А) наличие двух сторон: кредитора и должника;
Б) строго персональный характер требования (основано на обязательстве право требования обращено к строго определенному лицу);
В) свобода воли сторон (обязательство возникает при согласии на это сторон, без согласия на заключении договора нет договора и нет обязательства).
Римские юристы различали цивильные и натуральные обязательства. Обычно невыполнение перед должником обязательства кредитор имел право принудительно осуществлять свое право требования. Средством принуждения должника к исполнению требования являлся иск. Обязательства, пользовавшиеся исковой защитой, назывались цивильными.
В римском частном праве были обязательства, не пользовавшиеся исковой защитой. Это так называемые натуральные обязательства. Такие обязательства появились лишь в период принципата. Примером натурального обязательства являлись договорные обязательства, возникшие при заключении договоров несовершеннолетними без участия опекуна. Рабы в некоторых случаях заключали имущественные соглашения, принимая на себя натуральные обязательства.
Правовые последствия натуральных обязательств не были одинаковы. Все зависело от вида натурального обязательства. При всем различие правовых последствий одно из них всегда присутствовало: платежи по натуральному обязательству признавались действительными. Обратное истребование уплаченного не допускалось даже в случае незнания должником, что кредитор не имеет иска. Это подтверждает, что хотя натуральные обязательства и не пользовались исковой защитой. Все же имели юридическое значение.
Основания возникновения обязательств. В институциях Юстиана фигурировали четыре основания возникновения обязательств: обязательства из договоров, обязательства из квазидоговоров (подобия договоров), обязательства из деликтов, обязательства из квазеделиктов (подобия деликтов).
Брачно-семейные отношения
В древнейший период истории Рима римскую патриархальную семью характеризовал ряд особенностей. В состав семьи включались не только жена и дети, но и другие родственники, кабальные (находившиеся в кабале за долги) и рабы. Единственным полноправным членом семьи являлся ее глава - домовладыка (paterfamilias).
Власть главы семьи была безграничной и одинаковой по отношению ко всем входившим в ее состав членам. Постепенно эта власть дифференцировалась в виде власти над женой, над детьми и т. д.
В древнейшее время существовало первоначальное родство, так называемое агнатское родство. Это родство определялось подчинением власти одного и того же домовладыки. Например, дочь состояла в агнатском родстве с отцом. Выйдя замуж, она переставала быть агнатской родственницей своего отца.
По мере ослабления патриархальных устоев все большее значение приобретало родство по крови - когнатское родство.Римское право закрепляло многие вопросы, связанные с брачно-семейными отношениями. Прежде всего, оно регулировало условия вступления в брак. Такими условиями были:
1) соглашение между домовладыками;
2) согласие вступающих в брак;
3) наличие у лиц, заключивших брак, права заключать его (таким правом пользовались римские граждане и лишь в исключительных случаях - иностранцы);
4) достижение брачного возраста (14 лет для мужчин и 12 - для женщин);
5) безбрачие (не допускался брак лица, состоявшего в браке);
6) отсутствие родственных связей у лиц, вступивших в брак (запрещались браки лиц, принадлежавших к одному роду).
Особые формы брака. От брака отличалась такая форма сожительства мужчины и женщины, как конкубинат. Конкубинат - постоянное, разрешенное законом сожительство мужчины и женщины, которые не могли заключить брак ввиду разного социального положения (например, сенатора с вольноотпущенницей). Такая связь не порождала юридических последствий между участниками конкубината; конкубина не пользовалась правами "законной" жены; дети не пользовались правами "законных" детей. Конкубинат допускался лишь для мужчин. Сожительство женщины с другим мужчиной, кроме мужа, не допускалось и давало право мужу убить жену.
Особой формой брака являлся брак между перегринами, так как римское право такие браки не регламентировало. Эти браки регулировались правом перегринов.
Римское наследственное право (т.е. регулирование порядка перехода прав и обязанностей частноправового характера после умершего к другим лицам) самым тесным образом было взаимосвязано с понятием римской семьи и институтами семейного права Общая историческая эволюция принципов римского наследственного права характеризовалась движением от занятия правового статуса наследодателя в рамках римской семьи во всем объеме предполагаемых полномочий к восприятию прав в имущественно-правовой сфере. Однако первое начало сохранилось надолго, представляло главную специфическую особенность наследования в римской юридической, традиции и предопределило общее понятие о наследстве и содержании связанных с ним прав, присущее римскому частному праву.
Наследство (hereditas) есть преемство всех прав наследодателя в частно-правовой сфере. Не подразумевается понятием наследства преемство в сфере публичных прав и публично-правового статуса (хотя первое частично проявлялось: для принятия наследства требовалось наличие специальной пассивной завещательной способности, в числе элементов которой гражданское равновеликое качество было существенным). Не в полной мере наследование означало восприятие прав и обязанностей наследодателя в лично семейной сфере: так, наследник не обязывался к восприятию прав наследодателя как мужа, брата, сына и т.д. Однако вместе с наследством переходили обязанности по опеке и попечительству, которые могли иметь и лично-семейные основания: «Благо наследства влечет обременение опекой». Вместе с тем, наследство включало в себя не только выгоды и возможные обогащения имущественного характера; с наследством неразрывно связывались лежащие на наследодателе обязательства, в том числе и те, о которых он не имел точного представления или даже вовсе не знал. Наследство могло быть полностью обременительным, когда в его содержание входили только имущественные долги и иные неисполненные обязательства. Иначе говоря, наследство непременно подразумевало совокупность всех выгод, льгот и обременении, прав и обязанностей в целости и неразрывности; наследник по римскому праву как бы занимал то же правовое положение, что было у наследодателя к моменту его кончины и воспринимал всю сложившуюся ситуацию в целом -- в этом заключался принцип универсальности наследства, который был главным элементом, определявшим содержание наследства с точки зрения права Вторым, дополнительным элементом, также определявшим содержание наследства по римскому праву, был принцип нематериальности наследства. Наследство не считалось чисто материальным, имущественным понятием. «Наследство - это юридическое понятие, допускающее увеличение и уменьшение; увеличивается оно главным образом за счет доходов». Наследство было реальным, имело юридическое содержание, даже если не было предмета материального обладания, который бы переходил по наследству. В случае материальности наследство не обладало строгой и неизменной имущественной массой: она могла увеличиваться или уменьшаться вне зависимости от чьих-то вредных действий или причиняемого ему ущерба (в наследственную массу могли поступить выплаты третьих лиц по обязательствам, сад - принести плоды, стадо - потерять в весе и т.п.). Но наследство охватывало своим понятием и содержанием все такие возможные приобретения правового характера, утраты (в том числе неправовые).
Открытием наследства считался момент смерти наследодателя - физической или гражданской (вследствие уменьшения правоспособности); второй случай не создавал бесповоротности наследопреемства: если наследодатель претерпевал обратное увеличение правоспособности (выкупался или бежал из рабства, возвращал права гражданства и т.п.), наследство возвращалось обратно наследодателю. В момент открытия его наследство рассматривалось как бы бесхозное имущество - до момента принятия наследства или вступления в действие гарантирующих мер по его сохранению. Присвоение наследства третьим лицом (не имевшим на него право ни по закону, ни по завещанию либо совершающим это присвоение неправовым способом) поэтому расценивалось не как похищение имущества (кража), но как особое преступление чисто уголовного содержания, которым наносился вред публичным интересам и которое преследовалось в порядке частных уголовных обвинений любым заинтересованным лицом.
20.Особенности возникновения государства у франков. Государственный и общественный строй раннефеодальной монархия франков.
Возникновение государства у франков связано с именем одного из военных вождей – Хлодвига из рода Меровингов. Под его предводительством на рубеже V-VI вв. франками была завоевана основная часть Галлии. Образование нового государства сопровождалось развитием в недрах франкского общества феодализма, становлением новых отношений собственности и формированием новых классов.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 235.