Закономерности, принципы и основные направления воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Закономерности воспитания – это устойчивые существенные взаимосвязи между компонентами воспитательного процесса. Учет и реализация таких связей являются непременными условиями достижения эффективных результатов в развитии и формировании личности.

К основным закономерностям воспитания относят следующие:

1) характер воспитания во всех исторических эпохах определяется объективными потребностями производства и интересами правящих классов общества;

2) цели, содержание и методы воспитания представляют собой целостное единство;

3) процессы обучения и воспитания неразрывно связаны;

4) воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность;

5) воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности;

6) в процессе воспитания доля педагога постепенно снижается и увеличивается активность воспитуемого;

7) содержание деятельности в процессе воспитания определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников;

8) воспитание, основанное на выявлении положительных качеств участников и опоре на них, всегда более успешно;

9) более продуктивным является воспитание, основанное на раскрытии перед учащимися перспективы их роста, обеспечении им ситуаций успеха;

10) более эффективно воспитание в коллективе и через коллектив;

11) воспитание, основанное на проявлении гуманности и уважения к личности в сочетании с высокой требовательностью, более эффективно;

12) лучшие результаты достигаются в воспитании, которое осуществляется в условиях защищенности и любви.

В организации и управлении учебно-воспитательным процессом важная роль отводится принципам воспитания.

Принципы воспитания – это исходные начала, руководящие положения, основные требования, на основе которых строится процесс воспитания, его содержание и организация. К основным из них можно отнести следующие:

• принцип народности – единства общечеловеческого и национального, любви к родному краю, его истории, культуре, народным традициям;

• принцип природосообразности воспитания (учета многогранности и целостности природы человека, его возрастных, анатомо-физиологических, региональных особенностей);

• принцип культуросоответствия воспитания;

• принцип гуманизации, демократизации воспитания;

• принцип непрерывности воспитания;

• принцип этнизации воспитания (наполнения воспитания национальным смыслом, развития национального самосознания, чувства принадлежности к

своему народу);

• принцип дифференциации и индивидуализации процесса воспитания;

• принцип последовательности, систематичности, вариативности и интегративности форм и методов воспитания;

• принцип активности и сознательности личности;

• принцип связи воспитания с жизнью и практикой;

• принцип воспитания в коллективе;

• принцип единства требований и уважения к личности;

• принцип комплексного подхода;

• принцип соответствия возрастным и индивидуальным особенностям личности.

Перечисленные принципы, отражая общие закономерности процесса воспитания, определяют требования к содержанию, организации и методам воспитательного процесса.

В воспитании выделяют несколько основных направлений: нравственное, умственное, трудовое, эстетическое, физическое, экологическое, правовое, экономическое, конфессиональное, семейное, и воспитание в обучении.

 

Методы и формы воспитания

Воспитание осуществляется с помощью системы методов, и может реализовываться в различных формах.

Формы воспитания представляют собой внешнее выражение содержания воспитания, способов организации и взаимосвязи его отдельных элементов.

Выделяют массовые, групповые и индивидуальные формы воспитания, каждая из которых имеет свою специфику. Так, массовые формы работы характеризуются эпизодичностью проведения воспитательных мероприятий и значительным количеством их участников. К ним относятся конференции, тематические вечера, смотры, конкурсы, олимпиады, фестивали, туризм и др.

Групповые формы отличаются продолжительностью и постоянством в определенной группе. Такими формами являются диспуты, коллективные творческие дела, кружки, художественная самодеятельность, спортивные секции, экскурсии и т.д. Индивидуальная воспитательная работа предполагает самостоятельную работу воспитуемого над собой под руководством воспитателя, постепенно переходящую в самовоспитание.

Методы определяют конкретные пути реализации целей воспитания, повышения эффективности организации форм.

Методы воспитания - способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства и поведение воспитуемых, направленных на выработку у них убеждений и навыков поведения.

Основными механизмами воздействия в воспитании являются:

• убеждение – логически аргументированное воздействие воспитателя на рациональную сферу сознания воспитуемых;

• внушение – воздействие воспитателя на сознание воспитуемых путем снижения сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания;

• заражение – бессознательная подверженность воспитуемых эмоциональному воздействию воспитателя;

• подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение воспитуемыми опыта воспитателя.

В современной педагогике принято выделять несколько групп методов,

положив в основу классификации важнейшие этапы целостной структуры деятельности.

Ø К первой группе относятся методы формирования сознания личности. К ним относятся метод убеждения, основными формами реализации которого являются беседы, лекции, диспуты, встречи, конференции и др. (не надо путать с формами воспитания) и метод положительного примера, т.е. целенаправленного и систематического воздействия воспитателя на воспитуемых силой личного примера, а также всеми видами положительных примеров как образцов для подражания, идеала в жизни (пример товарищей, примеры из литературы, искусства, жизнь выдающихся людей).

Ø Во вторую группу входят методы организации и формирования опыта общественного поведения, с помощью которых формируются необходимые умения, вырабатываются требуемые привычки и навыки, создающие условия для осуществления положительных внутриколлективных взаимоотношений. К ним относятся:

• метод упражнений (или метод приучения), заключающийся в организации планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий с целью их перехода в формы общественного поведения (различные виды заданий на групповую и индивидуальную деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и т.п.);

• метод педагогических требований, состоящий в предъявлении воспитуемым прямых (в виде указаний или даже приказов) или опосредованных (в виде просьбы, совета, намека и т.п.) требований;

• метод создания воспитывающих ситуаций, т.е. специально созданных педагогических условий, обеспечивающих организацию определенной формы общественного поведения. Примером таких ситуаций являются следующие: ситуация авансирования доверием, ситуация свободного выбора, ситуация соотнесения, ситуация соревнования, ситуация успеха, ситуация творчества и др.

Ø В третью группу входят методы стимулирования деятельности и поведения, к которым относятся методы поощрения и наказания, одобрения и осуждения, контроля, перспективы, общественного мнения.

Каждый метод позволяет решать определенные воспитательные задачи, но ни один из методов не является универсальным, позволяющим решить все задачи воспитания. Поэтому всегда воспитание обеспечивается применением совокупности методов.

 

Семейное воспитание

Основы структуры личности каждого человека закладываются в семье. Семья – это социальная группа, основанная на браке и родственных связях, и в то же время – это система межличностного взаимодействия, система целостная, органическая, упорядоченная, которая «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как места, где его ждут, любят, понимают, защищают.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи, процесс взаимодействия родителей и детей, который основан на родственной близости, любви и заботе, уважении и защищенности ребенка, который создает благоприятные условия для удовлетворения потребностей в развитии и саморазвитии духовно, морально и интеллектуально подготовленной личности. Семейное воспитание – это сложная система, которая зависит от многих факторов: наследственности и биологического (природного) здоровья детей и родителей, материальной обеспеченности, социального положения, уклада жизни, количества членов семьи, места проживания, отношения к ребенку и др. Все эти факторы переплетаются и проявляются по-разному в каждом конкретном случае.

Важнейшие в смысле семейного воспитания задачи семьи состоят в том, чтобы:

• создать наилучшие условия для роста и развития ребенка;

• обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;

• передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

• научить детей практическим навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

• воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

Семейное воспитание имеет также свои принципы, важнейшими из них являются:

• гуманность и милосердие к растущему человеку;

• вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

• открытость и доверительность отношений с детьми;

• оптимистичность взаимоотношений в семье;

• последовательность в своих требованиях (нельзя требовать невозможного);

• оказание помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления: физическое, эстетическое, трудовое, умственное, нравственное, среди которых особое место занимает нравственное воспитание и, в первую очередь, воспитание таких качеств как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие.

Целью семейного воспитания является формирование личностных качеств, необходимых для того, чтобы достойно преодолеть преграды и трудности, встречающиеся на жизненном пути.

В семейном воспитании наиболее часто используются такие методы как личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, контроль, поручение, похвала, сочувствие и др.

Особое значение для семейного воспитания имеет любовь к ребенку, однако, она должна быть не любой, а педагогически целесообразной, т.е. любовью во имя будущего ребенка. Слепая, неразумная родительская любовь ведет к изъянам в воспитании, порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, эгоизм.

Выделяют несколько типов неправильного воспитания детей в семье, в их числе:

• безнадзорность, бесконтрольность, когда родители слишком заняты своими делами и не уделяют необходимого внимания детям, в результате те предоставлены сами себе и часто попадают под влияние «уличных» компаний;

• гиперопека, когда ребенок находится под постоянным надзором, слышит

от родителей запреты и приказания, в результате чего может стать нерешительным, безынициативным, боязливым;

• воспитание по типу «кумира» семьи, когда ребенок привыкает быть в центре внимания, им все время восхищаются, потакают любым его желаниям и просьбам, в результате он не может правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм;

• воспитание по типу «Золушки», когда ребенок чувствует, что родители его не любят, тяготятся им. Он растет в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. В результате у ребенка может развиться невроз, чрезмерная чувствительность к невзгодам или озлобленность;

• «жестокое воспитание» когда ребенка наказывают за малейшую провинность и он растет в постоянном страхе. В результате он может стать черствым, жестким, изворотливым или агрессивным;

• воспитание в условиях повышенной моральной ответственности, когда ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать честолюбивые ожидания родителей, или когда на него возлагаются непосильные недетские заботы. В результате у детей появляются навязчивые страхи, постоянное чувство тревоги.

Неправильное семейное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

Одним из самых недопустимых методов семейного воспитания является метод физического наказания, когда на детей воздействуют с помощью страха. Такое воспитание приводит к физическим, психическим и нравственным травмам, деформирующим поведение, у детей возникают сложности в адаптации, приспособлении к коллективу, почти неизбежно начинаются проблемы с учебой. Впоследствии они сами становятся жестокими.

Наиболее оптимальный вариант взаимоотношений родителей с детьми, такой, когда обе стороны испытывают постоянную потребность общаться друг с другом, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители могут понять внутренний мир ребенка, его потребности и возрастные запросы. Для таких взаимоотношений характерны минимум приказов, команд, угроз, нравоучений и максимум умения слушать и слышать друг друга, стремления к поиску совместных решений.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 247.