Установки и ценностные ориентации личности как регуляторы реализации потребностей человека в различных социальных ситуациях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Установки - более динамичное и изменчивое явление, чем ценности, и, как правило, имеют специализированную, конкретную направленность. Установки, аттитюды и ценностные ориентации личности регулируют реализацию потребностей человека в различных социальных ситуациях. В.Я. Ядов объединяет все описанные выше регулятивные образования как диспозиции, т. е. «предрасположенности». В своей «диспозиционной концепции регуляции поведения личности». В.Я. Ядов аргументирует иерархическую организацию системы диспозиционных образований. В разработанной им схеме на низшем уровне системы диспозиций располагаются элементарные фиксированные установки, носящие неосознаваемый характер и связанные с удовлетворением витальных потребностей. Второй уровень составляют социально фиксированные установки, формирующиеся на основе потребности человека во включении в конкретную социальную среду. Третий уровень системы диспозиций - базовые социальные установки - отвечает за регуляцию общей направленности интересов личности в тех или иных конкретных сферах социальной активности человека. Высший уровень диспозиций личности представляет её систему ценностных ориентаций, соответствующую высшим социальным потребностям и отвечающую за отношение человека к жизненным целям и средствам их удовлетворения. Каждый уровень диспозиционной системы оказывается задействованным в различных сферах и соответствующих им ситуациям общения: в ближайшем семейном окружении, малой контактной группе, конкретной области деятельности и, наконец, в определённом типе общества в целом.

3. Взаимосвязь педагогической аксиологии и педагогической инноватики. Разработка проблем педагогической инноватики, включающей три основных теоретических блока (блоки осмысления процессов создания педагогических новшеств, их освоения педагогическим сообществом и применения), с необходимостью ведет к определению предмета и задач педагогической аксиологии как части педагогической инноватики. Невозможно усвоить теоретическое и практическое значение новых педагогических новшеств (аспектов содержания и процесса обучения и воспитания) без выяснения ценностной природы педагогических новшеств, без определения системы педагогических ценностей и критериев оценки педагогических явлений. А именно эти вопросы и должны войти в содержание педагогической аксиологии и определять специфику ее предмета в целом.

Отношение педагогической аксиологии и педагогической инноватики не прямолинейно. Дело в том, что педагогическая инноватика занимается педагогическими новшествами, в то время как педагогическая аксиология обращена не только к новшествам, но и к тем явлениям и процессам в педагогике, которые давно включены в педагогическую действительность и воспроизводятся в ней как особые ценности в массовой практике. Так что речь должна идти по преимуществу о такой части педагогической аксиологии или, лучше сказать, о такой ее функции, которая позволяет оценивать именно новшества, нацелена на выявление их значимости в общей системе, «мире» педагогических ценностей. Эту функцию можно считать сравнительной, поскольку усилия аксиологического анализа направляются на оценку через сравнение новшества с другими нововведениями такого же типа (методами, оргформами и т. п.) или с ценностями, которые новшествами в педагогике не являются. В этой связи следует говорить о сравнительной педагогической аксиологии. Мы ее связываем в первую очередь со вторым теоретическим блоком инноватики, раскрывающим процессы восприятия, оценки и освоения педагогическим сообществом педагогических новшеств, инноваций. При этом восприятие, оценка и освоение нового очень тесно связаны: речь идет об освоении как принятии нового сознанием, появлении готовности к использованию в теоретическом арсенале или к применению на практике. Так что сравнительная аксиология в значительной мере соответствует содержанию и объему второго теоретического блока педагогической инноватики: ведь оценка предполагает и восприятие, а применение нового — его оценку, принятие его значимости для теории или практики.

 

БИЛЕТ №16

1.Аксиологическое «Я» педагога . Аксиологическое «Я» учителя как система ценностных ориентаций опирается на социально-педагогические и профессионально-групповые ценности, которые служат основанием формирования его индивидуально- личностной ценностной системы. Данная система включает: 1.Ценности-цели - концепция личности обучающегося, концепция «Я-профессиональное» как источник и результат профессионального самосовершенствования учителя.

2.Ценности-средства - концепции педагогического общения, педагогической техники и технологии, мониторинга, инноватики, педагогической импровизации и интуиции.

3.Ценности-отношения - личностно-профессиональная позиция как совокупность отношения учителя с учеником, другими участниками педагогического процесса, отношения к себе и собственной проффессионально-педагогической деятельности.

4. Ценности-качества - связанные между собой индивидуальные, личностные, коммуникативные, позиционные, деятельностно-профессиональные и поведенческие качества личности.

Аксиологическое «Я» педагога определяется эффективностью и целенаправленностью отбора и приращения им новых ценностей, их переходом в мотивы его поведения и профессиональные действия.

С.Г. Вершловский и Дж. Хазард, исследуя ценностные ориентации российских и американских педагогов, выделили следующие группы педагогических ценностей:

1) ценности, раскрывающие профессиональный статус педагога;

2) ценности, показывающие степень вовлеченности личности в педагогическую профессию;

3) ценности, отражающие цели педагогической деятельности.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 441.