МОДУЛЬНАЯ ЕДИНИЦА 2.3. «ОПЕРАТИВНОЕ АКУШЕРСТВО»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЗАНЯТИЕ 2.3.1. РОДОРАЗРЕШАЮЩИЕ И ПЛОДОРАЗРУШАЮЩИЕ ОПЕРАЦИИ

Учебная цель: изучить виды родоразрешающих и плодоразрушающих операций, показания, противопоказания, технику, условия выполнения, обезболивание, инструментарий.

Применяемые интерактивные формы обучения:

1. Метод проектов

2. Метод «кейсов»

3. «Мозговой штурм»

4. Дискуссия

5. Анализ реальных ситуаций практической деятельности

6. Работа в малых группах

7. Тестирование

8. Решение ситуационных задач

9. Просмотр обучающих видеофильмов «Кесарево сечение», «Вакуум-экстракция плода»

Студент должен знать:

1. Принципы асептики и антисептики;

2. Строение, топографию органов женской половой системы;

3. Виды родоразрешающих и плодоразрушающих операций, показания, противопоказания, возможные осложнения и их профилактику;

Студент должен у меть:

1. Собрать акушерско-гинекологический анамнез, оценить его;

2. Сформулировать акушерский диагноз;

3. Оценить данные УЗИ нижнего сегмента матки и рубца на матке;

4. Определить состояние плода и новорожденного;

5. Составить план ведения беременности при рубце на матке;

6. Составить план ведения родов при рубце на матке

7. Определить показания и противопоказания к кесареву сечению, наложению акушерских щипцов, вакуум-экстракора;

8. Наложить акушерские щипцы (на фантоме);

9. Наложить вакуум-экстрактор (на фантоме);

10. Оценить кровопотерю;

11. Оценить состояние новорожденного по шкале Апгар;

12. Присутствовать на операции кесарево сечение;

13. Вести медицинскую документацию.

Студент должен в ладеть:

1. Методикой ведения родильниц со швами на передней брюшной стенке (после операции кесарева сечения).

Студент должен иметь представление:

1. О технике плодоразрушающих операций.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

I. Вопросы базовых дисциплин

1. Асептика и антисептика в хирургии.

II. Вопросы, изложенные в основной и дополнительной литературе

2. Частота операции кесарева сечения (КС).

3. Показания к операции КС.

4. Противопоказания к операции КС.

5. Условия для выполнения кесарева сечения.

6. Подготовка к операции кесарева сечения.

7. Запланированное кесарево сечение.

8. Влияние кесарева сечения на плод и новорожденного.

9. Особенности обезболивания при КС.

10. Виды операции кесарева сечения.

11. Корпоральное кесарево сечение.

12. Техника операции КС в нижнем сегменте.

13. Интраоперационные осложнения.

14. Гнойно-септические осложнения и их профилактика.

15. Кесарево сечение и миома матки.

16. Хирургическая стерилизация во время КС.

17. Профилактика тромбогеморрагических осложнений.

18. Кровопотеря, оценка объема, кровесберегающие технологии.

19. Ведение послеоперационного периода.

20. Выписка из стационара.

21. Ведение беременности и родов у женщин с рубцом на матке.

22. Диспансеризация после кесарева сечения.

23. Контрацепция после кесарева сечения.

24. Акушерские щипцы. Виды.

25. Показания со стороны матери и плода для акушерских щипцов.

26. Условия для наложения акушерских щипцов.

27. Техника наложения полостных и выходных акушерских щипцов.

28. Осложнения со стороны матери и плода при наложении акушерских щипцов.

29. Вакуум-экстракция плода, показания, условия, техника, осложнения.

30. Плодоразрушающие операции. Виды. Инструментарий. Показания.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Название задания Форма контроля
1. Курация беременной с рубцом на матке 1. Листок куратора
2. Оценить данные УЗИ нижнего сегмента матки и рубца на матке 2. Интерпретация результатов
3. Составить план ведения беременности при рубце на матке 3. План ведения беременности
4. Составить план ведения родов при рубце на матке 4. План ведения родов
5. Наложить акушерские щипцы 5. Демонстрация на фантоме
6. Наложить вакуум-экстрактор 6. Демонстрация на фантоме
7. Подготовить реферат, мультимедийную презентацию не тему: «Обезболивание при акушерских операциях» «Предоперационная подготовка и послеоперационный уход» 7. Защита реферата, демонстрация презентации
8.Решение ситуационных задач 8.Ответ к задаче

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1.

Повторнородящая с доношенной беременностью поступила в родильный дом с излившимися околоплодными водами. В анамнезе кесарево сечение, выполнено 1 год назад в связи с острой гипоксией плода. Послеродовой период осложнился эндометритом.

Диагноз? Тактика?

Задача 2.

В родильный дом бригадой скорой помощи доставлена беременная, предъявляющая жалобы на головную боль и боли в эпигастральной области. ЧСС 100 в мин, АД 170/100 мм рт. ст., отеки лица, живота, ног. Размеры матки соответствуют сроку доношенной беременности, она напряжена и болезненна при пальпации, сердцебиение плода глухое, выделения из влагалища кровянистые. Диагноз? Тактика?

Задача 3.

У женщины 29 лет при сроке беременности 30-31 недель и наличии позднего гестоза в течение 3 недель на фоне повышения АД 170/100 мм рт. ст. появилась головная боль и затрудненное носовое дыхание, уменьшился диурез. При эхографии выявлены отставание фетометрических показателей на 2 недели и маловодие; при допплерометрии: увеличение резистентности кровотока в обеих маточных артериях и «критическое» состояние плодово-плацентарного кровотока. При влагалищном исследовании – «зрелая» шейка матки. Диагноз? Тактика?

Задача 4.

В родильный дом бригадой скорой помощи доставлена женщина без сознания после трех припадков эклампсии при беременности 32 недели. Состояние крайне тяжелое, АД 180/120 мм рт. ст., анурия. Сердцебиение плода глухое, 142 уд/мин. Шейка матки сформирована, канал шейки матки закрыт. Диагноз? Тактика ведения беременной?

Задача 5.

Повторнобеременная 25 лет поступила в родильное отделение с преждевременным излитием околоплодных вод при сроке беременности 38 недель. В анамнезе одни преждевременные роды, закончившиеся наложением акушерских щипцов по поводу тяжелого гестоза. Родовой деятельности нет, АД 150/90 мм рт. ст., отмечаются отеки лица, передней брюшной стенки, голеней и стоп. Положение плода продольное, тазовый конец подвижен, находится над входом в малый таз. Сердцебиение плода приглушенное, ритмичное до 140 уд/мин. При влагалищном исследовании: шейка матки длиной 2,5 см, плотная, канал шейки матки проходим для одного пальца, плодного пузыря нет, тазовый конец плода над входом в малый таз. Мыс не достижим. Диагноз? Какой метод родоразрешения целесообразно применить в данной ситуации?

Задача 6.

Роженица находится во втором периоде родов в течение 1 ч. Беременность пятая, роды четвертые, предполагаемая масса плода 4200 г. Сердцебиение плода ясное, ритмичное, 160 уд/мин. Схватки потужного характера через 3 мин по 35-40 с. Размеры таза 25-28-31-20 см. При влагалищном исследовании: открытие маточного зева полное, головка плода прижата ко входу в малый таз. Кости черепа плотные, швы и роднички выражены плохо. Мыс не достижим. Признак Вастена положительный. Диагноз? Ваша тактика?

Задача 7.

В родильное отделение доставлена повторнородящая в связи с жалобами на излитие околоплодных вод. В анамнезе: 3 года назад кесарево сечение по поводу прогрессирующей хронической гипоксии плода. Послеоперационный период осложнился нагноением и полным расхождением швов на передней брюшной стенке. Регулярной родовой деятельности нет. Размеры таза нормальные. Предполагаемая масса плода 3500 г. При влагалищном исследовании определяется «зрелая» шейка матки.

Диагноз? Ваши действия?

Задача 8.

Первородящая 35 лет, в родах 10 часов. Устала. Срок беременности 41- 42 недели. Предполагаемая масса плода 3900 г. Сердцебиение 160 ударов в минуту. При влагалищном исследовании: шейка сглажена, открытие 5 см. Плодный пузырь цел, плоской формы. Головка прижата ко входу в малый таз. Размеры таза нормальные.

Диагноз? Тактика?

Задача 9.

Повторнобеременная, первородящая, 28 лет. В анамнезе 2 самопроизвольных выкидыша. В родах 14 ч. Открытие шейки 6 см. Соразмерность головки плода и таза матери полная. Предлежание тазовое. Безводный промежуток 6 ч. КТГ – 5 баллов. Схватки редкие, короткие, слабые.

Диагноз? Тактика?

Задача 10.

Беременная в сроке 34 недели перенесла дома приступ эклампсии. При поступлении в родильный дом АД 150/100 мм рт. ст.  Предполагаемая масса плода 1500 г. Отеки лица и голеней. Белок в моче 0,66 г/л. Родовые пути к родам не готовы. Начата интенсивная комплексная терапия.

Диагноз? Правильная врачебная тактика.

Задача 11.

У роженицы с поздним гестозом средней степени тяжести при открытии шейки матки на 3-4 см появились признаки преждевременной отслойки нормально расположенной плаценты. АД на правой руке 150/100 мм рт. ст., на левой руке 140/90 мм рт. ст.  ЧСС 110 в минуту, ритмичный. Сердцебиение плода 160 ударов в минуту.

Диагноз? Действия врача?

Задача 12.

У роженицы с длительно текущим гестозом при беременности 32-34недели началась преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты. Плод погиб.

Диагноз? Действия врача.

Задача 13.

Первородящая 23 лет доставлена в роддом после припадка эклампсии, который произошел дома. Беременность 37-38 недель, состояние тяжелое, АД – 150/100 мм рт. ст. , ЧСС 98 в минуту. Выраженные отеки на ногах. Сознание заторможенное.

Диагноз? Определить тактику ведения беременной.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная литература

1. Айламазян Э.К.Айламазян Э.К. Акушерство: учебник/ Э. К. Айламазян. -9-е изд., испр. и доп. -Москва: ГЭОТАР- Медиа, 2015. -704 с.: ил. http://www.studmedlib.ru

Дополнительная литература

1. Акушерство. Национальное руководство: краткое издание/ ред. Э. К. Айламазян, ред. В. Н. Серов, ред. В. Е. Радзинский, ред. Г. М. Савельева. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 608 с. – 2015 - http://www.studmedlib.ru

2. Акушерство: учебник / Г. М. Савельева и др. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 656 с

3. Полякова В.А. Практическое акушерство/ В. А. Полякова. - Тюмень: ООО "Печатник", 2012. - 528 с

4. Руководство по амбулаторно-поликлинической помощи в акушерстве и гинекологии /под ред. В.И. Кулакова и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 1056 с.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Электронная библиотека медицинского ВУЗа http://www.studmedlib.ru; научная электронная библиотека www.elibrary.ru

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 409.