Ценности, на которые должна ориентироваться школа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поскольку нашей целью является аксиологизация педагогического образования, а тщательный, скрупулезный теоретический анализ выходит за рамки обозначенной проблемы, мы касаемся термина установки лишь в связи с тем, чтобы подчеркнуть особенность, более характерную для ценностной ориентации личности, чем для установки, — это фактор времени. Долговременность действия ценностной ориентации может быть выражена в качестве перспективной жизненной программы личности. Подчеркнем, что именно «перспективные пути», по мнению А.С. Макаренко, должна воспитать в человеке школа. Педагогика считает, что школа закладывает основные линии развития личности, которые смогут реализоваться и развернуться в будущем. Формируя сущностные качества личности в настоящем, школа прогнозирует и отдаленное.

Билет№ 12

1. Философское значение ценности, его суть, исторические предпосылки

Особое методологическое значение в социально-гуманитарных науках приобретает философская концепция ценностей, поскольку человек является творцом и самой истории, общества и самого себя. В тоже время он создаёт предметную среду, которая позволяют человеку реализовать свои потребности и интересы. Утверждая и реализуя тем самым свою человеческую реальность в качестве конкретного социального субъекта и в качестве уникальной личности, которой присущи конкретные социально - культурные измерения. Ценность характеризует глубинные основания личности в единстве с предметами ее устремлений. Выяснение вопроса о роли ценностей в социально-гуманитарном познании восходит к творчеству немецкого философа, представителя баденской школы неокантианства Г.Риккерта. Мыслитель исходит из того, что ценности – это «самостоятельное царство», соответственно мир состоит не из субъектов и объектов, но из действительности, как изначальной целостности человеческой жизни и ценностей. Ценности – это феномены, сущность которых состоит в значимости, а не фактичности, они явлены в культуре как системе воплощенных ценностей. Философия как теория ценностей должна изучать многообразие ценностей в культуре. В отличие от Риккерта, полагающего самостоятельное «царство ценностей», М.Вебер полагал, что выражение «отнесение к ценностям» является философским основанием того научного интереса, который господствует при отборе и формировании объекта исследования. Итак, согласно ученому, отнесение к ценностям – это методологический прием, выполняющий регулятивные и предпосылочные функции. В целом Вебер не считал науки свободными от ценностей и не предполагал полное исключение ценностных высказываний из познания. В настоящее время под ценностями понимают не только «мир должного», нравственные эстетические идеалы, но и любые феномены сознания и даже объекты из «мира сущего», имеющие ту или иную мировоззренчески - нормативную значимость для человека и общества в целом. Различают две группы ценностей, функционирующих в научном познании: 1) социокультурные, мировоззренческие ценности обусловленные социальной и культурно-исторической природой науки и научных сообществ, самих исследователей; 2) когнитивно-методологические ценности, выполняющие регулятивные функции, определяющие выбор теорий и методов, способы выдвижения и проверки гипотез, оценивающие основание интерпретаций

2.Формирование направленности личности как одна из главных задач нравственного воспитания.

 Вместе с тем формирующаяся направленность личности позволяет считать, что ценностные ориентации имеют определенную степень устойчивости. Именно поэтому процесс аксиологизации необходимо изучать и строить с учетом ведущих характеристик направленности личности, ее мотивационно-потребностной сферы, мировоззренческих устремлений и отношений. Ценностные ориентации являются компонентом не только сознания, но и поведения, их функции отнюдь не ограничиваются рациональным предпочтением какой-либо ценности. Они должны стать достоянием эмоциональной жизни индивида, превратиться в мотивы поведения и деятельности. Специфика действия ценностных ориентации состоит и в том, что они функционируют не только как способы рационализации поведения, их действие распространяется и на высшие структуры сознания, и на те, которые обозначаются обычно как подсознательные структуры. Они определяют направленность воли, внимания, интеллекта. Механизм действия и развития ценностных ориентации связан с разрешением конфликтов и противоречий в мотивационной сфере личности. В наиболее общей форме этот механизм выражается в борьбе между долгом и желанием, в борьбе мотивов нравственного и утилитарного порядка. Таким образом, при аксиологизации педагогического образования необходимо раскрывать и анализировать внутренний психологический план деятельности и отношений личности, их мотивационную сферу. Важно проникнуть в подтекст поведения студентов, понять, как конкретный поступок согласуется с общим жизненным смыслом, в какой степени ценностные ориентации определяются их внутренними личностными побуждениями, в какой мере они обеспечивают личностное присвоение ценностей общества.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 479.