Педагогика как теория обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы:

1. Дидактика как теория образования и обучения.

2. Процесс обучения как целостная система.

3. Принципы и методы обучения.

4. Организационные формы и системы обучения.

 

2.1. Дидактика как теория образования и обучения

Теоретическими и прикладными проблемами образования и обучения занимается дидактика, которая является одним из важнейших и наиболее разработанных разделов педагогики. Это относительно самостоятельная наука, которая изучает общие закономерности обучения, его принципы и организационные формы.

Современная отечественная дидактика стремится выйти на мировые позиции. Она изучает и разрабатывает новые технологии, формы и методы обучения.

Как теория образования и обучения, дидактика имеет свои специфические понятия, которыми являются «обучение», «преподавание», «учение», «познавательная деятельность», «содержание образования», «метод обучения» и др. Рассмотрим важнейшие из них.

Обучение – это целенаправленное, заранее спроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого. Оно представляет собой процесс овладения знаниями, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности. Это процесс двусторонний, осуществляемый преподавателем и обучающимися в их взаимодействии. Обучение всегда носит воспитательный характер.

Учение - это и деятельность ученика (обучаемого) и процесс усвоения им содержания образования как части общечеловеческой культуры (овладения

знаниями, умениями, навыками). Оно проводится непосредственно под руководством обучающего (учителя) или же опосредованно, в виде самообразования ученика после инструктажа и под контролем результатов учителем.

Преподавание – это планомерное руководство обучающим учебной деятельностью ученика: определение содержание учения, его объема, форм и методов, последовательности, темпа, контроля качества усвоения и т.п.

Активная познавательная деятельность – характерная черта учебной деятельности. В ней выражается интеллектуально-эмоциональный отклик обучаемого на процесс познания, его участие в процессе обучения, его интерес к деятельности преподавателя и одноклассников.

Содержание образования – специально отобранная и признанная обществом (или государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных способностей обучающихся, формирование мировоззрения, моральных качеств и поведения, осознание своего долга и ответственности, подготовку к трудовой деятельности.

Знания – это целостная система научных понятий о законах развития природы и общества, накопленных человечеством.

Умения – это возможность успешного осознанного выполнения действий на основе приобретенных знаний и навыков для решения поставленных задач в

соответствии с заданными условиями.

Навыки – это упрочившиеся, доведенные до автоматизма способы выполнения действий. В дидактике различают навыки индивидуальные (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование), практические (трудовые) и учебные (работа с компьютером, чертежами, измерительными приборами, справочной литературой и др.). Навыки входят в состав умений, причем один и тот же навык может быть элементом различных умений.

Предметом дидактики является обучение как средство образования и

воспитания человека.

Основными задачами дидактики являются:

• определение цели образования и обучения (Для чего учить?);

• определение содержания образования и обучения (Чему учить?);

• определение форм, методов, средств и организации учебной работы (Как

учить?).

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 344.