Потребности человека и их классификация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Потребность выступает как стремление к потреблению ценностей и благ, реализация которых обеспечивает сохранение или изменение жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом.

Классификация (по уровню сложности) разделяет потребности на биологические, социальные и духовные:

1.К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и пр.).

2. К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

3. Духовные потребности человека – это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Если потребность есть побудительная сила, коренящаяся внутри человека, то ценность обозначает те объекты, которые удовлетворяют эту потребность и находятся вне человека. Тем самым ценности становятся мощными побудительными мотивами деятельности.

Потребности делятся на разумные и неразумные на основе представлений о ценностных ориентациях:

1.С точки зрения гуманистической системы ценностей, господствующей в европейской цивилизации уже несколько столетий, высшей ценностью культуры считается человеческая жизнь и свободное развитие личности. Разумными признаются потребности, связанные с практической реализацией этой ценности — с раскрытием всех способностей личности, обеспечением возможности ее творческого развития. От сферы услуг ждут помощи в сохранении и продлении жизни (медицина, спорт, рекреационные услуги), в той, чтобы сделать жизнь людей интересной, полноценной, насыщенной, освободить их от рутинных, монотонных занятий (образование, индустрия туризма и отдыха, бытовое обслуживание).

Потребности, удовлетворение которых укорачивает и обедняет жизнь отдельного человека (употребление алкоголя, наркотиков и т. п.), признаются вредными и неразумными.

3. Охарактеризуйте ценностные аспекты образования, воспитания.

Образование выступает в настоящее время ведущим каналом социальной коммуникации, транслирующим ее готовые опредмеченные смыслы – знания, умения, навыки. Образование предопределяет личностные качества каждого человека, его знания, умения и навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, а, следовательно, в конечном итоге – экономический, нравственный, духовный потенциал общества, цивилизации в целом.Аксиологический аспект образования упирается в задачу формирования духовности, гуманизма, создания идеала образования и моделей «образованного человека», «культурного человека», защиты его индивидуальности и целостности. Анализ духовного (духовности) в пространстве образования логически продолжает высший аспект развития человека как цели и сущности образовательного знания.

Ценности воспитания - это его культурные смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в духовном облике человека, образцах воспитательных отношений, в педагогических теориях, системах, технологиях. Совершенный человек - наивысшая цель воспитания, идеал к которому должно стремиться воспитание. Рождена эта цель верой в могущество воспитания и признанием несовершенства человеческой природы. Цель общества состоит в том, чтобы обеспечить всестороннее развитие всех людей. Эта иерархия ценностей указывает на то, что воспитание - личностно-ориентированный педагогический процесс, в котором абсолютной ценностью являются не отчужденные от ребенка требования к его поведению и мировоззрению, а сам человек, личность. Именно такой тип воспитания присущ демократическим обществам.

Он обеспечивает: 1.гуманное отношение к ребенку; 2.удовлетворение его образовательных, духовных, культурных, жизненных потребностей и запросов; 3.ценностно-смысловое развитие личности; 4.помощь в решении ее жизненных проблем; 5.поддержку индивидуальности; среду жизнедеятельности, необходимую для самореализации и свободного самоопределения личности и др.

Исходя из всего вышесказанного, основными ценностя­ми образования должны считаться, во-первых, мировоззрение­ские элементы воспитания и формирование духовности человека, которые образуют основы одновременно наиболее важные компоненты его внутренней культуры. Во-вторых, этими ценностями становится упорядоченная система базовых знаний о мире, человеке и обществе, позволяющая каждому свободно ориентироваться в сегодняшней чрезвычайно сложной и переменчивой жизни, должным образом обеспечивает возможность его успешного участия в совместной деятельности больших и малых групп людей, направленной на достижение их индивидуальных и коллективных целей. В-третьих, важную самостоятельную ценность приобретает сегодня высокая профессиональная компетенция специалиста, особенно если она отвечает его склонностям, интересам и психологической направленности. Наконец, в-четвертых, ценностями образования выступает нравственно-этическая парадигма, выражающаяся в личностных установках человека, его чертах и качествах.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №17

1. Система ценностей в зависимости от содержания: ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания

В представленной системе ценностей в зависимости от содержания можно выделить ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания . Охарактеризуем их.

Ценности-цели - концепция личности обучающегося, концепция «Я-профессиональное» как источник и результат профессионального самосовершенствования учителя. Самодостаточные ценности – это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя, и учащихся. Ценности-цели выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе

других педагогических ценностей, поскольку в целях отражен основной смысл деятельности учителя.

Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности, педагог выбирает свою профессиональную стратегию, содержание которой составляет развитие себя и других. Следовательно, ценности-цели отражают государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки, которые, субъективируясь, становятся значимыми факторами педагогической деятельности и влияют на инструментальные ценности, называемые ценностями-средствами. Они формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога.

Ценности-средства - концепции педагогического общения, педагогической техники и технологии, мониторинга, инноватики, педагогической импровизации и интуиции. Ценности-средства – это три взаимосвязанные подсистемы: собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих задач (технологии обучения и воспитания); коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно- и профессионально-ориентированные задачи (технологии общения); действия, отражающие субъектную сущность педагога, которые интегративны по своей природе, так как объединяют все три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию.

Ценности-средства подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания.

Ценности-отношения - личностно-профессиональная позиция как совокупность отношения учителя с учеником, другими участниками педагогического процесса, отношения к себе и собственной проффессионально-педагогической деятельности. Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Отношение к профессиональной деятельности не остается неизменным и варьирует в зависимости от успешности действий педагога, от того, в какой мере удовлетворяются его профессиональные и личностные потребности. Ценностное отношение к педагогической деятельности, задающее способ взаимодействия педагога с учащимися, отличается гуманистической направленностью. В ценностных отношениях в равной мере значимыми являются и самоотношения, т.е. отношения педагога к себе как к профессионалу и личности

Ценности-качества - связанные между собой индивидуальные, личностные, коммуникативные, позиционные, деятельностно-профессиональные и поведенческие качества личности. Ценности-качества отражаются в специальных способностях учителя: способности программировать свою деятельность и предвидеть ее последствия, соотносить

свои цели и действия с целями и действиями других, строить гуманистические отношения, способности к творчеству и диалогическому педагогическому мышлению. ценности-качества в иерархии педагогических ценностей имеют наиболее высокий ранг, так как именно в них проявляются сущностные личностно-профессиональные характеристики педагога. К их числу относятся многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества. Данные качества оказываются производными от уровня развития целого ряда способностей: прогностических, коммуникативных, креативных (творческих), эмпатийных, интеллектуальных, рефлексивных и интерактивных.

Ценности-знания - теоретико-методологические знания, касающиеся психологии личности, основных идей и закономерностей педагогического процесса. Ценности-отношения и ценности-качества могут не обеспечить необходимый уровень осуществления педагогической деятельности, если не будет сформирована и усвоена еще одна подсистема –подсистема ценностей-знаний. В нее входят не только психолого-педагогические и предметные знания, но и степень их осознания, умения осуществить их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели педагогической деятельности.

Овладение педагогом фундаментальными психолого-педагогическими знаниями создает условия для творчества, альтернативности в организации образовательного процесса, позволяет ориентироваться в профессиональной информации, отслеживать наиболее значимую и решать педагогические задачи на уровне современной теории и технологии, используя продуктивные творческие приемы педагогического мышления. Ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д., т.е. они функционируют как единое целое.

2. Система ценностных ориентаций личности и их взаимосвязь с потребностями

Потребность – есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта. Потребность выступает как стремление к потреблению ценностей и благ, реализация которых обеспечивает сохранение или изменение жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом. Ценности — это материальные предметы или идеи, на которые направлены потребности человека, это система созданных, принятых и установленных в обществе или группе высших достижений человека, притягательных для людей социальных эталонов мысли, чувств, поведения, деятельности.Ценность представляет собой то, чего нет у человека и в чём он нуждается. Тем самым потребности и ценности рассматриваются как две стороны одной медали. Вместе с тем ценности признаются стоящими над всем, то есть в качестве высшего слоя устремлений.На основе системы ценностей разрабатываются способы удовлетворения потребностей: Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными путями, которые по-своему формируются в каждой культуре. Так, сложную потребность в самореализации и придании смысла своему существованию совершенно по-разному будут реализовывать профессиональный политик, спортсмен, священнослужитель, подросток и т.д. Однако в реализации потребностей действуют и некоторые общечеловеческие правила. Так, практически у всех народов считается недопустимым удовлетворять, например, потребность в еде путем воровства. В целом можно сделать вывод, что потребности общества, группы людей или отдельного человека всегда находятся в глубокой связи с системами ценностей.

3. Назовите основные факторы актуализации ценностных подходов к образованию.

Актуализация ценностных подходов к образованию определяется рядом факторов, к числу которых относятся: аксиологизация мирового образовательного процесса, кризис современного образования, переход к гуманистической образовательной парадигме.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №18

1.Ценности и ценностные ориентации в педагогической аксиологии.

Педагогическая аксиология – это большая область педагогических знаний, которая рассматривает ценности образования со стороны самоценности человека и осуществляет ценностные подходы к образованию в целом, базируясь на ценности самого образования. Ценности и ценностные ориентации изучает аксиология (от греч. axia – «ценность») - отрасль философского знания. Ценностные ориентации, как структурный элемент личности, иерархию ценностей и ориентацию личности в них изучает психология. Формированием личностно – ценностного подхода, т. е. управлением процессом ориентации личности в ценностях, изучением вопросов формирования ценностных ориентаций занимается педагогика С педагогической точки зрения ценностями следует считать то, что полезно для жизни школьника, что способствует развитию и совершенствованию его личности. «Ценностью может быть как явление внешнего мира (предмет, вещь, событие, поступок), так и факт мысли (идея, образ, научная концепция). Ценностные ориентации представляют собой субъективное внутри личностное образование, которое формируется в результате интериоризации (переход извне внутрь) ценностей и норм социального окружения. Они закрепляются индивидуальным жизненным опытом человека, ограничивая значимое для него от незначимого, существенное от несущественного. Устоявшаяся система ценностных ориентаций образует стержень сознания личности, позволяющий человеку определять цели и направления своего развития, регулировать и проявлять особенности своего поведения.

2. Способы удовлетворения потребностей человека на основе системы ценностей.

Система ценностей - это совокупность материальных или идеальных предметов, обладающие значимостью для данного социального субъекта с позиций удовлетворения его потребностей и интересов. В данной трактовке можно представить многочисленные определения ценностей, которые существуют в отечественной науке. Ценностные ориентации, которые происходят от устоявшейся системы ценностей, являются установками для личности на ценности материальной и духовной культуры.

Ценности и ценностные ориентации выполняют ряд функций, основной из которых является - регулятивная, а именно регулирование поведением личности в определенных социальных условиях.

+ На основе системы ценностей устанавливается очередность удовлетворения потребностей, их градация по уровню значимости.

Степень значимости тех или иных предметов и услуг во многом определяет поведение человека и должна точно оцениваться работниками сервиса. Так, все люди носят одежду, едят и спят, многие занимаются спортом, почти все читают книги, слушают музыку, смотрят кинофильмы. Но очередность и степень удовлетворения этих потребностей могут сильно различаться. На нее влияют природные, экономические, культурные и политические факторы.

+ На основе системы ценностей разрабатываются способы удовлетворения потребностей.

Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными путями, которые по-своему формируются в каждой культуре. Так, сложную потребность в самореализации и придании смысла своему существованию совершенно по-разному будут реализовывать профессиональный политик, спортсмен, священнослужитель, подросток и т. д. Однако в реализации потребностей действуют и некоторые общечеловеческие правила. Так, практически у всех народов считается недопустимым удовлетворять, например, потребность в еде путем воровства

3. Раскройте специфические педагогические ценности образования.

Педагогические ценности различаются по уровню своего существования, который может стать основой их классификации. Используя это основание, выделим личностные, групповые и социальные педагогические ценности. Социально-педагогические ценности отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования. Групповые педагогические ценности можно представить в виде идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью. Личностно-педагогические ценности выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентации. Аксиологическое "Я" как система ценностных ориентации содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной системы педагогических ценностей. Эта система включает: Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов, различающиеся по предметному содержанию. Самодостаточные ценности — это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, лю-бовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя, и учащихся. Ценности-цели выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей, поскольку в целях отражен основной смысл деятельности учителя. Цели педагогической деятельности определяются конкретными мотивами, адекватными тем потребностям, которые реализуются в ней. Этим объясняется их ведущее положение в иерархии потребностей, к которым относятся: потребность в саморазвитии, самореализации, самосовершенствовании и развитии других. В сознании педагога понятия "личность ребенка" и "Я-профессионал" оказываются взаимосвязанными. Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности, педагог выбирает свою профессиональную стратегию, содержание которой составляет развитие себя и других. Следовательно, ценности-цели отражают государственную образова-тельную политику и уровень развития самой педагогической науки, которые, субъективируясь, становятся значимыми факторами педагогической деятельности и

влияют на инструментальные ценности, называемые ценностями-средствами. Они формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога. Ценности-средства — это три взаимосвязанные подсистемы: собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих задач (технологии обучения и воспитания); коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно и профессионально ориентированные задачи (технологии общения); действия, отражающие субъектную сущность педагога, которые интегративны по своей природе, так как объединяют все три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию. Ценности-средства подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания. Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Отношение к профессиональной деятельности не остается неизменным и варьирует в зависимости от успешности действий педагога, от того, в какой мере удовлетворяются его профессиональные и личностные потребности. Ценностное отношение к педагогической деятельности, задающее способ взаимодействия педагога с учащимися, отличается гуманистической направленностью. В ценностных отношениях в равной мере значимыми является отношение педагога к себе как к профессионалу и личности. Здесь правомерно указать на существование и диалектику "Я-реального", "Я-ретроспективного", "Я-идеального", "Я-рефлексивного", "Я-профессионального". Дина-мика этих образов определяет уровень личностно-профессионального развития педагога. В иерархии педагогических ценностей наиболее высокий ранг имеют ценности-качества, так как именно в них проявляются личностно-профессиональные характеристики педагога. К их числу относятся многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества. Данные качества оказываются производными от уровня развития целого ряда способностей: прогностических, коммуникативных, креативных (творческих), эмпатийных, интеллектуальных, рефлексивных и интерактивных. Ценности-отношения и ценности-качества могут не обеспечить необходимый уровень осуществления педагогической деятельности, если не будет сформирована и усвоена еще одна подсистема — подсистема ценностей-знаний. В нее входят не только психолого-педагогические и предметные знания, но и степень их осознания, умения осуществить их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели педагогической деятельности. Ценности-знания — это определенным образом упорядоченная и организованная система знаний и умений, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации личности, закономерностей и принципов построения и функциониро-вания образовательного процесса и др. Овладение педагогом фундаментальными психолого-педагогическими знаниями создает условия для творчества, позволяет ориентироваться в профессиональной информации, решать педагогические задачи на уровне современной теории и технологии, используя продуктивные творческие приемы педагогического мышления.

Кафедра « Cоциальной педагогики и самопознания»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №19

1. Ценности и ценностные ориентации в педагогической аксиологии

Педагогическая аксиология – это большая область педагогических знаний, которая рассматривает ценности образования со стороны самоценности человека и осуществляет ценностные подходы к образованию в целом, базируясь на ценности самого образования. Ценности и ценностные ориентации изучает аксиология (от греч. axia – «ценность») - отрасль философского знания. Ценностные ориентации, как структурный элемент личности, иерархию ценностей и ориентацию личности в них изучает психология. Формированием личностно – ценностного подхода, т. е. управлением процессом ориентации личности в ценностях, изучением вопросов формирования ценностных ориентаций занимается педагогика С педагогической точки зрения ценностями следует считать то, что полезно для жизни школьника, что способствует развитию и совершенствованию его личности. «Ценностью может быть как явление внешнего мира (предмет, вещь, событие, поступок), так и факт мысли (идея, образ, научная концепция). Ценностные ориентации представляют собой субъективное внутри личностное образование, которое формируется в результате интериоризации (переход извне внутрь) ценностей и норм социального окружения. Они закрепляются индивидуальным жизненным опытом человека, ограничивая значимое для него от незначимого, существенное от несущественного. Устоявшаяся система ценностных ориентаций образует стержень сознания личности, позволяющий человеку определять цели и направления своего развития, регулировать и проявлять особенности своего поведения.

2. Аксиологические императивы университетского образования

Императив – повеление, настоятельное требование. Форма императива выражает просьбу, приказ, совет. С помощью императива говорящий сообщает о своем желании, чтобы то или иное действие было выполнено кем-то (Уходи!) или, наоборот, не выполнялось (Не уходи!). Важная особенность императивного высказывания состоит в том, что оно является одновременно и сообщением, и действием: говорящий не только сообщает о своем желании, но и пытается заставить адресата его выполнить. Аксиологические императивы образования определяются:

- отношением к педагогической деятельности как к призванию, миссии;

- мотивационной направленностью учителя не только на преподаваемый предмет, но в первую очередь на личность обучаемого;

- педагогическим гуманизмом, принятием равноценности ученика учителю;

-эмпатическим отношением к ученикам, предполагающим стремление и умение чувствовать другого, как самого себя;

- диалогизмом, как желанием и умением слушать и слышать ученика;

- сотрудничеством, как установкой на взаимодействие с учеником, стремлением и умением обеспечить позицию соавторов учебного процесса. Информатизация является яркой реальностью современного мира и одновременно выступает непреложным аксиологическим императивом университетского образования. Обращаясь к феномену информатизации следует подчеркнуть аксиологический её аспект. Компьютеры, Интернет, новые информационные технологии - объективны, но то с какими целями и помыслами обращается человек к работе с ними - субъективно. Студенчество стремительно ринулись навстречу технологиям, овладело ими и в связи с этим приобрело значительные преимущества перед преподавательским корпусом, перед людьми старшего поколения.

Студент, не владеющий компьютером, оказывается в ситуации информационного неравенства, становится личностно менее успешным, ущербным, обделенным. Университеты интенсивно формируют новую образовательную среду, оснащая учебный процесс новейшей техникой, радикально новыми информационными технологиями обучения. А студент стремится освоить это информационное пространство.

Аксиологическая сторона информатизации заключается в развитии субъективности студента в данном процессе. Это неминуемо выражается в повышении интереса к познанию, заинтересованности в овладении способами познания, возрастает познавательная самостоятельность, креативность, конкурентоспособность - что ведет к повышению качества профессиональной компетентности будущих специалистов и выпускников университета.

Межкультурная коммуникация в связи с этим в настоящее время может быть также названа императивом университетского образования. Прежде всего, потому, что университетское образовательное пространство (континуум университета) не может быть монокультурным.

Накопленный человечеством фонд знаний - поликультурен. Каждая эпоха, ученые всех стран мира внесли определенную лепту в становление общей научной картины мира - это объективно.

В контексте глобализации новые открытия молниеносно становятся достоянием всего научного сообщества и быстро адаптируются на различных уровнях усвоения нового знания, новых практик. Транснациональные корпорации как порождение глобального мира, дифференцируя процессы производства и распределяя их по различным странам, создают особую ситуацию межкультурной бизнес коммуникации. Присвоение фундаментальных основ университетских знаний носит аксиологический характер.

Процесс коммуникации требует от человека не только знания иностранных языков, но и четких представлений о своеобразии ценностей и традиций, быта, особенностей культуры другого народа, другой страны. В этой связи особое значение приобретает идея диалога культур (Н.Н. Бахтин, В.С. Библер). Интерес к странам, носителям языка иноязычной культуре, уважение к стилю жизни, мышления, деятельности, умение строить взаимоотношения на креативной основе - главные характеристики межкультурной коммуникации.

3. Ценностные основания педагогики сотрудничества.

(из интернета) Педагогика сотрудничества — педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на «делай, как я».

Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в её выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели. Этим педагогика сотрудничества приближается к такой педагогике, как креативная педагогика, которая вовлекает в настоящие — созидательные дела.

Основателями педагогики сотрудничества по праву считаются педагоги-новаторы, такие, как:

* Амонашвили, Шалва Александрович

* Шаталов, Виктор Федорович

* Лысенкова, Софья Николаевна

*

Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе -это ключевое звено, Он объединяет следующие идеи:

* • новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

* • гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

* • отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

* • новую трактовку индивидуального подхода;

* • формирование положительной Я-концепции.

* Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:

* • личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе - полноценная человеческая личность;

* • личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;

* • личность - цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;

* • каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;

* • приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности .

Гуманизация и демократизация педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса.

Гуманное отношение к детям включает:

* • педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

* • оптимистическую веру в ребенка;

* • сотрудничество, мастерство общения;

* • отсутствие прямого принуждения;

* • приоритет положительного стимулирования;

* • терпимость к детским недостаткам. Демократизация отношений утверждает:

* • уравнивание ученика и учителя в правах;

* • право ребенка на свободный выбор;

* • право на ошибку;

* • право на собственную точку зрения;

* • соблюдение Конвенции о правах ребенка;

* • стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора

Билет 18

1.Ценности и ценностные ориентации в педагогической аксиологии

Ценность – это вещественно-предметные свойства явлений, психологические характеристики человека, явления общественной жизни, обозначающие положительные и отрицательные значения для человека или общества.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — компонент направленности личности. Это разделяемые и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Ценностные ориентации служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения.

2. Способы удовлетворения потребностей человека на основе системы ценностей

Ценности и ценностные ориентации выполняют ряд функций, основной из которых является - регулятивная, а именно регулирование поведением личности в определенных социальных условиях. Иными словами менталитет личности, по меньшей мере, должен гармонировать с менталитетом сообщества. Соответствие менталитета личности принятым в обществе нормам и правилам создает у нее ощущение собственной социальной полноценности, которая является условием нормального социального самочувствия, и напротив, ощущение дисгармонии - погружает человека в состояние дискомфорта, может стать причиной тяжелых переживаний личности.

Ценности, как и потребности, зависят не столько от сознательного выбора людей, сколько от их природных, биологических особенностей и уровня развития общества. То, что ценно и важно для австралийского аборигена, может быть абсолютно не нужно европейцу, живущему в другом социальном окружении. Однако общий фундамент ценностей у всех людей сходен, ведь все люди вынуждены удовлетворять по существу одинаковый набор насущных потребностей. Поэтому все, что позволяет эти потребности удовлетворять, причем социально одобряемым путем, всегда будет рассматриваться как имеющее непреходящую ценность. Над основой человеческих ценностей надстраиваются другие, производные, которые зависят от состояния экономики, уровня знаний, морали, традиций и других факторов. Эти ценности могут сильно

различаться не только у разных народов, но и у представителей разных классов и социальных слоев.

3. Раскройте специфические педагогические ценности образования.

Педагогические ценности объективны, так как складываются исторически в ходе развития общества, системы образования и фиксируются в педагогической науке как форме общественного сознания в виде идей, концепций, теорий. В процессе подготовки и осуществления педагогической деятельности преподаватель овладевает педагогическими ценностями, субъективирует их. Уровень субъективации педагогических ценностей - это степень реализации идеально-ценностного, трансформации потенциального в актуальное. Он является показателем личностно - профессиональной развитости преподавателя, его педагогической культурности.

По мере изменения условий социально-педагогической деятельности, развития потребностей общества, школы, личности изменяются, переоцениваются и педагогические ценности. К примеру, демократизация общества способствует популярности форм и методов инновационного обучения. В истории педагогики отчетливо прослеживается эволюция теорий обучения от схоластической к объяснительно-иллюстративной, а от нее - к проблемно-развивающей. В разные периоды развития высшей школы по-разному оценивалась актуальность методов наглядного и абстрактного обучения, роль технических средств. История педагогики знает и такие случаи, когда под влиянием личных или групповых интересов получали хождение ложные утверждения о педагогических фактах, явлениях, теориях (например, концепции о врожденной обусловленности развития психики ребенка, об отмирании школы как социального института, о несостоятельности педологии как науки, об отсутствии предмета социальной педагогики и психологии и др.). Исключение таких важных проблем из числа педагогических ценностей на многие десятилетия задержало развитие педагогической науки и практики.

Билет 19

1. Ценности и ценностные ориентации в педагогической аксиологии

Ценность – это вещественно-предметные свойства явлений, психологические характеристики человека, явления общественной жизни, обозначающие положительные и отрицательные значения для человека или общества.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — компонент направленности личности. Это разделяемые и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Ценностные ориентации служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения.

2. Аксиологические императивы университетского образования

На каждом этапе развития общества система образования претерпевает определенные изменения в соответствии с его потребностями, идеологией, ценностями. Кардинальные изменения в мировом сообществе обусловили возникновение новых приоритетов в сфере образования. В настоящее время ярко выражена тенденция к открытости, глобализации, преодолению барьеров между странами, народами.

Информатизация является яркой реальностью современного мира и одновременно выступает непреложным аксиологическим императивом университетского образования. Обращаясь к феномену информатизации следует подчеркнуть аксиологический её аспект. Компьютеры, Интернет, новые информационные технологии - объективны, но то с какими целями и помыслами обращается человек к работе с ними - субъективно. Студенчество стремительно ринулись навстречу технологиям, овладело ими и в связи с этим приобрело значительные преимущества перед преподавательским корпусом, перед людьми старшего поколения.

Студент, не владеющий компьютером, оказывается в ситуации информационного неравенства, становится личностно менее успешным, ущербным, обделенным. Университеты интенсивно формируют новую образовательную среду, оснащая учебный процесс новейшей техникой, радикально новыми информационными технологиями обучения. А студент стремится освоить это информационное пространство.

Таким образом, аксиологический подход способствует предвосхищению будущих состояний социального и индивидуального развития личности студента, в том случае, если в университете осуществляется реализация его ценностно-смыслового отношения к жизни, к ценностям, к профессии, к себе, если у него развивается потребность в ценностном осмыслении результатов своей деятельности.

3. Ценностные основания педагогики сотрудничества.

Автором идеи педагогики сотрудничества и ее главным вдохновителем стал советский публицист и педагог Симон Львович Соловейчик. Работая в «Учительской газете», он опубликовал несколько научно-популярных статей, посвященных новому научно-практическому движению в педагогике, основанному на ином взгляде на проблему воспитания. В его статьях воспитание представлялось не как некое воздействие воспитателя на ребенка, а как открытый диалог между педагогом и учеником. Некоторые его материалы на эту тему были размещены также в советском политическом журнале «Новое время», дочернем издании газеты «Труд».

Педагогика сотрудничества, по мнению автора идеи, должна была объединить педагогов с различными подходами к воспитанию и обучению, для которых было единым стремление к гуманизации системы образования и создание альтернативы устаревшей официозной педагогике конца советского периода.

Среди основных идей педагогики сотрудничества можно выделить такие как учение без принуждения, опережение, свобода выбора, совместная деятельность учителей и учеников, обучение в зоне ближайшего развития, развитие творческих способностей и самоуважение школьника. Педагоги и ученики рассматриваются в учебно-воспитательном процессе педагогики сотрудничества как равноправные партнеры. При этом педагоги выступают в качестве опытных советчиков и наставников, а ученики получают самостоятельность, достаточную для приобретения необходимых знаний и опыта, а также для формирования собственной жизненной позиции.

Билет 20

1. Ценностные ориентации как важнейший компонент сознания личности

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — компонент направленности личности. Это разделяемые и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Ценностные ориентации служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения.

Ценность в современном мире увеличивается и в связи с расширением сроков образования, профессиональной подготовки, необходимой в современных условиях. В молодости человек достаточно легко приобретает основные знания, умения и навыки. Если рассматривать жизненные циклы жизнедеятельности человека, то в молодости человек ставит цели, строит жизненные планы на получение

образования и получение профессии, на создание своей семьи и на собственную карьеру, в среднем возрасте он для достижения поставленных целей, осуществляет реализацию этих планов, позднее он оценивает достигнутое и пережитое.

Становление ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. Ценностные ориентации, являясь, таким образом, механизмом личностного роста и саморазвития, сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему ценностей.

2. Эмоциональная подсистема аксиосферы педагога

К профессионально значимым характеристикам личности педагога относится также эмоциональная подсистема его аксиосферы, выражающаяся в специфике чувственных ориентаций педагога на различные стороны и объекты педагогической деятельности.

Личностно направленное эмоциональное состояние педагога, выражающееся в его стремлениях и желаниях, является важнейшим механизмом регулирования профессиональной деятельности. Этот механизм имеет иерархически организованную структуру, которая выражается в эмоциональных реакциях, эмоциональном состоянии, эмоциональном отношении. При этом наиболее содержательным в приведенном ряду понятий, обозначающих разные уровни отражения действительности в форме переживания, является эмоциональное отношение.

3. Сущностная характеристика понятия «аксиологизация»

Аксиологизация - систематический учет возможных ценностных ориентаций и систем в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Ценностное отношение личности к себе и миру реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве. Философское учение о ценностях называется аксиологией. Учение о ценностях (аксиология) не сразу стало достоянием философов, а лишь после того, как удалось развести понятия бытия и блага. Это произошло в философии Канта, который противопоставил сферу нравственности сфере природы, а практический разум – теоретическому разуму.

1. Педагогический аспект проблемы ориентации личности в окружающем мире В современной социогуманитарной науке проблема ценностных ориентаций личности традиционно рассматривается в двух смысловых значениях:

1) как совокупность оценок индивидом окружающей его действительности с последующей ориентацией в ней;

2) как способ дифференциации объектов индивидом по степени их значимости.

Формирование ценностных ориентаций осуществляется в процессе социализации человека и закономерно проявляется в мировоззрении личности через ее цели, идеалы, убеждения и интересы. Соответственно, система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности, выражая сущностное основание ее отношений к действительности.

Специфика педагогического воздействия на учащихся состоит в оказании помощи последним в актуализации их положительных личностных качеств всех вышеперечисленных типов и в переводе данных качеств из разряда идеальных (желаемых) в разряд актуальных (наличествующих). Ориентируя учащихся на ценности социально-нравственного порядка, педагог способствует более успешной реализации ключевой цели образования: «...формирование целостной личности, готовой к жизнедеятельности на основе фундаментального мировоззрения, определяющего основные ее жизненные позиции, убеждения, принципы, идеалы, нормы, ценности. ...Модернизация образования поэтому имеет целью становление научной картины мира и новых смысложизненных ориентиров» [7, с. 132]. При этом, «...ценностно-смысловой характер воспитания позволяет развивать в ребенке ... навыки саморефлексии, целостного и ценностного видения мира, тем самым помогает ребенку сориентироваться в смыслообразующих вопросах, осмыслить себя, мир и свое место в этом мире» [1, с. 11].

2. Деятельностная подсистема аксиосферы педагога Аксиосфера современного учителя – это уникальное духовное образование, включающее ценностные ориентации, обеспечивающие самосохранение человека в пространстве и во времени. Моделирование такой системы – это диагностический и прогностический процесс, который имеет духовное наполнение и целенаправленно влияет на развитие самобытности, внутренней глубины личности и многогранность проявлений педагога. Структура ценностных ориентаций современного учителя включает три подсистемы:

Когнитивная Эмоциональная Деятельностная

Ценностные представления человека Устойчивые чувства человека к объектам Предрасположенность к определенному типу социального поведения

Знания о предметах,

явлениях, процессах,

мировоззрение,

представление и себе Эмоционально-ценностное отношение к миру, своим связям, чувствам, оценивание Способы и приемы взаимодействия, пути достижения жизненных планов

Ценность деятельности зависит от многих составляющих: социальная престижность работы, реализация способностей личности, возможности самовыражения, реализация творческого потенциала. В структуре педагогической деятельности можно выделить целеполагание, организацию и осуществление деятельности, контроль.

3 . Характеристика аксиологического потенциала личности Аксиологический потенциал личности - это многоуровневое интегративное динамическое новообразование, характеризующееся наличием устойчивой структуры (иерархии) ценностных ориентаций, определяющих характер его будущей жизнедеятельности.

В построении концепции мы исходим их утверждения М.С. Кагана, что человек как индивид, личность и индивидуальность характеризуется пятью потенциалами: гносеологическим, аксиологическим, творческим, коммуникативным и художественным. Аксиологизация имеет, по крайней мере, три стадии, определяемые временем и характером обучения, а также особенностями субъекта: I - стадию адаптации; II - стадию ориентации; III - стадию персонализации.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №22

1. Сущность и функции ценностных ориентаций Ценностные ориентации человека являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, детерминируют и регулируют поведение человека. Осознавая собственные ценностные ориентации, человек ищет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности.

Несмотря на различные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций, все исследователи признают, что особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности.

Так же единодушно мнение, что ценностные ориентации играют главную роль в регуляции социального поведения человека, включая диспозицию личности, ее установки, мотивы, интересы и даже «смысл жизни».

Поскольку ценностные ориентации обычно определяются как направленность личности на цели и средства деятельности и, таким образом, выражают ее отношения к миру, т.е. являются элементом мировоззрения.

Естественно предположить, что их формирование как целостной психологической структуры начинается в период между старшим подростковым и началом юношеского возрастов. О том, что именно здесь (а не в более раннем возрасте) формируются ценностные ориентации, свидетельствует, по мнению некоторых исследователей, наличия главного условия их формирования - достаточно высокий уровень рефлексии, осознанного жизненного опыта и произвольного поведения.

В структуре ценностных ориентаций личности обычно выделяют три интегративых компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий.

2. Место и функции аксиологического компонента методологической культуры педагога Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры предполагает наличие ценностно-педагогической направленности личности учителя, проявляющейся в сформированной потребности в педагогической деятельности. Сформированная потребность определяется как осмысленное и активное стремление направить свои знания, умения, навыки на решение воспитательно-образовательных задач и включает в себя установку на работу с детьми, интерес к этой работе, уверенность в ее необходимости и важности для себя.

К аксиологическому компоненту профессионально-педагогической культуры относится совокупность устойчивых профессионально-педагогических ценностей, овладевая которыми, учитель делает их личностно-значимыми. Процесс усвоения ценностей педагогом определяется богатством его личности, педагогической квалификацией, стажем, профессиональной позицией и отражает его внутренний мир, образуя систему ценностных ориентаций.

3. Задачи и характеристики педагогической аксиологии. Задачи педагогической аксиологии Задачи педагогической аксиологии заключаются в следующем: анализ исторического развития педагогической теории и образовательной практики с позиции теории ценностей; определение ценностных оснований образования, которые отражают его аксиологическую направленность; формирование ценностных подходов к определению стратегий развития и содержания отечественного образования.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №23

1. Фазы процесса профессиональных ориентаций Перед молодым человеком лежит множество путей достижения цели профессионального самоопределения. Но на определенном этапе она еще не конкретизирована, скорее не установлена для него, но потенциально существует и опирается на

накопленный человеческий опыт. Этот период времени можно рассматривать как первый этап направленной активности личности в выборе своего жизненного пути, своеобразный период «активного поиска цели»; он может отличаться по времени, по глубине проникновения в суть явлений и зависеть от роли общественных институтов, социального положения индивида и других факторов, воздействующих на его профессиональное и в целом социальное становление.

Вторым этапом в выборе личностью своего места в жизни является «осознание цели» для себя и значимости ее для общества. На этой ступени происходит усвоение субъектом определенных ценностей, направленных на него со стороны общества. Степень осознанности может быть различной: от примитивных форм функционирования до убеждений.

Третьим этапом профессионального развития индивида является реализация им жизненных ценностей. В это понятие мы включаем как активность общества, так и активность самого человека. Формирование активной жизненной позиции человека – вот одна из главных задач как в целом социальной, так и профессиональной ориентации.

2. Интерактивные технологии формирования аксиосферы личности Интерактивные технологии создают основу для межличностного взаимодействия, обмена идеями, эмоциями и ценностями. Следует отметить и важнейшее значение рефлексивных элементов технологий, позволяющих оценить жизненные позиции, проанализировать ситуации успеха и сложности в процессе интериоризации ценностей. Самое же значимое то, что рефлексия является основой внутренней мотивации личности, что усиливает ее духовные ресурсы, углубляет процессы осмысления ценностной парадигмы, побуждает стремление к успеху, желание исправить ошибки и определяет способы и возможности приобщения к ценностям образовательной системы.

Применение современных педагогических технологий в образовательной деятельности дает возможность утвердить базовые ценности и на их основе выстроить современный ценностный мир.

3. Потребности человека и их классификация Существует множество видов потребностей. Их классифицируют по различным основаниям.

1. По происхождению потребности делят на естественные и культурные.

Естественные (органические) потребности -- это потребности, обусловленные биологической природой человека. Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для

сохранения и поддержания жизни индивида. Органические потребности - потребности в кислороде, воде, продолжении рода, самосохранении и т. д.

Культурные (социальные) потребности - это потребности, обусловленные социальной природой человека. Они отражают его зависимость от продуктов человеческой деятельности и общения. Культурные потребности -- это потребности, которые появились в результате социально-исторического развития человека: филогенеза.

Однако следует отметить относительный характер деления потребностей человека на естественные и культурные, органические и социальные. Дело в том, что все естественные потребности человека в процессе исторического развития значительно изменились, преобразовались, очеловечились, а значит, и окультурились. Историческое развитие потребности выражается в том, что меняются предметы и способы их удовлетворения. Например, удовлетворение естественной потребности в защите от экстремальных температур (холода или жары) у животных выражается в наличии шкуры, у человека же удовлетворение этой потребности преобразовалось в необходимость носить одежду, то есть естественная потребность окультурилась.

2. По предмету потребности делятся на материальные и духовные.

Материальные потребности -- потребности, которые отражают зависимость человека от предметов материальной культуры.

Духовные потребности - потребности, выражающие зависимость человека от продуктов общественного сознания. Например, естественная по происхождению потребность по предмету может быть только материальной. Культурная по происхождению потребность может быть материальной или духовной.

В развитии индивида главную роль играет стремление к удовлетворению естественных органических потребностей, в развитии же личности -- стремление к удовлетворению культурных потребностей. Особую роль в развитии личности играют духовные потребности: стремление к знаниям, творчеству, восприятию произведений искусства, самовыражению и самоутверждению.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №24

1. Место и функции аксиологического компонента профессионально-педагогической культуры педагога.

профессионально-педагогическая культура - это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования;

• профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности;

Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования. В процессе педагогической деятельности учителя овладевают идеями и концепциями, приобретают знания и умения, составляющие гуманистическую технологию педагогической деятельности, и, в зависимости от степени их приложения в реальной жизни, оценивают их как более значимые. Знания, идеи, концепции, имеющие в настоящий момент большую значимость для общества и отдельной педагогической системы, выступают в качестве педагогических ценностей. Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признавая педагогические ценности. История школы и педагогической мысли - это процесс постоянной оценки, переосмысления, установления ценностей, переноса известных идей и педагогических технологий в новые условия. Умение в старом, давно известном, увидеть новое, по достоинству его оценить и составляет непреложный компонент педагогической культуры учителя.

 

 

Педагогические ценности, являясь условием и результатом соответствующей деятельности, имеют разные уровни существования: индивидуально-личностный, профессионально-групповой, социально-педагогический.

 

2. Диалоговые технологии формирования аксиосферы личности.

Технологический компонент модели формирования системы профессиональных ценностей педагогов представлен личностно ориентированными, диалоговыми, коммуникативными, рефлексивными технологиями. Безусловную ценность для формирования аксиосферы личности имеют диалоговые технологии, которые обеспечивают возможность развивать способности, активно слушать, адекватно воспринимать и точно аргументировать собственную позицию. Сильная сторона диалога – работа с информацией, «полем» смыслов. Участники диалога аргументируют отстаиваемые положения, выдвигают и обосновывают идеи. Это, в свою очередь, обогащает ценностные ориентации личности. Интерактивные технологии создают основу для межличностного взаимодействия, обмена идеями, эмоциями и ценностями. Следует отметить и важнейшее значение рефлексивных элементов технологий, позволяющих оценить жизненные позиции, проанализировать ситуации успеха и сложности в процессе интериоризации ценностей. Самое же значимое то, что рефлексия является основой внутренней мотивации личности, что усиливает ее духовные ресурсы, углубляет процессы осмысления ценностной парадигмы, побуждает стремление к успеху, желание исправить ошибки и определяет способы и возможности приобщения к ценностям образовательной системы. Применение современных педагогических технологий в образовательной деятельности дает возможность утвердить базовые ценности и на их основе выстроить современный ценностный мир. В качестве механизмов развития профессиональных ценностей учителя нами апробированы механизмы интериоризации и экстериоризации, механизмы общения, диалога, традиций, новаций и др. Для формирования профессиональных ценностей учителя важно: предъявление ценностей личности — аналитико-синтетическое преобразование информации — осознание ценностных ориентаций — принятие ценностной ориентации — реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении — закрепление ценностной ориентации в направленности личности и перевод ее в статус качества личности, то есть в потенциальное состояние — актуализацию потенциальной ценностной ориентации, заключающейся в качествах личности учителя. Таким образом, происходит синтез уникальных превращений, интериоризация как процесс перевода профессиональных ценностей учителя во внутренний мир личности.

 

3. Система ценностных ориентаций и их взаимосвязь с потребностями.

4. Потребность – есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта. Потребность выступает как стремление к потреблению ценностей и благ, реализация которых обеспечивает сохранение или изменение жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом. Ценности — это материальные предметы или идеи, на которые направлены потребности человека, это система созданных, принятых и установленных в обществе или группе высших достижений человека, притягательных для людей социальных эталонов мысли, чувств, поведения, деятельности.Ценность представляет собой то, чего нет у человека и в чём он нуждается. Тем самым потребности и ценности рассматриваются как две стороны одной медали. Вместе с тем ценности признаются стоящими над всем, то есть в качестве высшего слоя устремлений.На основе системы ценностей разрабатываются способы удовлетворения потребностей: Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными путями, которые по-своему формируются в каждой культуре. Так, сложную потребность в самореализации и придании смысла своему существованию совершенно по-разному будут реализовывать профессиональный политик, спортсмен, священнослужитель, подросток и т.д. Однако в реализации потребностей действуют и некоторые общечеловеческие правила. Так, практически у всех народов считается недопустимым удовлетворять, например, потребность в еде путем воровства. В целом можно сделать вывод, что потребности общества, группы людей или отдельного человека всегда находятся в глубокой связи с системами ценностей.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №25

 

1. Место и функции аксиологического компонента профессионально-педагогической культуры педагога.

В аксиологическом аспекте профессионально культура педагога рассматривается как часть общечеловеческой культуры, включающая систему ценностей-регуляторов педагогической деятельности (Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич и другие). По мнению ряда ученых профессионально-педагогическую культуру можно представить как интегральное высшее качественное образование личности педагога-профессионала, как условие и предпосылку эффективной профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной компетентности педагога и цель профессионального самосовершенствования (Р С. Пионова и др.). Теория и практика показывают, что профессионально-педагогическая культура педагога предполагает наличие у него следующих характеристик:

· педагогическое мастерство;

· высокий уровень психолого-педагогической подготовленности;

· специальные знания и умения;

· личностные качества;

· нравственная воспитанность, авторитет;

· педагогический такт;

· культура речи.

Профессионально-педагогическая культура является мерой и способом творческой самореализации личности педагога в разнообразных видах педагогической деятельности и общения. В структуре профессионально-педагогической культуры выделяют (в. А. Сластенин и другие) аксиологический, технологический, индивидуально-творческий компоненты (см. схему 20). Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры предполагает наличие ценностно-педагогической направленности личности педагога, проявляющейся в сформированной потребности в педагогической деятельности. Сформированная потребность определяется как осмысленное и активное стремление направить свои знания, умения, навыки на решение воспитarельно-образовательных задач и включает в себя установку на работу с детьми, и интерес к этой работе, уверенность в ее необходимости и важности для себя.

К аксиологическому компоненту профессионально-педагогической культуры относится совокупность устойчивых профессионально-педагогических ценностей, овладевая которыми, педагог делает их личностно значимыми. Процесс усвоения ценностей педагогом определяется богатством его личности, педагогической квалификацией, стажем, профессиональной позицией и отражает его внутренний мир, образуя систему ценностных ориентаций.

Аксиологическую основу методологической культуры педагога составляют ценности исследовательской деятельности: гуманизм, истина, познание, знания, развитие, рефлексия. Аксиологическая основа методологической культуры педагога тесно связана с ее нормативной основой, которую составляют культурные нормы, отражающие предписания, требования, образцы деятельности высокого качества. Отсюда ведущими функциями аксиологического компонента методологической культуры педагога являются нормативная и регулятивная функции, позволяющие педагогу освоить способы преобразования педагогического процесса на гуманной основе. Методологическое мышление учителя — это особая форма деятельности педагогического сознания, живая, т.е. пережитая, переосмысленная, выбранная, построенная самим педагогом методология личностно-профессионального самосовершенствования. Методологический поиск — это деятельность учителя по обнаружению смысла, основы, идеи учебного материала или педагогического явления личностно значимых как для своего саморазвития, так и для последующего развития личностных структур сознания своих учеников.

2. Ценностное самоопределение личности.

Ценностное самоопределение — это процесс, в котором индивид осуществляет выбор на основе осознания и соотнесения своих потребностей, возможностей и способностей с общественными запросами, что определяется системой его ценностных ориентации. Это процесс и результат поиска человеком социального, профессионального, личностного статуса в жизни. Ценностное самоопределение личности включает ценностное отношение к миру, которое выражается в осознании, переживании и присвоении общечеловеческих ценностей, ценностей современного мира, ценностей профессии (А. В. Кирьякова). А. Адлер связывает понятие «самоопределение» с жизненным стилем и способами реализации этого стиля. Он рассматривает личность как уникальное единое целое, включенное в социальную систему явление. Цель каждого человека, по его мнению, стать ценной и значительной личностью. А средствами достижения данной цели являются старания личности компенсировать органическую неполноценность или чувство неполноценности, стремление к превосходству.

3. Способы удовлетворения потребностей человека на основе системы ценностей.

Система ценностей - это совокупность материальных или идеальных предметов, обладающие значимостью для данного социального субъекта с позиций удовлетворения его потребностей и интересов. В данной трактовке можно представить многочисленные определения ценностей, которые существуют в отечественной науке. Ценностные ориентации, которые происходят от устоявшейся системы ценностей, являются установками для личности на ценности материальной и духовной культуры.

Ценности и ценностные ориентации выполняют ряд функций, основной из которых является - регулятивная, а именно регулирование поведением личности в определенных социальных условиях.

+ На основе системы ценностей устанавливается очередность удовлетворения потребностей, их градация по уровню значимости.

Степень значимости тех или иных предметов и услуг во многом определяет поведение человека и должна точно оцениваться работниками сервиса. Так, все люди носят одежду, едят и спят, многие занимаются спортом, почти все читают книги, слушают музыку, смотрят кинофильмы. Но очередность и степень удовлетворения этих потребностей могут сильно различаться. На нее влияют природные, экономические, культурные и политические факторы.

+ На основе системы ценностей разрабатываются способы удовлетворения потребностей.

Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными путями, которые по-своему формируются в каждой культуре. Так, сложную потребность в самореализации и придании смысла своему существованию совершенно по-разному будут реализовывать профессиональный политик, спортсмен, священнослужитель, подросток и т. д. Однако в реализации потребностей действуют и некоторые общечеловеческие правила. Так, практически у всех народов считается недопустимым удовлетворять, например, потребность в еде путем воровства

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 699.