Варварскими правдами” называют раннефеодальные юридические кодификации германских народов - записи их обычного права. Наиболее известна Салическая правда (по точному названию - “Салический закон” - Lex Salica). Временем ее возникновения принято считать конец V столетия - момент расселения франков на завоеванных землях. Юридические обычаи, зафиксированные в Салической правде, касаются главным образом жизни и быта обыкновенной франкской деревни. Сохранилось придание, что текст Салической Правды был составлен путем опроса старейших представителей четырех регионов королевства относительно древних обычаев франков в целях «приверженности к справедливости и сохранения благочестия». Первоначальный текст до нас не дошел. Состояла Салическая Правда из Пролога, 65 титулов (глав) и Эпилога. Впоследствии преемники Хлодвига увеличили его объем за счет прибавления нескольких глав в течение VI—IX вв.
Салическая правда представляла собой не свод законов Франкского королевства, а судебник, предназначенный для непосредственного практического применения. Судебному контролю подлежали, прежде всего, преступления, причиненные личности или имуществу свободных франков. Большое внимание уделено так же обязательствам, возникающим в сфере имущества и наследования аллода (поземельного владения семьи), обязанности родственников по оказанию помощи при возмещении имущественного ущерба или личного вреда, порядок осуществления правосудия, оценка свидетельских показаний и ответственность территориальных общин за возмещение ущерба, причиненного на их территории скрывшимся преступником.
Непосредственной областью распространения действия судебника стала северная часть королевства, занятая салами - пришельцами, тогда как на юге действовал кодекс Алари ха, который Хлодвиг приказал применять по делам гало - римлян. Во Франкском королевстве в этот период проживало восемь групп населения. В северной части выделялись группы свободных франков, полусвободных (литы), рабов, три группы королевских служащих (чиновники-военачальники, дворцовые служащие, дружинники). Приблизительно тогда же, в V-VI в., появились Рипуарская и Бургундская правды. Несколько позже были заключенные англосаксонские судебники, германские и кельтские юридические сборники (ирландский, аллеманский, баварский) и др.
«Варварские правды» не являются единственным источником раннефеодального права. В связи с укреплением власти короля появляются королевские повеления, распоряжения, которые служили дополнением к правдам, а впоследствии были выделены в отдельный судебник. Также к источникам раннефеодального права можно отнести иммунитетные грамоты, которые короли выдавали крупным феодалам, формулы-грамоты – это образцы документов, при помощи которых оформлялись дарение, купля-продажа, и пр.
Основным же источником права в этот период являются обычаи, которые опираются на понятиях чести, клятвы, возмездии, примирении, коллективной ответственности и пр.
Большое значение в развитии права германцев имеет церковь. А именно благодаря огромному количеству церковных канонов, соборов, декретов и пр. Церковь издала на основе Библии большое количество «уложений о наказаниях». Христианские заповеди так же можно встретить и в англосаксонской Правде Альфреда ( IX в.). Церковь оказывала влияние на «народное право», в свою очередь и «народное право» имело воздействие на церковное право, что привело к изменению и того, и другого. Наряду с традиционными правовыми санкциями в судебники включаются церковное покаяние и штрафы в пользу духовенства и т.д.
В эпоху варварских королевств германских народов регулирование отношений внутри германских племен строилось, помимо королевского законодательства, на обычном праве, как уже говорилось ранее. Основы общественно-юридического быта германских народов были в главном едиными, поэтому формирующееся право к середине I тыс. составило целостную систему особого германского типа. Это германское право стало вторым по важности, наряду с римским правом, источником всей позднейшей европейской юридической культуры. «Варварские правды» сложились под значительным влиянием институтов и принципов римского права (кроме ранних — Вестготской и Бургундской) отчасти и оттого, что писались они по-латыни.
Варварские правды — важнейший, а в некоторых случаях и единственный источник для изучения общественного строя складывавшихся раннефеодальных государств Западной Европы. В Варварских правдах, зафиксировавших наиболее далеко зашедший процесс классообразования и становления феодального общества (особенно в Баварской, Алеманнской, Вестготской), нашли отражение развитие крупного землевладения и превращение свободных общинников в зависимых крестьян, зарождение условного землевладения, усиление королевской власти и государственного аппарата, церкви.
Для Варварских правд характерна внутренняя противоречивость, отразившая борьбу между элементами старого родоплеменного и зарождавшегося феодального укладов. Варварские правды представляют собой, с одной стороны, фиксацию обычая, соответствовавшего ещё интересам широких масс общинников, а с другой — введение правовых норм, отражавших интересы зарождавшегося класса феодалов, стремление формировавшегося государства устранить институты родоплеменного строя или приспособить их к собственным нуждам.
По мере упрочения феодального строя Варварские правды утрачивали своё значение, и к XI в. в большинстве случаев перестали применяться.
2. Регулирование имущественных отношений.
Ознакомление с многочисленными описаниями судебных и других процедур приводит к предположению, что составители Правд не различали между главным и второстепенным: мельчайшие действия, формулы и выражения фиксируются столь же — и еще более — детально, как и существенная сторона этих актов, то, ради чего они, казалось бы, и совершались. Подобные описания сбивчивы, содержат повторения, но составителям Правд явно важно зафиксировать все эти детали, ничего не упустив. По-видимому, различие между второстепенным и основным проходило для них не там, где его сейчас проводим мы. Это смешение может быть понято как свидетельство неразвитости правосознания, юридической «примитивности» народного права. Но такая оценка недостаточна, так как она исходит из совершенно чуждых варварскому обществу критериев и ничего, по существу не объясняет. Очевидно, все подробности имели глубокое символическое значение и были необходимы для осуществления права.
У разных ветвей германских народов оформление писаного обычного права происходило в разное время: это соотносилось с историческими различиями в степени проникновения ранней государственности в общественный быт, с местными особенностями становления публично-правовой общности того или другого народа. При всем типическом сходстве варварские правды, поэтому различаются по содержанию конкретных предписаний, наличию тех или других правовых институтов, по отношению с королевским законодательством своего времени. В «Салической Правде», одной из наиболее архаичных записей варварского права, нет единого и общего постановления о наказании за кражу имущества; зато во многих титулах со всеми подробностями разбираются случаи кражи свиней, рогатых животных, овец, коз, собак, птиц, пчел, рабов, лодок, дичи, изгороди и т.д. Различаются кражи, совершавшиеся свободными и рабами; предусматриваются случаи, когда крали одно или нескольких животных, учитывая при этом, оставались ли еще другие или нет, и т.п. Привлекает внимание большое количество имущественных преступлений, отмеченных в Салической правде. В частности, указаны отдельно штрафы за кражу ястреба, петуха, курицы, голубя, журавля, коня, крупного рогатого скота. Интересно, что красть свиней или рогатый скот стадом было «выгоднее», чем в одиночку. Так, за кражу одной коровы штраф составлял 15 солидов, а за стадо из 12 коров - 62,5 (а не 180, как можно было бы ожидать).
Земля находилась в индивидуальном владении семьи. Выделенные ей участки, как пахотного поля, так и лугов считались "огороженным листом". Различные посягательства на чужое поле или луг были или преступлениями, или вообще противоправными, хотя и с разной мерой ответственности. Леса и некоторые другие угодья рассматривались только как совместная собственность общины, и их использование регламентировалось коллективным интересом. Наследственное владение постепенно формировало особый институт аллод, под которым понималось чисто семейное право пользование огороженными участками и принадлежащим к ним имуществом. Право пользование наследовалось с преимуществом мужского потомства. Закон не предусматривал никаких сделок с аллодом. Движимое имущество также рассматривалось как семейное владение: распорядиться им на случай смерти кого-либо в пользу третьего лица мог только через особо сложную процедуру аффитомии с участием общинной сходки и отсрочкой передачи на год.
3. Обязательственное право.
Обязательственные отношения в Салической правде освещаются довольно слабо. Это объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности. Упоминаются такие виды сделок, как купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача права собственности при этих сделках осуществлялось публично путем простой передачи вещи. Неисполнение обязательств влекло за собой имущественную ответственность. Просрочка в исполнении обязательств влекла за собой дополнительный штраф. Среди разного рода сделок особое место уделим займу. Долговое рабство Салическая правда уже не знает. Зато имущественная ответственность должника становится очень строгой. После просрочки платежа кредитор трижды являлся к должнику (со свидетелями), и каждый раз сумма долга возрастала на 3 солида. Конфискация имущества должника производилась графом.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 268.