Характеристика направленности личности в процессе его социализации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В качестве ведущей характеристики понятия «личность»выделяется направленность.В направленности выражаются субъективные ценностные отношения личности к различным сторонам действительности.Понятие "ценностные ориентации", идентичны направленности личности на те или иные ценности.

Направленность личности обычно связывают с системой устойчиво доминирующих мотивов, определяющих ее целостную структуру.

В психологии среди ведущих системообразующих характеристик личности традиционно выделяют ее направленность .

Содержательную сторону направленности личности, ее отношение к окружающему миру, к другим людям и к самой себе обусловливает система ценностных ориентаций. Ценностные ориентации выражают личностную значимость социальных, культурных, нравственных ценностей, отражая ценностное отношение к действительности. Ценности регулируют направленность, степень усилий субъекта, определяют в значительной степени мотивы и цели организации деятельности.

Индивидуальный выбор ценностей во многом определяет направленность личности, проявляющаяся в отношении: к людям, к обществу, к самому себе

По словам Б. Ф. Ломова, несмотря на различие трактовок понятия "личность", во всех отечественных подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Направленность, по-разному раскрываемая в работах многих ученых выступает как системообразующее свойство личности, определяющее весь ее психический склад. Например, Б. Ф. Ломов определяет направленность как "отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие". Таким образом, в направленности выражаются субъективные ценностные отношения личности к различным сторонам действительности.

Направленность личности конструирует ее целевые, программные отношения, которые определяются и выражаются в мировоззрении, нравственных убеждениях, мотивах, ценностных ориентациях, интересах человека. Эти духовные ценности, независимо оттого, представлены они неосознанными установками или осознанными намерениями, уже сами по себе понуждают активность личности. Широко используя понятие «направленность личности» в различных областях науки, философии, социологии, психологии, педагогике, абсолютное большинство исследователей признают направленность личности одной из основных ее характеристик, подчеркивают устойчивую содержательную функцию ценностных ориентации в ней. Психологи различно характеризуют направленность личности как своеобразно переживаемое избирательное отношение к действительности, доминирующее, решающее и определяющее отношение как систему побуждений, определяющих избирательность отношений и активность человека. Они считают, что направленность личности определяется системой сложившихся в результате жизненного опыта и воспитания материальных и духовных потребностей, обусловивших соответствующую иерархическую структуру мотивов, выступающих как свойства личности, что направленность обеспечивает целостность структуры личности и представляет собой иерархическую, устойчивую систему доминирующих мотивов, которые своим господствующим положением определяют строение всей мотивационной сферы. Как фундаментальную психологическую характеристику личности рассматривает направленность В.Э. Чудновский. Продолжая традиции изучения направленности личности, заложенные С.Л. Рубинштейном, Л.И. Божович, он экспериментально доказывает близость психологических механизмов нравственной ориентации и направленности личности в формировании ее устойчивости, делает вывод о том, что нравственные нормы и принципы, отражая обобщенный опыт человеческих взаимоотношений, относительно эмансипированы от повседневного, обыденного опыта человека и позволяют ему выйти за пределы такого опыта, за пределы непосредственной ситуации. Вместе с тем мотивация, которая в своих высших проявлениях совпадает с общественной нравственностью, воплощает в себе наиболее высокий, сформированный уровень отдаленной ориентации человека на ценности общества. У всех авторов проявляется общая тенденция в определении направленности как структурного ядра личности, воплощающего в себе объективные и субъективные, материальные, идеальные, реальные и прогнозируемые стороны социальной жизни человека, выражающего единство социального и психологического, типическую сущность и цельность, нравственную красоту и полезность личности обществу. Общим для всех исследователей является мнение о том, что направленность, будучи сложным феноменом личности, характеризует процесс ее социализации. Неизменным компонентом выступают ценностные ориентации личности, связывающие мотивацию и ориентацию на цели жизнедеятельности. Обобщение и развитие проблема направленности личности получила в работах З.И. Васильевой. Она определила подход к формированию направленности личности как главной задаче нравственного воспитания школьников, раскрыла нравственный опыт как исходный момент процесса формирования нравственной направленности личности, проследила генезис, устойчивость, интенсивность и динамичность общественной направленности личности школьников, выявила закономерности становления педагогической направленности студентов. Полученные в исследованиях выводы позволяют предположить, что ценностные ориентации личности и формирующаяся направленность личности — взаимопроникающие педагогические феномены, так как направление развитию личности, ее самодвижению придают, безусловно, ценностные устремления, избирательное отношение к ценностям общества, предпочитаемые виды деятельности. Вместе с тем формирующаяся направленность личности позволяет считать, что ценностные ориентации имеют определенную степень устойчивости. Именно поэтому процесс аксиологизации необходимо изучать и строить с учетом ведущих характеристик направленности личности, ее мотивационно-потребностной сферы, мировоззренческих устремлений и отношений.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 477.