ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7
1. Общечеловеческие ценности как социальная доминанта ориентации личности. Становление общечеловеческих ценностей.
2. Сущностная характеристика понятия «аксиологизация»
Аксиологизация - компонент гуманизации образования, поскольку в теории и в реальной практике она определяет состав и иерархию гуманистических ценностей образования, системообразующим элементом которых выступает человек как главная ценность.
Аксиологизация есть совокупность педагогических условий (факторов), способствующих развитию сущностных сил личности, возвышению потребностей, обогащению аксиологического потенциала, формированию академической зрелости студента.
Аксиологизация - это процесс, соединяющий в себе обозначенные аспекты развития образовательной деятельности учебного заведения и личности студента. Причем со стороны учебного заведения - это процесс, раскрывающий резерв качества образования, а со стороны личности - результатом аксиологизации выступает развитие ценностного отношения студента к познанию, к профессии, к себе и другим в устойчивые профессионально-значимые и жизненные ценностные ориентации, обусловливающие поиск, оценку, выбор и проекцию своего жизненного пути.
Аксиологизация - метод, целью которого выступает развитие креативно-ценностных свойств личности, без которых невозможен акт творчества, самостоятельной деятельности человека по достижению высоких результатов, значительных целей жизни, профессионального роста.
Аксиологизация - это системы мер модернизации образовательного процесса, ведущих к усилению ценностно-смысловой направленности обучения и воспитания.
Аксиологизация - органическая часть культурологии образования, ибо она обеспечивает трансляцию ценностей культуры, которые раскрывают особенности каждой культуры,
позволяя увидеть содержание диалога культур, благодаря тому, что система ценностей есть матрица культуры.
Для раскрытия закономерностей аксиологизации университетского образования необходимо рассмотреть как содержание, так и динамику процесса, развертывающегося как в пространстве, так и во времени.
Аксиологический потенциал личности - многоуровневое интегративное динамическое новообразование, характеризующееся наличием устойчивой иерархии ценностных ориентации, определяющих характер его будущей профессиональной деятельности, стремление и готовность к освоению ценностей культуры.
Таким образом, аксиологический подход способствует предвосхищению будущих состояний социального и индивидуального развития личности студента, в том случае, если в университете осуществляется реализация его ценностно-смыслового отношения к жизни, к ценностям, к профессии, к себе, если у него развивается потребность в ценностном осмыслении результатов своей деятельности.
3. Аксиологизация как компонент гуманизации образования
Аксиологизация - компонент гуманизации образования, поскольку в теории и в реальной практике она определяет состав и иерархию гуманистических ценностей образования, системообразующим элементом которых выступает человек как главная ценность.
Аксиологизация есть совокупность педагогических условий (факторов), способствующих развитию сущностных сил личности, возвышению потребностей, обогащению аксиологического потенциала, формированию академической зрелости студента.
Аксиологизация - это процесс, соединяющий в себе обозначенные аспекты развития образовательной деятельности учебного заведения и личности студента. Причем со стороны учебного заведения - это процесс, раскрывающий резерв качества образования, а со стороны личности - результатом аксиологизации выступает развитие ценностного отношения студента к познанию, к профессии, к себе и другим в устойчивые профессионально-значимые и жизненные ценностные ориентации, обусловливающие поиск, оценку, выбор и проекцию своего жизненного пути.
Аксиологизация - метод, целью которого выступает развитие креативно-ценностных свойств личности, без которых невозможен акт творчества, самостоятельной деятельности человека по достижению высоких результатов, значительных целей жизни, профессионального роста.
Аксиологизация - это системы мер модернизации образовательного процесса, ведущих к усилению ценностно-смысловой направленности обучения и воспитания.
Аксиологизация - органическая часть культурологии образования, ибо она обеспечивает трансляцию ценностей культуры, которые раскрывают особенности каждой культуры, позволяя увидеть содержание диалога культур, благодаря тому, что система ценностей есть матрица культуры.
Для раскрытия закономерностей аксиологизации университетского образования необходимо рассмотреть как содержание, так и динамику процесса, развертывающегося как в пространстве, так и во времени.
Аксиологический потенциал личности - многоуровневое интегративное динамическое новообразование, характеризующееся наличием устойчивой иерархии ценностных ориентации, определяющих характер его будущей профессиональной деятельности, стремление и готовность к освоению ценностей культуры.
Таким образом, аксиологический подход способствует предвосхищению будущих состояний социального и индивидуального развития личности студента, в том случае, если в университете осуществляется реализация его ценностно-смыслового отношения к жизни, к ценностям, к профессии, к себе, если у него развивается потребность в ценностном осмыслении результатов своей деятельности.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8
1. Становление и развитие педагогической аксиологии как науки
Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля и Кроче.
Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.
Аксиология, как наука, развивалась достаточно медленно и долго. Древние философы по-разному определяли систему ценностей. Древняя восточная философия изучала внутренний мир человека. Главной ценностью для индийских философов был дух, который соотносился с душой. Философы Древней Греции считали зависимость ценностей воспитания от ценностных ориентиров социума и государства. В Средневековье люди начали поклоняться Богу, от чего и зависела человеческая ценность. В эпоху Возрождения формируется гуманизм, который считал высшей ценностью личность и её развитие. Учение о ценностях появилось во второй половине 2020 столетия. Ценности в этот период рассматривались как объекты научного познания. Педагогическая аксиология стала пользоваться вниманием исследователей лишь в последние годы.
2.Задачи и характеристики педагогической аксиологии.
В.А. Сластенин и Г.И. Чижакова считают следующие:
- анализ исторического развития педагогической теории и образовательной практики с позиции теории ценностей;
- определение ценностных оснований образования, отражающих его аксиологическую направленность;
- разработку ценностных подходов к определению стратегии развития и содержания отечественного образования;
- проблему критериев оценки и определения ценности педагогических и научно-педагогических явлений .
Задачи педагогической аксиологии в сфере педагогического образования сформулированы Е.Н. Шияновым. Он определил аксиологические характеристики педагогической деятельности, отражающие ее гуманистический смысл. Содержание аксиологического компонента профессионально-педагогической культуры в совокупности относительно устойчивых педагогических ценностей профессиональной деятельности раскрыл И.Ф. Исаев, представив педагогические ценности в виде идей, концепций, норм, регулирующих профессионально-педагогическую деятельность. Как показал анализ, теоретические разработки проблем образования в 80-е гг. в основном отражали его практические цели. Содержание образования в большей степени определялось технологическими, экономическими, социальными процессами в сфере общественного производства, что определяет отношение к образованию с позиции пользы. Педагогическая аксиология обращена к феномену образования, центром которого является человек. Поэтому она рассматривает образовательные ценности с позиции самоценности человека и осуществляет ценностные подходы к образованию, признавая ценность самого образования
3.Категорический императив
Императив – повеление, настоятельное требование. Форма императива выражает просьбу, приказ, совет
Термин «категорический» императив появился благодаря немецкому философу Иммануилу Канту, который разрабатывал концепцию автономной этики. Согласно этой концепции, нравственные принципы существуют всегда, не зависят от окружающей среды, и должны быть в постоянной связи друг с другом. И категорический императив говорит о том, что человек должен использовать особые принципы, которые определяют его поведение.
По Канту, человек является высшей ценностью. Каждый из людей обладает чувством собственного достоинства, которое он защищает от любых посягательств. Однако и любой другой из людей обладает чувством собственного достоинства. Получается, что один человек имеет свободу выбора способа поведения через призму восприятия другого человека. А любой поступок оценивается на основе понятий о добре и зле.
Как личность, человек не способен быть мерилом добра и зла. Не существует и совершенного человека, который мог бы быть эталоном этих качеств. Следовательно, понятия о добре и зле перешли к человеку от бога, т.к. он единственно является их носителем. В нравственном сознании человека должна закрепиться идея о боге, как об идеале и нравственном совершенстве.
Согласно определению, человек является главной нравственной ценностью. Бог же для него является нравственным идеалом для самосовершенствования. Учёный сформулировал свой закон так, чтобы он стал основой, на которой строятся человеческие взаимоотношения. Этот закон и называется категорическим императивом.
Основы категорического императива:
o Человек должен поступать в жизни по правилам, которые имеют силу закона, как для него, так и для других;
o Человек должен относиться к людям так, как хочет, чтобы они относились к нему;
o Человек не должен рассматривать другого человека как средство для извлечения личной выгоды.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9
1. Общая характеристика принципов дидактики и их реализация в педагогической аксиологии
2.Индивидуальный выбор ценностей в определении направленности человека
С.Л. Рубинштейн под направленностью понимал некоторые динамические тенденции, которые в качестве доминирующих мотивов обусловливают деятельность человека, исходя из ее целей и задач. Составляющими направленности являются: смысловой компонент, характеризующий ее предметное содержание, и динамический компонент Содержательную сторону направленности личности, ее отношение к окружающему миру, к другим людям и к самой себе обусловливает система ценностных ориентаций [19]. Ценностные ориентации выражают личностную значимость социальных, культурных, нравственных ценностей, отражая ценностное отношение к действительности. Ценности регулируют направленность, степень усилий субъекта, определяют в значительной степени мотивы и цели организации деятельности.
Общество предлагает множество ценностей, но путь к ним индивидуален: это - поиск смысла жизни, своего места в ней. Э. Эриксон связывает такой поиск с решением проблемы идентичности [5]. В. Франкл в стремлении найти смысл собственной жизни видит первичную мотивирующую силу человека.
Индивидуальный выбор ценностей во многом определяет направленность личности, проявляющаяся, по В.С. Мерлину, в отношении: к людям, к обществу, к самому себе [6].
Л.М. Митина справедливо подчеркивает, что направленность человека на себя не так однозначна, как это трактовалось ранее. Она имеет не только эгоистический, эгоцентрический контекст, но и стремление к самореализации, к самосовершенствованию и саморазвитию в интересах других людей [20].
Тип ценностной направленности личности - преобладающие для данного возраста, времени, места жизни и т.п. ценностные векторы.По словам Б. Ф. Ломова, несмотря на различие трактовок понятия "личность", во всех отечественных подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность.Полученные в исследованиях выводы позволяют предположить, что ценностные ориентации личности и формирующаяся направленность личности — взаимопроникающие педагогические феномены, так как направление развитию личности, ее самодвижению придают, безусловно, ценностные устремления, избирательное отношение к ценностям общества, предпочитаемые виды деятельности. Вместе с тем формирующаяся направленность личности позволяет считать, что ценностные ориентации имеют определенную степень устойчивости. Именно поэтому процесс аксиологизации необходимо изучать и строить с учетом ведущих характеристик направленности личности, ее мотивационно-потребностной сферы, мировоззренческих устремлений и отношений
3.Сущность понятия «ценностное сознание»
В философии сознание рассматривается как особый объект, который невозможно исследовать и объяснить обычными способами. Сознание не является биологической субстанцией; оно позволяет человеку осуществлять жизнедеятельность за границами его тела; вступать во взаимодействие с людьми, ценностями культуры, приобщаться к различным видам деятельности без непосредственного контакта. То есть благодаря сознанию человек живет в сфере не только конкретного, но абстрактного.
В широком смысле «сознание» трактуется как проблема человеческого бытия и способ отображения проблемности общественных процессов.
В более конкретном смысле под сознанием понимаются высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности; способ его отношения к миру и самому себе; единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и собственного бытия.
Различаются общественное сознание и сознание индивида. Под общественным сознанием понимаются духовный результат развития общества, выражение его экономического, политического, социального бытия. Сознание индивида представляет собой его внутренний духовный мир, оно, кроме того, фиксирует социальную связь в самом индивиде (со-знание — совместное знание, разделенное с другими).
Ценностное сознание – это наивысший уровень психической саморегуляции и отражения, представляющий собой постоянно меняющуюся совокупность умственных и чувственных образов ценных для индивида. Для ценностного сознания характерны активность, направленность на предмет, способность к рефлексии и самонаблюдению. Оно обладает мотивационно-ценностным характером и определенным уровнем ясности.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 10
1. Философско-педагогические концепции зарубежных и отечественных мыслителей по аксиологическим аспектам воспитания и образования.
2.Направленность как фундаментальная психологическая характеристика личности
В качестве ведущей характеристики понятия «личность» выделяется направленность. В направленности выражаются субъективные ценностные отношения личности к различным сторонам действительности. Понятие "ценностные ориентации", идентичны направленности личности на те или иные ценности.
Направленность личности обычно связывают с системой устойчиво доминирующих мотивов, определяющих ее целостную структуру.
В психологии среди ведущих системообразующих характеристик личности традиционно выделяют ее направленность .
С.Л. Рубинштейн под направленностью понимал некоторые динамические тенденции, которые в качестве доминирующих мотивов обусловливают деятельность человека, исходя из ее целей и задач. Составляющими направленности являются: смысловой компонент, характеризующий ее предметное содержание, и динамический компонент (так называемое напряжение, связанное с источником направленности).
Направленность личности — ведущее психологическое свойство личности, в котором
представлены система ее побуждений к жизни и деятельности.
Как бы ни различались трактовки личности в психологии, практически все исследователи считают, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующей характеристикой является направленность личности. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности.
Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление темперамента или на развитие способностей), но и на психические состояния (например, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов.
Направленность воплощается в различных формах — ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система се характеристик.
В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения. Человек с ярко выраженной позитивной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью, высокой социальной активностью.
3. Сущность понятия «ценностное поведение
Ценностное поведение - это внешнее выражение внутреннего мира человека, системы его жизненных ценностей и идеалов. Следует отметить, что просто знание определенных норм и правил недостаточно. Они должны быть усвоены человеком и осознанно приняты в качестве собственных убеждений. Проблемы педагогической аксиологии являются параллельно образовательными и мировоззренческими.
Билет № 11
Билет № 13
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7
1. Общечеловеческие ценности как социальная доминанта ориентации личности. Становление общечеловеческих ценностей.
2. Сущностная характеристика понятия «аксиологизация»
Аксиологизация - компонент гуманизации образования, поскольку в теории и в реальной практике она определяет состав и иерархию гуманистических ценностей образования, системообразующим элементом которых выступает человек как главная ценность.
Аксиологизация есть совокупность педагогических условий (факторов), способствующих развитию сущностных сил личности, возвышению потребностей, обогащению аксиологического потенциала, формированию академической зрелости студента.
Аксиологизация - это процесс, соединяющий в себе обозначенные аспекты развития образовательной деятельности учебного заведения и личности студента. Причем со стороны учебного заведения - это процесс, раскрывающий резерв качества образования, а со стороны личности - результатом аксиологизации выступает развитие ценностного отношения студента к познанию, к профессии, к себе и другим в устойчивые профессионально-значимые и жизненные ценностные ориентации, обусловливающие поиск, оценку, выбор и проекцию своего жизненного пути.
Аксиологизация - метод, целью которого выступает развитие креативно-ценностных свойств личности, без которых невозможен акт творчества, самостоятельной деятельности человека по достижению высоких результатов, значительных целей жизни, профессионального роста.
Аксиологизация - это системы мер модернизации образовательного процесса, ведущих к усилению ценностно-смысловой направленности обучения и воспитания.
Аксиологизация - органическая часть культурологии образования, ибо она обеспечивает трансляцию ценностей культуры, которые раскрывают особенности каждой культуры,
позволяя увидеть содержание диалога культур, благодаря тому, что система ценностей есть матрица культуры.
Для раскрытия закономерностей аксиологизации университетского образования необходимо рассмотреть как содержание, так и динамику процесса, развертывающегося как в пространстве, так и во времени.
Аксиологический потенциал личности - многоуровневое интегративное динамическое новообразование, характеризующееся наличием устойчивой иерархии ценностных ориентации, определяющих характер его будущей профессиональной деятельности, стремление и готовность к освоению ценностей культуры.
Таким образом, аксиологический подход способствует предвосхищению будущих состояний социального и индивидуального развития личности студента, в том случае, если в университете осуществляется реализация его ценностно-смыслового отношения к жизни, к ценностям, к профессии, к себе, если у него развивается потребность в ценностном осмыслении результатов своей деятельности.
3. Аксиологизация как компонент гуманизации образования
Аксиологизация - компонент гуманизации образования, поскольку в теории и в реальной практике она определяет состав и иерархию гуманистических ценностей образования, системообразующим элементом которых выступает человек как главная ценность.
Аксиологизация есть совокупность педагогических условий (факторов), способствующих развитию сущностных сил личности, возвышению потребностей, обогащению аксиологического потенциала, формированию академической зрелости студента.
Аксиологизация - это процесс, соединяющий в себе обозначенные аспекты развития образовательной деятельности учебного заведения и личности студента. Причем со стороны учебного заведения - это процесс, раскрывающий резерв качества образования, а со стороны личности - результатом аксиологизации выступает развитие ценностного отношения студента к познанию, к профессии, к себе и другим в устойчивые профессионально-значимые и жизненные ценностные ориентации, обусловливающие поиск, оценку, выбор и проекцию своего жизненного пути.
Аксиологизация - метод, целью которого выступает развитие креативно-ценностных свойств личности, без которых невозможен акт творчества, самостоятельной деятельности человека по достижению высоких результатов, значительных целей жизни, профессионального роста.
Аксиологизация - это системы мер модернизации образовательного процесса, ведущих к усилению ценностно-смысловой направленности обучения и воспитания.
Аксиологизация - органическая часть культурологии образования, ибо она обеспечивает трансляцию ценностей культуры, которые раскрывают особенности каждой культуры, позволяя увидеть содержание диалога культур, благодаря тому, что система ценностей есть матрица культуры.
Для раскрытия закономерностей аксиологизации университетского образования необходимо рассмотреть как содержание, так и динамику процесса, развертывающегося как в пространстве, так и во времени.
Аксиологический потенциал личности - многоуровневое интегративное динамическое новообразование, характеризующееся наличием устойчивой иерархии ценностных ориентации, определяющих характер его будущей профессиональной деятельности, стремление и готовность к освоению ценностей культуры.
Таким образом, аксиологический подход способствует предвосхищению будущих состояний социального и индивидуального развития личности студента, в том случае, если в университете осуществляется реализация его ценностно-смыслового отношения к жизни, к ценностям, к профессии, к себе, если у него развивается потребность в ценностном осмыслении результатов своей деятельности.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8
1. Становление и развитие педагогической аксиологии как науки
Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля и Кроче.
Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.
Аксиология, как наука, развивалась достаточно медленно и долго. Древние философы по-разному определяли систему ценностей. Древняя восточная философия изучала внутренний мир человека. Главной ценностью для индийских философов был дух, который соотносился с душой. Философы Древней Греции считали зависимость ценностей воспитания от ценностных ориентиров социума и государства. В Средневековье люди начали поклоняться Богу, от чего и зависела человеческая ценность. В эпоху Возрождения формируется гуманизм, который считал высшей ценностью личность и её развитие. Учение о ценностях появилось во второй половине 2020 столетия. Ценности в этот период рассматривались как объекты научного познания. Педагогическая аксиология стала пользоваться вниманием исследователей лишь в последние годы.
2.Задачи и характеристики педагогической аксиологии.
В.А. Сластенин и Г.И. Чижакова считают следующие:
- анализ исторического развития педагогической теории и образовательной практики с позиции теории ценностей;
- определение ценностных оснований образования, отражающих его аксиологическую направленность;
- разработку ценностных подходов к определению стратегии развития и содержания отечественного образования;
- проблему критериев оценки и определения ценности педагогических и научно-педагогических явлений .
Задачи педагогической аксиологии в сфере педагогического образования сформулированы Е.Н. Шияновым. Он определил аксиологические характеристики педагогической деятельности, отражающие ее гуманистический смысл. Содержание аксиологического компонента профессионально-педагогической культуры в совокупности относительно устойчивых педагогических ценностей профессиональной деятельности раскрыл И.Ф. Исаев, представив педагогические ценности в виде идей, концепций, норм, регулирующих профессионально-педагогическую деятельность. Как показал анализ, теоретические разработки проблем образования в 80-е гг. в основном отражали его практические цели. Содержание образования в большей степени определялось технологическими, экономическими, социальными процессами в сфере общественного производства, что определяет отношение к образованию с позиции пользы. Педагогическая аксиология обращена к феномену образования, центром которого является человек. Поэтому она рассматривает образовательные ценности с позиции самоценности человека и осуществляет ценностные подходы к образованию, признавая ценность самого образования
3.Категорический императив
Императив – повеление, настоятельное требование. Форма императива выражает просьбу, приказ, совет
Термин «категорический» императив появился благодаря немецкому философу Иммануилу Канту, который разрабатывал концепцию автономной этики. Согласно этой концепции, нравственные принципы существуют всегда, не зависят от окружающей среды, и должны быть в постоянной связи друг с другом. И категорический императив говорит о том, что человек должен использовать особые принципы, которые определяют его поведение.
По Канту, человек является высшей ценностью. Каждый из людей обладает чувством собственного достоинства, которое он защищает от любых посягательств. Однако и любой другой из людей обладает чувством собственного достоинства. Получается, что один человек имеет свободу выбора способа поведения через призму восприятия другого человека. А любой поступок оценивается на основе понятий о добре и зле.
Как личность, человек не способен быть мерилом добра и зла. Не существует и совершенного человека, который мог бы быть эталоном этих качеств. Следовательно, понятия о добре и зле перешли к человеку от бога, т.к. он единственно является их носителем. В нравственном сознании человека должна закрепиться идея о боге, как об идеале и нравственном совершенстве.
Согласно определению, человек является главной нравственной ценностью. Бог же для него является нравственным идеалом для самосовершенствования. Учёный сформулировал свой закон так, чтобы он стал основой, на которой строятся человеческие взаимоотношения. Этот закон и называется категорическим императивом.
Основы категорического императива:
o Человек должен поступать в жизни по правилам, которые имеют силу закона, как для него, так и для других;
o Человек должен относиться к людям так, как хочет, чтобы они относились к нему;
o Человек не должен рассматривать другого человека как средство для извлечения личной выгоды.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9
1. Общая характеристика принципов дидактики и их реализация в педагогической аксиологии
2.Индивидуальный выбор ценностей в определении направленности человека
С.Л. Рубинштейн под направленностью понимал некоторые динамические тенденции, которые в качестве доминирующих мотивов обусловливают деятельность человека, исходя из ее целей и задач. Составляющими направленности являются: смысловой компонент, характеризующий ее предметное содержание, и динамический компонент Содержательную сторону направленности личности, ее отношение к окружающему миру, к другим людям и к самой себе обусловливает система ценностных ориентаций [19]. Ценностные ориентации выражают личностную значимость социальных, культурных, нравственных ценностей, отражая ценностное отношение к действительности. Ценности регулируют направленность, степень усилий субъекта, определяют в значительной степени мотивы и цели организации деятельности.
Общество предлагает множество ценностей, но путь к ним индивидуален: это - поиск смысла жизни, своего места в ней. Э. Эриксон связывает такой поиск с решением проблемы идентичности [5]. В. Франкл в стремлении найти смысл собственной жизни видит первичную мотивирующую силу человека.
Индивидуальный выбор ценностей во многом определяет направленность личности, проявляющаяся, по В.С. Мерлину, в отношении: к людям, к обществу, к самому себе [6].
Л.М. Митина справедливо подчеркивает, что направленность человека на себя не так однозначна, как это трактовалось ранее. Она имеет не только эгоистический, эгоцентрический контекст, но и стремление к самореализации, к самосовершенствованию и саморазвитию в интересах других людей [20].
Тип ценностной направленности личности - преобладающие для данного возраста, времени, места жизни и т.п. ценностные векторы.По словам Б. Ф. Ломова, несмотря на различие трактовок понятия "личность", во всех отечественных подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность.Полученные в исследованиях выводы позволяют предположить, что ценностные ориентации личности и формирующаяся направленность личности — взаимопроникающие педагогические феномены, так как направление развитию личности, ее самодвижению придают, безусловно, ценностные устремления, избирательное отношение к ценностям общества, предпочитаемые виды деятельности. Вместе с тем формирующаяся направленность личности позволяет считать, что ценностные ориентации имеют определенную степень устойчивости. Именно поэтому процесс аксиологизации необходимо изучать и строить с учетом ведущих характеристик направленности личности, ее мотивационно-потребностной сферы, мировоззренческих устремлений и отношений
3.Сущность понятия «ценностное сознание»
В философии сознание рассматривается как особый объект, который невозможно исследовать и объяснить обычными способами. Сознание не является биологической субстанцией; оно позволяет человеку осуществлять жизнедеятельность за границами его тела; вступать во взаимодействие с людьми, ценностями культуры, приобщаться к различным видам деятельности без непосредственного контакта. То есть благодаря сознанию человек живет в сфере не только конкретного, но абстрактного.
В широком смысле «сознание» трактуется как проблема человеческого бытия и способ отображения проблемности общественных процессов.
В более конкретном смысле под сознанием понимаются высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности; способ его отношения к миру и самому себе; единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и собственного бытия.
Различаются общественное сознание и сознание индивида. Под общественным сознанием понимаются духовный результат развития общества, выражение его экономического, политического, социального бытия. Сознание индивида представляет собой его внутренний духовный мир, оно, кроме того, фиксирует социальную связь в самом индивиде (со-знание — совместное знание, разделенное с другими).
Ценностное сознание – это наивысший уровень психической саморегуляции и отражения, представляющий собой постоянно меняющуюся совокупность умственных и чувственных образов ценных для индивида. Для ценностного сознания характерны активность, направленность на предмет, способность к рефлексии и самонаблюдению. Оно обладает мотивационно-ценностным характером и определенным уровнем ясности.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 10
1. Философско-педагогические концепции зарубежных и отечественных мыслителей по аксиологическим аспектам воспитания и образования.
2.Направленность как фундаментальная психологическая характеристика личности
В качестве ведущей характеристики понятия «личность» выделяется направленность. В направленности выражаются субъективные ценностные отношения личности к различным сторонам действительности. Понятие "ценностные ориентации", идентичны направленности личности на те или иные ценности.
Направленность личности обычно связывают с системой устойчиво доминирующих мотивов, определяющих ее целостную структуру.
В психологии среди ведущих системообразующих характеристик личности традиционно выделяют ее направленность .
С.Л. Рубинштейн под направленностью понимал некоторые динамические тенденции, которые в качестве доминирующих мотивов обусловливают деятельность человека, исходя из ее целей и задач. Составляющими направленности являются: смысловой компонент, характеризующий ее предметное содержание, и динамический компонент (так называемое напряжение, связанное с источником направленности).
Направленность личности — ведущее психологическое свойство личности, в котором
представлены система ее побуждений к жизни и деятельности.
Как бы ни различались трактовки личности в психологии, практически все исследователи считают, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующей характеристикой является направленность личности. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности.
Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление темперамента или на развитие способностей), но и на психические состояния (например, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов.
Направленность воплощается в различных формах — ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система се характеристик.
В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения. Человек с ярко выраженной позитивной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью, высокой социальной активностью.
3. Сущность понятия «ценностное поведение
Ценностное поведение - это внешнее выражение внутреннего мира человека, системы его жизненных ценностей и идеалов. Следует отметить, что просто знание определенных норм и правил недостаточно. Они должны быть усвоены человеком и осознанно приняты в качестве собственных убеждений. Проблемы педагогической аксиологии являются параллельно образовательными и мировоззренческими.
Билет № 11
Ценностные ориентации личности, их развитие. Взаимосвязь педагогической аксиологии и гуманистической педагогики.
Ценности индивида в основном формируются в раннем детстве. Их источник - это, прежде всего, те люди, которые окружают ребенка. Первые представления о том, что правильно, а что ложно чаще всего формируется под влиянием поведения и мнения родителей, и основа ценностных ориентации, как правило, закладывается внутри семьи. Видя поведение родителей в спокойные и напряженные моменты, в минуты горя и радости, сравнивая их поступки и слова, дети начинают многому подражать. Через мир семьи они пытаются понять различия между хорошим и плохим, добром и злом, они ищут способы преодоления пока еще детских проблем. До определенного возраста взгляды ребенка очень схожи с тем, как поступают и что говорят его родители. Так осознание плохого и хорошего, правильного и не правильного формирует у ребенка конкретные ценности, присущие только ему. Далее ценности выстраиваются в некоторую структуру и становятся ценностной системой или ориентацией личности. По мере взросления ребенок все больше сталкивается с другими ценностными системами, и это неизбежно изменяет некоторые, а иногда и многие из его ценностей.
Именно в подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. В свою очередь совокупность ценностей, устоявшаяся в структуре конкретной личности формирует ценностные ориентации личности или ценностную структуру личности.
Ценностные ориентации - важнейший компонент сознанияличности, существенно влияющий на восприятие окружающей среды, отношение к общесориенттву, социальной группе, на представления человека о самом себе. Как элемент структуры личности они отражают ее внутреннюю готовность к действиям по удовлетворению потребностей и целей, дают направление ее поведению во всех сферах деятельности.Ценностные ориентации есть относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. (Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1998.С. 125.)
В связи с тем, что ценностные ориентации - это стержень личности, основа мотивации поведения индивида, важным представляется осмысление педагогом понятий "ценность", "ценностная ориентация", это выявление возможностей развития духовно-нравственного ценностного сознания личности в образовательном процессе, систематизация и применение исследований ценностных представлений.Как известно, одним из важнейших образований в структуре направленности личности, определяющим ее отношение к объектам социального окружения являются ценностные ориентации. Исследование сущности и функций ценностных ориентаций является частью более широкой проблемы, описываемой понятием диспозиционной системы личности, которая является одним из существенных регуляторов поведения личности и которая формируется в процессе ее деятельности посредством отражения и присвоения социальных ценностей. Ценностные ориентации - важнейший компонент сознания личности, существенно влияющий на восприятие окружающей среды, отношение к общесориенттву, социальной группе, на представления человека о самом себе. Как элемент структуры личности они отражают ее внутреннюю готовность к действиям по удовлетворению потребностей и целей, дают направление ее поведению во всех сферах деятельности. Как известно, одним из важнейших образований в структуре направленности личности, определяющим ее отношение к объектам социального окружения являются ценностные ориентации. Ценностные ориентации - сложное образование, в котором можно выделить 3 основных компонента: когнитивный, эмотивный и поведенческий. Когнитивный есть элемент знания, эмотивный - эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки; поведенческий - связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности.
Система ценностных ориентации личности включает три компонента: 1) когнитивный, или познавательный, который связан с выражением взглядов, мнений, интересов, убеждений личности; 2) эмоциональный, характеризующийся степенью значимости ценностей; 3) поведенческий, отражающий готовность к тому или иному виду действия. Их усвоение и содержание зависят от типа личности (биогенетической основы и социа-лизации). В усвоении тех или иных ценностей человек проявляет избирательность, что обусловлено его психосоциальной природой и системой уже сложившихся ценностей определенной культуры. Фактически усвоение ценностей культуры есть процесс социализации индивида, способ адаптации личности. Таким образом, в психологии ценностные ориентации рассматриваются как основа мотивации поведения индивида, его готовности сознательно реагировать в данной ситуации. Ценностные ориентации - отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Ценностная ориентация в образовательном процессе В сущности ценности, по нашему мнению, необходимо выделить два момента:
- связь с индивидом как оценивающим субъектом;
- санкционирование ценности обществом или группой (при выполнении этого условия ценности развертываются как нормы и идеалы).
Г уманистическая педагогика -система научных теорий, утверждающая воспитанников в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно воспитательного процесса … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Педагогическая аксиология, базирующаяся на методологии общей философии ценностей и развивающаяся в системе современного образования (, , , , и др.), утверждает ценность личности и ценность ее образования, строящимся в соответствии с ценностями самой личности, общечеловеческими и национальными ценностями. Общим для ученых, разрабатывающих это направление в образовании, является обращение к целостности личности, признание ее духовности
Дата: 2019-02-02, просмотров: 757.