Вопросы:
1. Дидактика как теория образования и обучения.
2. Процесс обучения как целостная система.
3. Принципы и методы обучения.
4. Организационные формы и системы обучения.
2.1. Дидактика как теория образования и обучения
Теоретическими и прикладными проблемами образования и обучения занимается дидактика, которая является одним из важнейших и наиболее разработанных разделов педагогики. Это относительно самостоятельная наука, которая изучает общие закономерности обучения, его принципы и организационные формы.
Современная отечественная дидактика стремится выйти на мировые позиции. Она изучает и разрабатывает новые технологии, формы и методы обучения.
Как теория образования и обучения, дидактика имеет свои специфические понятия, которыми являются «обучение», «преподавание», «учение», «познавательная деятельность», «содержание образования», «метод обучения» и др. Рассмотрим важнейшие из них.
Обучение – это целенаправленное, заранее спроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого. Оно представляет собой процесс овладения знаниями, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности. Это процесс двусторонний, осуществляемый преподавателем и обучающимися в их взаимодействии. Обучение всегда носит воспитательный характер.
Учение - это и деятельность ученика (обучаемого) и процесс усвоения им содержания образования как части общечеловеческой культуры (овладения
знаниями, умениями, навыками). Оно проводится непосредственно под руководством обучающего (учителя) или же опосредованно, в виде самообразования ученика после инструктажа и под контролем результатов учителем.
Преподавание – это планомерное руководство обучающим учебной деятельностью ученика: определение содержание учения, его объема, форм и методов, последовательности, темпа, контроля качества усвоения и т.п.
Активная познавательная деятельность – характерная черта учебной деятельности. В ней выражается интеллектуально-эмоциональный отклик обучаемого на процесс познания, его участие в процессе обучения, его интерес к деятельности преподавателя и одноклассников.
Содержание образования – специально отобранная и признанная обществом (или государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных способностей обучающихся, формирование мировоззрения, моральных качеств и поведения, осознание своего долга и ответственности, подготовку к трудовой деятельности.
Знания – это целостная система научных понятий о законах развития природы и общества, накопленных человечеством.
Умения – это возможность успешного осознанного выполнения действий на основе приобретенных знаний и навыков для решения поставленных задач в
соответствии с заданными условиями.
Навыки – это упрочившиеся, доведенные до автоматизма способы выполнения действий. В дидактике различают навыки индивидуальные (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование), практические (трудовые) и учебные (работа с компьютером, чертежами, измерительными приборами, справочной литературой и др.). Навыки входят в состав умений, причем один и тот же навык может быть элементом различных умений.
Предметом дидактики является обучение как средство образования и
воспитания человека.
Основными задачами дидактики являются:
• определение цели образования и обучения (Для чего учить?);
• определение содержания образования и обучения (Чему учить?);
• определение форм, методов, средств и организации учебной работы (Как
учить?).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 344.