«Лягушки» прыгают по залу врассыпную. Изменяется характер музыки — появляется «цапля». «Лягушки» стараются упрыгать от нее на стульчики. «Цапля» их ловит. Педагог.
Тут раздался лай веселый,
Это шли щенки из школы.
Цапля, клюв раскрыв слегка,
Уронила чудака.
Цапля ужасно испугалась щенков.
Давайте покажем, как они ее напугали.
Логопедическая гимнастика
1. Упражнение «Болтушка» (см. занятие 15).
2. Упражнение «Фырканье» (для развития вибрации кончика языка). Широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.
3. Упражнение «Автомат» (см. занятие 2).
4. Упражнение «Нюхательное движение» (для развития мимико-артикуляционных мышц). При сжатых челюстях верхняя губа несколько поднимается, обнажая зубы; носогубные складки резко выражаются.
Педагог. Понял лягушонок, что, если бы он ходил в школу, он бы знал, как уберечься от цапли и не принять за кочки корову или пчел за мошек.
Квак на кочку мигом скок
И помчался на урок.
Марш
Дети, маршируя, уходят из зала.
Занятие 36. «Муха-Цокотуха»
(по мотивам сказки К. Чуковского)
Оборудование: иллюстрации к сказке — муха, бурундук, журавль, бабочка, птичка, суслик, кузнечик, тараканы, букашки, блошки, бабушка-пчела, паук, комарик; изображения ромашки, гвоздики и лютика; иллюстрации — облачко смеется, облако плачет.
Ход занятия
Педагог. Жила-была Муха-Цокотуха. Отправилась она однажды погулять.
1. Динамическое упражнение «Муха-Цокотуха» (на внимание) (авторская разработка)
Педагог.
Я — Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо —
Врассыпную бегают по залу, слегка помахивая руками-«крыльями».
Полетела на лужок,
Прогуляться на часок.
На ромашке посидела,
Дальше полетела.
Сначала педагог поднимает вверх ромашку, дети приседают на одно колено, затем звучит текст.
На гвоздике посидела,
Дальше полетела.
На лютике посидела,
Ребята опять двигаются врассыпную по залу. Игра повторяется, только педагог показывает гвоздику и лютик.
Дальше полетела.
Присела Муха на лепесток лютика отдохнуть, подняла глаза вверх, смотрит на облака.
Мимическая гимнастика «Облака»
Педагог.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Дети, сидя на стульях, наблюдают за воображаемыми облаками с выражением внимания и интереса на лице: лицевые мышцы слегка напряжены, глаза прищурены.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз.
А что увидел я. то вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
Педагог показывает смеющееся облачко. Дети расслабляют мышцы лица и улыбаются.
— Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной! —
Я тоже посмеялся с ним:
— Мне весело с тобой! —
И долго-долго облачку
Ребята прощально машут рукой.
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко —
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
Педагог показывает плачущее облако. Дети передают плач: уголки рта опускают вниз, морщат лоб и нос, слегка прищуривают глаза.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно...
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
(Н. Екимова)
Уплыли далеко облака, и Муха отправилась дальше.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Встретила Муха бурундучка, поделилась с ним своей радостью.
Массаж лица «Бурундук»
Педагог.
Щечка, щечка —
Два мешочка,
Поглаживать лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам.
Три-четыре корешочка,
Надавить пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки.
Пять брусничек,
С усилием, надавливая, провести указательными пальцами по бровям.
Шесть морошек,
Закрыть глаза и мягко погладить веки.
Семь букашек,
Надавливая на крылья носа, провести пальцами от переносицы к носовым пазухам.
Восемь мошек...
Лапкой в щечку —
Похлопать ладонями по щекам.
Стук, стук: —
На здоровье,
Вытянуть ладони вперед и покачать головой.
Бурундук.
(М. Яснов)
Пошла Муха на базар Покупать самовар. На базар торопятся разные животные, птицы и насекомые. Каждому что-то надо купить.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 589.