Сущность, цели и задачи воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Воспитание как общественное явление – это сложный и противоречивый процесс включения подрастающих поколений в жизнь общества и становления их развитыми личностями.

Воспитание возникло из практических потребностей общества в приспособлении молодых людей к условиям общественной жизни. В обществе постоянно происходит процесс смены поколений, поэтому для обеспечения нормального развития общества дети, становясь взрослыми, должны быть в состоянии обеспечить собственную жизнь и жизнь утративших способность к труду старших. Именно это и обеспечивает воспитание.

Воспитание – явление вечное и необходимое. Оно появилось вместе с возникновением человеческого общества и существует, пока живет само общество, оно необходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил и развития человека.

Воспитание носит конкретно-исторический характер, т.е. каждая эпоха

создает свой идеал, цели и методы воспитания.

Воспитание осуществляется за счет освоения подрастающим поколением основных элементов социального опыта, в процессе и результате вовлечения их в общественные отношения, систему общения и общественно необходимую деятельность. Общественные отношения и взаимодействия, в которые вступают между собой дети и взрослые, всегда являются воспитывающими, независимо от степени осознания этого обеими сторонами.

Процесс воспитания направлен на достижение следующих целей:

• Формирование отношений личности к миру и себе.

• Воспитание всесторонне развитой личности.

• Воспитание социально-компетентной личности.

• Воспитание гражданской личности.

• Воспитание автономной личности.

• Развитие самосознания личности, помощь ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении.

Процесс воспитания имеет свои особенности. Он всегда носит целенаправленный характер; является многофакторным (оказывает влияние семья, среда, общественность, воспитательные учреждения), длительным, непрерывным и комплексным. Для воспитательного процесса характерны отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия, а также неодинаковость результатов воспитания, что связано с индивидуальными особенностями воспитанников.

Для процесса воспитания характерна двусторонность, т.е. обязательное участие и взаимодействие в нем двух сторон – воспитателя и воспитуемых. В

процессе воспитания воспитуемый выступает и как объект воспитания, и как

субъект этого процесса, поскольку он сам совершает определенные действия,

усваивает нормы поведения, определяет ту или иную линию поведения в своих отношениях с окружающими.

Следовательно, процесс воспитания – это целенаправленный процесс взаимного активного воздействия при руководящей и направляющей роли воспитателя. Его сущность состоит в организации жизнедеятельности воспитуемых, выработке у них стойких положительных норм поведения, принятых в обществе.

Воспитание неразрывно связано с обучением и вместе с тем имеет относительную самостоятельность и специфические особенности по задачам, принципам, формам, и методам.

Воспитание организуется ради развития личности. Воспитание – это целенаправленный и относительно управляемый процесс, однако этот процесс не является единственным фактором социализации и развития личности.

 

Развитие – универсальное свойство материи живой и неживой природы:

непрерывное, необратимое, закономерное.

Социализация – усвоение человеком культурных ценностей и социальных норм общества.

Воспитание – один из факторов социализации и развития человека.

 

Процесс воспитания направлен на решение следующих основных задач:

• формирования национального самосознания, любви к своему народу, родной земле, готовности ее защищать;

• обеспечения духовного единства поколений, воспитания уважения к родителям, женщине-матери, культуре и истории родного народа;

• формирования высокой языковой культуры;

• воспитания духовной культуры личности, создания условий для свободного выбора ею мировоззренческой позиции;

• утверждения принципов гуманистической морали: правды, справедливости, патриотизма, трудолюбия и т.д.

• обеспечения высокой художественно-эстетической осведомленности и воспитанности личности;

• формирования экологической культуры и гармонии отношений человека с природой;

• развития индивидуальных способностей и талантов молодежи, обеспечение условий ее самореализации;

• обеспечение физического развития молодого поколения, охрана и укрепление его здоровья;

• формирование умений и навыков межличностных отношений и подготовка молодежи к жизни в условиях рыночных отношений.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 211.