Инвалидность, определение понятия, источники информации, показатели, методика их вычисления и оценки, факторы влияющие на показатели инвалидности, тенденции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Инвалидность и инвалидизация имеют не только мед., но и соц.-экономич. значение. По ВОЗ, каждый 5 чел. в мире (19,3%) станов. инвалидом из-за недостат. питания, около 15% стали инвалид. от вред. прив. (алкоголизм, токсико- и наркомании, злоуп.. лекар. ср-ми), а 15,1% инвалидн. от травм в быту, на произ-ве и в дороге. В среднем инвалиды около 10% от всего насел. мира. В России сред. уровень инвалидности колеблется от 40 до 49 на 10000 жителей. Причи. первич. инвалидности: бол. органов кровообращ. 27—35% случаев; злокач. новообраз. 23—29%; травмы — около 10%; бол. нерв. системы и органов чувств — 5—7%. Больш. людей (80—90%) станов. инвал. в трудоспособ. возрасте. При этом уровень реабилит. и восстан. трудоспособн. незнач. (10—12%). В эксперт. комиссию должны входить 3 врача (терапевт, хирург и невропат.). Экспертн комиссии: по объему работы (ежедневно действ. пост. комиссии и выездные); по профилю (общего профиля и специализир. —по фтизиатрии, психиатрии, травматол., кардиолог., онколог., офтальмолог), по уровню (районные, городские, межрай-е). 2 уровень — это экспертн. комиссии высшего звена (областные, центральные). Задачи комиссий: определ. групп инвалид-ти; установл. вида инвалидн. (инвалид с детства, по общему заболеван., по профес. заболеван., инвалид войны); изуч. и анализ причин инвалидн.; разраб. мер профилакт. и реабилитац. (мед., социальной, профес.-ой); оформл. документац..“Акт освидет-ния”, кот. заполн. одновремен. со статистич. талоном; “Заключение” для ЛПУ, “Извещение” для предпр.; направл. в отдел соц. обеспеч. и “Справка о решении комиссии” —на руки больному.

45. Реабилитация как медико-социальная про­блема. Виды и средства.

Реабилитация инвалидов - система мед., психологичю, педагогичюх, социально-эконом. мероприятий, направл. на устран. или возможно более полную компенсацию ограничю жизнед-ти, вызван. наруш. здоровья.     Целью реабилитации явлюя восстан. соц. статуса инвалида, достижения им матер.й независимости, его соц. адаптация, устран. или компен. огранич. жизнед-ти, вызванных наруш. здоровья. Виды реабилитации инвалидов: мед. реабилитация – комплекс мед. восстан. мероприятий, направл. на восст. наруш. функций; профес. реаб. - комплекс мер, направл. на возвращ. больного к труду в доступной по сост. здоровья профессии в зависимости от клинич. особен. заб-я; соц. реаб. - меры, предусматр. социально - средовую и социально-бытовую адаптацию инвалида; психологич. реабилитация – меры, предусм. психологич. помощь инвалидам. Комплекс восстановит. мероприятий составляют след. услуги, методы и средства: 1.Медикам. лечение; 2.Оперативное восстановит. лечение – реконструктивно- восстановит. и пластич. операции, аорто-коронарное шунтирование; 3. Физические методы лечения – физиотерапия; 4.Механотерапия; 5. Массаж; 6.Трудотерапия - активный метод восстан. Наруш. функций и трудоспособности у больных при помощи полноценной и разумной работы; 7.Психотерапия; 8.Диетотерапия; 9. Протезно-ортопедическая помощь – специализир. вид медико- технической помощи. К протезно-ортопедическим изделиям относятся протезы, ортезы и ортопедическая обувь. К техническим средствам мед. реабилитации относятся: средства диализационной терапии, велотренажеры и велоэргометры, слуховые аппараты, имплантир. стимуляторы сердца, средства для тренировки восприятия, вестибулярного аппарата, а также средства для передвижения (мотоколяски, автомобили с ручным управлением, велокресло-коляски).

 

47. Здоровый образ жизни. Роль врача в формиро­вании здорового образа жизни.

Формир. ЗОЖ — это создание сист. преодоления факторов риска в форме активной жизнед-ти людей, направл. на сохранен. и укрепл. здор. Компоненты ЗОЖ: 1) сознат. создание усл. труда, способств. сохран. здор. и повыш. работоспособности; 2) активное участие в культур. меропр., занятиях физ-ой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, аутотренинг, отказ от вредных привычек; 3) формиров. межличностн. отнош. в труд. коллективах, семьях, отноше. к больным и инвалидам; 4) бережное отнош. к окр. среде, природе; 5) сознат. участие в профилактич. меропр., проводимых мед. учр., выполнение врач. предписаний, умение оказывать первую мед. помощь. В соотв. с приказами Мин. здравоохран. РФ пропаганда ЗОЖ явл. обязанностью кажд. мед. работника. При этом используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинир. пропаганды. Метод устн. пропаганды явл. наиболее эффективным. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организац. отнош. метод (лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины). Метод печатной пропаганды (статьи, санитарные листки, памятки, листовки, стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги).Наглядный метод: натур. объекты и изобразит. средства (объемные и плоскостные). Комбинир. метод — метод массовой пропаганды, при кот. происходит одновремен. возд. на слуховые и зрительные анализаторы.

52. Основные этапы статистического исследова­ния. Содержание плана и программы статисти­ческого исследования. Виды статистических таблиц и пра­вила их по­строения.

4 этапа статистич. исслед.: 1. Составл. плана и программы исслед.: 1) формулирован. цели и задач исслед. в соответ. с рабочей гипотезой; 2) определ. и подбор статистич. совокупности; 3) определ. единицы наблюдения; 4) выбор вида статистич. исслед. (единовременное, текущее, сплошное, выборочное, в том числе определение способа выбора — механич., типологич., гнездовой, случайный, парносопряженный); 5) опред. объекта наблюд., времени наблюд. и субъекта наблюд.; 6) определ. програм. сбора данных (составл. карты статистич. исслед. с перечнем учетных признак.); 7) определ. программы разработки данных (составление макетов, таблиц со взаимосвязями признаков); 8) опред. метода наблюд. — анкетный, анамнестический, выкопировки. 2. Статист. наблюдение: 1) инструктаж исполнителей; 2) выкопировка сведений; 3) контроль качества регистрации — логический и аналитический. 3. Статист. разработка: 1) шифровка материала в соответ. с группировочн. признаками; 2) раскладка карт в соответств. с макетами разработан. таблиц; 3) заполн. таблиц и подсчет итогов. 4. Анализ. Выводы. Рекомендации. Внедрение в практику. Виды выборочн. наблюд.: механич выборка, типологич., основного массива и гнездовая. Статистическое исследование — это составление таблиц (простых, групповых, комбинационных).

49. Гигиеническое обучение и воспитание населе­ния: цель и задачи; основные методы и сред­ства.

Гигиена – мед. наука, изучающая влияние окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека и разрабат. оптимальные, научно-обоснованные требования к условиям жизни и труда населения. Работа по гиг. обучению и воспитанию населения, как правило, полностью возлаг. на центры мед. профилактики, которые, в ущерб организационно-методич. и координац. деятельности, подменяют работу специалистов и учреж. здравоохр., санитарно-эпидемиол. службы. В лечебно-проф. Учрежд. сельских районов полностью или частично упразднены должности врачеб.о и среднего мед. персонала, заним. вопросами профил. заб., гигиен. обучения и воспитания. Сложившаяся система пропаганды медико-гигиен. знаний не отвечает соврем. требованиям, так как не предусматривает вовлечение для этих целей заинтересованных организаций и учреждений, прежде всего образования, культуры, экологических служб, общест. и религиозных организаций, средств массовой информации. В стране не решены вопросы подготовки и повыш. квалификации мед. работников по вопросам профил. заб., гигиен. обучения и воспитания населения. Научно-исслед. учреждения практически устранились от разработки научных подходов и систем гигиен. обучения и воспитания различных групп населения, критериев оценки его эффективности, психологич., педагогич. и других аспектов пропаганды здорового образа жизни. В целях коренной перестройки и совершенст. системы гигиен. обучения и воспитания, формирования у населения навыков здорового образа жизни.

50. Профилактика – приоритетное направление охраны здоровья населения, ее задачи, уровни и виды. Роль врача лечебного профиля в осу­ществлении различных видов профилак­тики.

Соц.-профилактич. направление в деле охраны и укрепления здоровья народа включает в себя мед., санитарно-технич., гигиенич. и соц.-экономич. меропр. Индивид. и обществен. профилакт. В зависимости от сост. здор., наличия факторов риска заболев. или выраж. патологии у человека рассматрив. 3 вида профилак. Первичная профилак. — это система мер предупрежд. возникнов. и воздействия факторов риска развит. заб. (вакцинация, рац. режим труда и отдыха, рац. качеств. питание, физич. активность.). Это соц.-экономич. мероприятия государства по оздоровлению образа жизни, окр. среды, воспитанию. Профилактич. деят. обязательна для всех мед. работн. Вторич. профилакт. — это комплекс меропр. по устран. выраж. факторов риска, кот. при определ. условиях (сниж. иммунного статуса, перенапряж., адаптационный срыв) могут привести к возникнов., обострению или рецидиву заболев. Это диспансеризация как комплексный метод раннего выявлен. заболев., динамич. наблюд., направ. лечения, рацион. последоват. оздоровления. Третич. профилакт” - комплекс меропр. по реабилитац. больных, утративших возможность полноц. жизнед-ти. Составной частью всех профилактич. меропр. явл. формирован. у населения медико-соц. акт-ти и установок на здоровый образ жизни.

51. Понятие о медицинской статистике. Значение и использование статистики в социально-гигиени­че­ских исследова­ниях и для оценки деятельно­сти учреждений здравоохранения.

Статист — обществ. наука, изуч колич. сторону массовых обществен. явл в неразрывной связи с их качествен. особенностями. Статист, изуч. вопросы, связанные с медициной, гигиеной и здравоохран., назыв медиц. или санитарн. Разделы мед. статистики: 1) статистика обществен. здоровья; 2) статистика здравоохран.; 3) статистика научных исследований, или теоретич. мед. статистика. Абсолют. величины исп. при характерист. общей совокупности (численность населения, общее число врачей в стране и др.), а также при оценке редко встречающихся явл. (число особо опасных инфекций, число людей с аномалиями развития). Производные величины подразд. на относит. и средние. Относит. величины исп. при анализе альтернативных (есть явление или отсутствует) признаков. Виды относит. величин:1) экстенсив. коэффиц. (отношение части к целому, то есть опред. долю (удельный вес), процент части в целом, принятом за 100%.); 2) интенсив. коэффиц. (отраж. частоту (уровень распространенности) явления в своей среде. Примен. для оценки здоровья насел., медико-демографич. процессов);3) коэффиц. соотнош. (харак-ют отнош. 2 самост. совокупностей. Исп. для хар-ки обеспеч-ти (уровня и качества) мед. пом.); 4) коэффиц наглядности (опред, на сколько % или во сколько раз произошло увелич. или уменьш. по сравнению с велич., принятой за 100%. Хар-ка динамики явления.).

53. Статистическая совокупность и ее структура. Сплошное и выборочное статистическое иссле­дование, понятие о репрезентативности.

Под совокупностью поним. множество (собрание, набор, сумма) некоторых объектов. Объекты, которые образуют совокупность (множество) называется элементами этого множества или совокупности. Примерами совокупности (множеств) являются: количество студентов данного вуза, множество предприятий некоторой отрасли производства, множество людей данной отрасли, национальности, множество натуральных чисел и т.д. и т.п. Элементы, множество кот. образует изучаемую статистикой совокупность, называют ее единицами. В данной матрице единицами явл. предприятия № 1 - 5. Сами же единицы совокупности хар-ся разного рода кач. и колич. признаками. Кач. признаками (атрибутивными признаками) в данной матрице - таблице является: число рабочих, основные фонды, выпуск продукции по каждому предприятию (единицы совокупности), а хозяйственными признаками являются числа, хар-ие конкретное предприятие по указанным кач. показателям (рабочие, фонды, выпуск продукции). Выборочное статист. наблюд. явл. наиболее широко применяемым видом не сплошного наблюдения. Обследованию подверг. сравнительно набольшая часть всей изучаемой совокупности (обычно до 5-10 %, реже до 15-20 %). При этом подлежащая изучению статист. совокупность. Назыв. генер. совокупностью. Отобранная из генер. совокупности некоторая часть единиц, подверг. Обслед., назыв. выборочной совокупностью или выборкой. Репрезентати́вность — соответ. характеристик выборки (множество случаев, с помощью опред. процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании) характеристикам популяции или генеральной совокупности (совокупность всех объектов, относительно которых учёный намерен делать выводы при изучении конкретной проблемы) в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана. Также, репрезентативность можно определить как свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования.

 

54. Относительные величины в статистике, их зна­чение и применение.

Относит. величины исп. при анализе альтернативн. (есть явление или отсутствует) признаков. Виды относит. величин:1) экстенсивные коэффиц.; 2) интенсивные коэффиц.;3) коэффиц. соотношения; 4) коэффиц. наглядности. Экстенс. коэффиц. характериз. отнош. части к целому, то есть определ. долю (удельный вес), % части в целом, принятом за 100%. Исп. для хар-ки структуры статистич. совокупности. Например: удельный вес (доля) заболев. гриппом среди всех заболев. в %; доля производствен. травм среди всех травм у рабочих (отнош. числа производств. травм к общему числу травм, умнож. на 100%). Интенсив. коэффиц. отражают частоту (уровень распростр-ти) явления в своей среде. Применяют для оценки здоровья насел., медико-демографич. процессов. Например: число родившихся на 1000 человек (определ. как отнош. числа родившихся за год к средней числен. населения административ. территор., умнож. на 1000). Интенсив. коэффиц. бывают общие и спец.. Общие: показатель рождаемости, общий показатель заболеваемости; спец. (хар-ся более узким основанием): число женщин детородн. возр. (плодовитость), число женщин, заболевших гипертонич. болезнью. Коэффиц. соотнош. хар-ют отношение 2 самост. совокупностей. Исп. для хар-ки обеспеч-ти (уровня и качества) мед. помощью: число прививок на 1000 жителей (отнош. числа лиц, охваченных прививками, к численности населения административ. территор., умнож. на 1000). Коэффиц. наглядности опред., на сколько % в или во сколько раз произошло увелич. или уменьш. по сравнению с величиной, принятой за 100%. Исп. для хар-ки динамики явления. Например, число врачей в 1995 г. по сравнен. с числом врачей в 1994 г., принятым за 100% (отнош. числа спец-ов в данном году к числу спец-ов в предыдущ. году, умнож. на 100%).

Дата: 2019-02-02, просмотров: 234.