Биосоциальная природа человека. Человек—личность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В широком плане личность человека является целостностью биологических, социальных и психологических элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половое влечение), половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность». Из этих понятий «че­ловек» - самое широкое и общее, все остальные включа­ются в него.

Индивид (от лат. Individuum - неделимое). Перевод греческого понятия 'атом' (впервые у Цицерона), «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет свой био­логический род, род Ното s ар i еп s , «человек разумный». Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития.

Человек - совокупность всех общественных отношений.

Человек — это, с одной стороны, биологическое существо, животное, наделенное сознанием, способностью познавать окру­жающий мир и активно изменять, преобразовывать его. В каче­стве высокоорганизованного животного человеку присуща спе­цифическая телесная организация — прямохождение, развитие рук как средства познания и преобразования мира, высокораз­витый мозг.

С другой стороны, человек — общественное существо. Это — самый важный его признак, так как общественная жизнь и об­щественные отношения, коллективный труд изменили и подчи­нили себе биологическую, телесную организацию человека.

Личность — более узкое понятие, чем человек. Человек, достигший уровня личности, обладает определенной иерархией мотивов, т.е. способен подчинять низшие мотивы высшим, преодолевать непос­редственные побуждения ради высших, т.е. действовать опосредованно. Он относительно независим от внешних воз­действий и ведет себя в соответствии с собственными, самостоятельно, сознательно выработанными целями и намерениями. Личность — это тот же человек, но рассматриваемый только как обществен­ное, социальное существо. В этом случае исследователи отвле­каются от биологической, природной его стороны и рассматри­вают человека как продукт общественных отношений, как активного деятеля общественного развития.

Личность - человек на определенной стадии своего психического и социального развития (Л.С.Выготский). Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповтори­мое своеобразие человека, то, в чем он отличен от дру­гих, а также в определенной степени указывает на выра­женность этого отличия. Недаром мы говорим, «яркая ин­дивидуальность», «у него нет никакой индивидуальности». Своеобразен и неповторим путь каждого человека, условия его жизни и дея­тельности, поэтому нет и не может быть двух абсолютно одина­ковых личностей. Индивидуальностью называют личность в ее конкретном своеобразии как неповторимое сочетание психологических, осо­бенностей.

Критерии определения личности:

§ это человек с определенным достаточно высоким уровнем психического развития

§ способность преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого, социально значимого

§ способность сознательно управлять собственным поведением

§ способность оценивать последствия принятого решения и способность отвечать за них перед собой и обществом, в котором он живет

§ способность господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами

§ способность к самосовершенству.

Э. Торндайк утверждал, в частности, что все духовные качества личности, ее сознание - это такие же дары природы, как и наши глаза, уши, пальцы и другие органы нашего тела. Сторонники же концепции, которая известна в психологии как "биогенетический закон", один из пионеров американской психологической науки С. Холл, его ученик К. Гетчинсон и другие, полагали, что человек в своем развитии с раннего детства постепенно воссоздает все этапы исторического развития человека: период скотоводства, земледельческий период, период торгово-промышленный Были и такие (как например, американский философ и педагог Д. Дьюи), который утверждали, что индивид вообще рождается уже с готовыми моральными качествами, чувствами, духовными потребностями. Таким образом, следует сделать вывод, что описанные концепции невозможно принять за основу понимания и объяснения закономерностей личностного развития. Ни одна из этих концепций не может выявить основные силы, которые управляют развитием личности. Поэтому, безусловно, на формирование личности субъекта влияют биологические и социальные факторы, такие как: окружающие обстоятельства и условия, наследственность, образ жизни. Это все сопутствующие факторы, так как доказано многими психологами, что личностью не рождаются, а становятся в процессе ее развития.

Перечислите факторы, влияющие на развитие ребенка. Раскройте их сущность биологических факторов. Обоснуйте роль взрослого как посредника между ребенком и окружающим его социальным миром. Интерпретируйте пословицы и поговорки о факторах, влияющих на формирование личности ребенка.

Движущими силами формирования личности яв­ляются противоречия, проявляющиеся в биологических и социальных закономерностях развития челове­ка.

Выделяются три фактора: развитие человека происходит под влиянием наследственности, среды и воспитания. Их можно объединить в две большие группы - биологические и социальные факторы развития

Биологические факторы развития личности.

Движущими силами формирования личности яв­ляются противоречия, проявляющиеся в биологических и социальных закономерностях развития челове­ка.

Выделяются три фактора: развитие человека происходит под влиянием наследственности, среды и воспитания. Их можно объединить в две большие группы - биологические и социальные факторы развития.

Биологические, природные факторы влияют на физический облик ребенка – его телосложение, конструкцию мозга, способность ощущений, эмоций.

Среди биологических факторов определяющим яв­ляется наследственность. Благодаря наследственности человек сохраняется как природное существо. Она пре­допределяет индивидуальные физические и некоторые психические качества, передаваемые детям родителя­ми: цвет волос, внешний облик, свойства нервной сис­темы и др. Существуют наследственные заболевания и дефекты. Наследование признаков изучает специальная наука – генетика.

Наследственность как фактор формирования свойств личности находится в существенной зависи­мости от социальных условий жизни человека. Носи­тели наследственности – молекулы ДНК, гены – тон­ко реагируют на вредные воздействия. Например, алкоголь, курение родителей расстраивают генную структуру, что вызывает физические и психические на­рушения в развитии ребенка. Причем алкоголь, даже в малых дозах, отрицательно воздействует на механизм наследственности в течение многих лет.

Неблагополучная обстановка в семье или на рабо­те, приводящая к нервным расстройствам и потрясе­ниям, также оказывает вредное влияние на потомство. Аппарат наследственности не особая изолированная анатомическая субстанция, а элемент единой системы человеческого организма. Каков организм в комплек­се его биологических и социальных свойств, такова и наследственность.

К биологическим факторам формирования челове­ка относится также период внутриутробного развития ребенка и первые месяцы после рождения. Развитие плода в период беременности во многом определяется физическим и моральным состоянием родителей, вни­манием и заботой их друг о друге. В первые месяцы после рождения ребенка особенно ярко проявляется действие врожденного фактора. Один ребенок весел, подвижен, активно реагирует на раздражители, другой постоянно плачет, капризнича­ет, пассивен. Одной из причин того или иного поведе­ния ребенка может быть характер внутриутробного развития.

К биологическим факторам можно отнести также заботу о здоровье. Если ребенка приучить заниматься утренней гимнастикой, закаляться, следить за своим питанием, соблюдать режим дня, он будет физически развит, его анатомо-физиологическая система будет нормально функционировать, развиваться и укреплять­ся, он с удовольствием и радостью будет играть, зани­маться.

В группе биологических факторов следует выде­лить наследственные и врожденные индивидуальные свойства нервной системы, особенности функционирования органов чувств, речевого аппарата. Структур­но-функциональные свойства высшей нервной дея­тельности и ее системы, определяющие особенности отражательной деятельности мозга, индивидуальны. Этим объясняются различия в задатках, способностях.

ККР

Развитие человека происходит под влиянием наследственности, среды и воспитания. Их можно объединить в две большие группы - биологические и социальные факторы развития.

Еще некоторое время назад в науке разгорались споры о том, под влиянием каких факторов происходит развитие человека, превращение индивида в личность. Предметом споров ученых было (и есть) выявление причин обуславливающих становление личности. Суть научных споров заключается в том, как определить соотношение факторов под влиянием каких из них в большей мере происходит развитие. Среди биологических природное вещество Наследственность – это то, что передаётся от родителей детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и переменную части. Постоянная часть обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода. Переменная часть – это то, что роднит человека с его родителями. Это могут быть внешние признаки: телосложение, цвет глаз, волос, группа крови, предрасположенность к определённым заболеваниям , особенность нервной системы. Наследственность как фактор формирования свойств личности находиться в существенной зависимости от социальных условий жизни человека. Носители наследственности – гены, тонко реагируют на вредные воздействия. Например, алкоголь, курение родителей расстраивают генную структуру, что вызывает физические и психические нарушения в развитии ребёнка. К биологическим факторам формирования человека относиться также период внутриутробного развития ребёнка и первые месяцыпосле рождения. Развитие плода в период беременности во многом определяется физическим и моральным состоянием родителей.

Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируется социально значимые качества личности.

Роль взрослого как посредника между ребёнком и окружающим его социальным миром.  На развитие личности ребёнка оказывают разные факторы. Но в большей степени находим огромную роль взрослого человека  на формирующуюся личность. Взрослый человек является проводником, посредником между ребёнком и окружающим его социальным миром. Без взрослого ребёнок не может выжить как живой организм и не может развиваться в социальную личность. Взрослый выполняет в становлении личности ребёнка две функции он сам служит носителем ценностей и человеческого опыта и является образом для подражания, является организатором процесса воспитания и обучения. От того, какой взрослый находиться рядом с ребёнком многое зависит. Взрослый делает для ребёнка процесс освоения мира более экономным, освобождая ему время для собственного творчества и в конечном итоге – для прогресса человечества.

Пословицы поговорки о факторах, влиящих на формирование личности ребенка: “Яблоко от яблонки не далеко падает”, “С кем поведешься, от того и наберешься”, “Каков отец, таков и сын” – и другие обьяснения мысли.

 

Дайте определение понятию « наследственность». Раскройте сущность наследственности как фактора влияющего на развитие личности. Докажите важность наследственности в развитии личности. Спроецируйте ситуацию, в которой наследственность сыграет роль в развитии личности.

Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу.

Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи — внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности.

Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т. е. задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом.

Говоря о роли наследственности в формировании и развитии ребенка, нельзя игнорировать тот факт, что существует ряд болезней и патологий, которые могут носить наследственный характер, например, болезнь крови, шизофрения, эндокринные расстройства. Наследственные заболевания изучает медицинская генетика, однако их необходимо учитывать и в процессе социализации ребенка.

В современных условиях наряду с наследственностью отрицательно влияют на развитие ребенка внешние факторы — загрязнение атмосферы, воды, экологическое неблагополучие и др. Все больше рождается физически ослабленных детей, а также детей, имеющих нарушения в развитии: слепых и глухих или потерявших слух и зрение в раннем возрасте, слепоглухонемых, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.

Наследственность - это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и переменную части. Постоянная часть обеспечивает рождение человека человеком, предста­вителем человеческого рода. Переменная часть - это то, что роднит человека с его родителями. Это могут быть внешние признаки: телосложение, цвет глаз, кожи, волос, группа крови, предрасположенность к определенным заболевани­ям, особенность нервной системы. Но предметом разных точек зрения является вопрос о наследовании моральных, интеллектуальных качеств, спе­циальных способностей (способности к какой-то деятель­ности). Большин­ство зарубежных ученых (М. Монтессори, Э. Фромм, К. Ло­ренц и др.) убеждены, что не только интеллектуальные, но и моральные качества передаются по наследству. Отече­ственные ученые долгие годы придерживались противопо­ложной точки зрения: признавали только биологическое наследование, а все остальные категории - мораль, интел­лект - считали приобретаемыми в процессе социализации. Однако академики Н. М. Амосов, П. К. Анохин высказыва­ются в пользу наследования нравственных качеств или во всяком случае наследственной предрасположенности ребен­ка к агрессивности, жестокости, лживости. Однако следует различать врожденное наследование и генетическое. Небольшие случайные отклонения в особен­ностях развития зародыша могут изменить и направление, и качество развития. В последние годы появилась новая отрасль педагогики - пренатальная педагогика. Появление ее связано с тем, что ученые обнаружили возможность влияния на развитие зародыша. При этом отмечено, что воздействовать можно не только на здоровье будущего младенца, но и на его эмоциональную сферу, а через нее -на эстетическое и интеллектуальное развитие. На основе научных данных, свидетельствующих о возможности вли­ять на еще не родившегося ребенка через образ жизни ма­тери, ее эмоциональное состояние, общение с плодом, ста­ла разрабатываться педагогическая стратегия. Будущей матери рекомендуется чаще переживать положительные чувства, слушать музыку, читать стихи. Очень полезно беседовать с еще не родившимся малышом. Хорошо, если он будет слышать голоса обоих родителей. Ребенок при­выкает к голосу матери и отца и после рождения узнает, успокаивается, когда слышит. В этом случае ребенок рож­дается с врожденными качествами. Но ни генетическое, ни врожденное не следует считать неизменным. В процес­се жизни возможны изменения врожденных и наследствен­ных приобретений.

Наследственность человека может нести как положительные качества, так и отрицательные. К положительным можно отнести удовлетворительное здоровье, хорошие умственные способности, наклонности к искусству или технике. А к отрицательным, пожалуй, различные наследственные болезни, как правило, неизлечимые. Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.

Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов — и наследственности, и среды.

Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.

С такой позицией сегодня согласно большинство ученых. Разногласие возникает тогда, когда речь заходит о роли наследственности и среды в исследовании умственных способностей человека. Одни считают, что умственные способности наследуются генетически, другие говорят о том, что развитие умственных способностей определяется влиянием социальной среды.

 

Дайте определение понятию «цель воспитания». Изложите сущность реальной цели воспитания. Докажите необходимость наличие идеальной цели воспитания в обществе. Интерпретируйте предложенную ситуацию «День рождения – самый большой праздник для каждого ребенка. Как его отметить в детском саду? Одни педагоги считают, что лучше провести его , как большой праздник для всех , кто родился в этом месяце. Поскольку можно испечь вкусный пирог, организовать концерт, вручить подарки. Другие убеждены, что нужно отмечать день рождения каждого ребенка. Необязательно пышное торжество. В этот день именинник в группе на основном положении – ему все привилегии. Для него организуют любимые игры, ему говорят комплементы, для него читают стихи, поют песни. Могут быть и угощение, организованное по желанию родителей» Аргументируйте свой ответ.

ККР

Цель воспитания - это ожидаемый результат деятельности, направленной на формирование личности человека. Цель выступает мотивом такой деятельности.

Всесторонне развитая гармоничная личность – вот та цель, тот желаемый результат, который с тех пор, как человечество стало задумываться над воспитанием подрастающего поколения, над своим будущим, выступал в качестве ведущей идеи, идеала, к которому стоило стремиться и ради которого стоило жить.

Цель – «воспитание всесторонне развитой личности» - является по сути своей идеальной, нереальной целью воспитания.

Реальная цель воспитания – цель, которая может быть реализована в конкретном обществе и по отношению к конкретным людям.

В отличие от идеальной цели:

- она не является раз и навсегда заданной

- она носит исторический характер

- она зависит от политики и идеологии государства.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 1550.