Педагогика как самост-ная отрасль теоретич-го знания стала оформляться в XVII в. К этому времени ощутилась острая потребность в науке, призванной улучшить существовавшую педагог-ую практику, расширить границы и возможности воспитания и образования.
Возникн-ие дошк-ой пед-ки связано с именем чешского педагога и философа 17в. Я.А.Коменского. Фундаментальной идеей педагогики Я.А.Коменского является пансофнзм, т. е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания ч\з школу на родном языке до всех людей, независимо от обществ-ой, расовой, религиоз-й принадлежности. Я. А. Коменскому, великому гуманисту, принадлежит оптимистическое утверждение, что каждый реб-ок при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса может взойти на «самую высокую» ступень «лестницы» образования. Полагая, что знания должны приносить пользу в практической жизни, Я. А. Коменский провозгласил обязательность реального, общественно полезного обучения. Опираясь на то, что было добыто предшествующими поколениями, проанализировав практику подготовки детей к жизни, Я. А. Коменский пришел к выводу о наличии объективных закономерностей учебно-воспитательного процесса, сформулировал законы, правила воспитания и обучения, имеющие не сиюминутное, а долгосрочное перспективное значение. В главной книге всей своей жизни «Великая дидактика» (1654) Я. А. Коменский изложил теоретические основы учебного процесса, по образу которого строится обучение в современной школе, дошкольном учреждении. В своей работе «Материнская школа» он подчёркивает, что обучение дошкольников должно быть направлено на ознакомление с окружающим миром, нравственное развитие ребёнка и подготовку к школе.
С научных трудов Я. А. Коменского начинается бурный период развития классической педагогической теории. Блестящая плеяда последующих педагогов-классиков (Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и др.) значительно продвинула разработку теоретических проблем воспитания и обучения.
Достойный вклад в создание классической педагогики сделали наши соотечественники Белинский, Герцен, Чернышевский, Толстой. Мировую славу русской педагогики принёс К.Д.Ушинский. Ушинский считал, что «педагогика – это искусство». Он создал психолого-педагогическую концепцию развития личности и на её основе теорию воспитания и обучения. Видел цель обучения дошкольников в умственном развитии и развитии речи. Его работы «Детский мир», «Родное слово» не утратили значение в настоящее время.
XIX в., отмеченный выдающимися достижениями, прежде всего в области естествознания, физики, математики, был благоприятен и для развития педагогической науки. В этот период она интенсивно развивается в качестве самостоятельной научной дисциплины, поднимаясь от описания фактов и явлений до постижения закономерностей процесса воспитания и обучения. Внутри педагогики наблюдается дифференциация знаний, выделяются и обосабливаются ее отдельные части, такие, как, например, дошкольная педагогика.
XX в. с его бурными социально-политическими изменениями во многих странах поставил перед педагогикой проблему воспитания человека в новом обществе. Ее исследовали С.Т. Шацкий, П.П. Блонский. Теоретические работы Н.К.Крупской (1869-1939) охватывают широкий круг педагогических проблем, в том числе имеющих непосредственное отношение к воспитанию детей дошкольного возраста. Ядро учения А.С.Макаренко (1888-1939)- теория воспитательного коллектива. Макаренко разработал также важнейшие вопросы семейного воспитания. Гуманный характер воспитания и обучения, бережное отношение к личности - таков лейтмотив педагогического учения В.А.Сухомлинского (1918-1970).
Итак, возникновение и развитие педагогики как науки связано с практической потребностью общества в изучении и обобщении исторического опыта подготовки новых поколений к участию в производстве материальных и духовных ценностей.
Педагогика как наука прочно вошла в жизнь человеческого общества. Ее значение в развитии современного образования, решении задач обучения и воспитания подрастающего поколения постоянно возрастает.
Каждая наука имеет свою историю и направлена на познание различных аспектов природных или общественных явлений, знание которых необходимо для осмысления ее теоретических основ и их практической реализации.
Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Педагогические знания относятся к той специфической сфере человеческой деятельности, которая связана с воспитанием, подготовкой подрастающих поколений к жизни. Слово «педагогика» обычно ассоциируется с воспитанием, формированием человека. Само же воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества.
Накапливая производственный опыт, связанный с изготовлением орудий труда и присвоением продуктов природы, а также опыт сотрудничества и совместной деятельности, люди стремились передать его последующим поколениям, чем принципиально отличались от животных.
Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Таким образом, передача накопленного производственного, социального и духовного опыта последующим поколениям людей стала важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций. Именно поэтому воспитание неотделимо от развития человеческого общества, присуще ему с самого начала его возникновения.
Дайте определение понятию «народная педагогика». Перечислите основные средства белорусской народной педагогики, поясните их. Аргументируйте необходимость использования народной педагогики в современной педагогической практике. Выделите пути использования средств белорусской народной педагогики, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
Народная педагогика – это совокупность педагогических сведений об опыте воспитания, который остался в памяти народа.
Сущность педагогики на историческом этапе заключается в передаче исторического и социального опыта подрастающему поколению. Обращение к народной педагогике отражает возрождение национальной сущности белорусов. Народная педагогика появилась и развивалась как результат необходимости передавать от поколения к поколению определённые трудовые знания, умения и навыки, а также правила и нормы общественного поведения, без которых была бы невозможной жизнедеятельность человека. На протяжении многих веков народная педагогика накопила определенный опыт в деле воспитания и обучения подрастающего поколения. Педагогические идеи проявились в трудовой деятельности, в традициях, обычаях, праздниках, устном народном творчестве, семейном укладе жизни. На основе практического осуществления этих педагогических идей формировалась своеобразная система народного воспитания, которая включала трудовое, религиозное, нравственное, патриотическое, умственное, эстетическое и физическое воспитание. Все эти составные части взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга.
Каждый народ имеет свои национальные особенности и стремиться сохранить их. Желание сохранить свои традиции: язык, образ жизни, специфику взаимоотношений между людьми находит своё воплощение в воспитании.
Педагогическая культура народа наиболее отчётливо выражается в народном творчестве. К основным средствам народной педагогики относятся: труд, устное народное творчество, игры, песни, танцы, традиции, обряды, обычаи. Основой народной педагогики было и есть трудовое воспитание. Труд – самое древнее и апробированное средство народной педагогики, обязательное условие и неотъемлемая часть жизни человека. В процессе труда осуществлялось нравственное, физическое, умственное, эстетическое развитие и воспитание человека. В процессе трудовой деятельности сформировались такие нравственные качества как патриотизм, трудолюбие, терпеливость, настойчивость в достижении поставленной цели, честность, скомность, бережливость, уважение к людям труда. Можно сказать , сформировался белорусский национальный характер. Занятия ремёслами (изготовление вещей из камня, кости, дерева, глины, ткачество, прядение, гончарство и др.) привели к дифференциации трудовой деятельности человека, к развитию более сложных общественных отношений. Родное слово – это первое, с чем сталкивается ребенок в своей жизни. С помощью родного слова передаются элементы народной морали, народная психология, традиции, культура, духовные и моральные ценности. Знакомство ребёнка с родным словом чаще происходит через устное народное творчество. Устное народное творчество на протяжении многих тысячелетий было своеобразным “учебником жизни”, передавало от старшего поколения к младшему опыт и знания, жизненную мудрость, этику, взгляды на воспитание и обучение детей.Пословицы и поговорки высказывают общественную мысль, регламентируют поведение человека. Народная сказка. Под воздействием сказок формируется мировоззрение, этические представления народа. Потешки или забавлянки – это небольшие песни, которыми сопровождались многие действия ребенка. (“Лады-лады-ладки, “Сарока-варона”). К древнейшим и важным средствам народной педагогики относятся игры. Игра – школа жизни. Поэтому всю жизнь белорусов сопровождают народные игры, в которых принимают участие и взрослые, и дети. Простота, доступность белорусских народных игр делают их незаменимыми помощниками в воспитании. Приметы и поверья сохраняют информацию о явлениях и фактах реального и воображаемого, о добре и зле, справедливости, счасье. Праздники и обряды. Праздники обязательно сопровождались красивыми поэтическими действиями и обрядами, шутками, розыгрышами. Традиции – тот мостик, который соединяет поколения, своеобразный ключ передачи от дедов и прадедов к отцам, детям и внукам определённых устоев, норм и правил поведения и взаимоотношений людей. Обряд – определённые символические действия, обусловленные тем или иным обычаем. Обычай – наследственный стереотипный способ поведения, один из регуляторов отношений между людьми. От рождения и до смерти человека сопровождают народные песни, которые помогают в труде и радуют на досуге, всегда рядом и в счастье и в горе. Песня прославляет человека, который обладает высоконравственными качествами, а иногда даже проклинает бездельников и предателей. История, быт, культура народа находят своё отражение в народных танцах. В них воплощаются национальные черты характера народа. Жизнерадостность, целомудренность, стремление к красоте, коллективный характер исполнения, мягкий юмор – характерные черты белорусского народного танца.В народной педагогике можно выделить много методов воспитания: труд, пример и авторитет, наблюдение, игра, наказ, убеждение, совет, приучение, внушение, объяснение, беседа, испытание, клятва, торжественное обещание, поощрение, похвала, благословение, осуждение, наказание, проклинание, запугивание, обзывание и др.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ - важное условие возрождения национального самосознания, неисчерпаемый источник педагогических идей. Обращение к народной педагогике стимулирует овладение родным языком, возрождение народных традиций, становление и развитие национальной системы образования. Только воспитание, основанное на народной мудрости, владеет той воспитательной силой, которой нет ни в одной теоретической системе. В своем моральном кодексе народ отшлифовал и закрепил правила и нормы общественного поведения.
На протяжении многих веков народная педагогика накопила определенный опыт в деле воспитания и обучения подрастающего поколения. Педагогическая идея проявилась в трудовой деятельности, в традициях, обычаях, праздниках, устном народном творчестве, семейном укладе жизни. На основе практического осуществления этих педагогических идей формировалась своеобразная система народного воспитания, которая включала трудовое, религиозное, патриотическое, умственное, эстетическое и физическое воспитание. Все эти основные части и взаимодополняют друг друга. Воспитание новых покалений невозможно без использования исторического ( педагогического) опыта предков. Эффективность воспитательного воздействия форм, методов, средств белорусской народной педагогики заключается в из традиционности, устойчивости норм взаимоотношений, которые сложились на протяжении многих покалений, обогащались и передаваясь потомками.
В своей основе народные традиции воспитания всегда утверждают в человеке доброе. Народная педагогика является источником формирования новых технологий воспитания порастающего поколения. Обращение к народной педагогике, национальных традиций, к белорусскому фольклору предусматривается учебной программой дошкольного образования. Одним из основополагающих принципов является принцип взаимосвязи национального и общечеловеческого в образовании, который предполагает широкое обращение к народной педагогике, национальным традициям, фольклору, в приобщении к национальной и общечеловеческой культуре.
Уже с первых дней младенец слышит колыбельные матери. Для детей доступными , интересными являются также жанры народного творчества как колыбельные, сказки, легенды, пословицы и поговорки, загадки, песни. Поэтому с самого раннего детства необходимо детей знакомить с доступными сказками, постепенно усложняя их содержание, а затем приучать самих детей к созданию сказок, развивать творчество, фантазию, выдумку. Малые фольклорные формы оказывают воздействие на чувство языка, чувство юмора, познавательные способности. Эмоциональное воздействие, формирование эмпатии. Белорусская сказка и театрально- игровая деятельность. Игры, игрушки, музыка, праздники. Пути использования через разнообразные виды деятельности
14. Дайте определение понятию «система образования». Раскройте сущность принципов современной системы образования в Республике Беларусь. Охарактеризуйте уровни современного образования в нашей стране. Спроектируйте варианты дополнительного образования для детей дошкольного возраста.
Система образования - совокупность социальных институтов, которые образуют целостность, единство и которые выполняют образовательные функции.
Ведущие социальные институты: семья, общеобразовательная школа
Система образования – целостность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование образования.
Общественное дошк. воспитание в мире появилось еще в конце 18в.
Первые ДУ в России появились во 2-й половине 19в., в основном платные, частные. На благотворительные средства ДУ открывались в крупных городах. Содержание работы зависело от содержателей данных учреждений. В основном все учреждения работали по системе Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.
На развитие общественного дошк. воспитания в России огромное влияние оказали Семанович, Шлегер и др. После раволюции общественное дошк. воспитание вошло в единую систему народного образования и стало 1-ым звеном.
В 1943г. открывается академия пед. наук РСФСР и при ней сектор дошкольного образования, который возглавила Усова А.П.
Значительное влияние на разработку теоретических основ и методического обеспечения для ДУ оказала деятельность кафедр дошкольной педагогики «Московского государственного пед. института им. Ленина» и «Ленинградского пед. института им. Герцена» Вопросами умственного воспитания занимались: Усова, Леушина; Эстетического – Флерина; вопросами игры – Жуковская.
В результате исследований под руководством Усовой было определено содержание, формы, методы и средства обучения детей дошк. возр.
В 1953г вводится обязательное систематическое обучение в д/с, основной формой обучения признано занятие.В 1960г открывается первый в мире научно – исследовательский институт по дошкольному воспитанию, возглавили который ряд ученых. Было открыто 6 лабораторий: 1- раннего возр.; 2- дошк. возр.; 3- экспериментальной дидактики; 4- возрастной психологии; 5- эстетического восп.; 6- физического восп. Работа лабораторий была направлена на:- проведение различного рода психо – педагогических исследований;- разработку программ и методик дошк. воспитания;- изучение, обобщение и распространение передового пед. опыта;- исследования вопросов, связанных с подготовкой ребенка к школе.
Основным законом Республики Беларусь, направленным на регулирование общественных отношений в сфере образования, является Кодекс Республики Беларусь об образовании.
Кодекс Республики Беларусь об образовании направлен на обеспечение реализации права на образование, закрепленного в статье 49 Конституции Республики Беларусь, создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании, потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах, также предусматривает создание системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования, в том числе лицами с особенностями психофизического развития. Он закрепляет гарантии государства на получение бесплатного образования, принципы государственной политики в сфере образования, меры социальной поддержки обучающихся.
Кодекс Республики Беларусь об образовании – кодифицированный нормативный правовой акт, обеспечивающий полное системное регулирование общественных отношений в сфере образования. Структурно Кодекс Республики Беларусь об образовании подразделяется на Общую и Особенную части. Общая часть закрепляет основополагающие нормы правового регулирования общественных отношений в сфере образования. В Особенной части содержатся нормы, закрепляющие специфику образовательных отношений при получении основного (дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, послевузовского образования), дополнительного (дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых) и специального образования.
Кодекс Республики Беларусь об образовании вступил в силу с 1 сентября 2011 года.
Государственная политика в сфере образования основывается на принципах:
· приоритета образования;
· приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
· гарантии конституционного права каждого на образование;
· обеспечения равного доступа к получению образования;
· обязательности общего базового образования;
· интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования;
· экологической направленности образования;
· поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства;
· государственно-общественного характера управления образованием;
· светского характера образования.
Компонентами системы образования являются:
· участники образовательного процесса при реализации образовательных программ;
· образовательные программы; учреждения образования;
· организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования;
· иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
· индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
· государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования;
· учебно-методические объединения в сфере образования;
· организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися;
· организации — заказчики кадров; организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых;
· государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления,
Основное образование — обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ основного образования.
Основное образование в Республике Беларусь включает в себя следующие уровни:дошкольное образование;общее среднее образование;профессионально-техническое образование;среднее специальное образование;высшее образование;послевузовское образование.
Дополнительное образование — обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ дополнительного образования.
2. Дополнительное образование подразделяется на следующие виды:дополнительное образование детей и молодежи;дополнительное образование взрослых.
Специальное образование — обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.
Специальное образование включает в себя создание специальных условий для получения специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования лицами с учетом особенностей их психофизического развития и коррекцию имеющихся у них физических и (или) психических нарушений.
15. Дайте определение понятию «дошкольное образование». Объясните место и роль дошкольной ступени в системе образования Республики Беларусь. Охарактеризуйте типы современных дошкольных учреждений. Выделите основные проблемы в системе дошкольного образования в нашей стране.
Дошкольное образование - это уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.
Образование в Беларуси -- обучение и воспитание в интересах человека, общества, государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности.
Структура национальной системы образования основывается на Конституции Республики Беларусь и других нормативно-правовых актах. Дается гарантия равенства всех граждан в получении образования, единства образовательных систем и преемственность всех форм обучения.
Также можно сказать, что структура национальной системы образования базируется на Конституции Республики Беларусь Законах "Об образовании в Республике Беларусь", "О языках", "О национально - культурных меньшинствах", "О правах ребенка", других нормативно-правовых документах, принятых за последние годы и регламентирующих ее деятельность. Она основана на принципе непрерывного образования и воспитания, включающего следующие компоненты: дошкольное воспитание и образование; общее (среднее) образование; профессиональное образование; семейное воспитание; самообразование и самовоспитание.
В систему образования Республики Беларусь входят различные типы учебных и учебно-воспитательных заведений: детские дошкольные (сад, ясли) и внешкольные учреждения; общеобразовательные (базовая и средняя школа, гимназия, лицей); специальные и интернатные учреждения (дома ребенка, школы-интернаты, исправительно-трудовые колонии для несовершеннолетних правонарушителей и т.п.); профессионально-технические и высшие профессионально-технические училища; средние специальные (училища, техникумы и колледжи) и высшие учебные заведения (специализированные вузы, университеты и академии); научно-исследовательские институты и институты повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органы управления системой образования - Министерство образования, управления и отделы образования исполкомов местных советов и подведомственные им учебно-методические учреждения.
Министерство образования и науки РБ руководит непосредственно подчиненными ему высшими и средними специальными учебными заведениями, подведомственными научными и учебно-методическими организациями, институтами повышения квалификации, республиканскими учреждениями и организациями. Осуществляет общее оpганизационно-методическое руководство работой управлений и отделов образования исполкомов местных Советов народных депутатов, в ведении которых находятся детские дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессионально-технические и педагогические училища и колледжи.
Основные ступени образования
Дошкольное (ясли, детские сады)
общее базовое (на базе 9-ти классов средней школы).
общее среднее (на базе 11-ти классов), начальное профессиональное (ПТУ), среднее профессиональное (техникумы)
высшее профессиональное (колледжи, институты, университеты, академии).
После успешного окончания базовой школы имется возможность продолжить обучение в:
колледжах
лицеях
профессионально-технических училищах, где одновременно получают среднее образование и профессиональную подготовку
Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе.
Основной документ, дающим право на поступление в высшее учебное заведение - аттестат об общем среднем или средне-специальном образовании
по типам: ясли, детский сад, ясли-сад, школа-сад (варианты: детский сад - начальная школа; детский сад - школа), дошкольный центр развития ребенка, детский дом (для детей дошкольного возраста); Ясли — учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники раннего возраста получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление.
Ясли-сад —Д/У, в кот воспитанники раннего и дошк возраста получают дошк или спец образование и могут получать оздоровление. Детский сад-Д/У, в кот воспитанники дошк возраста получают дошк или спец образование и могут получать оздоровление. Санаторный ясли-сад —Д/У, в кот воспитанники раннего и дошк возраста получают дошк или спец образование и оздоровление. Санаторный детский сад —Д/У, в кот воспитанники дошк возраста получают дошк или спец образование и оздоровление. Дошк центр развития ребенка —Д/У, в кот воспитанники раннего и дошк возраста получают дошк или спец образование и оздоровление, а также развивают творческие способности.
- по профилю работы с детьми: общего назначения; с углубленной направленностью(физкультурно-оздоровительным, эстетическим и другими); санаторные; специальные Д/У; Д/У, создавшие условия для дошк образования детям с особенностями психофизического развития; по уходу и досмотру; оздоровительной и компенсирующей направленности.
Д/У рассматривается как организация, призванная удовлетворить основные запросы семьи по воспитанию и обучению детей. В соответствии с потребностями родителей обеспечивается право выбора Д/У в зависимости от типа, вида, профиля. В современных условиях семья, являясь главным социальным институтом воспитания детей, выступает социальным заказчиком и потребителем образовательных услуг Д/У.
1. Учитывая постепенно улучшающуюся демографическую ситуацию в стране, спрос на услуги детских садов постоянно растёт. В крупных городах России отмечается дефицит дошкольных образовательных учреждений. Мест в дошкольных образовательных учреждениях не хватает. Родители записывают ребёнка в детский сад сразу после рождения, и не всегда это является гарантией того, что он туда попадёт. В настоящее время в России 400 тыс. детей ожидают своей очереди на устройство в детский сад. Перед государством, в первую очередь, стоит задача доступности дошкольного образования для всех слоев населения.
2. Потребность УДО в квалифицированных педагогических кадрах. Администрация УДО вынуждена идти на снижение требований к персоналу в плане их профессиональной подготовки и опыта работы с детьми.
3. В настоящее время фиксируется увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья : в два раза по сравнению с 2002 г. «дети с особыми образовательными потребностями» не должны быть изолированы в социуме, отсюда необходимость инклюзивного образования.
4. Меняются особенности социокультурной среды современного общества - это поликультурность, многонациональность, полиэтничность. Следовательно необходимо построение поликультурной образовательной среды ДОУ, создание мультикультурного образовательного пространства; необходимо искать новые технологии воспитание и развитие детей, в том числе и у детей, недостаточно владеющих русским языком.
5. Необходимость достаточного разнообразия типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.
6. Переход большинства ДОУ из режима функционирования в режиме поиска и в режим развития. Потребность повышения методической компетентности педагогов дошкольного учреждения, студентов педагогических учебных заведений.
7. В настоящее время меняется социальный заказ родителей, их требования к услугам, предоставляемым дошкольными учреждениями. Если в течение многих десятилетий охрана здоровья и присмотр за детьми для многих родителей рассматривались как основные направления работы детских садов, то сегодня все больше требований предъявляется к образовательным программам основного и дополнительного образования.
8. Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом часто определяется наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Это ведет к раннему обучению детей. Надо признать, что именно такой подход - его можно условно обозначить как узко-прагматический, сориентированный на нужды системы, а не самого ребенка.
9. Педагогов смущает отсутствие жесткой предметности, необходимость интеграции образовательных областей. Но только в интегрированном содержании дети дошкольного возраста свободны делать широкий выбор ипроявлять свои пока еще не структурированные интересы и творческие способности.
10. В отечественной педагогике сильный акцент обычно делался именно на игровых формах и методах обучения детей, а не на свободной игре. Однако для развития очень важно, чтобы играл именно ребенок, а не взрослый. Чтобы это была именно игра, а не ее имитация.
11. Информатизация дошкольного образования-- процесс объективный и неизбежный. В детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников, растет интерес педагогов и специалистов дошкольного образования к этим технологиям и возможностям использования в своей профессиональной деятельности. Однако не все педагоги владеют ИКТ. Это затрудняет использование ИКТ в работе с детьми или делает невозможным современный канал общения с родителями и с другими членами педагогического сообщества.
16. Дайте определения понятиям «человек», «личность». Раскройте биосоциальную природу человека. Прокомментируйте известные вам научные подходы к сущности процесса развития личности. Интерпретируйте педагогическое высказывание «Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного» Я.Коменский
Дата: 2019-02-02, просмотров: 395.