Процесс обучения – это центральное явление изучаемое дидактикой и составляющее ее предмет.
Обучение представляет собой искусственно организованную познавательную деятельность, обеспечивающую ускорение индивидуального психического развития и овладения познанными закономерностями окружающего мира.
Методологической основой процесса обучения в современной дидактике является научная теория познания.
Как и процесс научного познания, процесс обучения сложен и противоречив. Его движущими силами являются противоречия – источники развития и совершенствования, которые могут быть внешними и внутренними. Первые это те, что возникают вне личности, хотя касаются ее развития, вторые, возникающие внутри процесса обучения, связанные с его участниками.
Процесс обучения имеет свою логику движения: от незнания – к знанию, от знания неполного – к знанию полному.
Естественнонаучной основой процесса обучения является учение о высшей неровной деятельности человека. Учение о типах нервной деятельности дает педагогу возможность индивидуализировать процесс обучения, а знание закономерностей движения основных нервных процессов (возбуждения и торможения) – правильно организовать его.
Процесс обучения выполняет три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую.
Образовательная функция - основная, определяющая. Главное назначение обучения – вооружение знаниями, формирование специальных и общенаучных умений и навыков.
Воспитательная функция предполагает формирование мировоззрения обучаемых, их духовных, нравственных, трудовых, эстетических представлений, а также убеждений, принципов, взглядов и т.п.
Развивающая функция обеспечивает процесс совершенствования личности, развивает ее восприятие, мышление, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы.
Эти функции взаимосвязаны.
Процесс обучения имеет определенную структуру, она состоит из следующих элементов: цель, содержание, обучаемый (ученик), обучающий (учитель) и принципы, методы, средства, формы обучения.
Цель обучения – это социальный заказ, т.е. тот или иной объем и соответствующее качество знаний, которым должен овладеть учащийся. Содержание обучения – это часть социального опыта (социальной культуры), которую должен усвоить обучаемый.
Обучающий в функции преподавателя выступает как субъект процесса обучения. Он определяет и цель учебного процесса, и содержание учебного материала, и структуру занятия, и методы учебной деятельности. Он сам организует учебную работу обучаемых, создавая для этого благоприятные условия. Таким образом, учитель руководит процессом обучения.
Ученик – лицо, заинтересованное в учении. Он проявляет свою активность. В этом смысле и он, и преподаватель стремятся к сотрудничеству.
Такова структура процесса обучения. Взаимодействие ее элементов и составляет данный процесс.
Процесс обучения характеризуется многими закономерностями, наиболее важные из которых следующие:
1. Процесс обучения обусловлен потребностями общества в образованных и всесторонне развитых людях, которые продолжают развитие общества и государства.
2. Процесс обучения является основной частью комплексного учебно-воспитательного процесса учебного заведения.
3. Процесс обучения является единым и закономерным, т.е. его образовательная, воспитательная и развивающая функции неразрывно связаны и представляют собой единое целое.
4. Процесс обучения зависит от реальных учебных и возрастных особенностей обучаемых.
5. Процесс обучения закономерно зависит от материальных условий учебного заведения (учебных помещений, оборудования, финансирования и
др.).
6. Закономерной является и руководящая роль преподавателя при сознательной активности познавательной деятельности обучаемых.
Принципы и методы обучения
Учебный процесс подчиняется многим законам, из которых вытекают принципы обучения, т.е. руководящие исходные положения, имеющие нормативный характер, относящиеся по всему учебному процессу в целом и
позволяющие обеспечить его эффективную организацию.
На сегодняшний день в современной дидактике можно выделить следующие принципы обучения:
• сознательности, активности и самостоятельности в обучении, что предполагает осознание обучаемым целей, задач и практического значения
обучения, использование методов, приемов и средств, стимулирующих их познавательную активность, а также проявление инициативы и творчества в процессе учебной работы;
• наглядности и доступности обучения, что требует в учебном процессе единства абстрактного и конкретного (материально-предметного, наглядно-образного и др.), научного и эмпирического, а также учета индивидуальных
уровней развития и творческих способностей обучаемых;
• систематичности, последовательности и комплексности в обучении, что требует давать обучаемым строгую систему знаний, связывать новый материал с ранее изученным, обеспечивать контроль хода процесса обучения, четко планировать учебные занятия, соблюдать логическую связь и последовательность изучения материала;
• обучения на высоком уровне трудности, что предполагает воспитание у обучаемых сознательного отношения к преодолению реальных трудностей учебной деятельности, создание условий, требующих от них определенных усилий в процессе учебной работы;
• прочности овладения знаниями, умениями и навыками, что предполагает разъяснения обучаемым значения изучаемого материала для их практической деятельности, выработку установки на длительное и прочное запоминание, систематически организованное повторение и применение учебного материала в практической деятельности, ведение систематического контроля за усвоением изученного материала;
• группового и индивидуального подхода в обучении, что предполагает обучение эффективной совместной деятельности и формирование в учебных группах благоприятного психологического климата;
• гуманистической направленности обучения, что требует формирования всесторонне развитой личности с учетом ее индивидуальности и социальных условий;
• научности обучения и связи его с практикой и опытом учащихся, что требует соответствия содержания образования современным научным представлениям, сочетание изучения теоретического материала с практическими занятиями, где показывается практическое приложение теоретических знаний;
• преемственности и перспективности в обучении, что предполагает использование ранее полученных знаний, а также построение обучения с учетом перспективы, т.е. подготовки учеников к восприятию более трудного материала.
Основными условиями эффективности обучения являются обеспечение достаточной мотивации, соответствие методов и содержания обучения возможностями обучаемых, позитивное взаимодействие учителя и ученика.
Метод – это способ осуществления деятельности, обеспечивающий достижение поставленной цели.
Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и обучаемого, направленные на решение комплекса задач учебного процесса. В дидактике метод обучения означает упорядоченный способ достижения учебно-воспитательных целей. Методы обучения являются носителями функций обучения.
При выборе методов необходимо учитывать цели и задачи обучения; особенности содержания обучения; уровень развития коллектива и каждого обучаемого в отдельности; возможность использования разнообразных организационных форм обучения; умения и навыки преподавателя, его личный опыт.
Выделяют методы общие и частные. Общие разрабатывает дидактика,
частные – методика преподавания предметов.
Удобно классифицировать методы обучения по этапам (или стадиям) учебного процесса. Наиболее часто используются такие методы обучения, как рассказ, беседа, лекция, объяснение, инструктаж, иллюстрация, демонстрация, игра, работа с учебником, лабораторная работа, упражнения, опрос, контрольная работа. Выбор определенного метода определяется дидактической задачей, которая решается на том или ином этапе процесса обучения.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 382.