возможности независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений;

 

− стимулировать в рамках своего бизнеса использование труда работников с различным профессиональным уровнем на тех рабочих местах, где они могут принести наибольшую пользу;

 

− обеспечить охрану труда работников во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

 

− поощрять работников и помогать им в развитии необходимых навыков и знаний, внимательно относиться к серьезным проблемам занятости, сотрудничать с правительственными органами, трудовыми объединениями, другими службами и друг другом по вопросам размещения рабочей силы.

 

В настоящее время деловую этику можно рассматривать на трех иерархических уровнях.

1. Мировой уровень (гипернормы). Они основываются на общечеловеческих ценностях. Гипернормы создаются как всеобщие, глобальные правила поведения в сфере бизнеса, распространяющиеся на всех без исключения участников процесса производства и реализации товаров и ус-луг во всем мире. При этом нормы мирового уровня должны быть главенствующими по отношению к национальным и корпоративным этическим кодексам и нормам.

2. Макроуровень — нормы, устанавливаемые в масштабе отрасли или национальной экономики. Данные нормы фиксируются в отраслевых или национальных кодексах.

 

3. Микроуровень — нормы, устанавливаемые на уровне отдельного предприятия.

Таким образом, этические нормы пронизывают всю экономическую систему общества, регулируют отношения в бизнес. При возникновении конфликта между этическими нормами разных уровней его рекомендуется решать по принципу приоритетности.

 

В условиях глобализации мировые этические нормы ведения бизнеса имеют огромное значение. Они облегчают сотрудничество и взаимодействие компаний, задействованных в международных отношениях. Однако на национальном уровне основным регулятором деловой этики остаются нормы деловой культуры, принятые в отдельной стране.

 

На уровне предприятия нормы деловой этики основываются на действиях работников, в основе которых лежит три системы норм:

 

1) система правовых норм, которые письменно закреплены в законодательстве и поддерживаются судебной системой государства;

2) моральные принципы и система ценностей работника, не закрепленные ни в каких документах и закрепленных лишь в сознании;

3) система этических норм организации, т. е. социальные нормы, основанные на разделяемых работниками принципах и ценностях.

Система этических норм находится между правовыми и личными нормами. Это означает, что, с одной стороны, она опирается на законодательную систему, но, с другой стороны, дает возможность человеку определенную свободу выбора в ситуациях, которые не предусмотрены строгими правилами. Деловая этика задает свои нормы, т. е. определяет юридическую и моральную приемлемость поведения работников организации.

Одним из основных, наиболее распространенных документов, определяющих этические нормы на уровне организации, является этический кодекс. Он разрабатывается в целях формулирования и фиксирования норм этичного поведения работников. Этический кодекс — свод нравственных норм, предписываемых к исполнению работниками организации.

Этический кодекс четко формулирует и фиксирует нормы трудовых отношений в организации, делая эти нормы определенными и понятными для работников. Однако сам факт создания этического кодекса не решает всех проблем. Он лишь заявляет стандарты поведения и призывает к их реализации. При разработке этического кодекса предприятия следует учитывать следующие рекомендации:

 

– кодекс должен обладать научной основой;

– в кодексе должна быть учтена центральная роль человеческого фактора;

– при составлении кодекса необходимо очень избирательно и творчески использовать опыт передовых зарубежных разработок в сфере дело-вой этики;

 

– необходимо учитывать специфику конкретного производства;

– необходимо использовать российский исторический опыт хозяйственной жизни.

Пока не существует универсальной формы корпоративного этического кодекса, однако при его составлении рекомендуется опираться на следующие принципы:

 

1. Принцип открытости;

 

2. Принцип человеческого достоинства;

3. Принцип соучастия.

 

Помимо этического кодекса в практике управления могут использоваться и другие приемы и методы формирования этической основы менеджмента (табл. 7).

 

Таблица 7. Методы формирования этической основы менеджмента

 

Метод

Содержание и цель метода Создание корпора- Корпоративные кодексы представляют собой свод принципов и пра-

тивных кодексов

вил делового поведения. Являются центральным элементом корпо-     ративной этики. Сегодня их имеют почти все крупные корпорации и     около половины мелких фирм

Разработка «Карты

«Карта этики» — набор этических правил и рекомендаций, конкре- этики»   тизирующих этический кодекс для каждого сотрудника компании.     Часто также содержат имя и телефон консультанта компании по эти-     ческим вопросам. Метод активно применяется в японских компаниях Создание комитета Эти звенья призваны вырабатывать этическую политику предпри-

или должности спе-

ятия, решать конкретные этические проблемы, возникающие в ходе

циалиста по этике

ежедневной практики управления Обучение сотруд- Проводится, как правило, на базе семинаров и краткосрочных кур- ников основам сов. Этическая проблематика также активно интегрируется в систему

этичного поведения

высшего образования

Проведение этиче-

Этическая экспертиза — всесторонний анализ конкретного аспекта

ской экспертизы

деятельности предприятия или отдельного проекта. Результатом экс-     пертизы является система мероприятий, направленных на улучшение     морального климата, имиджа предприятия в глазах общественности.     Когда по тем или иным причинам проблемы не могут быть решены     собственными силами, приглашаются независимые консультанты по     этике со стороны

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 605.