Предмет и задачи педагогики
Современная педагогика занимает особое место в системе наук о человеке.
Она изучает и решает проблемы воспитания, обучения, образования и развития человека, возникающие на разных этапах его жизни в различных условиях социально-экономического и научно-технического развития общества, которое постоянно ставит новые задачи в области образования и воспитания.
Педагогическая отрасль знаний является одной из самых древних, она
практически неотделима и всегда сопровождала процесс развития общества.
Прогрессивное развитие человечества стало возможным лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Чем больше развивалось и усложнялось производство, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании – в целенаправленной передаче им опыта человечества.
Образование и воспитание превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. Как особая наука, педагогика была выделена из системы философских знаний в начале XVIII века.
Педагогика изучает закономерности, принципы, содержание, методы, формы образования, воспитания, обучения.
Педагогика как и другие науки имеет свой предмет и объект.
Объект познания в педагогике - человек, развивающийся в результате
воспитательных отношений.
Предмет педагогики - воспитательные отношения, обеспечивающие
развитие человека.
Следовательно, педагогика - это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе развития человека, на основе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением.
Педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство. Это связано с тем, что воспитание всегда имеет два аспекта - теоретический и практический.
Теоретический аспект воспитания является предметом научно-педагогического исследования. В этом смысле педагогика выступает как наука и представляет собой совокупность теоретических и методических идей по вопросам воспитания.
Практическая же воспитательная деятельность требует от педагога овладения соответствующими воспитательными умениями и навыками, которые могут иметь различную степень совершенства и достигать уровня педагогического искусства.
Основными задачами педагогики являются следующие:
• изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на воспитание;
• определение целей воспитания;
• разработка содержания воспитания;
• исследование и разработка методов воспитания.
Особенностью педагогики является то, что основное место в ней занимает, во-первых, процесс формирования высокогуманистических взаимоотношений педагога и обучающихся, включающих взаимное доверие, уважение, разумную требовательность, заботу о всестороннем развитии каждого с учетом индивидуальности; во-вторых, организация учебно-воспитательного процесса, который обеспечил бы творческое усвоение социального опыта и современной культуры по основным видам деятельности, а также гуманизация, демократия и гуманитаризация обучения и воспитания.
Основные понятия и категории педагогики
Педагогика как наука использует свои понятия. Их достаточно много, весь понятийно-терминологический аппарат педагогики включает более тысячи понятий, с которыми можно познакомиться в специальных толковых словарях (например, "Краткий педагогический словарь пропагандиста" под общ. ред. М.И. Кондакова, А.С. Вишнякова, М.: Политиздат, 1988).
Наиболее емкими и общими понятиями, отражающими сущность науки являются: "воспитание", "развитие", "образование", "обучение", "воспитательные отношения", "самовоспитание", "самообразование". Рассмотрим эти категории более подробно.
Развитие человека - это непрерывный, необратимый и закономерный процесс изменения его качеств и свойств, становления его личности под воздействием различных факторов. Различают развитие физическое, психическое, духовное и социальное.
Воспитание – это целенаправленное создание социальных условий для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду; это целенаправленное развитие личности на основе формирования:
• определенных отношений к предметам и явлениям окружающего мира;
• мировоззрения;
• поведения (как проявления отношений и мировоззрения).
Категория "воспитание" - одна из основных в педагогике.
Можно выделить следующие виды воспитания: умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и т. п. Развитие каждого человека обеспечивается через воспитание.
Образование - процесс и результат усвоения определенного уровня общечеловеческой культуры в виде системы знаний, умений, навыков, отношений путем воспитания и обучения. Данный процесс осуществляется в специально организованной системе внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Такая образовательная система включает в себя учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. Все образовательные учреждения в государстве объединены в систему образования, которая и обеспечивает управление развитием человека.
Обучение - познавательный процесс, осуществляющийся в особых, специально созданных условиях при взаимодействии обучающего (учителя) и обучаемого (ученика), в результате чего достигается образование и происходит общее развитие личности. Оно представляет собой процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений при взаимодействии педагога и учащихся.
Как процесс, обучение включает в себя две части: преподавание (деятельность педагога), в ходе которого осуществляется передача системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
Воспитательные отношения - это одна из разновидностей отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.
Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством собственных внутренних факторов, обеспечивающих развитие. Он представляет собой целенаправленную, активную личную деятельность людей, способствующую формированию и развитию у них положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с требованиями общества и деятельности.
Самообразование - это целеустремленная работа человека по расширению
и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений.
Воспитание и образование – это процессы целенаправленного (управляемого) формирования и развития личности в соответствии с требованиями общества.
Для осуществления процесса образования в обществе создана специальная система образования, позволяющая обеспечить дошкольное образование (детские ясли, сад); общее образование трех ступеней: начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее в школах, гимназиях, лицеях; дополнительное образование (музыкальные, художественные и т.п. школы); среднее профессиональное (техникумы, колледжи) и высшее профессиональное (ВУЗы).
Государственная политика при построении системы образования строится на принципах:
• автономности образования, что означает относительную самостоятель-
ность учреждений образования, возможность иметь свой учебный план, про-
граммы и т.п.;
• адаптированности образования, т.е. приспособленности системы обра-
зования к уровням и особенностям воспитанников;
• демократизации образования, т.е ликвидации монополии государства
на образование;
· единства культурного и образовательного пространства, что означает
учет местных уровней социально-экономического и культурного развития.
Принципы и методы обучения
Учебный процесс подчиняется многим законам, из которых вытекают принципы обучения, т.е. руководящие исходные положения, имеющие нормативный характер, относящиеся по всему учебному процессу в целом и
позволяющие обеспечить его эффективную организацию.
На сегодняшний день в современной дидактике можно выделить следующие принципы обучения:
• сознательности, активности и самостоятельности в обучении, что предполагает осознание обучаемым целей, задач и практического значения
обучения, использование методов, приемов и средств, стимулирующих их познавательную активность, а также проявление инициативы и творчества в процессе учебной работы;
• наглядности и доступности обучения, что требует в учебном процессе единства абстрактного и конкретного (материально-предметного, наглядно-образного и др.), научного и эмпирического, а также учета индивидуальных
уровней развития и творческих способностей обучаемых;
• систематичности, последовательности и комплексности в обучении, что требует давать обучаемым строгую систему знаний, связывать новый материал с ранее изученным, обеспечивать контроль хода процесса обучения, четко планировать учебные занятия, соблюдать логическую связь и последовательность изучения материала;
• обучения на высоком уровне трудности, что предполагает воспитание у обучаемых сознательного отношения к преодолению реальных трудностей учебной деятельности, создание условий, требующих от них определенных усилий в процессе учебной работы;
• прочности овладения знаниями, умениями и навыками, что предполагает разъяснения обучаемым значения изучаемого материала для их практической деятельности, выработку установки на длительное и прочное запоминание, систематически организованное повторение и применение учебного материала в практической деятельности, ведение систематического контроля за усвоением изученного материала;
• группового и индивидуального подхода в обучении, что предполагает обучение эффективной совместной деятельности и формирование в учебных группах благоприятного психологического климата;
• гуманистической направленности обучения, что требует формирования всесторонне развитой личности с учетом ее индивидуальности и социальных условий;
• научности обучения и связи его с практикой и опытом учащихся, что требует соответствия содержания образования современным научным представлениям, сочетание изучения теоретического материала с практическими занятиями, где показывается практическое приложение теоретических знаний;
• преемственности и перспективности в обучении, что предполагает использование ранее полученных знаний, а также построение обучения с учетом перспективы, т.е. подготовки учеников к восприятию более трудного материала.
Основными условиями эффективности обучения являются обеспечение достаточной мотивации, соответствие методов и содержания обучения возможностями обучаемых, позитивное взаимодействие учителя и ученика.
Метод – это способ осуществления деятельности, обеспечивающий достижение поставленной цели.
Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и обучаемого, направленные на решение комплекса задач учебного процесса. В дидактике метод обучения означает упорядоченный способ достижения учебно-воспитательных целей. Методы обучения являются носителями функций обучения.
При выборе методов необходимо учитывать цели и задачи обучения; особенности содержания обучения; уровень развития коллектива и каждого обучаемого в отдельности; возможность использования разнообразных организационных форм обучения; умения и навыки преподавателя, его личный опыт.
Выделяют методы общие и частные. Общие разрабатывает дидактика,
частные – методика преподавания предметов.
Удобно классифицировать методы обучения по этапам (или стадиям) учебного процесса. Наиболее часто используются такие методы обучения, как рассказ, беседа, лекция, объяснение, инструктаж, иллюстрация, демонстрация, игра, работа с учебником, лабораторная работа, упражнения, опрос, контрольная работа. Выбор определенного метода определяется дидактической задачей, которая решается на том или ином этапе процесса обучения.
Методы и формы воспитания
Воспитание осуществляется с помощью системы методов, и может реализовываться в различных формах.
Формы воспитания представляют собой внешнее выражение содержания воспитания, способов организации и взаимосвязи его отдельных элементов.
Выделяют массовые, групповые и индивидуальные формы воспитания, каждая из которых имеет свою специфику. Так, массовые формы работы характеризуются эпизодичностью проведения воспитательных мероприятий и значительным количеством их участников. К ним относятся конференции, тематические вечера, смотры, конкурсы, олимпиады, фестивали, туризм и др.
Групповые формы отличаются продолжительностью и постоянством в определенной группе. Такими формами являются диспуты, коллективные творческие дела, кружки, художественная самодеятельность, спортивные секции, экскурсии и т.д. Индивидуальная воспитательная работа предполагает самостоятельную работу воспитуемого над собой под руководством воспитателя, постепенно переходящую в самовоспитание.
Методы определяют конкретные пути реализации целей воспитания, повышения эффективности организации форм.
Методы воспитания - способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства и поведение воспитуемых, направленных на выработку у них убеждений и навыков поведения.
Основными механизмами воздействия в воспитании являются:
• убеждение – логически аргументированное воздействие воспитателя на рациональную сферу сознания воспитуемых;
• внушение – воздействие воспитателя на сознание воспитуемых путем снижения сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания;
• заражение – бессознательная подверженность воспитуемых эмоциональному воздействию воспитателя;
• подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение воспитуемыми опыта воспитателя.
В современной педагогике принято выделять несколько групп методов,
положив в основу классификации важнейшие этапы целостной структуры деятельности.
Ø К первой группе относятся методы формирования сознания личности. К ним относятся метод убеждения, основными формами реализации которого являются беседы, лекции, диспуты, встречи, конференции и др. (не надо путать с формами воспитания) и метод положительного примера, т.е. целенаправленного и систематического воздействия воспитателя на воспитуемых силой личного примера, а также всеми видами положительных примеров как образцов для подражания, идеала в жизни (пример товарищей, примеры из литературы, искусства, жизнь выдающихся людей).
Ø Во вторую группу входят методы организации и формирования опыта общественного поведения, с помощью которых формируются необходимые умения, вырабатываются требуемые привычки и навыки, создающие условия для осуществления положительных внутриколлективных взаимоотношений. К ним относятся:
• метод упражнений (или метод приучения), заключающийся в организации планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий с целью их перехода в формы общественного поведения (различные виды заданий на групповую и индивидуальную деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и т.п.);
• метод педагогических требований, состоящий в предъявлении воспитуемым прямых (в виде указаний или даже приказов) или опосредованных (в виде просьбы, совета, намека и т.п.) требований;
• метод создания воспитывающих ситуаций, т.е. специально созданных педагогических условий, обеспечивающих организацию определенной формы общественного поведения. Примером таких ситуаций являются следующие: ситуация авансирования доверием, ситуация свободного выбора, ситуация соотнесения, ситуация соревнования, ситуация успеха, ситуация творчества и др.
Ø В третью группу входят методы стимулирования деятельности и поведения, к которым относятся методы поощрения и наказания, одобрения и осуждения, контроля, перспективы, общественного мнения.
Каждый метод позволяет решать определенные воспитательные задачи, но ни один из методов не является универсальным, позволяющим решить все задачи воспитания. Поэтому всегда воспитание обеспечивается применением совокупности методов.
Семейное воспитание
Основы структуры личности каждого человека закладываются в семье. Семья – это социальная группа, основанная на браке и родственных связях, и в то же время – это система межличностного взаимодействия, система целостная, органическая, упорядоченная, которая «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как места, где его ждут, любят, понимают, защищают.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи, процесс взаимодействия родителей и детей, который основан на родственной близости, любви и заботе, уважении и защищенности ребенка, который создает благоприятные условия для удовлетворения потребностей в развитии и саморазвитии духовно, морально и интеллектуально подготовленной личности. Семейное воспитание – это сложная система, которая зависит от многих факторов: наследственности и биологического (природного) здоровья детей и родителей, материальной обеспеченности, социального положения, уклада жизни, количества членов семьи, места проживания, отношения к ребенку и др. Все эти факторы переплетаются и проявляются по-разному в каждом конкретном случае.
Важнейшие в смысле семейного воспитания задачи семьи состоят в том, чтобы:
• создать наилучшие условия для роста и развития ребенка;
• обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;
• передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
• научить детей практическим навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
• воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».
Семейное воспитание имеет также свои принципы, важнейшими из них являются:
• гуманность и милосердие к растущему человеку;
• вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
• открытость и доверительность отношений с детьми;
• оптимистичность взаимоотношений в семье;
• последовательность в своих требованиях (нельзя требовать невозможного);
• оказание помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления: физическое, эстетическое, трудовое, умственное, нравственное, среди которых особое место занимает нравственное воспитание и, в первую очередь, воспитание таких качеств как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие.
Целью семейного воспитания является формирование личностных качеств, необходимых для того, чтобы достойно преодолеть преграды и трудности, встречающиеся на жизненном пути.
В семейном воспитании наиболее часто используются такие методы как личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, контроль, поручение, похвала, сочувствие и др.
Особое значение для семейного воспитания имеет любовь к ребенку, однако, она должна быть не любой, а педагогически целесообразной, т.е. любовью во имя будущего ребенка. Слепая, неразумная родительская любовь ведет к изъянам в воспитании, порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, эгоизм.
Выделяют несколько типов неправильного воспитания детей в семье, в их числе:
• безнадзорность, бесконтрольность, когда родители слишком заняты своими делами и не уделяют необходимого внимания детям, в результате те предоставлены сами себе и часто попадают под влияние «уличных» компаний;
• гиперопека, когда ребенок находится под постоянным надзором, слышит
от родителей запреты и приказания, в результате чего может стать нерешительным, безынициативным, боязливым;
• воспитание по типу «кумира» семьи, когда ребенок привыкает быть в центре внимания, им все время восхищаются, потакают любым его желаниям и просьбам, в результате он не может правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм;
• воспитание по типу «Золушки», когда ребенок чувствует, что родители его не любят, тяготятся им. Он растет в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. В результате у ребенка может развиться невроз, чрезмерная чувствительность к невзгодам или озлобленность;
• «жестокое воспитание» когда ребенка наказывают за малейшую провинность и он растет в постоянном страхе. В результате он может стать черствым, жестким, изворотливым или агрессивным;
• воспитание в условиях повышенной моральной ответственности, когда ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать честолюбивые ожидания родителей, или когда на него возлагаются непосильные недетские заботы. В результате у детей появляются навязчивые страхи, постоянное чувство тревоги.
Неправильное семейное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.
Одним из самых недопустимых методов семейного воспитания является метод физического наказания, когда на детей воздействуют с помощью страха. Такое воспитание приводит к физическим, психическим и нравственным травмам, деформирующим поведение, у детей возникают сложности в адаптации, приспособлении к коллективу, почти неизбежно начинаются проблемы с учебой. Впоследствии они сами становятся жестокими.
Наиболее оптимальный вариант взаимоотношений родителей с детьми, такой, когда обе стороны испытывают постоянную потребность общаться друг с другом, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители могут понять внутренний мир ребенка, его потребности и возрастные запросы. Для таких взаимоотношений характерны минимум приказов, команд, угроз, нравоучений и максимум умения слушать и слышать друг друга, стремления к поиску совместных решений.
Предмет и задачи педагогики
Современная педагогика занимает особое место в системе наук о человеке.
Она изучает и решает проблемы воспитания, обучения, образования и развития человека, возникающие на разных этапах его жизни в различных условиях социально-экономического и научно-технического развития общества, которое постоянно ставит новые задачи в области образования и воспитания.
Педагогическая отрасль знаний является одной из самых древних, она
практически неотделима и всегда сопровождала процесс развития общества.
Прогрессивное развитие человечества стало возможным лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Чем больше развивалось и усложнялось производство, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании – в целенаправленной передаче им опыта человечества.
Образование и воспитание превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. Как особая наука, педагогика была выделена из системы философских знаний в начале XVIII века.
Педагогика изучает закономерности, принципы, содержание, методы, формы образования, воспитания, обучения.
Педагогика как и другие науки имеет свой предмет и объект.
Объект познания в педагогике - человек, развивающийся в результате
воспитательных отношений.
Предмет педагогики - воспитательные отношения, обеспечивающие
развитие человека.
Следовательно, педагогика - это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе развития человека, на основе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением.
Педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство. Это связано с тем, что воспитание всегда имеет два аспекта - теоретический и практический.
Теоретический аспект воспитания является предметом научно-педагогического исследования. В этом смысле педагогика выступает как наука и представляет собой совокупность теоретических и методических идей по вопросам воспитания.
Практическая же воспитательная деятельность требует от педагога овладения соответствующими воспитательными умениями и навыками, которые могут иметь различную степень совершенства и достигать уровня педагогического искусства.
Основными задачами педагогики являются следующие:
• изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на воспитание;
• определение целей воспитания;
• разработка содержания воспитания;
• исследование и разработка методов воспитания.
Особенностью педагогики является то, что основное место в ней занимает, во-первых, процесс формирования высокогуманистических взаимоотношений педагога и обучающихся, включающих взаимное доверие, уважение, разумную требовательность, заботу о всестороннем развитии каждого с учетом индивидуальности; во-вторых, организация учебно-воспитательного процесса, который обеспечил бы творческое усвоение социального опыта и современной культуры по основным видам деятельности, а также гуманизация, демократия и гуманитаризация обучения и воспитания.
Основные понятия и категории педагогики
Педагогика как наука использует свои понятия. Их достаточно много, весь понятийно-терминологический аппарат педагогики включает более тысячи понятий, с которыми можно познакомиться в специальных толковых словарях (например, "Краткий педагогический словарь пропагандиста" под общ. ред. М.И. Кондакова, А.С. Вишнякова, М.: Политиздат, 1988).
Наиболее емкими и общими понятиями, отражающими сущность науки являются: "воспитание", "развитие", "образование", "обучение", "воспитательные отношения", "самовоспитание", "самообразование". Рассмотрим эти категории более подробно.
Развитие человека - это непрерывный, необратимый и закономерный процесс изменения его качеств и свойств, становления его личности под воздействием различных факторов. Различают развитие физическое, психическое, духовное и социальное.
Воспитание – это целенаправленное создание социальных условий для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду; это целенаправленное развитие личности на основе формирования:
• определенных отношений к предметам и явлениям окружающего мира;
• мировоззрения;
• поведения (как проявления отношений и мировоззрения).
Категория "воспитание" - одна из основных в педагогике.
Можно выделить следующие виды воспитания: умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и т. п. Развитие каждого человека обеспечивается через воспитание.
Образование - процесс и результат усвоения определенного уровня общечеловеческой культуры в виде системы знаний, умений, навыков, отношений путем воспитания и обучения. Данный процесс осуществляется в специально организованной системе внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Такая образовательная система включает в себя учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. Все образовательные учреждения в государстве объединены в систему образования, которая и обеспечивает управление развитием человека.
Обучение - познавательный процесс, осуществляющийся в особых, специально созданных условиях при взаимодействии обучающего (учителя) и обучаемого (ученика), в результате чего достигается образование и происходит общее развитие личности. Оно представляет собой процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений при взаимодействии педагога и учащихся.
Как процесс, обучение включает в себя две части: преподавание (деятельность педагога), в ходе которого осуществляется передача системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
Воспитательные отношения - это одна из разновидностей отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.
Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством собственных внутренних факторов, обеспечивающих развитие. Он представляет собой целенаправленную, активную личную деятельность людей, способствующую формированию и развитию у них положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с требованиями общества и деятельности.
Самообразование - это целеустремленная работа человека по расширению
и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений.
Воспитание и образование – это процессы целенаправленного (управляемого) формирования и развития личности в соответствии с требованиями общества.
Для осуществления процесса образования в обществе создана специальная система образования, позволяющая обеспечить дошкольное образование (детские ясли, сад); общее образование трех ступеней: начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее в школах, гимназиях, лицеях; дополнительное образование (музыкальные, художественные и т.п. школы); среднее профессиональное (техникумы, колледжи) и высшее профессиональное (ВУЗы).
Государственная политика при построении системы образования строится на принципах:
• автономности образования, что означает относительную самостоятель-
ность учреждений образования, возможность иметь свой учебный план, про-
граммы и т.п.;
• адаптированности образования, т.е. приспособленности системы обра-
зования к уровням и особенностям воспитанников;
• демократизации образования, т.е ликвидации монополии государства
на образование;
· единства культурного и образовательного пространства, что означает
учет местных уровней социально-экономического и культурного развития.
История и перспективы развития педагогики
В системе развития педагогических знаний можно выделить три периода развития педагогики как науки.
ü I период – педагогические знания донаучного периода, представляющие собой обобщенный, систематизированный и воплощенный в форму народной мудрости поколений эмпирический опыт воспитания и образования. Сейчас систему таких знаний относят к народной педагогике, основой которой являются семейное и общественное воспитание, народное творчество, народная мудрость, нашедшая отражение в афоризмах, крылатых словах, заповедях, сказках, пословицах и поговорках, традициях и обычаях народа.
ü II период – возникновение теоретических педагогических концепций
для построения системы светского образования. Данный период характеризуется прежде всего педагогическими идеями и положениями, которые содержались в древних философских системах. Много таких идей можно найти в трудах древнегреческих философов Гераклита (530 – 470 гг. до н.э.), Демокрита (460 – 480 гг. до н.э.), Сократа (469 – 399 гг. до н.э.), Платона (427 – 347 гг. до н.э.), Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) и др.
Сам термин “педагогика” тоже ведет свое происхождение из античной
Греции, также как и многие другие понятия и термины, например, “школа”,
“гимназия”, “лицей” и др.
Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Он учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить.
Ученик Сократа – философ Платон – основал собственную школу, где читал ученикам лекции. Он считал, что познание должно приносить радость, поэтому важно делать учебный процесс приятным и полезным во всех отношениях.
Продолжателем педагогического наследия Платона стал его ученик Аристотель, который тоже создал свою школу, в которой он стремился повышать общую культуру человека. Он многое внес в педагогику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными и все граждане должны получать единое воспитание. Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части целого. Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, при этом он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного.
Мысли о воспитании человека, формировании его личности находили свое место также в философских трудах ученых других стран, например, у Конфуция (Древний Китай) и Квинтилиана (Древний Рим) и др.
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-
богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. В это время античная идея о всестороннем развитии личности была предана забвению.
Вновь идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться в эпоху Возрождения (XIV – XVI века) в работах философов раннего социализма-утопизма. Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку, процветавшие в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от основ феодального угнетения и религиозного аскетизма.
Самостоятельное развитие педагогики как науки связано с именем чешского ученого Яна Амоса Коменского (1592 - 1670), который в своем знаменитом труде “Великая дидактика” разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми, создал стройную педагогическую систему, прогрессивную по своему содержанию и актуальную до сих пор. Многое из того, что есть в современной школе, выросло из дидактики Коменского, к этому можно отнести: всеобщее образование (без различий национальностей, класса, пола), метод наглядного обучения, индивидуальный подход, режим и порядок школьного образования, значение физических упражнений, обязательность музыки среди школьных предметов, чередование занятий и отдыха, предметные кабинеты, сад или площадку при школе. Коменский выдвинул идею непрерывности образования (учить на протяжении всей жизни), разработал систему дошкольного и школьного обучения и воспитания, говорил о том, что в каждом государстве должны быть академии – высшие школы для молодежи с 18 до 24 лет, а также “школы зрелого возраста”.
В период развития капитализма педагогические концепции разрабатывали ученые разных стран: во Франции – Жан Жак Руссо (1712 - 1778), в Англии – Джон Локк (1632 - 1704), в Швейцарии – Генрих Песталоцци (1746 - 1827), в Германии – Адольф Дистервег (1790 - 1866).
Джон Локк в своем труде “Мысли о воспитании ” уделял большое внимание психологическим основам воспитания, а также нравственному формированию личности.
Жан Жак Руссо, наоборот, исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а потому следует предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Свои педагогически воззрения он изложил в книге «Эмиль, или О воспитании».
Идеи Руссо получили свое дальнейшее развитие и практическое воплощение в трудах швейцарского педагога Генриха Песталоцци, который утверждал, что цель обучения – в развитии человечности, в гармоническом развитии всех сил и способности человека. Его главная заслуга состоит в разработке дидактики начального обучения. Согласно теории Песталоцци, элементарное образование должно включать умственное, нравственное, физическое и трудовое воспитание, чтобы в итоге получить гармонично развитого человека. Свои мысли он изложил сочинении «Лингард и Гертруда».
Основоположником научной педагогики в России является Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870). Он разработал цельную педагогическую (дидактическую) систему, стержнем которой стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование. В своем капитальном труде “Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии” (1868 - 1869) он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета в процессе обучения. По мнению Ушинского, цель воспитания – формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности.
Этот период характеризуется также педагогическими идеями А. Герцена, В. Белинского, М. Добролюбова, Н. Чернышевского, Л. Толстого и др.
ü III период – становление и развитие современной педагогики как научной системы, методологической основой которой стал диалектический подход к теории развития личности, общества, человечества, целостный всесторонний подход к формированию личности. Этот период представлен трудами таких известных педагогов и психологов, как С.Т. Шацкий (1878 - 1934) А.П. Пинкевич (1883 - 1939), А.С. Макаренко (1888 - 1939), П.П. Блонский (1884 - 1941), В.А. Сухомлинский (1918 - 1970) и др.
В 50-е – 60-е годы прошлого столетия в области педагогической науки
произошли значительные изменения, рамки ее существенно раздвинулись. Педагогика к этому времени превратилась в развитую дисциплину, располагающую рядом новых теорий воспитания и обучения. Так, Л.Н. Ланда сформулировал теорию алгоритмизации программированного обучения, М.И. Махмутов разработал целостную систему проблемного обучения, С.Л. Рубинштейн дал развернутую характеристику учения как усвоения знаний, теория развивающего обучения нашла отражение в работах В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова. П.Я. Гальперин разработал теорию поэтапного формирования умственных действий, развитие которой нашло свое отражение в трудах С.С. Костюка, А.М. Матюшкина, Н.А. Менчинской и др.
Большой вклад в развитие современной педагогики внесли учителя-новаторы В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильин, С.И. Лысенкова, Ш. Амонашвили и др. Они выдвинули идею новых взаимоотношений с обучаемыми в процессе обучения и воспитания, разработали теорию сотрудничества педагога и учащегося, апробировали на практике идеи обучения без принуждения, обучение с опережением, большими блоками, новые формы работы, формирование интеллектуального фона класса на основе дифференциации и индивидуализации обучения исходя из того, что каждый обучающийся – личность, индивидуальность со своими возможностями и задатками.
Таким образом, в своем развитии педагогика опирается:
• на педагогическое наследие прошлого (многие идеи ученых прошлых ве-
ков актуальны и сегодня);
• на современные педагогические исследования (они обогащают педагоги-
ческую мысль новыми идеями);
• на передовой педагогический опыт (это дает возможность выявить опре-
деленные закономерности, выдвинуть новые теории, концепции).
Следует заметить, что и зарубежные, и отечественные ученые считают, что в настоящее время система образования не удовлетворяет современным требованиям и вследствие этого находится в состоянии кризиса, суть которого состоит в обращении сложившейся системы образования в прошлое, ориентированности ее на прошлый опыт, отсутствие ориентации на будущее (так называемое “поддерживающее обучение”).
Нынешнее состояние общества и тенденции его развития требуют новой системы образования, которое формировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственности за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 278.